рабочая прогамма элективного курса "Алгебра плюс"
элективный курс (алгебра, 11 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: рациональные и иррацианальные уравнения"для 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_11_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
«Рассмотрено» Руководитель МО МАОУ «СОШ № 16» ___________./Неворотова О.В Протокол № ___ от «____»____________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МАОУ «СОШ № 16» г. Губкин ___________ /Рожнова Г.А. «____»____________2012 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «СОШ № 16» г.Губкин __________/Гаврилова Р.П. Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г. |
Рабочая программа по элективному курсу
«Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи»
для 11«А» класса
Автор - составитель Рабочей программы: учитель математики Неворотова Ольга Васильевна
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Современный этап развития цивилизации характеризуется выходом математики на одно изведущих меств системе научных знаний и их приложений в практике- в производстве, управлении и в социально-экономической практике. Эту одну из современных черт научно-технической революции принято называть математизацией знаний. Математические методы расширили область своего применения Тем самым мы приходим к тому, что при углублённом образовании должна быть адекватным, но доступным образом отражена математизация знаний. Это достигается соответствующим определением содержания математического образования.
Курс «Алгебра плюс:рациональные и иррациональные алгебраические задачи» систематизирует и упорядочивает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки учащихся в области элементарной алгебры. Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных в курсе алгебры основной школы, основывается на систематизации задач в соответствии с типами выражений, функций, фигурирующих в задачах (рациональных и иррациональных, алгебраических, тригонометрических, показательных, логарифмических) и, на методах решения задач (переход к следствиям, равносильные преобразования, методы замены и разложения, функциональные методы, геометрические интерпретация, графическая интерпретация.
Основной целью изучения курса является:
Систематизация и углубление знаний, закрепление и упрочнение умений, необходимых для продолжения образования в вузах с повышенными требованиями к математическому образованию выпускников средней школы.
Получение общего представления об элементарной алгебре и применяемых в ней методах как о составляющей всей математики как науки.
Развитие логической и методологической (в узком смысле) культуры, составляющей существенный компонент культуры мышления, рассматриваемый в рамках общей культуры.
Овладение общими приемами организации действий: планированием, осуществлением плана, анализом и выражение результатов действий.
Получение представления об универсальном характере математических методов, о тесной взаимосвязи элементарной алгебры с высшей математикой: арифметикой, алгеброй, математическим анализом; о единстве математики в целом.
Развитие внутренней мотивации и интрапсихического фактора поисковой активности в предметной деятельности, формирование устойчивого и осознанного интереса к ней.
При изучении курса « Алгебра плюс» перед учащимися ставятся следующие конкретные задачи:
- получение знаний об основных логических и содержательных типах алгебраических задач: уравнений, неравенств, систем, совокупностей с рациональными, иррациональными функциями/выражениями; овладение навыками соответствующих алгебраических преобразований выражений и логических преобразований алгебраических задач;
- овладение логическими, аналитическими, графическими методами решения алгебраических задач с изучаемыми классами выражений и функций;
— освоение методов решения и исследования вычислительных и логических задач с параметрами;
— получение конкретного представления о взаимосвязях высшей математики (арифметики, алгебры, математического анализа) с элементарной алгеброй на основе использования методов высшей математики при исследовании и решении алгебраических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся
Образовательные результаты
Предметные знания. Алгебраические задачи: уравнения, неравенства с переменными, системы, совокупности. Множества решений. Следование и равносильность задач.
Общее понятие задачи с параметрами. Суждения существования и всеобщности, кванторы. Логические задачи с параметрами. Координатная интерпретация задач с параметрами.
Многочлены и действия над ними. Деление с остатком, алгоритмы деления. Теорема Безу. Разложимые многочлены. Кратные корни. Число корней многочлена. Система и теорема Виета.
Элементы перечислительной комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Многочлены низших степеней (от второй до четвертой). Поиск корней и разложений. Теоремы Виета для квадратичных и кубических многочленов (уравнений). Формула Кардано— Тарталья,
Рациональные и иррациональные уравнения и неравенства. Методы замены и разложения. Метод интервалов, Метод эквивалентных переходов. Метод сведения к системам. Метод оценок. Использование монотонности. Схемы решения задач с модулями. Неравенства с двумя переменными — координатная интерпретация. Метод областей.
Уравнения и системы с несколькими переменными. Основные методы решения рациональных алгебраических систем с двумя переменными: подстановка, исключение переменных, замена, разложение, использование симметричности и ограниченности, оценок и монотонности. Системы с тремя переменными — основные методы.
