Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.
материал по географии на тему
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение новых технологий, которой несомненно можно считать «урок-исследование» открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету и географии в частности.
Урок –исследование предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
- постановку проблемы,
- повторение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,
- обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главная цель урока – исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми- развитие личностных компетенций), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт-знания. Конечно, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку – исследованию необходима большая теоретическая подготовка, которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда учащиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний – вот здесь и следует применять уроки – исследования. Теперь учащимся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания полученные, учащимися самостоятельно останутся, в памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить – трудно переоценить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на августовской педагогической конфкренции учителей географии г. Таганрога м | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новое в преподавании полезно только тогда, когда на опыте проверено, что оно лучше старого.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть требования ФГОС Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
Урок – исследование в курсе географии Исследовательская деятельность учащихся более широкое понятие с более раздвинутыми временными рамками с заранее неизвестным результатом Урок – исследование ограничен временными рамками – 45 мин ставится исследовательская задача решение по алгоритму действий итог урока – новые знания.
Этапы урока-исследования постановка проблемы, повторение теории, посвященной данной проблематике, подбор инструментов для исследования и практическое владение ими, обработка полученного результата, его анализ и обобщение, собственные выводы.
ЦЕЛЬ - ЗНАНИЯ цель урока – исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования главным результатом урока – исследования является интеллектуальный, творческий продукт- знания.
ЧТО ВАЖНЕЕ « Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике». « Усвоение = Понимание + Запоминание».
Особенности уроков -исследование географии Тема урока Тип урока Используемые приемы. Учение о природных зонах. Вводный урок Активная школьная лекция с опорой на схемо-конспект. «Арктика и чуткая субарктика Изучение нового материала (ИНМ) Обучающий практикум .Работа с источниками географической информации, составление «Визитки природной зоны» в печатной тетради. Зона лесов ИНМ Урок-исследование . Работа с источниками географической информации, составление таблица «Лесные сообщества России» Лесостепи и степи ИНМ Урок-исследование . Использование литературного текста для получения географической информации об объекте. Полупустыни, пустыни ИНМ Урок практикум . «Многоэтажность» гор ИНМ Урок практикум . Человек и горы ИНМ Урок-конференция. Обобщение знаний итоговый Урок игра «Своя игра»
Этапы урока -исследование -1.Постановка проблемы Существует ли связь между лесными сообществами и видами природопользования в разных районах лесной зоны страны. В чем и как она проявляется? Исследовать литературный текст (три отрывка) Получить географическую информации об объекте ПХЗ - степь.
Этапы урока -исследование 2-Повторение теории, посвященной данной проблематике Мини проблема. Докажите тезис : леса играли особую роль в истории русского народа и повлияли на его менталитет. Опережающее задание. Изучить учебник-§31 Назвать (записать) исключительные особенности прородно-хозяйственной зоны-степи.
Этапы урока –исследования 3-Подбор инструментов для исследования и практическое владение ими. 1. Учебник-География России. Природа и население. А.И.Алексеев, М.-Дрофа.-§28-30 2. Приложение учебника №4. 3.Географический атлас для 8 класса. 1.Прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова. 2.Репродукции природы степи. 3. Прослушивание художественного чтения литературных отрывков
Этапы урока -исследование 4-Обработка полученного результата, его анализ и обобщение 1.Составить, заполнить и проанализировать итоговую таблицу. 2. Формулировка выводов вытекающих из поставленной проблемы используя шаблон ответа. 3.Дома § 1.Составить, заполнить и проанализировать итоговую таблицу. 2. Определить авторов отрывков. 3. Творческое домашнее задание : подобрать и выучить стихотворение о степи; фото коллаж; собственная иллюстрация.
Результат урока Климатические характеристики климатических областей Географическое положение Лесные сообщества Почвы Деятельность человека -16, +16, О-600 мм умерено- континентальная Русская равнина Темно хвойная тайга Подзол Лесное хозяйство, животноводство, овощеводство Вывод: Различие лесных растительных сообществ в лесной зоне страны определяется климатическими условиями. Разнообразие деятельности человека в лесной зоне увеличивается с севера на юг.
Результат второго урока
Мечта учителя- ученик -мыслящий, созидающий, творящий … работающий
От урока исследования до УНИО и ДАНЮИ.
Ушинский Константин Дмитриевич Учение есть труд, и труд серьезный . Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли. Учитель, приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда и испытывать те наслаждения, которые им доставляются
От Ушинского к ФГОС Труд – это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития – физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому труду, вызывать у него жажду серьёзного труда, формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом.
От пессимистического оптимиста Пусть наш труд найдет продолжение в памяти, умах и сердцах наших учеников, а ученики изменят наш мир, делая его более светлым и добрым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Динамика развития метапредметных навыков обучающихся в условиях воспитательно-образовательного пространства школы"
В работе представлена "Карта сформированности метапредметных УУД", которая является приложением к дневнику ученика 5 класса. Заполняется учителями, преподающими в данном классе, классным руковод...
Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».
«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА слушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме «Проектирование современного урока географии, биологии и химии в соответствии с ФГОС ОО»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТАслушателей курсов дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей химии, географии и биологии по теме«Проектирование современного урока географии,...
Развитие метапредметных навыков на уроках математики
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: соханение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Для ре...
презентация Развитие метапредметных навыков учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Метапредметные навыки в реализации учебно-проектной деятельности...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...
Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования
Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку...