Открытый урок географии в 7 классе "Климат Африки" (с применением информационно-компьютерных технологий)
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Открытый урок географии "Климат Африки" (с примением ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_geografii_klimat_afriki_s_primeneniem_ikt_.docx432.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

                                                                                         ПАСПОРТ УРОКА

ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

В классе 29 учащихся.  

Класс разноуровневый: базовый уровень – 48,2% учащихся,

                                      повышенный –27,6%,

                                      высокий -   24,2%

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УРОКЕ

Предмет

Класс

№п/п

урока

Дата

 проведения

Тип урока

Учебник

Оборудование

География

7 «А»

32

24.12.2014

Урок открытия нового знания

 География.  7 класс.

Авторы: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А.

Издательство: Дрофа, 2014

См. таблицу «Карта обеспеченности урока»

Тема урока

«Климат Африки»

Цели урока:

Цель урока: выявить главные особенности климата Африки.

Задачи урока:

Образовательные:

  • углубление знаний по теме “Климат”;
  • формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки;

Воспитательные:

  • продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;
  • воспитание толерантности.

Развивающие:

  • углубление умений:
  • делать сравнительную характеристику карт;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • читать климатограммы;
  • продолжить формирование научного мировоззрения.

Используемые  технологии  и обоснование их применения

Информационно -компьютерные технологии

Выбор данной технологии обоснован наличием интерактивной доски в классе, типом урока и подобранными заданиями. 

Выбранные ЭОР соответствуют целям и задачам урока, основным требованиям к ним: интерактивность,

научность и достоверность предоставленной информации.

Интерактивность заданий стимулирует познавательные интересы учащихся, их активность, помогает лучше запомнить представителей модернистских течений.

Проблемно-диалогическое обучение

Работа в группах. Решение проблем сообща. Зачитывание вывода по решению проблемы.

Проектная деятельность

Продуктом проектной деятельности стал алгоритм описания климата, который будет использоваться на дальнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.

Здоровьесберегающие технологии

При организации урока соблюдаются регламентированные условия для проведения занятия.

Согласно СПиНам при использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Обеспечивают это жалюзи, а на окне, близком к экрану, ещё и темная занавеска

В учебном кабинете  географии(А- 2.69) обеспечиваются:

  • оптимальные параметры микроклимата (класс перед уроком проветривается в течение 15 минут);
  • уровень освещенности соответствует норме: на рабочих столах – 300 – 500 лк (четыре стандартные люминесцентные лампы в два ряда на потолке), а на классной доске – 300 – 500 лк. (имеется искусственное освещение доски)

Время работы с включенной интерактивной доской на уроке не превышает 25 минут, что не нарушает СанПиН, но в целях профилактики в середине урока предусматривается гимнастика для глаз системы Базарного В.А.  Активное использование на уроке групповой формы организации учебного процесса обеспечивает снижение эмоционального напряжения учащихся (как отмечалось выше)

Карта обеспеченности урока

Материально-техническое оснащение

 

Учитель

Ученики

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

  • Мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • ПК;
  • программа «Smart Notebook 10.  (Коллекция LAT 2.0);
  • ЭОР: интерактивная карта;
  • видеофрагмент «Африка»
  • Климатическая карта

  • Мультимедийная презентация;

  • программа Mikrosoft PowerPoint;

  • ЭОР

  • раздаточный материал;

  • учебные атласы;

 

  • контурные карты
  • программа «Smart Notebook 10.  (Коллекция LAT 2.0)»

 

Ход урока:

Этап урока

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация орг. момент

Ролик «Африка – это вечная тайна»

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад..

Создание эмоциональной готовности к уроку. Видеоролик «Африка – это вечная тайна». http://easyen.ru/load/metodika/video/mir_puteshestvij_afrika/5-1-0-18578 

Смотрят видеоролик

II. Целевая актуализация материала

Слайд 1 

КЛИМАТ АФРИКИ

- Сегодня мы продолжим исследование природы Африки. Тема урока: «Климат Африки».

- Как выдумаете, какова наша главная цель  на уроке?

А  зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?

В тетради записывают тема: “Климат Африки”


Формулировка цели урока:
Выявление климатических особенностей  Африки.

Рассуждения учеников о необходимости и применении знаний о климате Земли.

III. Постановка проблемы

Слайд 2

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок2.png

Но прежде чем начать исследование, давайте выясним, какие карты сегодня станут нашими основными источниками добычи информации?  

- Действительно, наша планета полна загадок. А Африка, как поётся в песне, это вечная тайна между двух океанов.  Но многие тайны перестают быть таковыми, если для их разгадки применить свои знания. Для начала я загадаю вам несколько географических загадок, а вы попробуйте ответить:

  • Где в Африке (и почему именно там) растут самые густые и непроходимые леса?
  • Где в Африке растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?
  • Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный
  • Почему  пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

- Перед какой проблемой мы оказались? Почему мы не смогли грамотно сформулировать ответы на эти несложные вопросы?

