Открытый урок географии в 7 классе по теме: "Африка. История открытия. Географическое положение"
методическая разработка (7 класс)

Мясникова Елена Михайловна

О континенте Африка: что собой представляет материк, что означает слово Африка. Затем работа с технологическими картами, в которой имеется практическая работа, составление таблицы, самостоятельная работа с атласом, контурной картой, учебником

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Урок: История открытия, исследования и географическое положение материка Африка

 Цели: сформировать знания о физико-географическом положении   материка, его влиянии на природу Африки;

Задачи:

  1. Формирование у учащихся приема самостоятельного составления характеристики географического положения материка с самостоятельным выбором карт нужного содержания.

2.Формирования умения производить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка.

3.Совершенствование умений работать:

-с градусной сетью карты (определение координаты  крайних точек материка);

-с контурной картой.

4.Формирование умения прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

5.Совершенствование умения выделять главное в лекционном сообщении (общенаучный факт).

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, контурные карты.

Прогнозируемый результат (должны знать и уметь):

-определять ГП Африки, координаты крайних точек;

-показывать и называть элементы береговой линии Африки;

-прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;

-называть имена путешественников-исследователей Африки, их основные открытия и исследования.

                                     ХОД УРОКА.

Вступительное слово учителя:

-Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте Африка.

« Почему люди стремятся в Африку?» - каждый  ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос? Вот как писал об Африке историк-международник. Вл. Корочанцев (на доске). Африка древнейший материк, второй по величине после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой – Мадагаскар, составляет 30,3 млн. кв.км.

Этот континент:

-преобладание равнин;

-самых высоких температур на Земле и контрастных ПК;

-здесь находится самая величайшая пустыня мира – Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов;

-снежные шапки высочайших горных вершин поднимаются над бескрайними просторами жарких саванн;

-на материке сохранился уникальный животный мир низких широт: это самые крупные млекопитающие суши- слоны, бегемоты, носороги, жирафы…;

-здесь расположены крупнейшие разломы земной коры на суше;

-АФРИКА – древняя родина человечества: отсюда и из юго-восточной Азии, как считают ученые, люди расселились по всем материкам Земли.

Слово «АФРИКА», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые проживают в одном из районов на севере материка.

1-2 в. до нашей эры материк носил название ЛИВИЯ. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.

Сообщается тема урока. Записывается в тетрадь. Ведется работа с технологическими картами, которая имеется на каждом столе.

Провести игру «Игра в названия»: от каждого ряда выбирается один представитель, они получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминавшихся на данном уроке. Побеждает тот, кто больше запомнил географических названий.

     Дом.Задание: дооформить контурные карты, составить малое кругосветное путешествие вокруг Африки.

«Африка - неизлечимая  страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь        многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…»

УЭ-0

2 мин.

                УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

1.Показывать элементы береговой линии Африки.

2.Определять географическое положение материка, координаты крайних точек.

3.Прогнозировать (оценивать) влияние географического материка на особенности природы материка.

4.Назвать имена путешественников-исследователей Африки и их основные открытия и исследования.

УЭ-1

8 мин.

Учащиеся должны уметь составить характеристику географического положения материка.

                                 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

Выполните практическую работу «Определение географического положения Африки» (см. Атлас – физическая карта мира, физическая карта Африки, климатических поясов и областей мира, учебник – с.----) по плану:

1.Положение относительно:

-экватора;

-тропиков;

-нулевого меридиана.

2.Крайние точки материка и их координаты (северная, южная, западная, восточная);

3.В каких климатических поясах располагается?

4.Какими океанами омывается;

5.Как расположен относительно других материков?

УЭ-2

7 мин.

Учащиеся должны уметь работать с физической и контурной картами.

                            ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

На контурной карте Африки авторучкой обозначьте:

-крайние точки материка и их координаты;

-океаны, омывающие материк;

-моря: Средиземное и Красное;

-проливы: Гибралтарский и Мозамбикский;

-Гвинейский залив;

-Суэцкий канал;

-остров Мадагаскар;

-полуостров Сомали.

УЭ-3

13 мин.

Прочитать в учебнике (доп. литература на столе).об исследователях и заполнить таблицу:

ДАТА

          ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

        СОБЫТИЕ

УЭ-4

5 мин.

Выполните тест в тетради:

1.В каком направлении располагается Африка относительно Евразии?

А) к западу;

Б) к юго-западу;

В) к северу.

2.Какой пролив отделяет Африку от Евразии:

А) Мозамбикский;

Б) Гибралтарский

В) Берингов.

3.Какой мыс Африки является ее крайней южной точкой?

А) Игольный;

Б) Альмади;

В) Рас-Хафун.

4.Как называется самый крупный остров  у берегов Африки?

А) Гренландия;

Б) Новая Гвинея;

В) Мадагаскар.

5.Самый большой полуостров Африки?

А) Аравийский;

Б) Сомали;

В) Индостан.

