Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
элективный курс по географии (10 класс) по теме
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Суховская средняя общеобразовательная школа № 3»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ССОШ № 3
_________/Безденежная Л.В./
Приказ№ ___________
«____» _____________ 2013г
Рабочая программа
элективного курса по географии для 10 класса
«Роль географии в познании мира»
на 2013-2014 учебный год
срок реализации 1 год
с. Сухово
Учитель: Бабаева Ж.М.
Рассмотрено на заседании МС
«___»_________________2013г.
Затулина С.С.
2013г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений.
Данная программа элективного курса рассчитана на 35 часов.
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире как синтетической науки о системе «природа-человек-хозяйство». Отличительной особенностью курса является концентрация внимания учащихся на раскрытии сущности и природы географических явлений и процессов с точки зрения других наук школьного курса.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение географии как собственно науки, так и комплекса географических наук о Земле;
- рассмотрение тесных связей географии с другими науками;
- расширение представлений о географических явлениях и объектах через «призму» других наук – физики, химии, культуры, экономики и др.;
- формирование географического мышления и расширение географического кругозора;
- воспитание географической культуры;
- развитие самостоятельной деятельности и познавательной активности у учащихся, умения принимать решения, личного интереса учащихся к более полному изучению географии.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
1. общие землеведческие данные о Земле: как планеты, как крупнейшего природного территориального комплекса, как места обитания человечества;
2. картографические основы географии: понятия «географическая карта», «картографическая проекция», «масштаб» и т.д., способы построения карт и их использование в научной, профессиональной и повседневной жизни;
3. физические и химические «обоснования» географических явлений и процессов»;
4. основные этапы эволюции географической науки;
5. основные экологические проблемы Земли;
6.понятие «геоинформационные системы», роль информационных технологий в современной географии;
7.взаимосвязи в системе «природа-человек-хозяйство», экономические основы географии.
8. типологию стран по уровню социально-экономического развития, основные региональные организации, формы правления и административно-территориального устройства стран;
9. типы экономик, структуру хозяйства, факторы размещения отраслей экономики и принципы территориального размещения производства.
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
1. давать определение понятию «география», определять место географии среди других наук;
2. решать задачи на определение температуры, давления, рассчитывать расстояния, определять масштаб, читать легенду карты, определять координаты, составлять графики, диаграммы, профили, составлять поло-возрастные пирамиды;
3. «читать» географическую информацию с карты; пользоваться источниками географической информации;
4. самостоятельно делать выводы, решать поставленные задачи, находить оптимальное решение проблем;
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны понимать:
1. роль географии в познании окружающего мира;
- роль влияния факторов среды на распространение и разнообразие живых организмов.
- влияние географических условий на культуру и быт разных народов.
- результаты вращения Земли вокруг своей оси и Солнца;
- природу внутренних и внешних процессов Земли, формирующих облик планеты;
- сущность урбанизации, влияние урбанизации на экологию планеты;
- значение антропоклиматического районирования в настоящее время;
- возрастание роли человека как одной из главных рельефообразующих сил на Земле, о влиянии человека на природу планеты;
- сущность и принципы территориальной организации отраслей экономики, основные закономерности размещения производства;
- важность и значимость современной экономической интеграции стран, взаимосвязей между странами.
Учебно-методическое обеспечение: дидактический материал, географические карты и атласы, глобус, справочники.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседа, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, диспуты.
Формы контроля:
1. Тематический контроль:
- тестирование;
- устный и письменный опросы;
- творческие работы учащихся;
- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.
2. Итоговый контроль:
- тестирование;
- творческие работы учащихся;
- написание рефератов и проектов по темам курса.
- создание презентаций.