Алгебраические задачи с параметрами. Основные методы решения и исследования: аналитический и координатный (метод «Оха»).
История алгебры как науки о выражениях и уравнениях (Кардано, Виет, Декарт, Ферма, Эйлер и др.).
Предметные умения, которыми должны овладеть учащиеся по изучении данного курса:
- умение проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
- умение использовать основные методы при решении алгебраических задач с различными классами функций (рациональными и иррациональными алгебраическими), в том числе: методы замены, разложения, подстановки, эквивалентных преобразований, использования симметрии, однородности, оценок, монотонности;
- умение понимать и правильно интерпретировать задачи с параметрами, логические и кванторные задачи; умение применять изученные методы исследования и решения задач с параметрами: аналитический и координатный.
Общеинтеллектуальныеумения:
- умение анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
- владение логическим, доказательным стилем мышления, умение логически обосновывать свои суждения;
- умение конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
- умение планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.
Общекультурные компетенции:
- понимание элементарной математики как неотъемлемой части математики, методы которой базируются на многих разделах математики высшей;
- понимание роли элементарной математики в развитии математики, роли математиков в развитии современной элементарной математики;
- восприятие математики как развивающейся фундаментальной науки, являющейся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.
Адаптированная программа элективногокурса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» класса составлена на основе авторской программы А.Н. Землякова элективного курса «Алгебра плюс: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» М. «Бином. Лаборатория знаний» 2007 год, составитель А.Н. Земляков. Авторская программа рассчитана на 39 часов изучения в 10 классе во втором полугодии и на9часов изучения в первом полугодии11класса, всего-48 часов.Но с учетом целесообразности и специфики линейного построения курса, а также для того, чтобы определенную часть умений учащихся довести до уровня осознанных навыков, основывающихся надолжном уровне их компетентности,данная адаптированная программа составлена на 69 часов, а также на два года изучения в 10 и 11 классе, в 10 классе-35 часов, из них 3 часа контрольные работы, в 11 классе-34 часа, из них 2 часа контрольные работы. Увеличивается число часов на следующие темы: «Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения»- на 10часов, «Рациональные алгебраические уравнения и неравенства» -на 1 час,«Иррациональные алгебраические задачи»-на 10часов.
В11 классе изучаются темы «Рациональные алгебраические системы» и «Иррациональные алгебраические задачи».
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Рациональные алгебраические системы | 15часов |
2 | Иррациональные алгебраические задачи | 19 часов |
Программа курса
Тема 1. Рациональные алгебраические системы.
Уравнения с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными.
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметричных многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены (от двух переменных).
Система Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Методы оценок и итераций при решении систем уравнений.
Оценка значений переменных.
Сведение уравнений к системам.
Системы с тремя переменными. Основные методы.
Системы Виеты с тремя переменными.
Тема 2. Иррациональные алгебраические задачи.
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие алгебраических и арифметических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями.
Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
Освобождение от кубических радикалов.
Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений.
Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям систем).
«Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Теорема о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
Замена при решении иррациональных неравенств.
Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
Уравнения с модулями. Раскрытие модулей – стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах («правило знаков»).
Иррациональные алгебраические системы. Основные проблемы.
Смешанные системы с двумя переменными.
