Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
элективный курс по географии (9 класс) на тему

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10-11 классах. Элективный курс создан на основе программы курса "Медицинская география" для 11 классов школ медицинского профиля. Цель программы - раскрытие отношений географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также знакомит учащихся с медико-географическими исследованиями. Элективный курс расчитан на 12 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме "Здоровье и окружающая среда", выявление причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности работы, использование различных источников информации. Программа содержит учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_medicinskaya_geografiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор гимназии

_______________ В.И. Ваничкина

«_____» ____________ 2011 г.

Утверждаю

Научно – методический совет

гимназии_________ И.В. Краснопеева

ПРОГРАММА

 

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ)

Разработала:  учитель географии  г.о. Отрадный, Самарской области ГБОУ гимназии «Гармония»

Татьяна Владимировна Кондрашкина

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 9 класса. Данная программа является фактически ведением в медицинскую географию и создана на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля (авторы Т.В. Кучер и Т.К. Беляева). Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, проложить обучение в медицинском колледже или химико – биологическом профиле в 10 -11 классах.

 Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико – географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант  здоровья человека – условия жизни.

 В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это нередко создает у учащихся  неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача. Цель программы – раскрытие отношений географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико – географическими исследованиями.

 Медицинская география является интегрированной наукой, её содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально – экономические и другие знания.

  Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации, знакомит учащихся с медико- географическим картографированием, дает представление о комплексом медико – географическом изучении территории, медико – географическом описании, медицинской статистике.

 Курс рассчитан на 12 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлении причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности работы, использование различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентации и защита проектов учащихся.

Учебно – тематический план

Наименование  тем курса

Количество часов

Лекции

Семинары,

практикумы

1

Введение.

1

1

2

Формирование медико – географических представлений.

1

1

3

Методы медико – географических исследований.

1

1

4

Факторы окружающей человека среды и его здоровье.

2

1

1

5

Болезни, вызываемые природными и социально – экономическми факторами.

2

1

1

6

Лечебные и рекреационные ресурсы.

3

1

2

7

Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности)

1

1

8

Итоговое задание.

1

Итого:

12

Содержание программы

 Введение (1час).

 Лекция. Что такое медицинская география?

Тема 1. Формирование медико – географических представлений (1 час).

Лекция . Этапы развития медицинской географии. Становление медицинской географии в России. Медицинская география в 21 веке.

Тема 2. Методы медико – географических исследований.( 1 час).

Лекция 1.  « Ключи» медицинской географии: что это такое?

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье. (2 часа)

Лекция 1. Понятие о природных и социально – экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

 Семинар 1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация. Социально – экономические факторы.

 Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально – экономическим факторами. (2 часа).

 Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость. (1 час.)

Семинар 1. Тропические болезни. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические реакции.

 Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (3 часа).

 Лекция 1. значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

Семинар 1. Фитотерапия.

Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности ( 1 час).

Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческими медицинским источникам.

Итоговое задание (1час).

 Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

 Вводная лекция знакомит учащихся с медицинской географией как самостоятельной отраслью медицины. В содержании лекции необходимо показать связь географии с другими науками, её роль в раскрытии взаимодействия человека. Общества и среды; раскрыть понятия « среда обитания человека»,  или « окружающая среда»; дать определение – что же такое «медицинская география» (по А.А. Шошину); познакомить с общей структурой курса. Ключевые слова: география, патология, географическая патология, демонология, медицина, медицинская география, окружающая среда, человеческий организм.

Тема 1. Формирование медико – географических представлений.

