Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
элективный курс по географии (10 класс) по теме
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ek_10_klass_rol_geografii_v_poznanii_mira.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Суховская средняя общеобразовательная школа № 3»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ССОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
Рабочая программа
элективного курса по географии для 10 класса
«Роль географии в познании мира»
на 2013-2014 учебный год
срок реализации 1 год
с. Сухово
Учитель: Бабаева Ж.М.
Рассмотрено на заседании МС
«___»_________________2013г.
Затулина С.С.
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.
Данная программа элективного курса рассчитана на 35 часов.
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение географии как собственно науки, так и комплекса географических наук о Земле;
- рассмотрение тесных связей географии с другими науками;
- расширение представлений о географических явлениях и объектах через «призму» других наук – физики, химии, культуры, экономики и др.;
- формирование географического мышления и расширение географического кругозора;
- воспитание географической культуры;
- развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности у учащихся, умения принимать решения, личного интереса учащихся к более полному изучению географии.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
1. общие землеведческие данные о Земле: как планеты, как крупнейшего природного территориального комплекса, как места обитания человечества;
2. картографические основы географии: понятия «географическая карта», «картографическая проекция», «масштаб» и т.д., способы построения карт и их использование в научной, профессиональной и повседневной жизни;
3. физические и химические «обоснования» географических явлений и процессов»;
4. основные этапы эволюции географической науки;
5. основные экологические проблемы Земли;
6.понятие «геоинформационные системы», роль информационных технологий в современной географии;
7.взаимосвязи в системе «природа-человек-хозяйство», экономические основы географии.
8. типологию стран по уровню социально-экономического развития, основные региональные организации, формы правления и административно-территориального устройства стран;
9. типы экономик, структуру хозяйства, факторы размещения отраслей экономики и принципы территориального размещения производства.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
1. давать определение понятию «география», определять место географии среди других наук;
2. решать задачи на определение температуры, давления, рассчитывать расстояния, определять масштаб, читать легенду карты, определять координаты, составлять графики, диаграммы, профили, составлять поло-возрастные пирамиды;
3. «читать» географическую информацию с карты; пользоваться источниками географической информации;
4. самостоятельно делать выводы, решать поставленные задачи, находить оптимальное решение проблем;
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны понимать:
1. роль географии в познании окружающего мира;
- роль влияния факторов среды на распространение и разнообразие живых организмов.
- влияние географических условий на культуру и быт разных народов.
- результаты вращения Земли вокруг своей оси и Солнца;
- природу внутренних и внешних процессов Земли, формирующих облик планеты;
- сущность урбанизации, влияние урбанизации на экологию планеты;
- значение антропоклиматического районирования в настоящее время;
- возрастание роли человека как одной из главных рельефообразующих сил на Земле, о влиянии человека на природу планеты;
- сущность и принципы территориальной организации отраслей экономики, основные закономерности размещения производства;
- важность и значимость современной экономической интеграции стран, взаимосвязей между странами.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, географические карты и атласы, глобус, справочники.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседа, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, диспуты.
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- устный и письменный опросы;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
- создание презентаций.
