Программа дополнительного образования "В сложном мире русского языка"
рабочая программа по русскому языку (6, 7, 8 класс)
Данная программа поможет учащимся овладеть навыками грамотной речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.Программа курса опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка. Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_sl_mire_rya_dop_ob.docx | 44.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
филиал в д. Заречье
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол №___ ___________Н. В. Савинкина
от «__»_августа__2017г. приказ №___
от «__»_сентября__2017г.
Программа дополнительного образования
«В сложном мире русского языка»
2017 – 2018 учебный год
Информационная карта образовательной программы
Тип программы: модифицированная
Вид: практическая
Форма обучения: групповая
Возрастной диапазон детей:13-15 лет
Срок реализации:1 год
Составитель :Илясова С.В.
Пояснительная записка
По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов.
Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.
Современное общество выдвигает новые требования к школе. Остро стоит вопрос формирования у обучающихся УУД, в частности-коммуникативных.
Коммуникативная компетенция включает знание родного языка, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека.
Выполнение ГИА по русскому языку также требует от обучающихся
умения создавать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы литературного языка.
Всё сказанное выше определяет актуальность программы дополнительного образования в курсе русского языка, рассчитанной на 1 год занятий с детьми 13-15 лет.
Данная программа поможет учащимся овладеть навыками грамотной речи, научит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.
Программа курса опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке .
В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Достаточно занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Основным принципом программы является добровольный характер обучения; при ее разработке за основу взяты такие методы, как мотивация истимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения.
Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков
Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении
Данная программа призвана помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.
Цель - формирование и совершенствование коммуникативной компетенции.
Задачи курса:
- формирование устойчивого интереса к русскому языку;
-развитие творческих способностей обучающихся;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной
и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры.
-выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности
Основные принципы организации работы:
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.
Формы занятий данного курса – прежде всего практические и семинарские занятия.
Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.
Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.
Курс рассчитан в основном на практические занятия с вступительной беседой учителя по теме каждого занятия.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
- логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка
Данная программа предназначена для учащихся 6-9 классов.Она рассчитана на 70ч (2 часа в неделю).
Продолжительность одного занятия -45 мин
Содержание программы
«Каждому слову – своё место» Обогащение и активизация словаря, отработка навыка правописания словарных слов, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с непроверяемыми безударными гласными в корне
«Слово не воробей» Обогащение и активизация словаря. Развитие образного, живого мышления, через восприятие различных форм языкового творчества. Омонимы , омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов. Фразеологизмы. Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. Эпитеты и другие средства выразительности.
«О чем речь?» Обучение работе с частью С. Как правильно писать сочинение -рассуждение, выразить в нём своё отношение к теме, затронутой автором. Умение оценивать речевое оформление текста, видеть в нём наиболее яркие языковые средства, позволяющие автору точно и выразительно передать свои мысли. Умение приводить примеры из текста.
«Товарищ Мягкий знак»
Обогащение и активизация словаря, отработка сложного алгоритма проверки слова с орфограммой, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания.
Материал: 80 слов с орфограммами (разделительный мягкий знак, мягкий знак в сочетаниях согласных, мягкий знак на конце слова как показатель грамматической формы)
«Слово за слово»Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, буквенного анализа слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие
памяти, внимания. Толкование слова. Лексическая сочетаемость. Эпитет. Шарада.
«Словесный калейдоскоп»
Обогащение и активизация словаря, отработка навыка толкования слова, наблюдение за сочетаемостью слов, развитие памяти, внимания, логического мышления.Лексическая сочетаемость имен существительных и прилагательных. Прямое и переносное значение слова. Связь между значениями слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях
«Одного поля ягоды». Обогащение и активизация словаря, наблюдение за прямым и переносным значением пословиц и поговорок, развитие навыка связной речи, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Синонимия. Прямое и переносное значение устойчивых выражений.
«Вперёд или назад». Обогащение и активизация словаря. Развитие смекалки, сообразительности, находчивости. Формирование восприятия языка, опирающегося на логическое и образное мышление. Развитие внимания, усидчивости, воли.
Антонимы. Прямое и переносное значение слова.
«Чудеса во множественном числе»Обогащение и активизация словаря, работа с грамматическим словарём, развитие мышления, памяти.
Материал: имена существительные, образующие и не образующие формы единственного и множественного числа (80 слов).
«Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от числительных Определение части речи, тесты
«Мысль бежит, слово догоняет»Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность, оттенки в употреблении слов.
Материал: 48 многозначных глаголов, 48 многозначных существительных.
Словесная живопись. Сложные слова с составной частью САМО
Защита проектов
Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения Исследование текстов
«Мудрые советы, мудреная наука…»Обогащение и активизация словаря, наблюдение за сочетаемостью слов.Паронимы.
Материал: 24 пары паронимов- прилагательных.
Долой однообразие! Редактирование текста с целью избавления от скучных повторов. Защита своих текстов Редактирование текста
Заморские гости.О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. Работа над проектом
«Пойми меня Развитие речи, воображения, мышления. Обогащение и активизация словаря. Закрепление навыка толкования слова, связной речи, коммуникации. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных и речевых реакций. Толкование слова. Прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Слово в речи.
