Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс
элективный курс по географии (9 класс) по теме
Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей возникновения своего села, людьми, живущими в нем, их культурой, обычаями и традициями. Курс представляется особенно актуальным, так как через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения, через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора; умение объединить природное и социальное в человеке как единое целое – все это позволит развивать интерес к истории своего села, к его прошлому, настоящему и будущему, воспитывать любовь к своей малой родине. Данный курс имеет образовательное и воспитательное значение для дальнейшего изучения географии Ставропольского края.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную, групповую или коллективную форму работы учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moya_malaya_rodina.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6» села Саблинского
Александровского района Ставропольского края
Программа элективного курса по географии «Моя малая родина»,
9 класс (19 часов)
Программа разработана
учителем географии
Шестакиной Еленой Александровной
2012 год
Пояснительная записка
Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей возникновения своего села, людьми, живущими в нем, их культурой, обычаями и традициями. Курс представляется особенно актуальным, так как через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов ее изменения, через наблюдение и описание своей территории, воздействие человека как антропогенного фактора; умение объединить природное и социальное в человеке как единое целое – все это позволит развивать интерес к истории своего села, к его прошлому, настоящему и будущему, воспитывать любовь к своей малой родине. Данный курс имеет образовательное и воспитательное значение для дальнейшего изучения географии Ставропольского края.
Содержание курса предполагает работу с различными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя индивидуальную, групповую или коллективную форму работы учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | всего часов | лекции | практическая работа | семинары | форма контроля |
1. | Введение | 1 |
|
|
|
|
2. | Из истории Саблинской водной системы. | 5 | 1 | 2 | 2 | семинар |
3. | Саблинское: вчера и сегодня. | 6 | 2 | 2 |
| защита работы |
4. | Вот эта улица, вот этот дом | 3 | 1 | 1 | 1 | семинар |
5. | «Есть село, которое мне снится во сне». Перспективы развития Саблинского. | 3 | 1 | 1 | 1 | семинар |
6. | Итоговое занятие. Защита проектов. | 1 |
|
|
|
|
Содержание программы
Введение (1 час)
Тема 1. Из истории Саблинской водной системы. ( 5 часов ).
Лекция. Природные условия и история возникновения села Саблинского. (1 час).
Самостоятельная работа: работа с картой «Ставропольский край», работа по контурной карте района, обозначение местоположения села, его координаты.
Семинар: Этапы становления села (2 часа).
Тема 2. Саблинское: вчера и сегодня (2 часа).
Лекция. История, традиции и современная жизнь села (2 часа).
Самостоятельная работа: Описание истории развития села, начиная с момента зарождения и до сегодняшнего дня. Оформление наглядности, использование материалов музея, рассказов жителей села (2 часа).
Семинар: Саблинское - сельскохозяйственное (2 часа).
Контроль: Выставка творческих работ.
Тема3. «Вот эта улица, вот этот дом» (3 часа).
Лекция. Своеобразие расположение села, особенности конкретных зданий(1 час).
Самостоятельная работа: История названия улиц села. Составление плана своей улицы (1 час).
Семинар: История названия моей улицы (1 час).
Тема 4. «Есть село, которое мне снится во сне …» Перспективы развития села Саблинского. (1 час).
Лекция. С чем связаны перспективы развития села. (1 час)
Самостоятельная работа: Проект «Саблинское в будущем».
Семинар: Защита проектов.
Итоговое занятие.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным проведение вводного занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами работ, которые им предстоит выполнить. Целесообразно обсудить возможные темы самостоятельных и коллективных выступлений, форму представление материала, критерии их оценивания. Не следует требовать выполнение работ в большом объеме. Итоговую работу могут выполнить по желанию. Необходимо разработать критерии оценочных работ, вести учет участия в семинарских занятиях, можно разработать своеобразную рейтинговую систему оценивания, результаты должны быть известны учащимся в завершении изучения каждой темы, курса в целом.
Тема 1. Из истории Саблинской водной системы.(5 часов).
В рамках содержания первой темы учащиеся получают знания об истории зарождения села, причинах его возникновения и значении, о первом поселении. Лекция носит установочный характер. Учащиеся получают теоретические знания и необходимый учебный материал для самостоятельной дальнейшей работы. На практическом занятии выполняют задания по закреплению и дальнейшему осмыслению полученных знаний.
Тема 2. Саблинское: вчера и сегодня (6 часов).
В рамках содержания данной темы учащиеся знакомятся с особенностями развития села с момента возникновения и до нашего времени, традициями Саблинского. При подготовке лекции важно использовать исторический материал, краеведческий материал музея. Практические занятия целесообразно проводить по группам, используя заранее собранный материал. На семинаре учащиеся рассказывают о результатах проведенных поисков и исследований, выступая с коллективно подготовленными сообщениями. Выставка оформленных творческих работ.
Тема 3. «Вот эта улица, вот этот дом» (3 часа).
На лекции учащиеся получают знания по вопросу формирования опорного каркаса, и расселения в районе, структуры формирования улиц, истории их названий, изучают своеобразие архитектурного облика города. На основе полученного материала выполняется практическая работа, а на семинаре учащиеся рассказывают о результатах своих исследований.
Тема 4 . «Есть село, которое мне снится во сне…». Перспективы развития Саблинского. (2 часа).
Содержание темы носит обобщающий характер. Учащимся предстоит использовать элементарные знания, полученные ими на предыдущих занятиях, выполнить их в творческой работе – создать проект села будущего в и защитить идею своего проекта на семинарском занятии.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса «Моя малая родина». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы. Учитель выясняет предложения и пожелания учащихся по проведенным занятиям.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
- анализ карт;
- работа со статистическим материалом;
- составление карт;
- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
- моделирование и проектирование;
Учебно-познавательная деятельность может быть индивидуальной, групповой и коллективной.
Содержание курса предполагает возможности самоопределения такие, как выбор:
- объектов изучения
- форм работы
- тем и форм итоговой работы
Литература для учащихся и учителя
- Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6, 8 классов общеобразовательных школ. Ставрополь. 2000 год
- Экономическая и социальная география Ставропольского края. Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. Ставрополь. 2000 год
- http://www.okorneva.ru
- http://wayrock.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Программа элективного курса "Глобальная география"для обучающхся 10-11 класса профильной школы
Данная программа разработана для учащихся 10-11 класса социально-экономического и географического профиля. Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является возмож...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Программа элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов "Подмосковные города от А до Я"
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание курсов физической ...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...
Программа элективного курса по географии на тему "Моя малая Родина"
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся, расширяет базовый курс по географии, является предметно-ориентированным и дает возможность познакомить учащихся с интересными ...