Тематическое планирование | ||||||||
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Вид контроля, измерители | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Образовательный продукт |
1 | Введение | 1 | Беседа | Устный опрос | История термина «география» и основатели географической науки | Знать: термин «география», имена основоположников науки. | Подготовить материал по темам «Теории происхождения Земли», «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы» | Конспект урока |
Раздел 1. Связь географии с другими науками | ||||||||
2 | География и землеведение (физическая география) | 2 | Лекция с элементами беседы/ комбинированный урок | фронтальный опрос, письменные индивидуальные задания | «Основы науки»: теории происхождения Земли и Солнечной системы, строение Земли, географическая оболочка. Гео- и гелиоцентрические системы. | Знать: теории происхождения Земли Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта, строение Солнечной системы, строение Земли, понятие «ПТК», «географическая оболочка» Понимать: уникальность Земли как планеты, значение физических процессов, протекающих внутри Земли | Подготовить материал по темам: «Зодиакальные созвездия», «Астрономия у народов мира» | Конспект урока, создание ЛОК «Солнечная система» |
3 | География и астрономия | 2 | Беседа/ семинар | Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос | Понятие «Вселенная», «Солнечная система». Небесные тела: планеты и их спутники, звезды, кометы, астероиды. «Черные дыры». Значение изучения других планет для Земли. Зодиакальные созвездия. Дни равноденствия и солнцестояний. Астрономия и народы мира. | Знать: понятия «Солнечная система», «звезда», «планета», «комета», «Зодиакальные созвездия», «эклиптика». Понимать: значение астрономических наблюдений в осознании географических процессов: вращение Земли, приливы и т.д. | Подготовить материал по теме «Шкала Мооса», «Уникальные объекты Земли». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады |
4 | География и геология и геоморфо-логия | 2 | Лекция/ комбинированный урок | Фронтальный опрос, тесты | Понятие терминов «геоморфология» и «геология», связь трех наук. Внутренние процессы Земли – вулканизм, землетрясения. Теория литосферных плит А.Вегенера. Стратиграфия и петрология. Уникальный рельеф Земли. Внешние процессы рельефообразования (выветривание) | Знать: понятия «геоморфология», «геология», «платформа», «сейсмические пояса», «карст» Понимать: внутренние процессы Земли, сущность физического, химического и биологического выветривания | Подготовить материал по темам «Эволюция карт», «Эволюция глобуса». | Конспект урока, заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли», рефераты, доклады, создание презентаций. |
5 | География и картография | 2 | Лекция/ комбиниро-ванный урок | Индивидуальный опрос, письменные задания | Понятие «географическая карта» - история, значение, виды. Проекции карт( коническая, цилиндрическая , азимутальная, проекция Меркатора). Содержание карты: легенда, масштаб, координатная сетка. Основные отличия карты от топоплана. Глобус. Топография. Геодезия. Профессии топографа, картографа и геодезиста. | Знать: понятие «карта», виды и значение карт, понятие «нивелир», «теодолит», «кадастр». Различать виды карт и картографических проекций, выявлять связь географии с картографией и геодезией. | Подготовить материал по темам «Происхождение названия «Саратов», «Происхождение топонима» (на выбор учащегося) | Конспект урока, решение задач на масштаб, определение координат, рефераты, доклады. |
6 | География и топонимика | 2 | комбинированный урок/семинар | Тесты | Понятие термина «топонимика», «топоним», виды топонимов. Изучение топонимов (на выбор учащихся). | Знать: понятия «топонимика», «топоним», виды топонимов, происхождение топонима «Саратов», «Волга», «Россия» и др. | Подготовить материал по темам «Теория Ч.Дарвина», «Личность Ч.Дарвина», «К.Линней», «Родины культурных растений» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, изучение топонимов по картам |
7 | География и биология (биогеография) | 2 | Лекция/ Комбинированный урок | Индивидуальный опрос, письменные задания | Понятие термина «биогеография», «биоценоз», «биотические и абиотические факторы среды». Теории происхождения жизни на Земле. Эволюция жизни на Земле. Влияние факторов географической среды на распространение организмов на Земле. Генетика. Клонирование: за и против. | Знать: понятия «биогеография», «биогеоценоз», «эволюция», родины культурных растений. Понимать: роль влияния факторов среды на распространение живых организмов. | Подготовить материал по темам «Религии мира», «Уникальные представители человечества», «демографические проблемы». | Конспект урока, создание презентаций, доклады, рефераты, создание ЛОК «Теории происхождения на Земле». Нанесение на конт.карту мест произрастания основных культурных растений. |
8 | География и демография | 2 | Комбинированный урок/ семинар | Тесты, устный опрос | Понятие терминов «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция». Население Земли: численность, типы и стадии воспроизводства», поло-возрастной состав, национальный и религиозный состав, миграции, «горячие точки» планеты. Населенные пункты. Расселение населения мира. Демографические проблемы. Демографическая политика. | Знать термины «демография», «популяция», «воспроизводство», «демографическая политика», «миграция», типы воспроизводства, стран-лидеров по численности населения и города-миллионеры и показывать их на карте. | Подготовить материал по темам «Изобретение географических приборов», «Значение открытия Х.Колумбом Нового Света», «М.Ломоносов» | Конспект урока, доклады, рефераты, создание презентаций, составление поло-возрастные пирамид, работа с ними, нанесение на конт. Карту названий наций и религий народов. |
9 | География и история | 2 | Лекция/ семинар | Устный и письменный опрос | История географии. Историческая география. История географии в разные эпохи – эллинизм, средние века, эпоха Возрождения, конец 19-начало 20 вв. Легендарные географы: Аристотель, Эратосфен, К.Птолемей, Н.Коперник, М.Поло, А.Никитин, Дж. Кук, Х.Колумб, Ф.Магеллан, М.Ломоносов, А.Гумбольдт, Н.Вавилов и др. | Знать: основные этапы эволюции географической науки. Имена географов и ученых, внесших наибольший вклад и развитие науки. | Подготовить материал по темам : «Полюса Земли – магнитные и географические», «Изобретение компаса», «Оптические явления на Земле». | Конспект урока, заполнение таблицы «Основные этапы эволюции географии», доклады, рефераты |
10 | География и физика | 2 | Беседа/комбинированный урок | Тесты, индиви-дуальный опрос | Геофизика. Физические процессы в географии: магнитное поле Земли, атмосферное давление, влажность воздуха, метаморфические процессы, северное сияние, радуга, конденсация, испарение, свойства океанической воды, озон и озоновый слой, сила Кориолиса. Изучение внутреннего строения Земли и глубин океанов. Сейсморазведка. Компас. Барометр. Гигрометр. | Понимать: сущность физических процессов на Земле, знать: понятия «геофизика», «барометр», «гигрометр», «озоновый слой», «компас», «сила Кориолиса». | Подготовить материал по темам «Самые редкие и ценные металлы на Земле», «ДДТ в Антарктиде», «Искусственный каучук», «Влияние ГМО на окружающую среду». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. Решение задач на определение температуры и давления. |
11 | География и химия | 2 | Лекция/ комбинированный урок | Письменные задания, опрос | Химические элементы на Земле. Таблица Д.И. Менделеева. Редкие и ценные металлы на Земле. Месторождения основных полезных ископаемых. Происхождение полезных ископаемых. Парниковый эффект. Очистка питьевой воды. Искусственные вещества: каучук, целлюлоза, полимеры и их значение. Влияние ГМО, ДДТ, ядохимикатов на окружающую среду. Химическое выветривание – карст. Химическая промышленность: отрасли, распространение, значение. | Знать: самые распространенные элементы на Земле, классификацию металлов, сущность и значение химической промышленности. Химические процессы на Земле – растворение, горение. Понимать сущность и значение парникового эффекта на Земле, влияние искусственных веществ на ОС. | Подготовить материал по темам «Самые страшные болезни человечества», «Условия жизни в развитых и развивающихся странах», «Главные очаги болезней на Земле». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
12 | География и медицина. | 2 | лекция/ Беседа | Тесты, устный опрос | Медицинская география. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропоклиматическое районирование. Адаптация. Эпидемии. Очаги болезней человечества: холера, «желтая лихорадка», «сибирская явка». Составление и значение медико-географических карт. | Знать: понятия «Медицинская география», «Антропоклиматическое районирование», основные источники и очаги болезней. Понимать: медико-географические карты. | Подготовить материал по темам «Отличие GPS от Глонасс», «Использование ГИС в жизни» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
13 | География и информатика | 2 | Урок получения новых знаний/ Комбинированный урок | Индивидуальный опрос, тесты | Геоинформатика. Геоинформационные системы. 3d-модели. Спутниковое наблюдение:GPR, Глонасс. Обработка и хранение географической информации. | Знать: понятие «Геоинформатика», «геоинформационная система». Искусственные спутники Земли. | Подготовить материал по темам «Экологические проблемыЗемли», «Демографическая проблема», «Проблема разоружения», «Продовольственная проблема». | Конспект урока, изучение новых ИКТ на уроках географии – знакомство с GIS-технологиями, рефераты, доклады |
14 | География и экология | 2 | Лекция/ Семинар | Письменные задания, устный опрос | Экология. Понятие термина «Геоэкология»,история появления, основоположник. Взаимодействие геосистем. Экологические факторы Земли: биотических и абиотических. Основные направления геоэкологических направлений. Экологические проблемы Земли. | Знать: понятия «геоэкология», «экологические проблемы», «биотические и абиотические факторы». | Подготовить материал по темам «Музыка», «Живопись», «Архитектура» (любой страны на выбор учащегося) | Конспект урока, создание ЛОК «Экологические проблемы Земли», создание презентаций |
15 | География и культура | 2 | Беседа/ комбинированный урок | Устный опрос, тесты | Понятие «культура». «Культурный ландшафт». Эстетическое восприятие ландшафтов Земли. Рекреация и отдых. Знакомство с бытом и культурой разных стран: поэзия, литература, музыка, живопись. Влияние географических условий на культуру разных народов. Древни цивилизации Земли. | Знать: понятия «культура», «культурный рельеф», специфические черты культуры разных народов мира. | Подготовить материал по темам «НАТО и ОВД», «Монархии мира», «Горячие точки мира». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
16 | География и политика (политическая география) | 2 | Лекция/ Семинар | Индивидуальный опрос, тесты | «Политическая география». «Геополитика». Формирование политической карты мира. Политическое устройство стран мира. Политические режимы стран мира. АТУ стран. Международные отношения. Интеграция. Международные организации – военные, политические, экономические. «Горячие точки» планеты. | Знать: понятие «геополитика», «республика», «монархия», «унитарное государство», «федерация», «доминион», «метрополия», «протекторат», «анклав». Региональные группировки стран, | Подготовить материал по темам «Типы экономик в современных странах мира», «Особенности транспорта России» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, нанесение на конт.карту типы стран согласно Типологии ООН |
17 | География и экономика (экономическая география) | 2 | Беседа/ комбинированный урок | Устный опрос, письменные задания | Экономическая география: понятие, история появления, основоположники науки. Система «природа-человек-хозяйство». Типы экономик стран. География промышленности. Территориальная организация промышленности. Структура экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экономика России | Знать: сущность понятия «экономическая география», типы экономик стран, структуру экономики, основные промышленные центры добычи и переработки ресурсов России, ж/д магистрали, морские и речные порты России. | Отметить на контурной карте основные ж/д магистрали, речные и морские порты России. | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, составление схемы «Структура экономики». |
17 | Защита творческих проектов | 2 |
Темы рефератов, докладов, презентаций:
- «Теории происхождения Земли»
- «Уникальность Земли как планеты»
- «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
- «Зодиакальные созвездия»
- «Астрономия у народов мира»
- «Строение Солнечной системы»
- «Теория А. Вегенера»
- «Внутренние процессы Земли»
- «Типы выветривания и формы рельефа Земли»
- «Шкала Мооса»
- «Уникальные формы рельефа Земли»
- «Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
- «Личность Ч.Дарвина»
- «Религии мира»
- «Великие народы мира»
- «Родины культурных растений»
- «Клонирование: за и против»
- «История создания карт»
- «Источники географической информации»
- «Уникальные представители человечества»
- «Религиозный состав населения мира»
- «Национальный состав населения мира»
- «Демографические проблемы населения»
- «Урбанизация: проблемы и перспективы»
- «Демографическая политика стран мира»
- «Горячие точки» планеты
- «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
- «Полюса Земли: магнитные и географические»
- «Оптические явления на Земле»
- «Компас: история создания, принцип работы»
- «Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
- «Сила Кориолиса»
- «Химические элементы на Земле»
- «Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
- «Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
- «Кислотные дожди на Земле»
- «Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
- «Химическое выветривание»
- «Химическая промышленность»
- «Главные очаги болезней на Земле»
- «Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
- «Самые опасные эпидемии на Земле»
- «Современные информационные технологии в географии»
- «Искусственные спутники Земли и их значение»
- «GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
- «3d-модели в географии»
- «Геоинформационные системы»
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
- «Музыка», «Архитектура..», «Живопись..» стран мира (на выбор)
- «Рекреация и отдых»
- «Уникальные объекты Земли»
- «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
- «Политическое устройство стран мира»
- «Великие метрополии мира»
- «Пазл - «Африка»: становление политической карты»
- «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
- «Монархии мира»
- «Международные организации»
- «Особенности экономики России»
- «Россия в системе международных отношений».
Список рекомендуемой литературы:
- Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. М.: Дрофа, 2008.
- Розанов Л.Л. Геоэкология: элективный курс. М.: Дрофа, 2005 г.- 204 с.
- Дронов В.П. Программы элективных курсов. М.: Дрофа, 2006 г.- 191 с.
- Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. .М.: Просвещение, 2008 г. – 398 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2008 г. – 498 с.
- Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М. Вече, 2006 г. – 130 с.
- Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000 г. – 204 с.
- Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест, 1999 г., - 193 с.
- Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. — К.; Х.:Веста, 2007. — 144 с.
- Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
- Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
- Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.». М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
- Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
- Малов В. Географические карты. М.: Слово, 2001 г. – 48 с.
- География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
Методические рекомендации
Введение
Тип урока: беседа
Цель занятия: начать формирование знаний нового элективного курса, познакомить с понятием «география» и комплексом географических наук, с именами основоположников науки, выявить значимость географии как науки о Земле.
План беседы:
- определение термина «география»
- объекты и субъекты географии
- Эратосфен, Аристотель, К.Птолемей, А.Гумбольдт и др.
- география в системе наук
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему занятию:
- «Теории происхождения Земли»
- «Уникальность Земли как планеты»
- «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
Тема № 1. География и землеведение ( 2 ч.)
Тип уроков: лекция с элементами беседы, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с основами землеведения – теориями происхождения Земли, строением Солнечной системы, строением Земли, понятиями «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «ландшафт», «фация»; расширить представления о Земле как о планете, проанализировать сложность географической оболочки, проранжировать уровни природно-территориальных комплексов.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- теории происхождения Земли (Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта)
- строение Солнечной системы
- Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- Фронтальный опрос, письменные задания по пройденному материалу
- Строение Земли, статистические данные о Земле
- изучение понятий «географическая оболочка», «природно-территориальные комплексы» Земли, уровни ПТК.
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Зодиакальные созвездия»
- «Астрономия у народов мира»
- «Строение Солнечной системы»
Вопросы для семинара:
- влияние Луны на процессы на Земле
- вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
- астрономические наблюдения у разных народов
Тема № 2. География и астрономия (2 ч.)
Тип уроков: беседа, семинар
Цель уроков: познакомить с понятиями «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра», «зодиакальные созвездия», «дни равноденствия», «дни солнцестояний»; проанализировать сущность и результат вращения Земли вокруг своей оси и Солнца, связь космических и земных процессов, показать роль астрономических наблюдений у разных народов мира в науке, быту, расширить географический кругозор.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- выяснить значение понятий «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра»
- Звезда Солнечной системы: происхождение, особенности, строение
- планеты и их спутники
- «черные дыры» Вселенной
- закрепление материала
План семинара:
- влияние Луны на процессы на Земле
- вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
- астрономические наблюдения у разных народов
- подведение результатов
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Теория А. Вегенера»
- «Внутренние процессы Земли»
- «Типы выветривания и формы рельефа Земли»
- «Шкала Мооса»
- «Уникальные формы рельефа Земли»
Тема № 3. География и геология и геоморфология (2 ч.)
Тип уроков: лекция и комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «геология» и «геоморфология», раскрыть взаимосвязь этих наук, показать роль внешних и внутренних процессов в формировании внешнего облика Земли, раскрыть сущность процессов рельефообразования – землетрясений, вулканизма, физического, химического и биологического выветривания, научить показывать на карте уникальные объекты Земли – горы, равнины, вулканы, сейсмические пояса.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- понятия «геология», «геоморфология», «петрология», «стратиграфия».
- геологические процессы Земли
- стратиграфическая шкала
- Теория литосферных плит А.Вегенера
- минералы Земли, шкала Мооса
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- фронтальный опрос, тесты
- внешние процессы рельефообразования – физическое, химическое и биологическое выветривание
- основные формы рельефа
- заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «История создания карт»
- «Источники географической информации»
Тема № 4. География и картография (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: выявить значение карты как основного источника географической информации, познакомить с историей создания карт и глобуса, объяснить значение понятий «проекция», «масштаб», «легенда», познакомить с видами проекций, масштабов; познакомить с географическими профессиями «топограф», «картограф», «геодезист».
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- «географическая карта» - история создание, назначение, виды карт.
- картографические проекции
- виды карт
- масштаб карты
- координаты
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
- подведение результатов
План урока:
- индивидуальный устный опрос, письменные задания
- решение задач на определение географических координат, масштаба.
