Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный».
рабочая программа по психологии по теме

Перова Татьяна Францевна

Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuvstva.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37

Направленность: Социально-педагогическая

Образовательная программа дополнительного образования  детей «В мире чувств. Я – особенный»

(Программа составлена на основе программ А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003; О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», издательство «Генезис», Москва, 2004.)  

Возраст детей: 11-12лет

Сроки реализации: 1 год

Педагог дополнительного образования

Перова Т.Ф.

2013         


Пояснительная записка

Программа является адаптированной  программ А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», О.В.  Хухлаевой «Тропинка к своему Я», Л. Анн «Психологический тренинг с подростками».

Программа представлена двумя темами: «В мире чувств» и «Я – особенный».

Рефлексия и принятие своих чувств является существенной частью работы по принятию себя, по формированию конструктивной «Я-концепции». Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок, не являются социально поощряемыми (социальный запрет на выражение отрицательных эмоций).  Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, сохранить свое психическое здоровье. Решение этих проблем рассматривается в теме «В мире чувств».

Тема «Я – особенный» посвящена тому, как  помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.

Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.

Задачи:

  • помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх;
  • наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность;
  • повышение уровня психологической культуры.

Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека.

Программа включает три этапа.

I этап – ориентировочный  

Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

II этап – развивающий

Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.

III этап – закрепляющий

Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.

  Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.

Данный курс позволит подросткам:

  • Ознакомиться с понятиями: эмоции, чувства, настроение, аффект, эмоциональность.
  • Выявить позитивную и негативную роли эмоций в жизни человека.
  • Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
  • Создать индивидуальные стратеги и тактики в «работе» с собственными чувствами.
  • Овладеть навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике.
  • Обучиться навыкам психологической поддержки.
  • Лучше узнать себя, свои сильные стороны.
  • Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
  • Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.
  • Повысить уровень психологической культуры.

Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением, создание проекта «Государство – Я».  

Учебно-тематический план

Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга

Наименование  темы

Кол-во занятий

I

Ориентировочные занятия

4

1.

Наука психология. Что такое тренинг?

1

2.

Правила группы.

2

3.

Мы – команда.

1

II

Развивающие занятия.

29

I

«В мире чувств»

12

1.

Эмоции и чувства.

1

2.

Мои эмоции. Эмоциональный словарь.

1

3.

Как мы выражаем эмоции?

2

4.

О пользе и вреде эмоций.

2

5.

Что такое «запретные» чувства?

1

6.

Раскрась свою жизнь.

1

7.

Нужно ли управлять своими эмоциями? Как справиться с плохим настроением?

4

II

«Я – особенный».

17

1.

Мой мир.

1

2.

Мой портрет (мое физическое Я).

1

3.

Познавательные способности.

3

4.

Темперамент.

2

5.

Характер.

2

6.

Каков я на самом деле?

2

7.

Мои способности и интересы.

2

8.

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

2

9.

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?

2

III

Закрепляющие занятия.

5

1.

«Государство – Я».

3

2.

Мой выбор, мой путь.

1

3.

Итоговое занятие.

1

                Итого:

38

Содержание дополнительной образовательной программы

Ориентировочные занятия посвящены таким вопросам, как:  что такое наука психология, что она изучает, что такое тренинг; группа знакомится и принимает правила группы.

Развивающие занятия представлены двумя темами:

  1. «В мире чувств»: знакомство с эмоциями, расширение эмоционального словаря, какие бывают эмоции, роль эмоций в жизни человека, нужно ли управлять своими эмоциями, овладение навыками саморегуляции.
  2. «Я – особенный»: знакомство с элементарными знаниями по психологии личности – понятие моего физического Я, познавательные способности, темперамент, характер, способности и интересы; развивающая диагностика; активизация процесса саморазвития.

Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт в работе над проектом «Государство – Я».

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.

Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.    

Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.

Особенности тренинга как групповой работы:

  1. Отражение общества в миниатюре.
  2. Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
  3. Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
  4. Идентификация себя с другими.
  5. Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
  6. Получение обратной связи и поддержки.
  7. Помощь в прояснении проблем каждого школьника.

       Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и  ряд сопутствующих целей:  

       а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 

       б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

       в) повышение уровня психологической культуры.

       Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:

  • Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
  • Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
  • Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
  • Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.                      

В структуру занятия включены  основные этапы групповой работы.

Занятие состоит из трех частей:

  1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
  2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные    на главную цель занятия.
  3. Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ МИРА»

Данная образовательная программа «Искусство в познании мира» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.Программа создана на основе наблюден...

«Я» бывают разные. Особенности работы по образовательной программе дополнительного образования

Работа в дополнительном образовании, где нет тяготения к безальтернативному содержанию образовательных программ, дает возможность  творческому педагогу больше простора для поиска инновационных ме...