 В содержании лекции раскрываются основные этапы становления и формирования медицинской географии, прослеживается формирование медико – географических представлений в истории человечества. Медицина различных древних цивилизаций в совей основе исходила из взаимосвязи природных и социальных факторов, влияющих на здоровье людей; в лекции показывается влияние природных условий древнего Египта, Месопотамии, древнего Ирана, Древнего Китая, древней Индии, Древнего Тибета на здоровье людей; рассказывается о некоторых болезнях, симптомы которых были известны древним врачам ( ключевые слова: проказа, экзема, слоновость, тифоидные болезни, трахома, эпизоотии, бери – бери, зоб, сибирская язва, холера); как природные ресурсы использовались в качестве лекарственных средств. Лекция знаком учащихся с этапами развития медицинской географии: о развитии медицины в Древней Греции, о наследии Гиппократа; о первых медико – географических представлениях, сформулированных Страбоном; о лекарствоведении в Древнем Риме; о развитии медико – географических представлений в средние века; массовом распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), о развитии арабской медицины, о роли окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина (Авиценны); об эпохе Возрождения и начальном периоде новой истории, когда появились труды, которые рассматривали медицинскую географию как науку; о Т Парацельсе, об «Атласе» Ламберта с картами распространения болезней в зависимости от климата и о начале картографического метода медицинской географии.

Тема 2. Методы медико – географических исследований.

 В содержании учебной лекции учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер содержания медицинской географии и методов её исследования. Любое медико – географическое исследование включает медико – географическое описание, медико – географическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медико – географического подхода. Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с  последовательностью их применения.

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье.

 В содержании лекции актуализировались знания учащихся по географии, физике, химии, биологии из ране изученных курсов. На лекции раскрываются понятия «природные факторы» и « социально – экономические факторы» в медицинской географии; раскрывается практическое значение медико – географической оценки в возможности осуществления медико  - географического прогноза территорий; объясняются противоположность и взаимосвязь понятий «здоровье» и «болезнь», деется определение, записанное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья и что по ним определяют. На лекции учащиеся знакомятся  с одним из важных направлений исследования в медицинской географии – нозогеографией, выявляющей общие закономерности географического распространения болезней. Нозогеография исследует главным образом различные заразные болезни (природноочаговые, трансмиссивные, гельминтозы), а также, например, флюороз, эндемический зоб, уровская болезнь и др. необходимо показать закономерности, выявленные в распространении болезней (болезни локальные и повсеместные), назвать основные типы нозоареалов и привести примеры болезней каждого из названных типов.

 На семинаре рассматриваются природные факторы окружающей среды: геофизические, метеорологические и геохимические, а также примеры заболеваний, вызванных неблагоприятным действием этих факторов на организм человека (тепловой удар, фотоэритема, воспаление роговой оболочки глаза, гипоксия, горная болезнь, метеотропные реакции, анемия, уровская болезнь, врожденный вывих бедра, эндемический зоб, молибденвая пода и др.; адаптация и акклиматизация человека, их значение для жизнедеятельности организма. Приводятся примеры адаптивных типов людей, проживающих в разных природных условиях. Рассматриваются фазы акклиматизации, приводятся примеры акклиматизации людей к различным климатическим условиям.

 Кроме того, обсуждаются вопросы, связанные с социально – экономическими факторами, видами загрязнений в современном городе, а также с медико – географической оценкой промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Рассматривается понятие  «антропоэкологическое напряжение» - новое качественное состояние человеческой популяции, которое не укладывается нив норму, ни в патологию. Возможно также рассмотрение наследственности и окружающей среды, географии долголетия.

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально – экономическими факторами.

 На лекции учащиеся знакомится с одной из проблем, которыми занимается медицинская география, - с вопросом о природно – очаговых заболеваниях. Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различных по обхвату территории. Раскрывается сущность  учения о природной  очаговости болезней. Вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней», от чего зависят его границы; с примерами природоочаговых заболеваний, рассматриваются такие понятия, как «трансмиссивные болезни», «зоонозы», «токсины» и др.

 На семинаре заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о тропических болезнях (малярия, лейшманиозы, желтая лихорадка, холера и др.) – болезнях, выделенных в основном по географическому признаку; болезнях, вызываемых  ядовитыми животными ( кишечнополостными, членистоногими, змеями); миазы, о болезнях, вызываемых ядовитыми растениями; об аллергических болезнях и их зависимости от метеоклиматических условий территорий, об аллергических заболеваниях как серьезной социально – экономической и экологической проблемам в странах с высоким уровнем развития промышленности.

Тема 5. Лечебные рекреационные природные ресурсы.

