Открытый урок географии в 7 классе "Внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Урок построен на основе примерной программы по географии  (Примерная программа основного общего образования  по географии (6-9кл), авторская программа по географии, 6-10 классы под редакцией И.В. Душиной.- М: Дрофа, 2008), которая полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки стандарта основного образования. В предыдущих классах ребята знакомятся с реками, на данном уроке  расширяются их представления о них, зависимости рек от рельефа и климата. Кроме того этот урок играет важное значение для последующего изучения природы материка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Фролова Нина Васильевна

Предмет: География      Класс: 7     Тема  урока:  « Внутренние воды Африки»

Девиз урока: “Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!”                                                                                                                Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренних вод Африки.                                                                                                               1. Образовательный аспект:

  • продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки;
  • познакомить с особенностями внутренних вод материка;
  • вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия, связанные с внутренними водами.                                            2. Развивающий аспект:
  • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты;
  • развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;
  • устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.

3. Воспитательный аспект:

  • создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи,  продолжать формирование коммуникативных компетенций.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, физическая карта Африки, климатическая карта Африки,  атласы, учебники, слайдовая презентация к уроку, картины природы Африки.

УМК: «Примерная программа основного общего образования по географии» и авторской программы по географии (6-10классы) под редакцией И.В. Душиной. Издательство: М.Дрофа.2009

  Душина И.В., Коринская В.А. и др. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.учеб.пособие – М.: Дрофа, 2010.

География материков и океанов.   Коринская В.А,. Душина И.В, Щенев В.А., Издательство:М.Дрофа.2009

Используемые технологии:

  • информационные;
  • интерактивные;
  • сотрудничества.

Тип урока: изучение нового материала

Форма: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля, практические,

1. Обучающиеся смогут показать уровень своих знаний  по теме

2. Обучающиеся закрепят умения  составлять характеристику климата территории, анализировать закономерности распределения основных элементов климата, разовьют умение высказывать свою точку зрения, сопоставлять, оценивать собственные силы.

3. Обучающиеся смогут проанализировать взаимосвязи климата, рельефа и внутренних вод материка.

Знать: основные речные системы, озера материка Африка.

Уметь: показывать внутренние воды на карте, выявлять основные   закономерности  их размещения.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: подготовиться к работе на уроке; эмоционально настроиться на учебную деятельность; познакомиться с темой.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечение мотивационной готовности и положительного эмоционального настроения учащихся к работе на уроке.

Задачи: организация внимания и внутренней готовности учащихся; создание атмосферы доброжелательности и  психологического комфорта; обеспечение личностной значимости учебного материала в жизни учащихся. 

Методы: словесные, наглядные методы.

Мотивация: метод эмоционального стимулирования, постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме, осознание личной значимости учебного материала в жизни учащихся.

1.Организационный момент. (Слайд  №1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим занимательное путешествие по внутренним водам Африки.  (Слайд №2)

 В процессе работы  вы  узнаете о  крупнейших речных и озерных системах материка; научитесь определять зависимость густоты речной сети от климата, направления  течения от рельефа, узнаете много нового и интересного о материке Африка. Я хочу, чтобы наше путешествие прошло  увлекательно и интересно. А для этого улыбнёмся друг другу и пожелаем счастливого пути!

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: учащиеся смогут повторить, что относится к внутренним водам, вспомнить характеристики климатических поясов.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:  Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала,  определить  исходный уровень знаний  по теме «Климат Африки»; уметь разъяснять смысл изученных понятий. 

Задачи этапа: установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми обучающимися,

Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности обучающихся и определить причины их возникновения. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

Методы:  индивидуальные и групповые, задания  проблемно-поискового характера, создание рабочих групп, компьютерная презентация.

Критерии достижения целей и задач данного этапа урока:  степень подготовленности обучающихся, карта деятельности, ответы на вопросы.

Определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей: актуализация и корректировка опорных понятий, использование компьютерной презентации, постановка наводящих вопросов.

Описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса: работа в парах, группах, рецензирование обучающихся, самоконтроль, похвала.

Мотивация: постановка с помощью учащихся целей и задач по изучаемой теме; методы учебного поощрения,  предъявления учебных требований.  Описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса: разъяснение критериев оценок, правильность, полнота, логичность, глубина знаний, гибкость и оперативность при ответе на дополнительные вопросы.                                

 Актуализация опорных знаний.  (Слайд №3)                                                  Для проверки знаний проводится географический диктант.                                                                        Текст на каждой парте.  Задание по вариантам.                                                                                                 I вариант отмечает признаки  экваториального  климатического пояса,                                                                                                              II вариант - тропического климатического пояса.                                           Какие утверждения верны:                                                                                      1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50° С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годичные кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе
            Ключ для самоконтроля (выводится на экран): (Слайд №4)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I вариант

+

-

+

-

-

-

+

+

-

-

II вариант

-

+

-

+

+

+

-

-

+

+

Вопрос  классу  «Докажите, что Африка самый жаркий материк».

Фронтальный опрос в форме дискуссии.

  1. Что такое климат? Каков климат в Африке?
  2. На всех материках климат разный. Даже на одном материке в разных его частях климат неодинаков, от каких климатообразующих факторов зависит климат любой территории?
  3. В каких климатических поясах находится Африка?
  4. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков?
  5. Почему суровая пустыня Намиб образовалась на побережье Атлантического океана?
  6. Почему п-ов Сомали один из самых сухих территорий в Африке?
  7. Где в Африке была зарегистрирована самая высокая t ° воздуха?
  8. Как рельеф влияет на климат?

Работа с картой (учащийся на карте, карточками с помощью магнитиков устанавливает географические объекты (крайние точки, горы, плоскогорье, нагорье, моря, проливы, залив и т.д.).

3.

Изучение нового учебного материала. 

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока: смогут   составлять характеристику речных систем материка; совершенствовать умения, выделять главное, устанавливать зависимость рек от  рельефа и климата.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:  создать условия для изучения темы, организовать деятельность обучающихся по изучению внутренних вод Африки.

Задачи этапа: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала;

содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению);

формировать коммуникативные компетенции; создать условия взаимопомощи.

Изложение основных положений учебного материала: изложение учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания, межпредметные связи (беседа). Зависимость рек от климата.

Зависимость рек от рельефа. Заполнение схемы.  Сравнительный анализ географических карт: «Физическая карта мира», «Физическая карта Африки», «Климатическая карта Африки». Проблемное изложение материала (дискуссия), опережающее задание, способствующее развитию самообразовательных умений обучающихся (сообщения турагентов).

Описание форм и методов изложения: самостоятельная групповая работа по сопоставлению и анализу тематических карт; индивидуальная работа, парная, групповая.

Описание основных форм и методов организации деятельности обучающихся: индивидуальная работа с картой, отвечают на вопросы преподавателя, сравнивают, обобщают, сопоставляют имеющиеся знания по данной теме и новый учебный материал, участвуют в дискуссии, демонстрируя умение аргументировать собственную точку зрения, проводят сравнительный анализ карт, работая в группах, оказывают помощь товарищам. Метод « Фишбоун», метод «Паука».

Описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебного материала: наводящие и проблемные вопросы. Демонстрация практической значимости изучаемой темы, её связь с другими темами, выявление межпредметных связей,  смена видов учебной деятельности в течение урока.

Описание методов мотивирования: использование разных методов, чередование видов деятельности, актуализация личностного опыта и опорных знаний обучающихся, использование компьютерной презентации, средств наглядности, использование приемов мышления

( анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), проведение физкультминутки. Создание ситуации взаимопомощи.

Тема нашего урока внутренние воды, а что можно назвать внутренними водами материка?  (Слайд №5)  (Ответы обучающихся).