- знакомство с профессиями геодезиста, топографа, картографа
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- подготовить самостоятельное изучение топонима на свой выбор
Тема № 5. География и топонимика (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «топонимика», «топоним», с видами топонимов, раскрыть значение топонимики и топонимов для географии, топонимы на географической карте, развивать географический интерес и культуру.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
- тестирование по изученным темам
- топонимика как наука
- топонимы, их происхождение, виды
План семинара:
- обсуждение топонимов, выбранных для самостоятельного изучения
- топонимические легенды
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
- «Личность Ч.Дарвина»
- «Религии мира»
- «Великие народы мира»
- «Родины культурных растений»
- «Клонирование: за и против»
Тема № 6. География и биология (биогеография)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятием «биогеография», «биогеоценоз», «биотические и абиотические факторы», «генетика», с разнообразием живого вещества на Земле. Обсудить теории происхождения жизни на Земле; выяснить роль влияния факторов окружающей среды на распространение и разнообразие живых веществ, научить показывать на карте родины произрастания культурных растений, обсудить вопрос клонирования.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Теории происхождения жизни на Земле
- влияние факторов окружающей среды на распространение и разнообразие организмов на Земле
- Эволюция жизни на Земле
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- индивидуальный опрос, письменные задания
- Генетика – понятие, значение науки.
- Клонирование: за и против
4. подведение результатов, выводы
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Уникальные представители человечества»
- «Религиозный состав населения мира»
- «Национальный состав населения мира»
Вопросы для семинара:
- «Демографические проблемы населения»
- «Урбанизация: проблемы и перспективы»
- «Демографическая политика стран мира»
- «Горячие точки» планеты
Тема № 7. География и демография (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с терминами «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция»; изучить население Земли – численность, религиозный, национальный, поло-возрастной составы населения Земли, выяснить причины миграций населения, изучить основные формы расселения, познакомить с демографическими проблемами населения мира, с урбанизацией; научить показывать на карте места проживания народов мира, крупнейшие города мира, участки с наибольшей плотностью населения.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- индивидуальный устный опрос, письменный опрос по изученному материалу
- население Земли: численность, национальный, религиозный, поло-возрастной составы населения Земли
- работа с поло-возрастными пирамидами
- формы расселения на Земле
План семинара:
- Урбанизация: проблемы и перспективы
- Демографические проблемы на Земле
- Демографическая политика разных стран мира
- «Горячие точки» планеты
Вопросы для семинара:
- «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
Тема № 8. География и история (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «историческая география», проанализировать основные этапы становления географической науки, выявить главные открытия, изобретения, познакомить с именами великих географов, продолжить формирование географической культуры, расширить географический кругозор, научить самостоятельно добывать географическую информацию.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Историческая география – сущность, значение.
- Основные этапы становления географии, накопления знаний и умений, характеристика этапов
План семинара:
1. «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Полюса Земли: магнитные и географические»
- «Оптические явления на Земле»
- «Компас: история создания, принцип работы»
- «Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
- «Сила Кориолиса»
Тема № 9. География и физика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с физической природой географических процессов и явлений – метаморфических процессов, северного сияния, радуги, конденсацией, испарением и др., научить определять давление, влажность воздуха, раскрыть закономерность изменения атмосферного давления и влажности воздуха, значение силы Кориолиса, познакомить с приборами – компас, барометр, гигрометр.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- Геофизика – понятие, сущность, значение
- Физические процессы в географии: сущность, значение
- сейсморазведка – значение для изучения тайн Земли
- оптические явления на Земле
План урока:
- тестирование, индивидуальный опрос по изученному материалу
- сила Кориолиса
- знакомство с приборами – термометр, барометр, гигрометр, компас.
- решение задач на определение температуры, атмосферного давления, влажности воздуха.
- закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Химические элементы на Земле»
- «Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
- «Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
- «Кислотные дожди на Земле»
- «Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
- «Химическое выветривание»
- «Химическая промышленность»
Тема № 10. География и химия (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: раскрыть взаимосвязи географии с химией, познакомить с химическими элементами, научить показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых, выявить значение химической промышленности, искусственных материалов для природы и человека, объяснить природу парникового эффекта, кислотных дождей.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Химические элементы на Земле
- Основные месторождения полезных ископаемых на Земле
- Структура химической промышленности, значение для населения
План урока:
- письменные задания, опрос изученного материала
- Химические процессы в географии: парниковый эффект, кислотные дожди, карст.
- Ядохимикаты, ГМО, ДДТ: за и против
- закрепление материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Главные очаги болезней на Земле»
- «Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
- «Самые опасные эпидемии на Земле»
Тема № 11. География и медицина (2 ч.)
