Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся и повышения качества образования
материал (7 класс)
Проектная деятельность - неотъемлемая часть урочной и внеурочной деятельности при обучении иностранному языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по иностранному языку как средство развития метапредметных навыков учащихся
(учитель иностранных языков – Архипова М.А.)
В условиях быстро меняющегося, динамичного мира одним из главных требований к выпускнику школы является стремление и умение учиться на протяжении всей жизни, а не только в рамках обязательного образования. Реализацию этого умения поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход и который предполагает:
∙ формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
∙ проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
∙ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
∙ построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Существует значительное количество педагогических технологий, позволяющих обеспечить реализацию системно-деятельностного подхода, такие как деловые игры, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, кейс-стади, проектно-исследовательская технология и другие.
Среди них можно выделить технологию проектной деятельности как универсальный метод, позволяющий учителю решить ряд важнейших педагогических задач:
∙ развитие универсальных учебных действий;
∙ развитие предметных учебных действий;
∙ реализация межпредметных связей.
Благодаря использованию метода проектов у обучающихся повышается уверенность в своих знаниях, развивается осознание значимости сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий, развиваются коммуникативные способности, исследовательские умения и т.д. Проектная деятельность на уроках английского языка – важная составляющая ФГОС.
В ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «умения применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Учебный предмет «Английский язык» метапредметен по своей сути. Именно на уроках английского языка учащиеся осваивают лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучают грамматику иностранного языка, оперируя понятиями, изученными на уроках русского языка, знакомятся с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связывает его с историей, географией и МХК. На уроках иностранного языка можно проводить динамические физкультминутки и тогда можно увидеть связь с предметом «Физкультура».
В обучении английскому языку метод проектов дает возможность использовать язык в ситуациях реальной, повседневной жизни. Но самое главное – способствует обучению детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Метод проектов можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК, сохраняя при этом методическую концепцию авторов учебников.
В методике преподавания иностранного языка проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально - нагруженная по его содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений.
В своей работе мы можем использовать разные виды проектов: игровые, творческие, издательские, информационные и исследовательские, проекты конкретного социологического обследования. По своему предметному содержанию проекты, как правило, носят междисциплинарный характер.
Работа над проектом проходит в несколько этапов. В зависимости от планируемого результата (плакат, чертеж, фотовыставка, мультимедийная презентация) она может занимать от одного до нескольких занятий. Кроме того, учащиеся получают домашние задания поискового характера. Также задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой, интервьюирование одноклассников, учителей, родителей.
Проектная работа по иностранному языку имеет некоторую общую структуру, независимо от вида проекта и этапа обучения. Ее можно представить следующим образом (этапы работы):
- Работа над темой раздела (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, работа с видеоматериалами и др.)
- Планирование (анализ темы и проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов)
- Формирование творческих групп (распределение ролей и заданий между членами группы)
- Исследование (отбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив)
- Оформление проекта (рисунки, плакаты, диаграммы, презентации)
- Презентация проекта (демонстрация результатов работы). Особое внимание уделяется умению рассказывать о совместной работе и ее результатах на английском языке.
- Рефлексия (анализ выполнения проекта, успехов и неудач, причин этого)
Следует отметить, что работа над проектом проводится не только в рамках урока. Она является частью внеклассной и научно-исследовательской работы. Как правило, эти проекты имеют долгосрочный характер, в работе над ними используется большое количество дополнительного материала. Их презентация и защита проходит на научно-практических конференциях и фестивалях проектов. Практический опыт использования проектов показывает, что данный метод имеет положительные результаты:
- развивается внутренняя познавательная мотивация;
- работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся;
- развивается творческий потенциал учащихся различных уровней развития; развивается общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная культура.
Однако, нельзя не отметить определенные трудности этой работы. Работа над проектом объемная и кропотливая, особенно, если это поиск информации или социологический опрос. Серьезную трудность представляет подготовка выступления на английском языке, когда дополнительную информацию учащиеся находят в русскоязычных источниках. Поэтому учителю приходится решать задачи по предупреждению и снятию этих трудностей: дополнительно знакомиться с необходимой лексикой, учить приемам компрессии текста, обработки информации, правилам оформления презентации.