 Сегодня мы поговорим о внутренних водах Африки. Перед вами слайд: (Слайд№6)                                                                               

По графику годового стока определите  о реке какого климатического  пояса идет речь? Исходя из этих графиков мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек?  (Климат).                                                                               Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки (атлас, стр.25) и установите,

  • В каких климатических поясах  наиболее и наименее густая речная сеть.
  •  Какие реки полноводны круглый год,
  • какие разливаются только летом,
  •  в каких климатических поясах реки разливаются зимой?
  •  Какое питание имеют реки Африки?                                    
  •   Между реками и климатом существует связь.
  •  В каком климатическом поясе больше рек? Почему?                                                                                     Экваториальный, Субэкваториальный  климатические пояса - густая речная сеть,  полноводны  круглый год  р. Конго - Экваториальные широты. Дождевое питание, устойчивый равномерный расход. 

Реки Нигер,  Сенегал,  Замбези - Субэкваториальные широты.  Дождевое питание, летнее половодье.                                                                                      Тропический  климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил , Шари, Логон -Тропические широты. Дождевое и подземное питание.   Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Реки Атласа и Капских гор - Субтропические широты. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются  зимой. Летом  мелеют.

Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание.

Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему? (Протекают в двух или нескольких климатических поясах).

Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.

Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.

(Слайд №7) Для выполнения следующего задания нам необходимо  сформировать группы. Перед вами карточки жёлтого  и голубого цвета. Взяв карточку, подойдите к столу, на котором находится эмблема вашего цвета.

(Слайд №8) Ребята, с помощью анализа физической и климатической карт Африки (атлас, стр.25) восстановите схему. (Работа по группам).

 (Проблемный вопрос) Какое влияние оказывает рельеф на характер рек?                

 Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав.

Метод «Фишбоун». (Работа по группам).  Задание составить «фишбоун»                                                                                                 На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. (В конце работы каждая группа представляет презентацию работы.)

  (Слайд №9) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(под музыку)                                                          Я по Африке иду - (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф-
(руки вверх, потягивания).
У меня над головой - (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать -
 (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вельвичия, турист -
 (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист - (руки в стороны).
А огромный серый слон-
(круг руками)
Посылает нам поклон - (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим - (ходьба на месте)
И за парты поспешим - (садятся на свои места).

Ребята, к  нам прибыли представители новой туристической компании Замбези- Нил – Трейд -  Интернейшенел. Послушаем их рекламную информацию.                                                                                                        Сообщения учащихся: (Слайды №10-18)                                                                            Учитель: Африка богата озерами. (Слайды №19-20)Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика (Слайд №21), второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория (Слайд № 22) – третье  (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил.(Слайд № 23) Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется.  По берегам озера обитает множество птиц.               (Слайд № 24) В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.                                                                                                                                                                          

4.

Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:  смогут закрепить знания и способы действий по определению зависимости рек от рельефа и климата, смогут описывать реки по типовому плану, закрепят ЗУН, систематизируют материал, закрепят  навыки работы в парах и группах.

Цели для учителя: выявить качество и уровень усвоения учебного материала. Обеспечить закрепление понятий, способов деятельности.

 Задачи этапа:  создать условия для организации деятельности обучающихся в измененных условиях;  отработать алгоритм применения типового плана характеристики реки;  установить, как усвоили материал обучающиеся, связь между формами, содержанием новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы, проверить глубину понимания изученного материала, закрепить ЗУН; создать условия для индивидуальных способов закрепления

Описание форм и методов достижения поставленной цели:  первичная проверка усвоения новых знаний для последующей корректировки пробелов. Словесные методы: фронтальный опрос в форме дискуссии, беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам,  индивидуальная работа (самооценка), работа в парах (взаимооценка).

Описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала:  наводящие практические вопросы, демонстрация практической значимости темы.

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: выявление причин неудач в усвоении нового материала, что конкретно вызвало затруднение, непонимание. Дифференцированная помощь обучающимся не усвоившим материал учебной программы по изучаемой теме. Назначение консультантов – помощников (из числа сильных обучающихся).

 Беседа по предложенным учителем проблемным ситуациям и вопросам (Слайд 25

  • Почему внутренние воды на материке распределены неравномерно?
  • Чем представлены внутренние воды?
  • Бассейн какого океана собирает больше всего вод?
  • Почему такую большую площадь в Африке занимает бассейн внутреннего стока?
  • Назовите и покажите на карте самые крупные реки  и озера Африки
  • По какому плану характеризуют реки                                                         Работа  в парах (взаимооценка).

Прочитайте текст учебника  с. 107.

2. Используйте дополнительные сведения об озерах Африки.    Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения.  В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно.

Утверждения.                                                            Ответы.

1.На материке много крупных озер.

2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?

3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?

4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?

5.Берега озера обрамляют горы.

6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.

7. Вода в озере Танганьика соленая.

8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.

9.Озеро Виктория самое большое по площади?

10. Котловина озера Виктория  находится в тектоническом разломе?

11. Озеро Чад самое глубокое озеро?

Проверьте правильность ваших ответов. ( Взаимопроверка. Правильные ответы на экране)

11 правильных ответов-«5»;  9-.10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2». (Ответы: № 3: 1+;  2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.).

5.

Задание на дом. Подведение итогов урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока:  применение обучающимися ЗУН в практической деятельности, закрепят умение работать с различными источниками географической информации, осознание каждым обучающимся цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:  Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; создание условий для выбора учащимися домашних заданий.

Задачи этапа: создать условия для записи домашнего задания, разъяснить правила выполнения творческих заданий.  Критерии успешного выполнения домашнего задания: конструктивный комментарий к объёму и критериям выполнения домашнего задания, рекомендуемая дополнительная литература, творческий подход. Описание метода, способствующего решению поставленных задач: метод незаконченного предложения.

(Слайд № 26)

Домашнее задание: §19.  На контурную карту нанести реки и озера Африки.

2. Дать описание реки (по выбору) по плану.

3.Творческое задание. Сообщения по желанию “Новый туристический маршрут: “Реки и озера Африки”.

(Слайд № 27) Рефлексия. Осознание обучающимися значимости полученных знаний и готовности использовать их для достижения учебных целей.

Вспомните еще раз цели урока. Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:

Мне урок понравился (не понравился), потому что…              

 Комфортно ли было работать в группе…

Мои успехи…

Мои промахи…

Каким бы я хотел видеть на уроке себя…

                                                                                                               

Информационные ресурсы 

  • Душина И.В., Коринская В.А. и др. География: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.учеб.пособие – М.: Дрофа, 2010.
  • Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. М.: Дрофа, 2009.        
  • Орлёнок В.В., Курков А.А.и др. Физическая география: Учебное пособие. Калининград, 1998.



Предварительный просмотр:

Метод «Фишбоун» задание 1-ой группе Задание 2-ой

группе



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока географии

 « Внутренние воды Африки»

Ф.И.И. учителя: Фролова Н.В.

Образовательное учреждение: МКОУ Горбатовская СОШ.

Класс: 7 класс

Тема урока: «Внутренние воды Африки».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внутренних вод Африки

Образовательный аспект:

  • продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки;
  • познакомить с особенностями внутренних вод материка;
  • вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия, связанные с внутренними водами.                                          

  Развивающий аспект:

  • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты;
  • развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей;
  • содействовать развитию умений осуществлять самооценку учебной деятельности;
  • устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.

 Воспитательный аспект:

  • создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности;
  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи,  продолжать формирование коммуникативных компетенций.

 Обоснование  выбора формы проведения данного  урока,  его место в системе других уроков.

Урок построен на основе примерной программы по географии  (Примерная программа основного общего образования  по географии, «География России»  (8-9 классы), авторская программа по географии, 6-10 классы под редакцией И.В. Душиной.- М: Дрофа, 2008), которая полностью отражает основные идеи, предметные темы и содержательные блоки стандарта основного образования. В предыдущих классах ребята знакомятся с реками, на данном уроке  расширяются их представления о них, зависимости рек от рельефа и климата. Кроме того этот урок играет важное значение для последующего изучения природы материка.

Соотношение поставленных целей урока с его результатом, выявление возможных  причин успеха или неудач: Цель и задачи, поставленные на уроке, выполнены.  Содержание урока соответствует поставленным целям, которые формулируются с позиции ученика. Проведение урока в игровой форме всегда вызывает  интерес учащихся к предмету. На этапе «Рефлексия»  учащиеся отметили, что урок им понравился, радовались своим успехам, сделали выводы  о том, что каждый человек должен  чувствовать свою ответственность за состояние климата планеты.

Хочется отметить, что ребята хорошо помнят материал предыдущих уроков. Обучающиеся активно работали, отвечали на вопросы, самостоятельно делали выводы и  обобщения.

 Обоснование выбора структуры и типа урока: Структура и логика этапов урока (организация начала урока; подготовка  к основному этапу занятия; основной  этап;  заключительный этап,  подведение итогов,  выставление оценок;  рефлексия, информация о домашнем задании) обусловлена типом и формой урока.

Тип урока изучение нового материала, т.к. на данном уроке ребята вспоминают ранее изученный материал, получают новую информацию по теме. На уроке использовались фронтальная форма познавательной деятельности, групповая и индивидуальная.  Они предполагают одновременное выполнение   общих заданий всеми учащимися класса для достижения общей познавательной задачи. Я считаю, что в ходе осуществления этой формы на данном уроке происходит прямое, непосредственное идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив и на каждого ребенка, которое должно пробуждать у учащихся ответные мысли, чувства. Общая цель достигается за счёт индивидуальных усилий каждого ребёнка.  Использовались разнообразные  методы обучения: словесные методы, объяснительно-иллюстративный, сравнение, сопоставление, проблемно-поисковый и самоконтроля, практические.

 Характеристика возможностей учебного кабинета и целесообразность средств обучения на уроке: кабинет оснащён специальным оборудованием (компьютером, мультимедийным проектором, дидактическим материалом). Показ презентации дал возможность обучающимся активно и заинтересованно участвовать в уроке.

Обоснование выбора дидактического материала: на уроке использовались настенная карта и карты атласа, а также картины по Африке. Обучающиеся могут использовать дидактический материал, т.к. эта работа ведётся на каждом уроке.

Оценка результатов урока:     В течение всего урока поддерживался благоприятный психологический климат, царила атмосфера доброжелательности и сотрудничества. Высокая работоспособность учащихся обеспечивалась чередованием лёгкого и трудного материала.     Контроль за усвоением знаний организован поэтапно, в конце урока был подведён результат. Этап закрепления показал высокий уровень усвоения материала. Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обоснование использования ИКТ и результативность урока

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека.

Использование современных информационных технологий на уроках географии повышает положительную мотивацию к учению, развивает познавательный интерес, а, следовательно, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребенка.

 Применение информационных технологий, компьютерной техники позволил сделать  урок « Внутренние воды Африки» нетрадиционным, ярким и насыщенным.

Компьютерные элементы вводились в различные части урока: проверка знаний и умений, изучение нового материала, закрепление; домашние задание было составлено с условием, что обучающиеся будут средства Интернета.

Направления использования информационных технологий  на  уроке географии «Внутренние воды Африки»:

  • Демонстрация материалов из источников не доступных всем ученикам (карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов, фотографий).
  • Показ географических процессов.
  • Проверка знаний учащихся.
  • Домашнее задание с использованием информационных технологий (создание презентаций, подборка материалов с помощью Интернета).