 В лекции особое внимание уделяется значению природной среды в укреплении здоровья человека, раскрывается понятие «рекреационные ресурсы», рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии.

 Семинар проводится по теме « Фитотерапия». Заслушиваются и обсуждаются общения учащихся о лекарственных растениях и их применении при лечении различных заболеваний.

 На практическом занятии учащиеся рассматривают благоприятные для отдыха и туризма территории России, своей местности, оценивают степень их благоприятности.

 Тема 6. Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности).

 На лекции рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние здоровья населения по последним данным.

Итоговое занятие

 Итоги  изучения элективного курса  обсуждаются на семинарском занятии. Обсуждаются следующие вопросы: что же изучает медицинская география, её связь со многими смежными науками, например, с гигиеной, экологией; назвать основные экологические проблемы своей местности. Учащиеся получают результаты индивидуального рейтинга по итогам работы в течение изучения  курса, рассматриваются отчеты по проектам, заслушиваются презентации, даются рекомендации к представлению индивидуальных работ на школьные научно – практические конференции. Проводится обсуждение содержания данного элективного курса, выслушать предложения и пожелания учащихся.

Литература

  1. Кучер т.В., Беляева Т.К. Программа курса «Медицинская география» (9 класс, для школ медицинского профиля) // география в школе. - 1994. – 32.
  2. Кучер Т.В., Колпащикова и.Ф. Медицинская география: учебник для 10 -11 кл. профл. Шк. – М.: Просвещение: АО « Московский учебник», 1996 и позже.
  3. Ресурсы интернета.
  4. Учебники по биологии, географии, физике, химии.
  5. Электронные и энциклопедические справочники.


Календарно – тематическое планирование

по элективному курсу «Медицинская география» 9 класс

(12 часов)

Содержание программы

Количество часов

Дата

Особенности проведения курса

Требования к знаниям и умениям учащихся

     Введение.

1.Что такое медицинская география?

Тема 1. Формирование медико – географических представлений.

2.Этапы развития медицинской географии. Становление медицинской географии в России. Медицинская география в 21 веке.

 Тема 2. Методы медико – географических исследований.

3.«Ключи» медицинской географии: что это такое?

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье.

    4.Понятие о природных и социально –    экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

  1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация. Социально – экономические факторы.      

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально – экономическими факторами.

6.Природный очаг болезни и природная очаговость.

    7.Тропические болезни. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические реакции.

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы.

 8.Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

9. Фитотерапия.

10.Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

     Тема 6. Нозогеография (география болезней,

     характерных для своей местности).

          11.Определение эндемических болезней населения

               своей местности по географическим,

                историческим и медицинским источникам.

  1.  Итоговое занятие.

Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

Вводный

Лекция

Лекция

Лекция

Семинар

Лекция

Семинар

Лекция

Семинар

Практикум

Лекция

Обобщающий

Знать:

- основные правила укрепления здоровья человека, продления его жизни, распознавание, предупреждение и лечение болезней;

- понятия «медицина», «гигиена», «акклиматизация», «адаптация», и др.;

- природные и социально – экономические факторы;

- различные виды болезней ( тропические, аллергитические и др.);

- значение природной среды в укреплении здоровья.

Уметь:

- оценивать территорию страны по степени благоприятности для туризма и отдыха;

определять болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам;

- объяснять положительное влияние внешних факторов окружающей среды на здоровье человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»

Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...

Программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Учусь решать задачи"..

Программа предназначена для учащихся 7 класса. Она рассчитана на 34 часа.Целью данного курса является углубление знаний учащихся, формирование мотивационной основы для осознанного подхода к...

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

Программа элективного курса по химии для учащихся 10 (общеобразовательных) классов "Пищевые добавки"

У каждого учителя сегодня часто возникает проблема с поиском программ и материалов для элективных курсов. Обучаясь на курсах повышения квалификации курс "Пищевые добавки" представлял нам О.С.Габриелян...

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11-х классов<<Методы решеня тригонометрических уравнений>>

Автор Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11-х классов << Методы решения тригонометрических уравнений >>,автор Толкачева Л.В.Умения решать уравнения яв...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...