Тип уроков: лекция, беседа
Цель занятий: познакомить с термином «медицинская география», определить степень влияния природных условий на жизнь и здоровье человека, выяснить значение адаптации человека, раскрыть сущность антропоклиматического районирования, научить давать краткую характеристику самым опасным болезням и эпидемиям, показывать основные очаги болезней.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
- Основные зоны расселения на Земле
- Адаптация, ее значение.
План беседы:
- Очаги болезней человечества
- Медико-географические карты, принцип составления, значение.
- Антропоклиматическое районирование
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Современные информационные технологии в географии»
- «Искусственные спутники Земли и их значение»
- «GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
- «3d-модели в географии»
- «Геоинформационные системы»
Тема № 12. География и информатика (2 ч.)
Тип уроков: урок получения новых знаний, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с современными информационными технологиями в географии, выявить значение аэрокосмических наблюдений, геоинформационных систем в жизни и производстве, познакомить с способами обработки и хранения географической информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
- знакомство с современными информационными технологиями
- спутники Земли и их значение
- GPS и Глонасс: проблемы и перспективы
- «3d-модели в географии»
План урока:
- индивидуальный опрос, тесты
- геоинформационные системы: понятие, значение, использование в жизни
- закрепление полученных знаний и умений
Вопросы для подготовки к семинару:
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
Тема № 13. География и экология (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «геоэкология», историей появления науки,; рассмотреть биотические и абиотические факторы среды, взаимодействие организмов между собой и окружающей средой, раскрыть экологические проблемы Земли, их причины, продолжить развитие географического мышления, умения самостоятельного принятия решений, анализа информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Геоэкология – сущность, объекты изучения, методы, история появления, значение
- Взаимодействие геосистем
- Биотические и абиотические факторы окружающей среды
- Экологические проблемы Земли
План семинара:
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- Понятие «культура», «культурный ландшафт»
- Рекреация
- Влияние географических условий на культуру, быт разных народов
- Древние цивилизации Земли
Тема № 14. География и культура (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «культура», «культурный ландшафт», рассмотреть влияние географических условий на жизнь и культуру разных народов мира, познакомиться с культурой разных стран, научить ценить красоту окружающего мира, эстетически воспринимать ландшафты Земли, изучить культуру, науку и быт древних цивилизаций Земли.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- «Культурный ландшафт», эстетическое восприятие ландшафтов Земли, рекреация и отдых
- уникальные объекты Земли
- «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
План урока:
- Устный опрос, тестирование
- «Музыка», «Архитектура...», «Живопись..» стран мира (на выбор учащегося)
- Закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Политическое устройство стран мира»
- «Великие метрополии мира»
- «Пазл - «Африка»: становление политической карты»
- «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
- «Монархии мира»
- «Международные организации»
Тема № 15. География и политика (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «политическая география», «геополитика»; рассмотреть основные этапы становления политической карты мира, политическое и административно-территориальное устройство стран мира, изучить международные организации, проанализировать процесс интеграции стран, международные отношения стран, продолжить формирование умения поиска, анализа, обработки географической информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Геополитика. Политическая география.
- Формирование политической карты мира
- Страны по форме правления
- Административно-территориальное устройство стран
- Международные отношения стран
План семинара:
- Великие метрополии мира
- Монархии мира
- Становление политической карты Африки
- Международные организации (ОВД,НАТО, ЕС, ЛАИ, НАФТА, АСЕАН, ОПЕК и др.)
- «Горячие точки» планеты
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
1. «Особенности экономики России»
2. «Россия в системе международных отношений»
3. «Структура экономики России»
4. «Ресурсная база России»
Тема № 16. География и экономика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с термином «экономическая география», определить цели науки, изучить систему «природа-человек-хозяйство», рассмотреть типы экономик стран, рассмотреть географию промышленности России, особенности территориальной организации промышленности, структуру промышленности России.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- Экономическая география – история появления, основоположники, значение науки.
- Эволюция связей в системе «природа-человек-хозяйство»
- Типы экономики стран
План урока:
- устный опрос, письменные задания
- Структура промышленности России
- География промышленности России
- Особенности промышленности России
- Россия в системе международных отношений
6. Закрепление изученного материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
Программа элективного курса по географии для 10-х классов. Тема: "Страны мира"
Разработала: учитель географииФоминых Светлана Николаевна...
Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Роль географии в современном мире 8 класс
Роль географии в современном мире 8 класс...