Тематическое планирование | ||||||||
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во ча-сов | Тип урока | Вид контроля, измерители | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Образовательный продукт |
1 | Введение | 1 | Беседа | Устный опрос | История термина «география» и основатели географической науки | Знать: термин «география», имена основоположников науки. | Подготовить материал по темам «Теории происхождения Земли», «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы» | Конспект урока |
Раздел 1. Связь географии с другими науками | ||||||||
2 | География и землеведение (физическая география) | 2 | Лекция с элементами беседы/ комбинированный урок | фронтальный опрос, письменные индивидуальные задания | «Основы науки»: теории происхождения Земли и Солнечной системы, строение Земли, географическая оболочка. Гео- и гелиоцентрические системы. | Знать: теории происхождения Земли Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта, строение Солнечной системы, строение Земли, понятие «ПТК», «географическая оболочка» Понимать: уникальность Земли как планеты, значение физических процессов, протекающих внутри Земли | Подготовить материал по темам: «Зодиакальные созвездия», «Астрономия у народов мира» | Конспект урока, создание ЛОК «Солнечная система» |
3 | География и астрономия | 2 | Беседа/ семинар | Индивидуаль-ный опрос, фронтальный опрос | Понятие «Вселенная», «Солнечная система». Небесные тела: планеты и их спутники, звезды, кометы, астероиды. «Черные дыры». Значение изучения других планет для Земли. Зодиакальные созвездия. Дни равноденствия и солнцестояний. Астрономия и народы мира. | Знать: понятия «Солнечная система», «звезда», «планета», «комета», «Зодиакальные созвездия», «эклиптика». Понимать: значение астрономических наблюдений в осознании географических процессов: вращение Земли, приливы и т.д. | Подготовить материал по теме «Шкала Мооса», «Уникальные объекты Земли». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады |
4 | География и геология и геоморфо-логия | 2 | Лекция/ комбинированный урок | Фронтальный опрос, тесты | Понятие терминов «геоморфология» и «геология», связь трех наук. Внутренние процессы Земли – вулканизм, землетрясения. Теория литосферных плит А.Вегенера. Стратиграфия и петрология. Уникальный рельеф Земли. Внешние процессы рельефообразования (выветривание) | Знать: понятия «геоморфология», «геология», «платформа», «сейсмические пояса», «карст» Понимать: внутренние процессы Земли, сущность физического, химического и биологического выветривания | Подготовить материал по темам «Эволюция карт», «Эволюция глобуса». | Конспект урока, заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли», рефераты, доклады, создание презентаций. |
5 | География и картография | 2 | Лекция/ комбиниро-ванный урок | Индивидуальный опрос, письменные задания | Понятие «географическая карта» - история, значение, виды. Проекции карт( коническая, цилиндрическая , азимутальная, проекция Меркатора). Содержание карты: легенда, масштаб, координатная сетка. Основные отличия карты от топоплана. Глобус. Топография. Геодезия. Профессии топографа, картографа и геодезиста. | Знать: понятие «карта», виды и значение карт, понятие «нивелир», «теодолит», «кадастр». Различать виды карт и картографических проекций, выявлять связь географии с картографией и геодезией. | Подготовить материал по темам «Происхождение названия «Саратов», «Происхождение топонима» (на выбор учащегося) | Конспект урока, решение задач на масштаб, определение координат, рефераты, доклады. |
6 | География и топонимика | 2 | комбинированный урок/семинар | Тесты | Понятие термина «топонимика», «топоним», виды топонимов. Изучение топонимов (на выбор учащихся). | Знать: понятия «топонимика», «топоним», виды топонимов, происхождение топонима «Саратов», «Волга», «Россия» и др. | Подготовить материал по темам «Теория Ч.Дарвина», «Личность Ч.Дарвина», «К.Линней», «Родины культурных растений» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, изучение топонимов по картам |
7 | География и биология (биогеография) | 2 | Лекция/ Комбинированный урок | Индивидуальный опрос, письменные задания | Понятие термина «биогеография», «биоценоз», «биотические и абиотические факторы среды». Теории происхождения жизни на Земле. Эволюция жизни на Земле. Влияние факторов географической среды на распространение организмов на Земле. Генетика. Клонирование: за и против. | Знать: понятия «биогеография», «биогеоценоз», «эволюция», родины культурных растений. Понимать: роль влияния факторов среды на распространение живых организмов. | Подготовить материал по темам «Религии мира», «Уникальные представители человечества», «демографические проблемы». | Конспект урока, создание презентаций, доклады, рефераты, создание ЛОК «Теории происхождения на Земле». Нанесение на конт.карту мест произрастания основных культурных растений. |
8 | География и демография | 2 | Комбинированный урок/ семинар | Тесты, устный опрос | Понятие терминов «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция». Население Земли: численность, типы и стадии воспроизводства», поло-возрастной состав, национальный и религиозный состав, миграции, «горячие точки» планеты. Населенные пункты. Расселение населения мира. Демографические проблемы. Демографическая политика. | Знать термины «демография», «популяция», «воспроизводство», «демографическая политика», «миграция», типы воспроизводства, стран-лидеров по численности населения и города-миллионеры и показывать их на карте. | Подготовить материал по темам «Изобретение географических приборов», «Значение открытия Х.Колумбом Нового Света», «М.Ломоносов» | Конспект урока, доклады, рефераты, создание презентаций, составление поло-возрастные пирамид, работа с ними, нанесение на конт. Карту названий наций и религий народов. |
9 | География и история | 2 | Лекция/ семинар | Устный и письменный опрос | История географии. Историческая география. История географии в разные эпохи – эллинизм, средние века, эпоха Возрождения, конец 19-начало 20 вв. Легендарные географы: Аристотель, Эратосфен, К.Птолемей, Н.Коперник, М.Поло, А.Никитин, Дж. Кук, Х.Колумб, Ф.Магеллан, М.Ломоносов, А.Гумбольдт, Н.Вавилов и др. | Знать: основные этапы эволюции географической науки. Имена географов и ученых, внесших наибольший вклад и развитие науки. | Подготовить материал по темам : «Полюса Земли – магнитные и географические», «Изобретение компаса», «Оптические явления на Земле». | Конспект урока, заполнение таблицы «Основные этапы эволюции географии», доклады, рефераты |
10 | География и физика | 2 | Беседа/комбинированный урок | Тесты, индиви-дуальный опрос | Геофизика. Физические процессы в географии: магнитное поле Земли, атмосферное давление, влажность воздуха, метаморфические процессы, северное сияние, радуга, конденсация, испарение, свойства океанической воды, озон и озоновый слой, сила Кориолиса. Изучение внутреннего строения Земли и глубин океанов. Сейсморазведка. Компас. Барометр. Гигрометр. | Понимать: сущность физических процессов на Земле, знать: понятия «геофизика», «барометр», «гигрометр», «озоновый слой», «компас», «сила Кориолиса». | Подготовить материал по темам «Самые редкие и ценные металлы на Земле», «ДДТ в Антарктиде», «Искусственный каучук», «Влияние ГМО на окружающую среду». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. Решение задач на определение температуры и давления. |
11 | География и химия | 2 | Лекция/ комбинированный урок | Письменные задания, опрос | Химические элементы на Земле. Таблица Д.И. Менделеева. Редкие и ценные металлы на Земле. Месторождения основных полезных ископаемых. Происхождение полезных ископаемых. Парниковый эффект. Очистка питьевой воды. Искусственные вещества: каучук, целлюлоза, полимеры и их значение. Влияние ГМО, ДДТ, ядохимикатов на окружающую среду. Химическое выветривание – карст. Химическая промышленность: отрасли, распространение, значение. | Знать: самые распространенные элементы на Земле, классификацию металлов, сущность и значение химической промышленности. Химические процессы на Земле – растворение, горение. Понимать сущность и значение парникового эффекта на Земле, влияние искусственных веществ на ОС. | Подготовить материал по темам «Самые страшные болезни человечества», «Условия жизни в развитых и развивающихся странах», «Главные очаги болезней на Земле». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
12 | География и медицина. | 2 | лекция/ Беседа | Тесты, устный опрос | Медицинская география. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропоклиматическое районирование. Адаптация. Эпидемии. Очаги болезней человечества: холера, «желтая лихорадка», «сибирская явка». Составление и значение медико-географических карт. | Знать: понятия «Медицинская география», «Антропоклиматическое районирование», основные источники и очаги болезней. Понимать: медико-географические карты. | Подготовить материал по темам «Отличие GPS от Глонасс», «Использование ГИС в жизни» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
13 | География и информатика | 2 | Урок получения новых знаний/ Комбинированный урок | Индивидуальный опрос, тесты | Геоинформатика. Геоинформационные системы. 3d-модели. Спутниковое наблюдение:GPR, Глонасс. Обработка и хранение географической информации. | Знать: понятие «Геоинформатика», «геоинформационная система». Искусственные спутники Земли. | Подготовить материал по темам «Экологические проблемыЗемли», «Демографическая проблема», «Проблема разоружения», «Продовольственная проблема». | Конспект урока, изучение новых ИКТ на уроках географии – знакомство с GIS-технологиями, рефераты, доклады |
14 | География и экология | 2 | Лекция/ Семинар | Письменные задания, устный опрос | Экология. Понятие термина «Геоэкология»,история появления, основоположник. Взаимодействие геосистем. Экологические факторы Земли: биотических и абиотических. Основные направления геоэкологических направлений. Экологические проблемы Земли. | Знать: понятия «геоэкология», «экологические проблемы», «биотические и абиотические факторы». | Подготовить материал по темам «Музыка», «Живопись», «Архитектура» (любой страны на выбор учащегося) | Конспект урока, создание ЛОК «Экологические проблемы Земли», создание презентаций |
15 | География и культура | 2 | Беседа/ комбинированный урок | Устный опрос, тесты | Понятие «культура». «Культурный ландшафт». Эстетическое восприятие ландшафтов Земли. Рекреация и отдых. Знакомство с бытом и культурой разных стран: поэзия, литература, музыка, живопись. Влияние географических условий на культуру разных народов. Древни цивилизации Земли. | Знать: понятия «культура», «культурный рельеф», специфические черты культуры разных народов мира. | Подготовить материал по темам «НАТО и ОВД», «Монархии мира», «Горячие точки мира». | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады. |
16 | География и политика (политическая география) | 2 | Лекция/ Семинар | Индивидуальный опрос, тесты | «Политическая география». «Геополитика». Формирование политической карты мира. Политическое устройство стран мира. Политические режимы стран мира. АТУ стран. Международные отношения. Интеграция. Международные организации – военные, политические, экономические. «Горячие точки» планеты. | Знать: понятие «геополитика», «республика», «монархия», «унитарное государство», «федерация», «доминион», «метрополия», «протекторат», «анклав». Региональные группировки стран, | Подготовить материал по темам «Типы экономик в современных странах мира», «Особенности транспорта России» | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, нанесение на конт.карту типы стран согласно Типологии ООН |
17 | География и экономика (экономическая география) | 2 | Беседа/ комбинированный урок | Устный опрос, письменные задания | Экономическая география: понятие, история появления, основоположники науки. Система «природа-человек-хозяйство». Типы экономик стран. География промышленности. Территориальная организация промышленности. Структура экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт. Экономика России | Знать: сущность понятия «экономическая география», типы экономик стран, структуру экономики, основные промышленные центры добычи и переработки ресурсов России, ж/д магистрали, морские и речные порты России. | Отметить на контурной карте основные ж/д магистрали, речные и морские порты России. | Конспект урока, создание презентаций, рефераты, доклады, составление схемы «Структура экономики». |
17 | Защита творческих проектов | 2 |
Темы рефератов, докладов, презентаций:
- «Теории происхождения Земли»
- «Уникальность Земли как планеты»
- «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
- «Зодиакальные созвездия»
- «Астрономия у народов мира»
- «Строение Солнечной системы»
- «Теория А. Вегенера»
- «Внутренние процессы Земли»
- «Типы выветривания и формы рельефа Земли»
- «Шкала Мооса»
- «Уникальные формы рельефа Земли»
- «Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
- «Личность Ч.Дарвина»
- «Религии мира»
- «Великие народы мира»
- «Родины культурных растений»
- «Клонирование: за и против»
- «История создания карт»
- «Источники географической информации»
- «Уникальные представители человечества»
- «Религиозный состав населения мира»
- «Национальный состав населения мира»
- «Демографические проблемы населения»
- «Урбанизация: проблемы и перспективы»
- «Демографическая политика стран мира»
- «Горячие точки» планеты
- «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
- «Полюса Земли: магнитные и географические»
- «Оптические явления на Земле»
- «Компас: история создания, принцип работы»
- «Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
- «Сила Кориолиса»
- «Химические элементы на Земле»
- «Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
- «Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
- «Кислотные дожди на Земле»
- «Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
- «Химическое выветривание»
- «Химическая промышленность»
- «Главные очаги болезней на Земле»
- «Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
- «Самые опасные эпидемии на Земле»
- «Современные информационные технологии в географии»
- «Искусственные спутники Земли и их значение»
- «GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
- «3d-модели в географии»
- «Геоинформационные системы»
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
- «Музыка», «Архитектура..», «Живопись..» стран мира (на выбор)
- «Рекреация и отдых»
- «Уникальные объекты Земли»
- «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
- «Политическое устройство стран мира»
- «Великие метрополии мира»
- «Пазл - «Африка»: становление политической карты»
- «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
- «Монархии мира»
- «Международные организации»
- «Особенности экономики России»
- «Россия в системе международных отношений».
Список рекомендуемой литературы:
- Лавров С. Б., Гладкий Ю. Н. Глобальная география: Элективный курс. М.: Дрофа, 2008.
- Розанов Л.Л. Геоэкология: элективный курс. М.: Дрофа, 2005 г.- 204 с.
- Дронов В.П. Программы элективных курсов. М.: Дрофа, 2006 г.- 191 с.
- Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. .М.: Просвещение, 2008 г. – 398 с.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2008 г. – 498 с.
- Все столицы мира. Энциклопедический справочник. М. Вече, 2006 г. – 130 с.
- Города мира. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест: АСТ, 2000 г. – 204 с.
- Города и столицы. Энциклопедический справочник «Весь мир». Минск; М.: Харвест, 1999 г., - 193 с.
- Довгань Г.Д. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Наглядный справочник. — К.; Х.:Веста, 2007. — 144 с.
- Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
- Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
- Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп.главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 кл.». М.: Дрофа, 1999 г. – 192 с.
- Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
- Малов В. Географические карты. М.: Слово, 2001 г. – 48 с.
- География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
Методические рекомендации
Введение
Тип урока: беседа
Цель занятия: начать формирование знаний нового элективного курса, познакомить с понятием «география» и комплексом географических наук, с именами основоположников науки, выявить значимость географии как науки о Земле.
План беседы:
- определение термина «география»
- объекты и субъекты географии
- Эратосфен, Аристотель, К.Птолемей, А.Гумбольдт и др.
- география в системе наук
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему занятию:
- «Теории происхождения Земли»
- «Уникальность Земли как планеты»
- «Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы»
Тема № 1. География и землеведение ( 2 ч.)
Тип уроков: лекция с элементами беседы, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с основами землеведения – теориями происхождения Земли, строением Солнечной системы, строением Земли, понятиями «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «ландшафт», «фация»; расширить представления о Земле как о планете, проанализировать сложность географической оболочки, проранжировать уровни природно-территориальных комплексов.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- теории происхождения Земли (Канта-Лапласа, О.Ю. Шмидта)
- строение Солнечной системы
- Гео-и гелиоцентрические теории строения Солнечной системы
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- Фронтальный опрос, письменные задания по пройденному материалу
- Строение Земли, статистические данные о Земле
- изучение понятий «географическая оболочка», «природно-территориальные комплексы» Земли, уровни ПТК.
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Зодиакальные созвездия»
- «Астрономия у народов мира»
- «Строение Солнечной системы»
Вопросы для семинара:
- влияние Луны на процессы на Земле
- вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
- астрономические наблюдения у разных народов
Тема № 2. География и астрономия (2 ч.)
Тип уроков: беседа, семинар
Цель уроков: познакомить с понятиями «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра», «зодиакальные созвездия», «дни равноденствия», «дни солнцестояний»; проанализировать сущность и результат вращения Земли вокруг своей оси и Солнца, связь космических и земных процессов, показать роль астрономических наблюдений у разных народов мира в науке, быту, расширить географический кругозор.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- выяснить значение понятий «Вселенная», «космос», «галактика», «млечный путь», «Солнечная система», «планета», «астероид», «комета», «черная дыра»
- Звезда Солнечной системы: происхождение, особенности, строение
- планеты и их спутники
- «черные дыры» Вселенной
- закрепление материала
План семинара:
- влияние Луны на процессы на Земле
- вращение Земли вокруг своей оси и Солнца (дни равноденствия и солнцестояний)
- астрономические наблюдения у разных народов
- подведение результатов
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Теория А. Вегенера»
- «Внутренние процессы Земли»
- «Типы выветривания и формы рельефа Земли»
- «Шкала Мооса»
- «Уникальные формы рельефа Земли»
Тема № 3. География и геология и геоморфология (2 ч.)
Тип уроков: лекция и комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «геология» и «геоморфология», раскрыть взаимосвязь этих наук, показать роль внешних и внутренних процессов в формировании внешнего облика Земли, раскрыть сущность процессов рельефообразования – землетрясений, вулканизма, физического, химического и биологического выветривания, научить показывать на карте уникальные объекты Земли – горы, равнины, вулканы, сейсмические пояса.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- понятия «геология», «геоморфология», «петрология», «стратиграфия».
