Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления
материал по географии на тему

Шуманина Ольга Ивановна

Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал сопрооводается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon formirovanie_poznavatelnyh_uud.zip2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Шуманина О.И. – учитель географии

Адышевской средней школы

Оричевского района

Кировской области

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления

В интенсивном потоке информации ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование.

За последние десятилетия в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации. В наши дни обучение понимают как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать реальные жизненные задачи.

Поэтому у школьников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, как основа умения учиться.  

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем. 

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе происходит при использовании образовательных технологий. Современные стандарты требуют  формирования действий, связанных со смысловым чтением, поском информации и ее интерпритации этого можно добиться используя технологию критического мышления. Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, создает на уроке ситуацию успеха.

Технология появилась в США  во второй половине 20-го века. Авторы  -К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.,

  в России она известна с 1997 года . Ее появление связано  с фамилиями М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.

 Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт – именно этого и требует современное общество.

Целью своей работы вижу развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: Первая фаза  (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.  Вторая фаза  (реализация смысла) - активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле

Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя познавательные УУД

Для самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели применяю прием «Корзина идей, понятий, имён» - часто применяю на начальной стадии урока - это стадия вызова. Приём позволяет выяснить, что уже знают учащиеся по изучаемой теме и состоит в том, что каждый вспоминает и записывает в тетради или озвучивает устно всё, что знает по теме -  составляется список идей, которые кратко заносим в “корзину”, изображённую на доске. Часто используем этот материал как основу для формулировки цели урока. Или другой вариант событий – в корзину складываются идеи для решения проблемы, вопроса.

Пример: география 8 класс тема «Природное районирование». На основе определения понятия районирования предложили признаки для выделения районов. В результате пришли к выводу, что районирование может быть зональным и азональным. Сформулировали цель.

Визуальные формы организации материала (рисунки, схемы, таблицы) имеют большое значение, так как дают возможность предварительно систематизировать материал, высказать свои идеи, поразмыслить над проблемой.

Такой формой визуальной организации материала являются бортовые журналы и дневники. Самый простой вариант бортового журнала

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал на уроке?

Пример: география 6 класс тема «Подземные воды», на основе рисунков и схем учебника заполнили первую графу таблицы, а в конце урока заполнили вторую графу

          «Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме - еще Аристотель сказал : «Хочешь научиться, возьми себе ученика»

Пример:  география 7 класс изучение стран идет различными  способами и приемами. «Зигзаг" очень удачная находка, когда внутри группы каждый изучает только одну составляющую, например рельеф, а затем обучает остальных.

          Приём технологии критического мышления - это маркировка текста значками по мере его чтения - “ИНСЕРТ”. Эта английская аббревиатура расшифровывается как “интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления”. Во время чтения текста учащиеся делают на полях текста пометки, а после этого заполняют таблицу, в которой значки будут заголовками столбцов. Сведения из текста в таблицу заносятся в виде тезисов

По мере работы появилась производная этого приема , несколько отличная размечающая система

На географии 9 класса при изучении специализации экономических районов в тексте делаем пометки. и полученные результаты мы используем при заполнении таблицы

Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Пример: география 9 класс изучаем экономические районы и все сведения заносим в таблицу, одна таблица заполняется в течении трех уроков. Сложность в данном случае  заключается в том, что необходим жесткий отбор материала.

Для совершения знаково-символических действий; формирования умения структурировать знания существует прием составление кластера. Этот приём даёт возможность систематизировать имеющиеся знания по изучаемой на уроке теме. Кластер (“гроздь”) – графическое оформление материала в определённом порядке, приём систематизации материала. Мысли уже не расположены не хаотично, а “гроздятся” в определённом порядке .

Пример: география 8 класс  изучение природных зон, где в схему закладывается не только характеристики основных компонентов, но и взаимосвязь между ними. Данный прием может использоваться как для совместной работы в классе, так и для самостоятельной работы.

Прием«Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос отражает уровень погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Это далеко не все приемы, которые использую на уроке. На этапе рефлексии хорошо зарекомендовали себя такие приемы как «закончи предложение» когда небходимо закончить начатое предложение, «верные – неверные утверждения» отметить знаками верные и неверные утверждения по изученной теме. Из заданий ЕГЭ интересным оказался прием «узнай страну по описанию», и существует обратный прием из большого текста необходимо составить краткую характеристику. Еще один прием  «прокомментируй слайд». Когда на этапе рефлексии необходимо прокомментировать изображение, которое они не видели, но оно имеет прямое отношение к изученному материалу

Таким образом, технология развития критического мышления, её приёмы и методы организации учебной деятельности рассматриваю как механизм, формирующий самостоятельность мышления, вооружающий способами и методами самостоятельной работы, то есть формирует и развивает надпредметные (метапредметные) умения, универсальные учебные действия, которые необходимы выпускникам современных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.

Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

" Формирование познавательных УУД через использование элементов технологии критического мышления " Шуманина О.И. МОКУ СОШ с. Адышево

Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, познавательные, обще учебные, логические, действия постановки и решения проблем....

Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"

Статья раскрывает суть инновационной  педагогической технологии критического мышленияи предлагает  элементы её использования на уроках истории...