- Для эффективности работы, мы создали 2 настоящие исследовательские группы, которые, прежде чем дать ответ, должны будут все вместе обсудить его внутри своей команды. Особенно обратите внимание на большие знаки вопроса. Именно они потребуют от вас максимальных усилий.

Ориентирование в атласе, выделение необходимых для урока тематических карт, интерактивная карта климатических поясов http://mygeog.ru/klimaticheskie-poyasa-rossii-interaktivnaya-karta-skachat-besplatno/klimatiches 

Попытки учеников решить загадки, но из-за нехватки знаний ответы неполные, обтекаемые или неправильные, больше основанные на интуиции

Осмысление проблемной ситуации, осознание необходимости в пополнении своего запаса знаний

Дети заранее разделились на группы

IV. Актуализация изученного ранее материала

Слайд 3

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок3.png

- А теперь прошу обратить внимание на  фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой.

- Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.

Фронтальный опрос

- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)

- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм. давление и т.д.)

- Так почему Африка – самый жаркий материк?

- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?

- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)

Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны.

Внимание!

Африка – самый жаркий материк.

Работа в группах, воспроизведение ранее изученного материала во время фронтального опроса

Физминутка

Слайд 4

- Ребята, так как почти весь урок у нас включена интерактивная доска, предлагаю выполнить гимнастику для глаз по системе Базарного В.А.

Под тихую мелодию совершаем движения глазами по стрелочкам, порядок указан цифрами: от 1 до 5.

V. Изучение нового материала (решение проблемы)

Слайд 5

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок4.png

Слайд 7

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок5.png

Слайд 8

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок6.png

Слайд 9, 10

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок7.png

Слайд 11

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок8.png
Слайд 12
C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок9.pngСлайд 13C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок10.png

Слайд 14C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок11.png

Слайд 15C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок12.png

Слайд 16C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок13.png

Слайд 17C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок14.png

Слайд 18C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок15.png

Слайд 19C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок16.png

Слайд 20C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок17.png

Слайд 21C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок18.png
Слайд 22
C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок19.png

- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)

1. Главный фактор – географическая широта.

- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие  элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?

А это значит, что большая часть Африки расположена  …    (в жарком тепловом поясе)

Африка – самый жаркий материк, потому что…

Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

Среднемесячная температура не ниже ____________.

Отмечена самая высокая температура ____________.

2.  Влияние постоянных ветров

- Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков. 

- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?

- Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?


Наводящие вопросы учителя

1) С какой поверхности дуют с-в пассаты?

2) Какие вм проникают на материк?

3) К чему это приводит?

4) С какой поверхности дуют ю-в пассаты?  

5) Какие вм проникают на материк?

6) К чему это приводит?

- В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.

В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.

3. Влияние течений.

    - Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков?

- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)

- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)

- А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы.

- Можно ли, не глядя на карту течений, только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные.

- Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье?

4. Влияние рельефа.

  - Почему в экваториальной Африке средняя температура западной части выше, чем температура восточной части?

 

- Почему ю-в побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. Хотя влажные вм проникают свободно под влиянием пассатов и тёплого Мозамбикского течения?

5. Удалённость от океана

А сейчас попробуем разгадать одну из  загадок Африки.

Почему  пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария  стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары

6. Климатические пояса

Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке

Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.

- В каких климатических поясах расположена Африка? Как эти пояса расположены относительно экватора? (симметрично)

- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.( Приложения 1 и 2) 

а) Экваториальный пояс.

  • В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
  • Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
  • Какая природная зона возникает при таком климате?

- Так где же в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?

б) Тропический пояс.

  • Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
  • Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)

в) Субэкваториальный пояс

  • Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
  • В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
  • Какая природная зона возникает при таком климате? (саванны)

- Именно в саваннах встречается удивительное дерево – баобаб.

- Теперь мы можем разгадать ещё одну загадку Африки: «Где  растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?»

г) Субтропический пояс

  • В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
  • Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)

Работа в группах, осмысление и обсуждение вариантов  ответов на вопросы.

Озвучивание результатов обсуждения:

  1. Африка почти посередине пересекается экватором.  
  2. Крайние точки Африки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.
  3. Африка пересекается на севере и юге южным и северным тропиками.

Обобщение и формулирование выводов,  запись в тетрадь:

Африка – самый жаркий материк, потому что, большая часть материка расположена в жарком поясе.