Рассмотрим особенности достижения метапредметных результатов через реализацию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД средствами УМК "Spotlight".
В данном УМК мы видим коммуникативно наполненные, приближенные к жизни задания и ситуации общения, которые помогают выработать позицию, определить отношение к жизни, которые направляют к дальнейшему развитию и продолжению образования.
Приведу некоторые темы проектов по УМК "Spotlight - 5"
- Module 1. «Школьные дни» - «Мой любимый школьный предмет», «Создание буклета со школьными кружками и секциями»
-Module 4. «Семейные узы» - Составление генеалогического древа.
- Module 5. «Животные со всего света». Разнообразие вариантов: от типичных животных до редких, занесенных в Красную книгу.
- Module 7. – «В любую погоду» - Создание web-page «Что надеть туристу, если он едет в Россию летом (зимой)»
- Module 8. «Особые дни» Темы: составить викторину о праздниках, опрос о любимых блюдах, популярные блюда в разных странах.
Внеурочная деятельность по предмету "Иностранный язык" реализуется посредством участия в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, тематических и виртуальных экскурсиях, летней профильной практике по предмету.
Конференции для участия:
- Городская билингвальная научно-практическая конференция на иностранных языках «Полиглот» (5-11 классы)
https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4033
- «Наука для жизни» 7-11 классы (по направлению "Медиастарт" Тематическая секция: Urban Life Challenges and Opportunities. Городская жизнь вызовы и возможности. Секция на иностранном языке)
https://conf.profil.mos.ru/files/doc/academ/media/sekcii/Urban.pdf
- Конференция «Инженеры будущего» 7-11 классы (Инновации умного города. Умная школа. Секция на иностранном языке)
https://conf.profil.mos.ru/files/doc/inj/2023/Konferenciya_Inzhenery_budushchego_2023.pdf
- Научно-практическая конференция «Старт в медицину» 7-11 класс (Секция «Открытие» на английском языке)
https://conf.profil.mos.ru/med
- Конференция «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» 5-11 класс («Открытие» - спикер-сет на иностранных языках»)
https://conf.profil.mos.ru/kur
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении реализуется на базе метапредметных умений и современных технологий, где преподавателю отводится роль координатора и организатора учебной деятельности. Траектория изучения предметных областей зачастую выходит за рамки урока и изучаемого предмета, открывая широкий доступ к сети Интернет, что способствует развитию навыков поисково-познавательной деятельности и регулятивных способностей. Развитые метапредметные умения имеют значение при подготовке и выполнении творческих заданий, исследовательской деятельности по любому предмету, а также в будущей профессиональной деятельности учащихся и повседневной жизни. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что опыт организации проектной деятельности на уроках английского языка, в которой ученик выступает субъектом, творцом, учится проектировать и достигать поставленные цели, способствует достижению метапредметных результатов обучения в процессе изучения иностранного языка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность на уроках английского языка – важная составляющая ФГОС . В ФГОС метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как « умения применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
В обучении английскому языку метод проектов дает возможность использовать язык в ситуациях реальной, повседневной жизни. Но самое главное – способствует обучению детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Метод проектов можно использовать в работе на разных этапах обучения по разным УМК, сохраняя при этом методическую концепцию авторов учебников . В методике преподавания иностранного языка проектирование рассматривается как творческая учебная деятельность, проблемная по форме предъявления материала, практическая по способу его применения, интеллектуально - нагруженная по его содержанию, самостоятельная по характеру добывания знаний, протекающая в условиях постоянного конкурса мнений. Метод проектов в обучении иностранному языку
Примерные этапы работы над проектом по иностранному языку Работа над темой раздела (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, работа с видеоматериалами и др .) Планирование (анализ темы и проблемы, определение источников информации, выбор критериев оценки результатов ) Формирование творческих групп (распределение ролей и заданий между членами группы ) Исследование (отбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив ) Оформление проекта (рисунки, плакаты, диаграммы, презентации) Презентация проекта (демонстрация результатов работы). Особое внимание уделяется умению рассказывать о совместной работе и ее результатах на английском языке . Рефлексия (анализ выполнения проекта, успехов и неудач, причин этого)
