Программа элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов "Подмосковные города от А до Я"
план-конспект занятия по географии (8, 9 класс) на тему
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание курсов физической и экономической географии России, частично компенсирует отсутствие в школьном учебном плане такого важного предмета как «Родное Подмосковье». Элективный курс является межпредметным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов Московской области
«Педагогическая Академия последипломного образования»
Инвариантный кафедральный модуль
«Обновление содержания и технологии обучения географии»
Программа элективного курса по географии
для учащихся 8 - 9-х классов
«Подмосковные города от А до Я»
Выполнила
учитель географии
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 18 им. Н.В. Менчинского
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Попова А.В.
Руководитель
к.п.н., доцент Греханкина Л.Ф.
Москва, 2013
«Окрест на многие километры расстилалось Подмосковье, непонятная, полуторная земля, — ни городская, ни деревенская, осеянная, точно пылью с совка, тысячами дач. Что такое Подмосковье? Нечетный, блеклый мир. Здесь нет городов, одни названия, стоят отдельные дома, городские скорлупки — сердцевину их давно выела Москва. Наелась, отяжелела, прогнула землю: все теперь течет в Москву. Есть ли подобная окрестность у других городов? Подтверье, Подтулье, Подказанье? Нет, не помню такого.
Подмосковье покорено — а оно несомненно покорено, подавлено, несамостоятельно, обесцентрено — и покорено так же небрежно, как земля зырян. Москва не захотела тратить силы на свою ближнюю обочину, или решила, что с нее довольно «дачной цивилизации». И эта обочина, не восприняв высокого (все, что выше столба и водокачки — в Москве) и позабыв язычество, замерла в полупозиции, в вечной провинциальной оглядке на близкую столицу».[1]
Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание курсов физической и экономической географии России, частично компенсирует отсутствие в школьном учебном плане такого важного предмета как «Родное Подмосковье». Элективный курс является межпредметным.
Основные цели курса:
1. Овладение системой знаний о современном состоянии городов Подмосковья;
2. Развитие основ пространственного мышления, предполагающего осмысление территориальной взаимообусловленности явлений;
3. Понимание современных тенденций развития подмосковных городов.
Данный курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Он разработан для решения следующих задач:
- Учебных - ознакомить с историей создания; дать представления о современных; познакомить с многообразием; формировать; формировать пространственные представления об.
- Воспитательных - формировать навыки социально ответственного поведения по отношению к природе; готовить учащихся к активному участию в общественной жизни страны, Подмосковья, родного города; создавать положительную мотивацию обучения.
- Развивающих - повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся; активизировать познавательную деятельность школьников; реализовать творческий потенциал учащихся в ходе проектной деятельности.
Элективный курс «Подмосковные города от А до Я» реализуется с использованием специально созданных компьютерных презентаций. Для учителя они сыграют роль опорных конспектов занятий, а для учащихся станут ярким визуальным дополнением к содержанию курса. Беседы с учащимися по материалам компьютерных презентаций создадут неповторимую обстановку живого непосредственного общения участников образовательного процесса, а значит, позволят преодолеть страх перед устными ответами; активизировать познавательную деятельность ребят на занятии; развить образное и творческое мышление обучаемых и существенно упростить процесс усвоения и запоминания знаний.
Для организации занятий потребуется компьютер, мультимедийный проектор, экран, а также карта Московской области.
Предлагаемый интегрированный элективный курс включает 10 занятий, которые необходимо проводить 1 раз в неделю. Лучшее время для реализации элективного курса – второй триместр, т.к. учащиеся 8 – 9-х классов, которым предназначен курс, приобретут опорные знания по физической (экономической) географии России, подлежащие углублению и расширению по мере освоения курса. Рекомендуемое количество учащихся в группе – 10 – 12 человек. Продолжительность одного занятия от 45 до 60 минут, иногда больше.
Тематическое планирование занятий элективного курса
«Подмосковные города от А до Я»
Тема занятия | Кол-во часов |
Вводное занятие. Что мы называем Подмосковьем. | 1 |
А, Б, В, Г: Александров, Балашиха, Бронницы, Воскресенск. | 1 |
Д, Е, Ж, З: Дмитров, Егорьевск, Жуковский, Зеленоград. | 1 |
И, К, Л: Ивантеевка, Клин, Королев, Люберцы. | 1 |
М, Н, О, П: Мытищи, Наро-Фоминск, Одинцово, Подольск. | 1 |
Р, С, Т, У, Ф, Х, Ч: Сергиев Посад, Талдом, Химки, Черноголовка, Чехов. | 2 |
Ш, Щ, Э, Ю, Я: Шатура, Щелково, Электросталь, Яхрома. | 2 |
Итоговое занятие. Мозаика подмосковных городов. | 1 |
Итого | 10 |
Содержание программы.
Содержание элективного курса построено с учетом экономического и экологического районирования территории. В границах каждого региона формируется пространственный рисунок размещения природных и народохозяйственных объектов. Этот рисунок наглядно демонстрирует
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, представляется целесообразным на первом занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, планируемым объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.
Содержание занятий.
1. Вводное занятие. Что мы называем Подмосковьем.
- Подмосковье на карте Центральной России;
- Изменение границ Подмосковья во времени и пространстве;
- Общие сведения о регионе;
- Районирование территории: ближнее и дальнее Подмосковье; западное, северное, восточное и южное Подмосковье;
- Образ Подмосковья в творчестве знаменитых поэтов, художников.
2. А, Б, В, Г: Александров, Балашиха, Бронницы, Воскресенск (1 час).
- Александров – на границе трех областей;
- Балашиха
- Бронницы – на пути из Москвы в Коломну;
- Воскресенск – лидер химической промышленности.
3. Д, Е, Ж, З: Дмитров, Егорьевск, Жуковский, Зеленоград.(1 час).
- Дмитров – город ремесленников;
- Егорьевск – труженик Подмосковья;
- Жуковский строит себя сам;
- Зеленоград
4. И, К, Л: Ивантеевка, Клин, Королев, Люберцы (1 час).
- Ивантеевка
- Клин – капроновая нить судьбы;
- Королев
- Люберцы
5. М, Н, О, П:Мытищи, Наро-Фоминск, Одинцово, Подольск (1 час).
- Мытищи
- Наро-Фоминск
- Одинцово
- Подольск
6. Р, С, Т, У, Ф, Х, Ч: Сергиев Посад, Талдом, Химки, Черноголовка, Чехов (2 часа).
- Сергиеа Посад – по ту сторону монастырской стены;
- Талдом – история фарфоровой юности;Химки
- Черноголовка
- Чехов
7. Ш, Щ, Э, Ю, Я: Шатура, Щелково, Электросталь, Яхрома (2 часа).
- Шатура: даешь огня?
- Щелково
- Электросталь – стальная опора экономики Подмосковья;
- Яхрома
8. Итоговое занятие. Мозаика подмосковных городов (1 час).
- Историко-культурное наследие Подмосковья;
- Экономический потенциал региона;
- Перспективный план развития подмосковных городов;
- Итоговый контроль знаний по курсу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...

Материалы элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов на тему "Охрана природы Европейской части России"
Материалы включают в себя пояснительную записку по элективному курсу и презентации к занятиям....
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...