Эрудит» («крестословица»)
Закрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.
Буквенный состав слова. Прямое и переносное значение слова.
КроссвордыЗакрепление навыка правописания слова, развитие орфографической зоркости. Закрепление навыка связной речи. Повышение уровня эрудиции, скорости мыслительных реакций.
Заполнение сеток, самостоятельное составление кроссвордов.
Работа со словарямиОбучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь).
Презентация проектаОбучение принципам успешной презентации.
Пробная защита проекта. Самостоятельная и групповая работа.
Защита индивидуальных/групповых проектов детей по теме «Игровое учебное пособие по русскому языку руками детей
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Теория | Прак-тика |
1 | «Каждому слову – своё место» | 3 | 1 | 2 |
2 | «Слово не воробей» | 3 | 1 | 2 |
3 | «О чем речь?» | 5 | 2 | 3 |
4 | «Товарищ Мягкий знак | 4 | 1 | 3 |
5 | «Слово за слово» | 3 | 1 | 2 |
6 | «Словесный калейдоскоп» | 3 | 1 | 2 |
7 | «Одного поля ягоды» | 2 | 1 | 1 |
8 | «Вперёд или назад». | 2 | 1 | 1 |
9 | «Чудеса во множественном числе» | 3 | 1 | 2 |
10 | «Родственники» числительного | 2 | 1 | 1 |
11 | «Мысль бежит, слово догоняет» | 5 | 2 | 3 |
12 | Словесная живопись | 3 | 1 | 2 |
13 | Роль наречий в тексте | 2 | 1 | 1 |
14 | «Мудрые советы, мудреная наука…» | 3 | 1 | 2 |
15 | «Долой однообразие! | 3 | 1 | 2 |
16 | Заморские гости | 3 | 1 | 2 |
17 | «Пойми меня» | 4 | 1 | 3 |
18 | Эрудит» («крестословица») | 3 | 1 | 2 |
19 | Кроссворды | 3 | 1 | 2 |
20 | Работа со словарями | 3 | 1 | 2 |
21 | Презентация проекта | 4 | 2 | 2 |
22 | Защита индивидуальных/групповых проектов об-ся | 4 | - | 4 |
Итого: | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Дата | |
план | факт | ||||
1-3 | «Каждому слову – своё место» | 3 | Исследование | ||
4-6 | «Слово не воробей» | 3 | Создание небольших сообщений | ||
7-11 | «О чем речь?» | 5 | Мини рассказы по теме | ||
12-15 | «Товарищ Мягкий знак» | 4 | Наблюдение Практическая работа | ||
16-18 | «Слово за слово» | 3 | Редактирование предложенных текстов | ||
19-21 | «Словесный калейдоскоп» | 3 | Практическая работа | ||
22-23 | «Одного поля ягоды» | 2 | Игра Лото «синонимы» | ||
24-25 | «Вперёд или назад». | 2 | Игра Лото «антонимы» | ||
26-28 | «Чудеса во множественном числе» | 3 | Практическая работа | ||
29-30 | «Родственники» числительного | 2 | Исследование | ||
31-35 | «Мысль бежит, слово догоняет» | 5 | Творческие работы | ||
36-38 | Словесная живопись | 3 | Практическая работа | ||
39-40 | Роль наречий в тексте | 2 | Исследование текстов | ||
41-43 | «Мудрые советы, мудреная наука…» | 3 | Наблюдение за сочетаемостью слов. | ||
44-46 | Долой однообразие! | 3 | Редактирование текста | ||
47-49 | Заморские гости. | 3 | Исследование | ||
50-53 | «Пойми меня» | 4 | Творческие работы | ||
54-56 | Эрудит» («крестословица») | 3 | Тренировочные упражнения, тесты | ||
57-59 | Кроссворды | 3 | составление кроссвордов | ||
60-62 | Работа со словарями | 3 | Работа со словарями | ||
63-66 | Презентация проекта | 4 | Презентация проекта | ||
67-69 | Защита индивидуальных/групповых проектов детей по выбранной теме | 3 | Защита своих проектов | ||
70 | Итоговое занятие |
|
Литература
1. Нормы русского литературного языка: Учеб. пособие/Под ред. О.В.Загоровской. Воронеж, 2012.
2.Васильева А. Н, основы культуры речи. – М. 2011г.
3. Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников /Авт.-сост. А.И.Дунаев и др. СПб, 2010.
4.Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.
5.Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому
языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. –
Волгоград: Учитель, 2007.
6.Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. –
М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2009
7.Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный
учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 2007.
8.Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация –
2017: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой Федеральный институт
педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
9.Дудина ГИ, Пташкина ВН. Хотите быть успешными? Говорите правильно! Волгоград, Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "
Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...
программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"
Программа дополнительного образования может быть использована в рамках реализации ФГОС в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...
программа дополнительного образования "В мире веществ"
Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики - вот далеко не полный перечен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка....
Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"
Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....
Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также дет...
Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потреб...