6.Какой канал  является условной границей между Африкой и Евразией?

А) Суэцкий;

Б) Панамский;

В) Каракумский.

7.Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу Африки?

А) Атлантический;

Б) Индийский;

В) Тихий.

8.Какой исследователь завершил открытие берегов материка при своем плавании вокруг Африки?

А) Ливингстон;

Б) Васко да Гама;

В) Вавилов.

9.Какой исследователь пересек Южную Африку, открыл верховья реки Конго, водопад Викторию?

А) Ливингстон;

Б) Васко да Гама;

В) Вавилов.

10.Как называется крупный залив у брегов Африки?

А) Мексиканский;

Б) Персидский;

В) Гвинейский.

     САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ. 7 класс.2023 год.

1.Характеристика класса: 7 класс. Дети разные по уровню знаний, способностей, характеру. Слабые и сильные, усидчивые, нетерпеливые. Ребята работают у доски, не теряются. Но некоторые неориентируются по карте, не видят надписи ………, правильно говорит, но ничего не видит. Самостоятельна и индивидуальная работа помогает раскрыться и у них присутствует чувство соревновательности. …… старается опередить учителя, даже когда объясняю  новую тему. Есть ребята, которые отмалчиваются.

2. Тема урока: Африка. Географическое положение. Особенности природы. Первый урок по теме «Африка».

Цель: 1. Формирование у учащихся приема самостоятельного составления характеристики географического положения материка.

2.Совершенствование умений работать:

- с градусной сетью карты (определение координат крайних точек);

-с контурной картой;

3.Формирование умения оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Задачи:

-изучить географическое положение, особенности природы континента Африка (образовательная);

-закрепить навык работы с контурными картами (развивающая);

-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбию (воспитательная).

Методы: Словесная передача информации. Наглядная передача информации. Практическая деятельность – работа с раздаточным материалом, контурной картой. Стимулирование поощрение «Молодцы». Контроль и самоконтроль.

Формы: письменная и индивидуальная работа; работа с контурными картами; работа с технологическими картами; работа с классом; игра.

Средство обучения: практическая работа, основные понятия.

Оборудование:  карта полушарий, физическая карта Африки, карта природных зон, климатическая карта Африки.

Ход урока: вступительное слово учителя о континенте Африка: что собой представляет материк, что означает слово Африка. Затем работа с технологическими картами, в которой имеется практическая работа, составление таблицы, самостоятельная работа с атласом, контурной картой, учебником. Самостоятельно попытались получить знания о Природе Африки. Сделали вывод о влиянии географического положения на природу Африки. В конце урока поиграли и получили домашнее задание.

Результат урока: считаю, что тема урока раскрыта, цели достигнуты. Ребятами  и уроком довольна. Ребята на уроке были внимательны, ответственны, работали самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д. Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д. Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д. Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.

Слайд 4

С – Ю 32 о с.ш. +35 о ю.ш. =67 о ш. 111,3км*67 о =7457 км З – В 1) 52 о в.д. +18 о з.д. =70 о д. 2) 110км*70 о =7700 км

Слайд 6

В 1498 г. первым обогнул южную оконечность Африки и привел свой корабль в Индию.

Слайд 7

Уехал в Африку в 1841г. в качестве врача и миссионера. В непрерывных экспедициях провел почти 30 лет. Первым из европейцев увидел красивейший водопад на реке Замбези и назвал его Виктория, открыл множество рек и озер на юге материка.

Слайд 8

Исследователь Африки, который в 1858 году обнаружил озера Танганьика и Виктория, исток Белого Нила. Джоне Спик (брит.)

Слайд 9

Впервые был направлен в Африку корреспондентом колониальной войны. В1871г. Отправился на поиски экспедиции Ливингстона, и некоторое время путешественники были вместе. Как и Ливинстон, во время странствий по Африке погиб.

Слайд 10

В 1876-1878 и 1879-1886 годах совершил два путешествия в Центральную Африку. Исследовал реку Уэле и водораздел между реками Нил и Конго.

Слайд 11

В 1926-27гг.организовал ботанико-агрономические экспедиции, в том числе в Северную Африку, установил там один из 7 центров происхождения культурных растений - Абиссинский, или Эфиопский, (выделяется разнообразием форм пшеницы и ячменя, родина кофейного дерева, сорго). Проводил важные исследования по истории мирового земледелия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география 7 класс "Евразия . Рельеф."

Развёрнутый конспект открытого урока географии 7 класс "Евразия. Рельеф"...

дидактический материал география 7 класс по теме Африка -Алжир

характеристика государства Африки - Алжир по картам атласа и тексту учебника...

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Диагностическая работа по географии 7 класс по теме "Африка"

Тестовые задания по географии 7 класс по теме "Африка"....

урок географии 5 класс. Повторение и обобщение по теме "Географические открытия"

Урок географии в 5 классе. Повторение и обобщение материала по теме "Географические открытия". К учебнику О.А. Климановой, В.В. Климанова, Э.В. Ким....