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

На данные регионы оказывают влияние пассаты, которые дуют с ю-в и с-в от тропиков к экватору

Работа с интерактивной доской, проверка правильности сделанного рисунка

Ответы учеников:

1) Аравийский п-ов, пустыня Руб-Эль-Хали

2) Сухие и жаркие

3) Образование одной из самых сухих пустынь мира – Ливийской пустыни

4) С океана

5) Влажные

6) Выпадение осадков, увлажнение ю-в территории Африки

Формулировка вывода, запись в тетрадь:

Влияние пассатов на Африку различно, т.к. южный пассат приносит вм с океана, а северный – из пустыни.

Терминологическая работа

Запись в тетрадь:

Самум - знойный сухой ветер в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

Запись в тетради:

На увлажнение прибрежных территорий Африки оказывают влияние тёплые и холодные течения

Обсуждение в группах, нанесение на интерактивную карту тёплых и холодных течений

Проверка правильности сделанного рисунка

Работа с атласом. Обсуждение в группах.

Территории находятся на разной высоте относительно уровня мирового океана

Обсуждение в группах

Драконовы горы не пропускают глубоко влажные ВМ

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

Запись в тетради:

Чем дальше вглубь материка, тем суше климат.

Работа с атласом

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Заполнение таблицы

Фронтальная работа: «вопрос-ответ»

Опережающее задание. Краткое сообщение  ученика о баобабах

Ответы учеников с  опорой на прослушанное сообщение.

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

VI. Рефлексия

Слайды 23

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок20.png

Слайды 25C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок21.png

Слайд 26C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок22.png

На основе  карты ответьте на следующие вопросы:

- Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный

- Почему на побережье Атлантического океана возникла одна из самых суровых пустынь мира, где единственный вид увлажнения – это роса? (тропический климат и холодное течение)

- Почему на вулкане Камерун преобладает рекордное для Африки количество осадков
9000 мм? (экваториальный климат и теплое течение)


1) - Определите по климатограмме климатический пояс
2) - Дайте описание климата по климатограмме.  

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам: 

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  • экваториальный;
  • субэкваториальный;
  • тропический
  • субтропический

- Сравните климатические показатели двух городов Африки: Хартум и Адисс-Абеба. Почему два города, расположенные в одном климатическом поясе и недалеко друг от друга, имеют такие различия в климатических показателях?

V. ИТОГ УРОКА

Самооценка
Спрашивает, что понравилось на уроке, что нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Практическая работа №1. Работа в группах с климатограммами по алгоритму (по вариантам).(Приложение 1, 2)


Практическая работа №2. Работа в группах

(Приложение 1, 2)

Самооценка успешности овладения новыми знаниями

Проводят самооценку, осознают результаты своей деятельности, записывают домашнее задание.

Домашнее задание  

 § 26(дифференцированное задание по объёму и степени сложности)

Приложение 1

Климат Африки (1 вариант)

1. Характеристика климатических поясов:

Атмосферное давление

ср. t июля

ср. t ян.

осадки

1).                                                  

2).

3).

4).

2. Рекорды материка

максим.

t  воздуха

миним.

t  воздуха

самая сухая часть материка

самая влажная часть материка

а). показатели

б). Причины рекордов

Практическая работа №1.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  • экваториальный;
  • субэкваториальный;
  • тропический
  • субтропический

Практическая работа №2.

Параметры сравнивания

Аддис-Абеба

Хартум

Климатический пояс

Температура января

Температура июля

Среднегодовое количество осадков

Факторы, влияющие на климат

Приложение 2

Климат Африки (2 вариант)

1. Характеристика климатических поясов:

Атмосферное давление

ср. t июля

ср. t ян.

осадки

1).                                                  

2).

3).

4).

2. Рекорды материка

максим.

t  воздуха

миним.

t  воздуха

самая сухая часть материка

самая влажная часть материка

а). показатели

б). Причины рекордов

Практическая работа №1.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  • экваториальный;
  • субэкваториальный;
  • тропический
  • субтропический

Практическая работа №2.

Параметры сравнивания

Аддис-Абеба

Хартум

Климатический пояс

Температура января

Температура июля

Среднегодовое количество осадков

Факторы, влияющие на климат

Список используемой литературы

  1. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
  2. http://knowledge.allbest.ru
  3. http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs
  4. А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
  5. Ким Э.В.,  Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с применением информационных компьютерных технологий «Таинственный мир полифонии»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ.  Возраст детей (12 лет-13 лет)Маршрут для ученика 5-6 кл. ПланВведение. Зачем нужна полифония.Что дает ребенку исполнение и слушание полифонического произведения...

Открытый урок по математике «Логарифмические уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Открытый урок по математике «Показательные уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Открытый урок по математике «Тригонометрические уравнения» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Открытый урок по математике «Производная функции» с применением информационно – коммуникационных технологий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Открытый урок географии. Природные зоны Африки.

Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...

Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы».

Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы»....


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

презентация к уроку сделана для интерактивной доски
или имеет привычный формат .pptx?
где можно ее скачать?