Развитие метапредметных навыков на уроках математики
статья по математике на тему
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: соханение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе. Для решения жизненных задач человеку необходимы различные умения и навыки , что должен решить на уроке учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_metapredmetnyh_navykov_0auchashchihsya_na_urokah_matematiki.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учителя математики ГБОУ СОШ №416
Петродворцового района Санкт- Петербурга
Райтузова Н.С.
Годынюк И. С.
Развитие метапредметных навыков
учащихся на уроках математики
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому
и я научусь»
(Конфуций)
Эти слова, произнесенные не одно тысячелетие назад остаются актуальными и по сей день.
На каждом этапе исторического развития образование выполняло одну и ту же задачу: сохранение накопленных знаний и подготовка подрастающего поколения для жизни в данном конкретном обществе.
Педагогические задачи, решаемые школьным образованием на современном этапе:
• формирование мировоззрения;
• формирование мышления;
• подготовка к труду и дальнейшему самообразованию;
• успешная социализация и т.д.
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями. Специальному формированию умений и навыков этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения и навыки становятся все более актуальными. Общеучебные умения и навыки - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины. Но вопросы чему учить? И как учить? всегда стоял перед учителем. Будем считать НАВЫК - это, доведенное до автоматизма УМЕНИЕ решать тот или иной вид задачи, который в результате длительного повторения становится автоматическим.
УМЕНИЕ - это способность выполнять действия в результате обучения или жизненной практики, выполняемое определенным способом и с определенным качеством.
При дальнейшем применении и использовании умение может перейти в навык
До сих пор не уточнены соотношения между понятиями умение и навык. Мнения психологов и педагогов о приоритете одного понятия над другим расходятся.
В современном образовании метапредметности уделяется очень большое внимание. Это связано в первую очередь с переходом современного образования на новый образовательный стандарт. Планирование, контроль и оценка учебных действий
Метапредметные умения напрямую связаны с универсальными учебными действиями школьников. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Ребёнок должен быть способным к саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, метапредметные умения и навыки применяются как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Формирование метапредметных умений школьников должно осуществляться как в урочной, так и во внеурочной работе.
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они выстраиваются по нижеследующ им позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) овладение логическими действиями и умственными операциями:
– выделение признака для группировки объектов, определение существенного признак а, лежащего в основе классификации;
– установление причинно-следственных связей;
– сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
– использование базовых предметных и метапредметных (число, вид, форма, время, схема, таблица и др.) понятий для характеристики объектов окружающего мира;
5) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиск а информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Использование метапредметной технологии в преподавании математики дает возможность развивать мышления у всех учеников. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. Ученики могут выдвигать способы решения зачастую методом проб и ошибок. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
НАДО УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ!
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях.
Проверка метапредметных результатов обучения
I. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче
II. Планирование, контроль и оценка учебных действий
III. Использование знаково-символических средств представления информации
IV. О владение логическими действиями и умственными операциями.
V. Решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий.
VI. Смысловое чтение.
VII. Различные способы поиска и использования информации.
Таким образом:
Образовательное учреждение должно подготовить своих учеников к жизни в быстро меняющемся обществе. Поэтому важно обеспечить обучающемуся общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить учиться, а
метапредметные навыки являются связующим звеном, благодаря которым учащийся может преодолеть трудности при освоении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие метапредметных способностей на уроках математики
В данной работе представлен фрагмент урока по теме "Теорема Виета", в 8 классе, где показаны новые подходы к преподаванию математики....
развитие вычислительных навыков на уроках математики
материал подготовлен исходя из свего опыта работы...
Современный урок географии. Урок-исследование, развитие метапредметных навыков.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Как разр...
Обобщение опыта по теме:"Использование занимательных приёмов при выработке и развитии вычислительных навыков на уроке математики".
Занимательные задания по математике рассчитаны на закрепление и углубление знаний по основным темам программного материала. Они разнообразят виды деятельности детей на уроке, воспитывают интерес...
Формирование метапредметных умений и навыков на уроках математики в 5-6 классах
О методических приемах личностно-ориентированного и деятельностного подходов, о формировании универсальных учебных дйствий у учащихся, о необходимости включения в урок разнообразных технологий, о возм...
Формирование метапредметных навыков на уроках математики на основе использования листов оценивания
Методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик...
презентация Развитие метапредметных навыков учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Метапредметные навыки в реализации учебно-проектной деятельности...