Работа над проектом урочная деятельность внеурочная деятельность развивается внутренняя познавательная мотивация ; работа над проектом повышает активность разных по уровню развития и способностям учащихся ; - развивается творческий потенциал учащихся различных уровней развития; развивается общий кругозор школьников и развивается их коммуникативная культура. Практический опыт использования проектов показывает, что данный метод имеет положительные результаты:
Трудности работы над проектом по иностранному языку р абота объемная и кропотливая, особенно, если это поиск информации или социологический опрос . подготовка выступления на английском языке о знакомление с необходимой лексикой о знакомление с приемами компрессии текста о бработка информации п равила оформления презентации
Д остижения метапредметных результатов через реализацию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД средствами УМК " Spotlight ". Н екоторые темы проектов по УМК " Spotlight - 5“ Module 1. «Школьные дни» - «Мой любимый школьный предмет», «Создание буклета со школьными кружками и секциями » - Module 4. «Семейные узы» - Составление генеалогического древа. Module 5. «Животные со всего света » - Разнообразие вариантов: от типичных животных до редких, занесенных в Красную книгу . Module 7. « В любую погоду» - Создание web - page «Что надеть туристу, если он едет в Россию летом (зимой )» . - Module 8. «Особые дни» - Создание викторины о праздниках, опрос о любимых блюдах, популярные блюда в разных странах.
Участие в научно-практических конференциях Реализация внеурочной деятельности по предмету "Иностранный язык " посредством участия в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, творческих конкурсах, тематических и виртуальных экскурсиях Городская билингвальная научно-практическая конференция на иностранных языках «Полиглот» (5-11 классы) https://konkurs.mosmetod.ru/index.php?el=2&id=4033 « Наука для жизни» 7-11 классы по направлению " Медиастарт " - Тематическая секция : Urban Life Challenges and Opportunities. Городская жизнь вызовы и возможности. Секция на иностранном языке . https:// conf.profil.mos.ru/files/doc/academ/media/sekcii/Urban.pdf Конференция «Инженеры будущего» 7-11 классы (Инновации умного города. Умная школа. Секция на иностранном языке) https://conf.profil.mos.ru/files/doc/inj/2023/Konferenciya_Inzhenery_budushchego_2023.pdf Научно-практическая конференция «Старт в медицину» 7-11 класс (Секция «Открытие» на английском языке) https://conf.profil.mos.ru/med Конференция «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» 5-11 класс « Открытие» - спикер-сет на иностранных языках » https ://conf.profil.mos.ru/kur
Вывод Системно- деятельностный подход в обучении реализуется на базе метапредметных умений и современных технологий , где преподавателю отводится роль координатора и организатора учебной деятельности. Траектория изучения предметных областей зачастую выходит за рамки урока и изучаемого предмета , что способствует развитию навыков поисково-познавательной деятельности и регулятивных способностей. Опыт организации проектной деятельности на уроках английского языка , в которой ученик выступает субъектом, творцом, учится проектировать и достигать поставленные цели, способствует достижению метапредметных результатов обучения в процессе изучения иностранного языка , а также способствует развитию будущей профессиональной деятельности учащихся и повседневной жизни .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся
Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...
Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...
Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)
В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка , как средство развития познавательной активности учащихся».
Данная презентация раскрывает суть проектно-исследовательской работы на уроке иностранного языка, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, опре...
Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».
В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...
Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности.
Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных навыков обучающихся на уроках иностранного (английского) языка...
Иностранный язык как средство развития коммуникативных навыков обучающихся во внеурочной деятельности
Данный доклад был представлен в декабре 2023 года на районных методических чтениях...