Учебно-тематический план
№ урока | Изучаемый материал | Материал учебника | Тип урока | Дата проведения | Фактическая дата |
1 полугодие (16 уроков) |
Глава 4. Рациональные алгебраические системы § 4.1 Уравнение с несколькими переменными. |
1 | Решение уравнений с двумя переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными | п.4.1.1.-4.1.2. | инм | 05.09 |
2 | Однородные уравнения с двумя переменными. О симметрических многочленах от двух переменных. | п.4.1.3-4.1.4 | кпз | 12.09 |
§ 4.2. Решение систем. Метод постановки. Однородные системы. |
3 | Общий метод постановки. Линейные подстановки. | п.4.2.1-4.2.2 | инм | 19.09 |
4 | Однородные системы | п.4.2.3. | кпз | 26.09 |
5 | Исключение переменных. Равносильные линейные преобразования. | П.4.24. | инм | 03.10 |
§ 4.3 Решение систем: метод замены. Симметрические системы. |
6 | Метод замены. Система Виета. | п.4.3.1.-4.3.2. | кз | 10.10 |
7 | Общие симметрические системы. | п.4.3.3. | инм | 17.10 |
§ 4.4 Решение систем: метод разложения. Частные методы и приемы. |
8 | Решение систем методом разложения. Примечательный пример | п.4.4.1-4.4.2 | инм | 24.10 |
9 | Поучительный пример. Метод оценок. | п.4.4.3-4.4.4 | инм | 31.10 |
10 | Метод итераций. Сведений уравнений к системам. | п.4.4.5.-4.4.6 | инм | 14.11 |
11 | Оценка значений переменных. | п.4.4.7. | инм | 21.11 |
§ 4.5. Система с тремя переменными |
12 | Метод подстановки. Метод замены. | 2.14 | кз | 28.11 |
13 | Использование однородности. Система Виета с тремя переменными. | 2.15 | инм | 05.12 |
14 | Симметрические системы. Метод разложения. | 2.16 | инм | 12.12 |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Рациональные алгебраические системы» | 2.17 | инм | 19.12 |
Глава 5. Иррациональные алгебраические задачи. § 5.1 Уравнение с радикалами |
16 | Иррациональные алгебраические выражения | п.5.1.1. | 26.12 |
2 полугодие (18 уроков) |
17 | Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. | п.5.1.2. | инм | 16.01 |
18 | Неэквивалентные преобразования с проверкой. | п.5.1.3. | инм | 23.01 |
19 | Метод эквивалентных преобразований. | п.5.1.4. | кпз | 30.01 |
20 | Сведение уравнений к системам. | п.5.1.5. | инм | 06.02 |
21 | Освобождение от кубических радикалов. | п.5.1.6. | кпз | 13.02 |
22 | Использование монотонности. | п.5.1.7. | инм | 20.02 |
23 | Использование однородности. | п.5.1.8. | кпз | 27.02 |
§ 5.2 Неравенства с радикалами. |
24 | Почему неравенства с радикалами сложнее уравнений. | п.5.2.1. | кз | 06.03 |
25 | Эквивалентных преобразований неравенств. | п.5.2.2. | инм | 13.03 |
26 | Дробно – иррациональные неравенства. | п.5.2.3. | 20.03 |
27 | Метод интервалов при решение иррациональных неравенств. | п.5.2.4. | инм | 03.04 |
28 | Замена при решении иррациональных неравенств. | п.5.2.5. | инм | 10.04 |
29 | Использование монотонности при решение неравенств. | п.5.2.6. | кпз | 17.04 |
30 | Смешанные системы с двумя переменными. | п.5.2.7. | инм | 24.04 |
§ 5.3 Уравнения и неравенства с модулями. |
31 | Уравнения с модулями | п.5.3.1. | кпз | 02.05 |
32 | Неравенства с модулями | п.5.3.2. | инм | 08.05 |
33 | Комбинированные задачи с модулями | п.5.3.3. | кпз | 15.05 |
34 | Контрольная работа №2 по теме «Иррациональные алгебраические задачи» | кз | 22.05 |
Учебно-методический комплекс:
1.Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Методическое пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-118с.: ил.
.Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Элективный курс: Учебное пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-319с. ил.
Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала математического анализа. Учебник для 10класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни – М.: «Просвещение», 2009
. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала математического анализа. Учебник для 11класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни – М.: «Просвещение», 2010
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов.-М.:Илекса,2005,-208с.
Шепелева Ю.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10класс. Базовый и профильный уровни. – М.: «Просвещение», 2009
Шепелева Ю.В. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 11класс. Базовый и профильный уровни. – М.: «Просвещение», 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая прогамма по учебному курсу для 6 класса
рабочая программа по математике для 6 класса "Наглядная геометрия"...
Рабочая прогамма по истории 11 класс, разработки интегрированных уроков
Рабочая программа разработана к УМК Н.В.Загладина "История . История России и мира ХХ века"Интегрированный урок истории и нформатики 10 класс "Итоги петровских преобразований"...
Рабочая программа элективного курса по математике для 8 класса "Математика плюс"
Программа образовательной программы «Математика плюс» предназначена для учащихся 8 класса, которые интересуются математикой и хотят узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услыша...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....
Рабочая программа элективного курса по теме: «Математика плюс»
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подгот...
Прогамма элективного курса по математике 11 класс
Программа элективного курса по математике 11 класс...
Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс:Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"
Рабочая программа элективного курса для углубленного изучения математики, в профильном классе....