Программа дополнительного образования детей "Эволюция живого мира на Земле"
методическая разработка по географии на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Утверждена педагогическим советом
от «_____» _____________ 20___ г.
Директор МОУ ДОД «ДДТ»
____________________ Малахова Н.Г.
Возраст детей: 14-17 лет
Срок реализации: 2 года
Педагог ДО
Киселёва Надежда Геннадьевна
г.Новомичуринск
Пояснительная записка
Программа «Эволюция живого мира на Земле» дополняет и углубляет знания обучающихся по биологии. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программы предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, а также экскурсий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, обучающихся с установленными правилами техники безопасности.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию школьников.
Цель курса: формирование научного мировоззрения, современных взглядов о единстве всего живого.
Задачи курса:
- расширить и углубить знания учащихся в многообразии живого мира, свойствах живых организмов;
- дать представление о развитии биологии в додарвиновский период, предпосылках возникновения учения Дарвина значение его работ, о развитие биологии;
- расширить знания учащихся о приспособленности организмов к условиям внешней среды, главных направлениях эволюционного процесса;
- углубить знания и представления, учащихся о возникновение и развитие жизни на Земле.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на один год обучения. Объём программы – 36 часов (один раз в неделю по 1 часу), которые распределяются по темам, изучаемых в курсе с учётом теоретических и практических занятий.
Программа состоит из восьми крупных тем: «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов», «Развитие биологии в додарвинский период», «Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора», «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора», «Микроэволюция», «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция», «Возникновение жизни на Земле», «Развитие жизни на Земле».
Преподавание курса предусматривает использование методических приёмов, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. В связи с этим целесообразно применять лекционно-семинарскую методику проведения занятий, проводить лабораторные работы, организовывать конференции, дискуссии, экскурсии и т.д. При изучении курса целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, что будет способствовать дифференциации и индивидуализации обучения.
В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет, формирование умений конспектирования, реферирования, публичного выступления.
Самостоятельная деятельность учащихся будет содействовать развитию исследовательских и прогностических умений.
Возраст обучающихся – 14-17 лет. Границы возраста могут варьироваться с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
Наполняемость групп – 6-8 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. В ходе занятий предусмотрены и смешанные группы, имеющие разные уровни обученности и выполняющие различные задания по степени сложности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | из них: | |
Типовых занятий | Практических занятий | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Введение | 1 | 1 | - |
2. | Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. Экскурсия | 3 | 2 | 1 |
3. | Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | 2 | - |
4. | Тема 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора | 8 | 5 | 3 |
5. | Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | 5 | 2 | 3 |
6. | Тема 5. Микроэволюция | 4 | 2 | 2 |
7. | Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | 5 | 3 | 2 |
8. | Тема 7. Возникновение жизни на Земле | 3 | 2 | 1 |
9. | Тема 8. Развитие жизни на Земле. Экскурсия | 5 | 3 | 2 |
Итого: | 36 | 22 | 14 |
Содержание программы
Введение (1 час)
Место курса «Эволюция живого мира на Земле» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение его для понимания единства всего живого.
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (3 ЧАСА)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ЧАСА)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация биографий учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЁМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (8 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид – элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Лабораторная работа
Изучение изменчивости, критерии вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 часов)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ (4 ЧАСА)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразование; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекции, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изменение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Тема 1.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (5 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория акад. А. И. Опарина), биологический и социальный этап развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (5 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация таблиц, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Экскурсия (1 час) по теме «Развитие жизни на Земле»
Основные требования
к знаниям и умениям обучающихся
По окончанию всего курса обучающиеся должны знать:
Основные понятия: Биология. Жизнь. Основные отличия живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие животного мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса» ароморфозы, идиоадаптация, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Должны уметь:
объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза и другие как результат эволюции живой материи.
Использовать текст научно-популярной литературы и учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Давать аргументированную критику расизма.
Межпредметные связи. Н е о р г а н и ч е с к а я химия. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.
О р г а н и ч е с к а я химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; её структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.
И с т о р и я. Культура Западной Европы конца XV– первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Э к о н о м и ч е с к а я г е о г р а ф и я зарубежных стран. Население мира. География населения мира.
Ф и з и ч е с к а я г е о г р а ф и я. История континентов.
Учебно-методическое обеспечение
и техническое оснащение
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, доска магнитная, магниты, шкафы.
Инструменты: карандаши, ручки, линейки.
Материалы: тетради, карандаши, раздаточные материалы.
Наглядные пособия: таблицы, плакаты, схемы, рисунки.
Техническое оснащение: компьютер, CD – диски.
Литература для обучающихся
- Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2003.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004.
- Лебедев А.Г. Биология. Руководство для подготовки к экзаменам. - М.: Астрель, 2004.
- Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология. В экзаменационных вопросах и ответах. - М.: Айрис, 2005.
- Вдовиченко В.М. Хрестоматия юного натуралиста. - М.: Юнипресс, 2001
- Леонович А. Я познаю мир. Тайны природы. - М.: Астрель,2001.
Литература для педагога
- Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология 1том. - М.: Мир, 1990.
- Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология 2том. - М.: Мир, 1990.
- Грин Н., Стаун У., Тейлор Д. Биология 3том. - М.: Мир, 1990.
- Сивоглазов В.И., Афагонова И.Б., Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень.10-11 классы. - М.: Дрофа, 2005.
- Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
- Трайтака Д.И. Биология. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1987
- Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Биология. В экзаменационных вопросах и ответах. - М.: Айрис, 2005.
- Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Программа элективных курсов. Биология. Профильное обучение. 10-11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
- Журналы. Биология в школе №2, №3, №4, №6, №7, за 1993г., №5 за 1995г. - М.: Школа-Пресс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по биологии на тему « Эволюция живого мира на Земле» 9 класс.
Контрольная работа по биологии на тему "Эволюция животного мира" 9 класс. Дает возможность проверить знания обучающихся по теме и качественно подготовиться к ГА -9 по биологии....
Программа дополнительного образования "Здесь я родился, здесь живу..."
Цель данной программы - формирование у школьников чувства патриотизма через знание и любовь к родному краю и Отечеству, уважения исторических традиций, что является необходимым условием развития социа...
Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный».
Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека....
Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"
Данная образовательная программа направлена на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.Педагогичес...
Программа дополнительного образования "Мы живем среди людей" 5 класс
Одной из приоритетных сфер образовательной деятельности (как отмечается в законе «Об образовании») является воспитание высоких нравственных принципов в человеке. Национальная доктрина обра...
Программа дополнительного образования "В мире живой природы"
Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с одаренными детьми.Цели программы:развитие интеллектуального и творческого потенциала уча...
Программа дополнительного образования "В сложном мире русского языка"
Данная программа поможет учащимся овладеть навыками грамотной речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактирова...