Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный».
рабочая программа по психологии по теме
Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
Направленность: Социально-педагогическая
Образовательная программа дополнительного образования детей «В мире чувств. Я – особенный»
(Программа составлена на основе программ А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003; О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», издательство «Генезис», Москва, 2004.)
Возраст детей: 11-12лет
Сроки реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования
Перова Т.Ф.
2013
Пояснительная записка
Программа является адаптированной программ А. Микляевой «Я – подросток. Мир эмоций», О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», Л. Анн «Психологический тренинг с подростками».
Программа представлена двумя темами: «В мире чувств» и «Я – особенный».
Рефлексия и принятие своих чувств является существенной частью работы по принятию себя, по формированию конструктивной «Я-концепции». Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок, не являются социально поощряемыми (социальный запрет на выражение отрицательных эмоций). Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, сохранить свое психическое здоровье. Решение этих проблем рассматривается в теме «В мире чувств».
Тема «Я – особенный» посвящена тому, как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителями. Помогать в поисках ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. В этой гармонии его школьный путь будет более успешным и радостным.
Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Цель: обеспечение полноценного психического и личностного развития учащихся, успешной социализации, сохранение психического здоровья детей.
Задачи:
- помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх;
- наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность;
- повышение уровня психологической культуры.
Программа предназначена для знакомства пятиклассников с элементарными знаниями и практическими навыками в области психологии чувств и эмоций и психологии человека.
Программа включает три этапа.
I этап – ориентировочный
Цель этапа: эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап – развивающий
Цель этапа: активизация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самопознания и саморазвития.
III этап – закрепляющий
Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Занятия проводятся в течение учебного года, два раза в неделю по одному часу в форме социально-психологического тренинга.
Данный курс позволит подросткам:
- Ознакомиться с понятиями: эмоции, чувства, настроение, аффект, эмоциональность.
- Выявить позитивную и негативную роли эмоций в жизни человека.
- Расширить представления о своем внутреннем мире, о человеческом общении.
- Создать индивидуальные стратеги и тактики в «работе» с собственными чувствами.
- Овладеть навыками управления стрессом, существующими в культуре, психологической теории и практике.
- Обучиться навыкам психологической поддержки.
- Лучше узнать себя, свои сильные стороны.
- Развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх.
- Наиболее полно и успешно реализовать себя в поведении и деятельности.
- Повысить уровень психологической культуры.
Итогом работы по данной теме является овладение навыками управления своим настроением, создание проекта «Государство – Я».
Учебно-тематический план
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга
№ | Наименование темы | Кол-во занятий | ||
I | Ориентировочные занятия | 4 | ||
1. | Наука психология. Что такое тренинг? | 1 | ||
2. | Правила группы. | 2 | ||
3. | Мы – команда. | 1 | ||
II | Развивающие занятия. | 29 | ||
I | «В мире чувств» | 12 | ||
1. | Эмоции и чувства. | 1 | ||
2. | Мои эмоции. Эмоциональный словарь. | 1 | ||
3. | Как мы выражаем эмоции? | 2 | ||
4. | О пользе и вреде эмоций. | 2 | ||
5. | Что такое «запретные» чувства? | 1 | ||
6. | Раскрась свою жизнь. | 1 | ||
7. | Нужно ли управлять своими эмоциями? Как справиться с плохим настроением? | 4 | ||
II | «Я – особенный». | 17 | ||
1. | Мой мир. | 1 | ||
2. | Мой портрет (мое физическое Я). | 1 | ||
3. | Познавательные способности. | 3 | ||
4. | Темперамент. | 2 | ||
5. | Характер. | 2 | ||
6. | Каков я на самом деле? | 2 | ||
7. | Мои способности и интересы. | 2 | ||
8. | Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 2 | ||
9. | Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? | 2 | ||
III | Закрепляющие занятия. | 5 | ||
1. | «Государство – Я». | 3 | ||
2. | Мой выбор, мой путь. | 1 | ||
3. | Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого: | 38 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Ориентировочные занятия посвящены таким вопросам, как: что такое наука психология, что она изучает, что такое тренинг; группа знакомится и принимает правила группы.
Развивающие занятия представлены двумя темами:
- «В мире чувств»: знакомство с эмоциями, расширение эмоционального словаря, какие бывают эмоции, роль эмоций в жизни человека, нужно ли управлять своими эмоциями, овладение навыками саморегуляции.
- «Я – особенный»: знакомство с элементарными знаниями по психологии личности – понятие моего физического Я, познавательные способности, темперамент, характер, способности и интересы; развивающая диагностика; активизация процесса саморазвития.
Закрепляющие занятия позволяют обобщить полученные знания и опыт в работе над проектом «Государство – Я».
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия проводятся в форме социально-психологического тренинга с использованием развивающей диагностики.
Основная идея тренинга заключается в том, чтобы помочь подростку стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на самопознание и саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими своих сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, развитие коммуникативных способностей и формирование активной ученической позиции.
Социально-психологический тренинг в полной мере позволяет решать эти задачи, так как является активным методом групповой работы. Это форма специально организованного общения по определенным правилам.
Особенности тренинга как групповой работы:
- Отражение общества в миниатюре.
- Облегчение процесса самораскрытия, самоисследования и самопознания.
- Обучение школьников новым умениям, навыкам конструктивного взаимодействия.
- Идентификация себя с другими.
- Противодействие отчуждению, помощь в решении межличностных проблем.
- Получение обратной связи и поддержки.
- Помощь в прояснении проблем каждого школьника.
Главной целью социально-психологического тренинга является развитие личности. Наряду с этой первостепенной задачей есть и ряд сопутствующих целей:
а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;
б) формирование активной социальной позиции школьников и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;
в) повышение уровня психологической культуры.
Общие цели социально-психологического тренинга конкретизируются в частных задачах:
- Овладение определенными социально-психологическими знаниями.
- Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.
- Изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
В структуру занятия включены основные этапы групповой работы.
Занятие состоит из трех частей:
- Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации, созданию непринужденной атмосферы, сплоченности и настрою группы на занятия.
- Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя упражнения и задания, направленные на главную цель занятия.
- Рефлексия занятия. В конце каждого занятия отводится время на обмен мнениями, впечатлениями между участниками. Это помогает каждому понять себя, а ведущему проследить динамику группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Кружок изобразительного искусства «Все краски мира».
Кружок изобразительного искусства «Все краски мира»....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ МИРА»
Данная образовательная программа «Искусство в познании мира» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.Программа создана на основе наблюден...
«Я» бывают разные. Особенности работы по образовательной программе дополнительного образования
Работа в дополнительном образовании, где нет тяготения к безальтернативному содержанию образовательных программ, дает возможность творческому педагогу больше простора для поиска инновационных ме...