рабочая прогамма
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии.

Цель: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи:

  • овладение умениями ориентироваться по карте; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю, из них  5 часов – «Пространства России», 22 часа – «Особенности природы и природные ресурсы», 38 часов – «Природные комплексы России» (из них - 8 часов География Татарстана) Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Используемый УМК:

1. Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2008.

2. А.С. Тайсин География Республики Татарстан. – К.: Магариф, 2009

3. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Сиротин В. И. Тесты для итогового контроля. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа 2007.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

    География 8 класс. Природа России.

    Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

    Интерактивные географические карты.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

2


Календарно-тематическое планирование  8 класса по географии

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные  вопросы понятия

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дом.

задание

Дата

Провед.

Ведение (1 час)

1

Что изучают в курсе «Природа России». Источники географи-ческой информации

1

Источники географической информации

Уметь: использовать различные источники географической информации

Стр 3-4

Пространства России (5 часов)

2

Географическое положение России

Пр/р №1

1

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особен-ности географического положения России. Часовые пояса

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие геогра-фиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; опре-делять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

&1, контурная карта

3

Моря, омывающие территорию России

1

&2, таблица

4

Россия на карте часовых поясов

1

&3, вопросы

5

Практическая работа №2 «Определение поясного времени для разных пунктов России»

1

решение задач

6

Как осваивали и изучали территорию России

1

&4, таблица

Раздел 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (22 часа)

Рельеф и недра России (6 часа)

7

Особенности

рельефа России

1

Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, земле-трясений и вулканизма.

Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохроно-логическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектониче-

ских структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонческих движений; называть меры безопас-ности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных иско-паемых, приводить примеры использования полезных ископае-мых, влияния разработки место-рождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи

&5

8.

Рельеф России

1

&5, вопросы

9.

Геологическое

строение территории нашей страны Пр/р №3

1

&6

10

Минеральные ре-

сурсы России

1

&7

11

Развитие форм

рельефа

1

)

&8, повторить

12

Итоговый урок по теме

1

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

13

Климат нашей страны

1

Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Закономерности распре-деления тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость,

коэффициент увлажнения).

Сезонность климата,

чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий.

Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления

Знать: закономерности распре- деления суммарной солнечной радиации. Уметь: приводить примеры влияния климата на

жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

&9

14

Закономерности

Распределения тепла и влаги на территории нашей страны Пр/р №4

1

&10, до стр. 63

15

Типы климатов

России Пр/р №5

1

&10, таблица

16

Зависимость человека от климатических условий

1

&11, вопросы

17

Климат и климати-ческие ресурсы.  Пр/р №6 Итоговый урок.

1

)

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

18

Разнообразие

внутренних вод

России. Реки Пр/р №7

1

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкрет-ных примерах; приводить примеры использования реки в хозяй-ственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них

человеческой деятельности;

давать характеристикукрупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

&12

19

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

1

&13

20

Водные ресурсы.

Охрана вод

1

&14

21

Повторение по теме: «Внутренние воды

и водные ресурсы»

1

Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

22

Образование почв и их разнообразие

1

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев -основоположник почвоведения

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; назы-

вать свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рацио-нального использования земель

&15, вопросы

23

Закономерности

распространения

почв

1

&16

24

Почвенные ресурсы

1

&17

Растительность и животный мир (3 часа)

25

Растительный и животный мир России

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительно-

сти и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использова-ние. Меры по охране рас-тительного и животного мира. Природные террито-риальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России

Уметь:  приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком;

перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозиро-вать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

&18, таблица

26

Биологические

ресурсы. Охрана

растительного и

животного мира

1

&19, 20

27

Природно-ресурсныи потенциал России

1

 

&20

28

Итоговый урок по теме

1

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ (38 часов)

Природное районирование (6 часов)

29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

1

Природные и антропоген-ные ПТК. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообус- ловленность ее компонен- тов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании

учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование,   экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

&21, вопросы

30

Моря как крупные ПК

1

&22

31

Природные зоны

России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

1

&23, таблица

32

Разнообразие

лесов России: тайга, смешанные и широко-лиственные леса

1

&24

33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни Пр/р №8

1

&25

34

Высотная поясность

1

&26

Природа регионов России ( 20 часов)

35

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

1

Европейская Россия -основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных усло-вии, ресурсов на жизнь и

хозяйственную деятель- ность населения. Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Исто-рико-географические этапы развития района.Специфика природы района, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную дея-

тельность населения

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей

поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития. растительного и животного мира территории; характеризовать и  оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных

регионов в жизни и деятельности человека

&27, контурная карта

36

Природные комплексы Русской равнины

1

&28, таблица

37

Природные ресурсы Русской равнины. Проблемы их рационального использования.

1

&29, вопросы

38

Северный Кавказ - самые молодые высокие горы России

1

&30

39

Природные комплексы Северного Кавказа

1

&31

40

41

Урал - «Каменный пояс» земли Русской Своеобразие природы Урала

2

&32

42

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

1

&33

43

Экологические проблемы Урала

1

&34

44

Западно-Сибирская низменность

1

 

&35

45

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

1

&36, таблица

46

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

1

&37

47

Природные комплексы Восточной Сибири

1

&38

48

Жемчужина Сибири - Байкал

1

&39

49

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

1

&40, вопросы

50

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

1

51

Дальний Восток -край контрастов. ГП,состав территории. История освоения

1

&41

52

Природные комплексы Дальнего Востока

1

&42

53

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

1

&43, повторение

54

Природа регионов России. Итоговый урок.

2

Человек и природа (4 часа)

55

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользова-нии; составлять географические прогнозы, анализировать экологи-ческие карты России, уметь выполнять правила природо-охранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

&44, таблица

56

Антропогенное воздействие на природу

1

&45

57

Рациональное природопользование

1

&46

58

Человек и природа

1

&47

География Кавказа, РСО - Алании (8 часов)

59

1

Географическое положение.

 Особенности геологичес-кого строения. Устойчивые и подвижные участки зем-

ной коры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование  рельефа. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая по-

верхность, циркуляция воздушных масс. Виды вод суши на территории республики

Стр 5-6

60

Географическое положение РСО-Алании

1

Стр 6-7

61

62

63

64

Особенности природы

4

Стр 13-65

65

Экологические проблемы республики

1

реферат

66

Родной поселок

1

конспект

67

Урок обобщающего повторения

1

68

Итоговый урок по курсу «Природа России»

Урок систематизации и обобщения знаний

2 часа – резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прогамма элективного курса "Алгебра плюс"

Рабочая программа элективного курса  "Алгебра плюс: рациональные и иррацианальные уравнения"для 11 класса....

рабочая прогамма по учебному курсу для 6 класса

рабочая программа по математике для 6 класса "Наглядная геометрия"...

Рабочая прогамма по истории 11 класс, разработки интегрированных уроков

Рабочая программа разработана к  УМК Н.В.Загладина "История . История России и мира ХХ века"Интегрированный урок истории и нформатики 10 класс "Итоги петровских преобразований"...

рабочие прогаммы

рабочие программы по физике 7-9 классы...

рабочие прогаммы

рабочие программы по физике 7-9 классы...

рабочие прогаммы

рабочие программы по физике 7-9 классы...