рабочая прогамма
рабочая программа по географии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.
Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.
Основные цели и задачи курса:
– сформировать целостный географический образ своей Родины;
– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
– сформировать необходимые географические умения и навыки;
– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;
– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
В Федеральном базисном учебном плане 2011 года на изучение курса «География России» отводится по 68 часов (2 учебных часа в неделю) в 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 9 классе населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.
Календарно-тематическое планирование по географии в 9 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные вопросы понятия | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дом. задание | Дата Провед. |
Геополитическое положение России (4 часа) | |||||||
1 | Введение Географическое положение России. ЭГП и транспортно-географическое положение | 1 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Географическое по- ложение. Виды и уровни географического положения. | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, Субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте отдельные регионы России. Знать: Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины. Уметь читать карты по теме. | Стр 3-4 | ||
2 | Политико-административное устройство России | 2 | Политико-административное устройство России | &1, Контурная карта | |||
3 | НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства . Миграция населения. Городское и сельское население. Расселение населения Национальный состав России Религиозный состав населения России. Рынок труда, занятость населения России Практикум по теме: «Население России» | 1 1 1 1 1 1 1 | Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Городское и, национальный состав сельское население, роль крупнейших городов Народы и основные религии. Россия - многонациональное государство. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.. | &2, 3 вопросы | |||
Роль и место России в международной экономике. Экономи- ческие системы в развитии России | Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, меж- отраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства | Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. . Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. | |||||
11 | Структура экономики России | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации | &10 | |||
12 | Научный комплекс - вершина экономики России | 1 | &12 | ||||
14 | Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России География машиностроения | 1 | Роль и значение машино-строения в хозяйстве России, состав машино-строения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры | Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем | &13 | ||
Факторы размещения отраслей машиностроения Пр/р №1 | 1 | ||||||
15 | Военно-промышленный комплекс | 1 | |||||
16 | Роль и особенности ТЭКа | 1 | Составлять характеристику месторождении топливных ресурсов по картам и статистическим материалам Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения. | &15 | |||
17 | Топливная промышленность | 1 | Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанции и факторы их размещения. | &16 | |||
18 | Каменноугольная промышленность П/р №2 | 1 | &17 | ||||
19 | Электроэнергетика России | 1 | &18 | ||||
20 | Состав и значение металлургического комплекса | &19, контурная карта | |||||
21 | Черная металлургия | 1 | Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения | таблица | |||
22 | Цветная металлургия | 1 | &20 | ||||
23 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность | 1 | &21, 22 | ||||
24 | Лесная промышленность | 1 | &23 | ||||
25 | Состав и значение АПК | 1 | &24 | ||||
26 | Земледелие и животноводство Пр/р №3 | 1 | Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности | &25, 26 | |||
27 | Пищевая и легкая промышленность | 1 | &27 | ||||
28 | Территориальная организация АПК | 1 |
| &28 | |||
29 | Состав инфраструктурного комплекса. Связь, сфера обслуживания | 1 | &29 | ||||
30 | Роль транспорта. Сухопутный транспорт | 1 | Сфера услуг, здравоохранение. Связь Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов тран-спорта, география важней-ших транспортных путей, крупные транспортные центры | &30 | |||
31 | Водный и авиационный транспорт | 1 | |||||
32 | Водный и авиационный транспорт | 1 | &31 | ||||
33 | Водный и авиационный транспорт | 1 | &32 | ||||
34 | Районирование Территории России | 1 | &33 | ||||
Проблемы экономического районирования | 1 | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования | |||||
Проблемы экономического районирования | 1 | ||||||
35 | Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы | 1 | &34 | ||||
36 | Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России Пр/р №4 | 1 | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особен-ности отдельных регионов - Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяй-ственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйство людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль- туры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий рай- онов и городов. Достопри- мечательности. Топонимика | &35 | |||
Народные промыслы Центральной России пр/р №5 | 1 | ||||||
37 | Общая характеристика Северо-Западной России | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникации и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географи-ческую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представ-ления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | &36, 37 | |||
38 | Хозяйство Северо-Западной России | 1 | &38, 39 | ||||
39 | Европейский Север: ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения | 1 | |||||
40 | Хозяиство Европейск-ого Севера | 1 | &42, контурная карта | ||||
41 | Северный Кавказ: особенности геогра-фического положения, природные условия и ресурсы | 1 | &42, вопросы | ||||
42 | Население и хозяйство района | 1 | &43 | ||||
43 | Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы | 1 | &44, 45 | ||||
44 | Население и хозяйство района Пр/р №6 | 1 | &46 | ||||
45 | Урал. Географическое положение, природ- ные условия и ресурсы | 1 | &47, 48 | ||||
46 | Население и хозяйство района Пр/р №7 | 1 | &49 | ||||
47 | Население и хозяйство района Пр/р №7 | 1 | &50, 51 | ||||
48 | Восточный макрорегион -азиатская Россия | 1 | &52, 53 | ||||
49 | Западная Сибирь Пр/р №8 | 1 | Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологи-ческого неблагополучия. Определение географи-ческого положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Харак-теристика внутренних различий районов и городов. | &54 | |||
Восточный макрорегион -Азиатская Россия (5 часов) | Восточная Сибирь пр/р №9 | 1 | |||||
50 | Дальний Восток: особенности развития | 1 | Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлении; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе- ченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характери-стику разных территории на основе разнообразных источников геогра-фической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | &55, 56 | |||
51 | «Восточная Макрорегин» обобщающий урок Пр/р №10 | 1 | &57 | ||||
52 | &59 | ||||||
53 | &59, повторить | ||||||
54 |
График реализации практической части программы в 9 классе.
Практическая часть программы | Дата | Тема | Форма проведения |
Практическая работа №1 | Геополитическое положение РФ | Работа по картам атласа. | |
Практическая работа №2 | Обозначение на контурной карте субъектов РФ. | Работа по картам атласа и к/картам. | |
Практическая работа № 3 | Определение по картам и статистическим источникам закономерностей размещения населения и их объяснение | Работа по картам атласа и учебникам. | |
Практическая работа №4 | Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | Работа по картам атласа. | |
Практическая работа №5 | Характеристика одного из районов добычи угля, нефти или газа. Обозначить на контурной карте и дать его характеристику | Работа по картам атласа и к/картам, учебникам. | |
Практическая работа №6 | Составление характеристики одной из металлургических баз по статистическим материалам и картам | Работа по картам атласа и к/картам, учебникам | |
Практическая работа №7 | Составление типовой схемы агропромышленного комплекса. | Работа по тексту учебника. | |
Практическая работа №8 | Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану. | Работа по картам атласа и к/картам, учебникам | |
Практическая работа №9 | Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей Центральной России | Работа по картам атласа и к/картам | |
Практическая работа №10 | Составление экономико-географической характеристики промышленного узла. | Работа по картам атласа | |
Практическая работа №11 | Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК Восточной Сибири. | Работа по картам атласа и учебникам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прогамма элективного курса "Алгебра плюс"
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: рациональные и иррацианальные уравнения"для 11 класса....
рабочая прогамма по учебному курсу для 6 класса
рабочая программа по математике для 6 класса "Наглядная геометрия"...
Рабочая прогамма по истории 11 класс, разработки интегрированных уроков
Рабочая программа разработана к УМК Н.В.Загладина "История . История России и мира ХХ века"Интегрированный урок истории и нформатики 10 класс "Итоги петровских преобразований"...
рабочие прогаммы
рабочие программы по физике 7-9 классы...
рабочие прогаммы
рабочие программы по физике 7-9 классы...
рабочие прогаммы
рабочие программы по физике 7-9 классы...