Школьникам интересно работать с компьютером самостоятельно: отвечать на вопросы тестов, создавать презентации, искать материал в Интернете. Эти умения пригодятся им для дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

 Я считаю, что такая деятельность способствует развитию творческих и исследовательских способностей учащихся, а сформировавшиеся умения пригодятся в практической деятельности и повседневной жизни.

Результативность применения информационных технологий на уроке географии «Внутренние воды Африки»:

  • Повысилась познавательная активность обучающихся.
  • Обучающиеся самостоятельно добывали, анализировали и  применяли полученную информацию для решения поставленных задач.
  • Самостоятельно осмысливали процесс выполнения познавательной задачи, переносили знания и умения в новую учебную ситуацию.
  • Проявили умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации с помощью технических средств и информационных технологий.



Предварительный просмотр:

Приложение 1  Примерные ответы обучающихся. Экваториальный, Субэкваториальный  климатические пояса - густая речная сеть,  полноводны  круглый год  р. Конго - Экваториальные широты. Дождевое питание, устойчивый равномерный расход. 

Реки Нигер,  Сенегал,  Замбези - Субэкваториальные широты.  Дождевое питание, летнее половодье.                                                                                      

Тропический  климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил , Шари, Логон -Тропические широты. Дождевое и подземное питание. Сухие русла – вади.                                                                                                     Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Реки Атласа и Капских гор - Субтропические широты. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются  зимой. Летом  мелеют.

Приложение 2 Сообщения учащихся: (Слайд №10)  

Река Нил  длина – 6671 км, самая длинная река мире. Течет почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении и не имеет притоков в среднем и нижнем течении. По пустыне Нил течет медленно, по долине реки располагаются многочисленные поля, орошаемые водой Нила.  По долине реки имеется большое количество сельских поселений и городов. Долина Нила – самый большой оазис с хлопчатником и другими культурами. Дельта Нила имеет протяженности от Каира до Александрии, что составляет около 180 км. Истоком считается река Рукарара. Эта река сливается с Мвоного - образуется река Ньяваранго, та в свою очередь сливается с рекой Рувуву и начинается река Кагера – впадает в озеро Виктория. На севере озера Виктория есть небольшой залив Наполеона, оттуда вытекает река Виктория – Нил. К этому месту в 1862 г. подошёл английский путешественник Спик, открывший т.о. исток Нила из озера Виктория или исток Белого Нила. Голубой Нил начинается в Эфиопском нагорье небольшой рекой Малый Аббай. Она впадает в озеро Тана, оттуда вытекает Аббай, или Голубой Нил. Около города Хартум Белый Нил и Голубой Нил сливаются, и образуется Нил.                                                                                                

…Далеко от Египта, у первых порогов, высятся огромные скалы, в этих скалах есть просторная пещера, скрытая от глаз человека и охраняемая страшным змеем, а в пещере живет бог Нила – Хапи. Кроме змея, обиталище сторожит орел и ястреб. Из пещеры вытекает река Нил. Она появляется в узком проходе. Жрецы говорили, что если жертвоприношения богу Хапи будут обильными, то и воды в Ниле будет много. Тысячи лет назад жрецы начали изучать закономерности подъема воды в Ниле. Они научились измерять колебания воды в реке и связывать высоту подъема воды с видами на урожай. Для этого изобрели “нилометр”. Нилометр – это глубокий колодец, выложенный камнем. В середине его устраивалась колонна, размеченная делениями. Посредством  двух туннелей колодец сообщался с рекой. Жрецы аккуратно наблюдали за поведением Нила и записывали колебания воды. Нил научил понимать египтян, что недостаток и чрезмерность губительны. Ещё римский историк Плиний писал, что если Нилометр показывает 12 кубит (60 см) – это голод, 13- достаток, 14- общая радость, 15- тревога, 16- общее бедствие, страшное наводнение.                                                                        

О нилометрах Шекспир писал …                                                  

Там ежегодно отмечают след
Разлив на ступенях пирамиды,
Чтобы судить по высоте черты,
Что предстоит им, голод или сытость,
Чем выше Нил, тем больше урожай.
Едва он схлынет, пахарь засевает
Осевший ил и тину, и глядишь,
Пришла уборка.

