Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».
материал по географии на тему

Джатиева Зарина Валерьевна

«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

    Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.

    В методике преподавания географии накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений; обновление методов, способов и форм организации обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo_avgust.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

им. Героя Советского Союза Х.З. Мильдзихова

с.Эльхотово Кировского района

Доклад 

На тему: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».

Учитель географии

МКОУ СОШ №2

Джатиева З.В.

        

Эльхотово 2016 г.

«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»

Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описаны не только содержание, но и требования к результатам обучения;

    Остро встает вопрос методического мастерства учителя, способного творчески подходить к организации учебного процесса, совершать переход от школы запоминания к школе развития мышления и творчества.

    В методике преподавания географии накопилось много проблем, которые требуют специальных исследований: соотношение достижений педагогической практики и теоретических положений; обновление методов, способов и форм организации обучения.

    Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебном процессе новых педагогических технологий, которые детально определяют алгоритмы применения дидактических инструментов, содействует достижению запрограммированного учебного результата.

    На современном этапе возникла необходимость разработать подходы к внедрению в учебный процесс новых технологий, как ступень развития методики обучения географии.

    В наше время в педагогический лексикон вошли термины «педагогические технологии», «образовательные технологии», «технологии в обучении».

    Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» - искусство, мастерство и «логия» - слово, учение, понятие. В совокупности технология обучения отображает путь освоения конкретного материала в рамках определенной темы, раздела каждого предмета.

    В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается, как системный метод образования, применение и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, который ставит своим заданием оптимизацию форм образования.

Современный урок географии.

Итак, Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание и вырабатывало логическое мышление? Как известно, урок является формой реализации педагогических взаимодействий, где происходит общение учителя и ученика. По итогам урока судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика. Поэтому урок – это визитная карточка каждого учителя. Каждый урок – это сложная система, все компоненты здесь связаны; это целостный учебно-воспитательный процесс. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — что учитель хочет добиться; затем установления средства — что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа — как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволят учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи. Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения; целевой, содержательный, деятельностный, оценочно- результативный. Признаки современного урока географии: четкое планирование цели каждого урока; обеспечение качественного усвоения учебного материала; активная работа учащихся в классе без перегрузок; наличие у школьников интереса к предмету. Главные показатели хорошего урока:  Решение образовательно-воспитательных задач каждого урока с требованиями программы.  Выбор учителем методов обучения, адекватных поставленным целям, возможностям каждого конкретного класса.  Качество усвоенного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения. И главное при подготовке к уроку – помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, что при проведении его 8 главным действующим лицом – независимо от форм организации и используемых методов – остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависят настроение и качество знаний класса. Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока: 1) изучение нового материала; 2) закрепление пройденного материала; 3) контроль и оценка учащихся; 4) домашнее задание; 5) обобщение и систематизация знаний. Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит от типа и вида урока. Чтобы создать современный урок существует ряд пошаговых рекомендаций: Шаг 1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. Шаг 2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Шаг 3. Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью которых является: а) узнавание нового материала, б) воспроизведение, в) применение знаний в новой ситуации, г) применение знаний в незнакомой ситуации, д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником. Шаг 4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Шаг 5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Шаг 6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. 9 При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе. Шаг 7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д. Шаг 8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения. Каковы же принципиальные отличия современного урока? Во-первых, это использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что делает урок более интересным, наглядным и динамичным. Во-вторых, отличия в изменении роли и функций учителя на уроке. На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся. В-третьих, главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений. В четвёртых, современный урок может и часто имеет межпредметный характер. Таким образом, как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно должен закладывать основу для будущего.

Способы организации современного урока

Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить 10 познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность? Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от традиционного современный урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего. Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Учащийся занимает активную позицию в учебной деятельности, перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Говоря об особенностях современного урока, нельзя забывать, что современный урок - это проблемный урок, то есть урок, на котором учитель преднамеренно создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению или сам ставит проблемы и решает их, показывая учащимся логику мысли в поисковой ситуации. Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации: - ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть; - ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе; - ситуация поддержки. С целью создания благоприятного микроклимата на уроке учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах; - ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика. Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса. У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя – руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. 11 Говоря об успешном проведении урока, следует начать с принципов его организации: принцип свободы, т.е. обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности; принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения; принцип толерантности, который подразумевает понимание и принятие особенностей ученика и создание благоприятной атмосферы для дальнейшего его саморазвития; принцип терпимости, который основывается на способности снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия. Способы организации урока. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний; поможет сэкономить время на уроке; богато иллюстрировать материал; трудные для понимания моменты показать в динамике; повторить то, что вызвало затруднения; дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным. Кабинет географии в нашей школе оснащён современными средствами обучения (интерактивная доска СМАРТ, Интернет), которые позволяют проводить уроки с их использованием. Работа с интерактивной доской Работа в спутниковой системе Google Планета Земля Учащимся особенно интересна работа в спутниковой системе Google Планета Земля. С её помощью ученики могут не только рассматривать Земной шар во Вселенной, но и совершать виртуальные путешествия по странам и континентам. 12 Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала. Вот такое вступление может предварять тему: «Япония – страна восходящего солнца» в 7 классе: На островах в солёных водах Лежала древняя страна. От государств, других районов Так отличалася она: Цунами берег разрушали, И ежегодно много раз Земля внезапно содрогалась, И люди гибли в тот же час. Там развивалась и культура, Веками строились дома. И что рождалось здесь впервые, Не умирало никогда. Страной восходящего солнца Назвали соседи её. Встаёт из-за моря здесь солнце, За горы садится оно. Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке. Например, при изучении природных зон можно начать урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы: «Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии». Урок «Географическая карта» в 6 классе начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там на картах можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное – мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского: «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности». 13 В 6 классе урок о полезных ископаемых начать с загадок, например, таких: «Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?» Или: «Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Чтобы сделать миску или вазу, она понадобится сразу». Обучение умениям и навыкам с использованием ролевой игры, а на уроках повторения и обобщения знаний можно проводить КВН, «Что? Где? Когда?», «Последний герой», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре. В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры.Каким он должен быть?

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и буду...

Статья "Философия ученика… (Современный учитель… Каким он должен быть?)"

В чем же заключается миссия учителя? Почему же нужно поднять престиж педагогической профессии? Каким же должен быть «совершенный», идеальный учитель? Какие отношения должны быть между учителем и...

Выступление в РМЦ учителей географии. Отличие современного урока в рамках ФГОС

ФГОС второго поколения нацеливает нас на смену образовательной цели:Главное сегодня - не знания, а умение их добывать и ими пользоваться...

Учитель будущего. Каким он должен быть?

Teacher of the Future     The teacher of the future. What should it be like? At all times, the teacher was, is and should always be a role model, the standard of right and wi...

Тема: Индия. Урок географии 9 класс

Цель: Познакомить учащихся с государством  Индия:   географическое положение,   особенности, культура и традиции....

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...

Современный педагог, какой он должен быть?

Описание важных качеств, которыми должен обладать современный педагог...