Период разлива Нила был общенародным праздником в честь божественного Хапи.  На берегах Нила, на заболоченных пространствах большое разнообразие растений, но одно из них занимает особое место- это папирус,  растущий только в стоячей воде, в древности довольно встречался часто. Древние египтяне использовали папирус в разных целях: пучки метелок использовали для религиозных церемоний, из стеблей плели корзины, из волокон – ткани и канаты, молодые растения употребляли в пищу. Но наиболее известен папирус как материал для изготовления бумаги. Прочные страницы склеивали и сворачивали  в длинные свитки.                                                                                                             ( Слайд  №11) В прошлом Нил был загадкой для Европейских жителей и жителей Африки. Они видели, что из пустыни течёт полноводная река, которая теряет много воды на испарение и просачивание в грунт, но не иссякает, хотя там дождей почти не бывает. Они объясняли это вмешательством сверхъестественной силы и обожествляли реку.                                                                                               Но человек нашёл управу Нилу. Во время тропических дождей Нил разливался и затоплял обширную долину, и выносил в море огромные массы воды. Чтоб сохранить хоть какую-нибудь часть живительной влаги для весеннего и летнего орошения, в 1899- 1902 гг.  была построена плотина у первого нильского порога недалеко от города Асуан, выше которой образовалось водохранилище.

В 1907- 1912 гг. плотина была надстроена на 5 м, длина искусственного водохранилища достигла 295 км.

В 1929-1934 гг. плотину надстроили ещё на 9 м, длина стала 360 км. Асуанская плотина помогла орошению, но плотина не дала Египту нужное количество воды. Южнее старой плотины была построена новая, более мощная, прозванная в народе Насер. Высота её 111 км. Образовалось пресное море длиной почти 500 км. Новое водохранилище в 26 раз больше прежнего. Теперь воды Нила служат египетскому народу: они отдают свою силу, вращая турбины гидроэлектростанции, орошают около 1 млн. га земли, получают урожай 2-3 раза в год. Пришёл конец катастрофическим разливам реки, гибели посевов и селений.

Вот что дала Египту постройка Асуанского гидроузла:

  1. Электрифицированы почти все египетские деревни.
  2. Электрифицированы многие старые и новые предприятия промышленности.
  3. Практически прекратились засухи и катастрофические засухи.

А вот как повлияло строительство плотины  на окружающую среду:                                                      

1.Тысячелетиями Нил выносил на поля плодородный ил, слой которого составлял более 10 м толщиной. После строительства плотины течение реки замедлилось, и ил стал оседать в водохранилище. Поля остались без ила, но с водой.

2.Усилилось разрушение берегов в северной части дельты.

3.Изменились рыбные миграции сардин у северных берегов Египта. Но, озеро Насер стало давать тысячи тонн полупудовых (8 кг) нильских окуней. (Слайд№12)

Приложение 3 Информация об озерах Африки. Самое известное озеро Танганьика (Слайд №21), второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория (Слайд № 22) – третье  (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил.(Слайд № 23) Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется.  По берегам озера обитает множество птиц.       (Слайд № 24) В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.  

                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

физминутка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Открытый урок географии. Природные зоны Африки.

Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...

Открытый урок географии для 6 класса на тему: "Круговорот воды в природе"

Цели: сформировать понятие «круговорот воды в природе и установить взаимосвязи в данном природном явлении....

Методическая разработка конспекта открытого урока географии на тему: «Природные зоны Африки»

Тип урока: урок «открытия» нового знания по теме «Природные зоны Африки»...