- геологические процессы Земли
- стратиграфическая шкала
- Теория литосферных плит А.Вегенера
- минералы Земли, шкала Мооса
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- фронтальный опрос, тесты
- внешние процессы рельефообразования – физическое, химическое и биологическое выветривание
- основные формы рельефа
- заполнение таблицы «Рельефообразующие процессы Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «История создания карт»
- «Источники географической информации»
Тема № 4. География и картография (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: выявить значение карты как основного источника географической информации, познакомить с историей создания карт и глобуса, объяснить значение понятий «проекция», «масштаб», «легенда», познакомить с видами проекций, масштабов; познакомить с географическими профессиями «топограф», «картограф», «геодезист».
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- «географическая карта» - история создание, назначение, виды карт.
- картографические проекции
- виды карт
- масштаб карты
- координаты
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
- подведение результатов
План урока:
- индивидуальный устный опрос, письменные задания
- решение задач на определение географических координат, масштаба.
- знакомство с профессиями геодезиста, топографа, картографа
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- подготовить самостоятельное изучение топонима на свой выбор
Тема № 5. География и топонимика (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «топонимика», «топоним», с видами топонимов, раскрыть значение топонимики и топонимов для географии, топонимы на географической карте, развивать географический интерес и культуру.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
- тестирование по изученным темам
- топонимика как наука
- топонимы, их происхождение, виды
План семинара:
- обсуждение топонимов, выбранных для самостоятельного изучения
- топонимические легенды
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Теория Ч.Дарвина «О происхождении видов..»
- «Личность Ч.Дарвина»
- «Религии мира»
- «Великие народы мира»
- «Родины культурных растений»
- «Клонирование: за и против»
Тема № 6. География и биология (биогеография)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятием «биогеография», «биогеоценоз», «биотические и абиотические факторы», «генетика», с разнообразием живого вещества на Земле. Обсудить теории происхождения жизни на Земле; выяснить роль влияния факторов окружающей среды на распространение и разнообразие живых веществ, научить показывать на карте родины произрастания культурных растений, обсудить вопрос клонирования.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Теории происхождения жизни на Земле
- влияние факторов окружающей среды на распространение и разнообразие организмов на Земле
- Эволюция жизни на Земле
- Заслушивание рефератов, докладов или показ презентаций по заранее заданным темам
План урока:
- индивидуальный опрос, письменные задания
- Генетика – понятие, значение науки.
- Клонирование: за и против
4. подведение результатов, выводы
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Уникальные представители человечества»
- «Религиозный состав населения мира»
- «Национальный состав населения мира»
Вопросы для семинара:
- «Демографические проблемы населения»
- «Урбанизация: проблемы и перспективы»
- «Демографическая политика стран мира»
- «Горячие точки» планеты
Тема № 7. География и демография (2 ч.)
Тип уроков: комбинированный урок, семинар
Цель занятий: познакомить с терминами «демография», «популяция», «воспроизводство», «миграция»; изучить население Земли – численность, религиозный, национальный, поло-возрастной составы населения Земли, выяснить причины миграций населения, изучить основные формы расселения, познакомить с демографическими проблемами населения мира, с урбанизацией; научить показывать на карте места проживания народов мира, крупнейшие города мира, участки с наибольшей плотностью населения.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- индивидуальный устный опрос, письменный опрос по изученному материалу
- население Земли: численность, национальный, религиозный, поло-возрастной составы населения Земли
- работа с поло-возрастными пирамидами
- формы расселения на Земле
План семинара:
- Урбанизация: проблемы и перспективы
- Демографические проблемы на Земле
- Демографическая политика разных стран мира
- «Горячие точки» планеты
Вопросы для семинара:
- «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
Тема № 8. География и история (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «историческая география», проанализировать основные этапы становления географической науки, выявить главные открытия, изобретения, познакомить с именами великих географов, продолжить формирование географической культуры, расширить географический кругозор, научить самостоятельно добывать географическую информацию.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Историческая география – сущность, значение.
- Основные этапы становления географии, накопления знаний и умений, характеристика этапов
План семинара:
1. «Изобретение географических приборов»
- «Значение открытия «Индии» Х. Колумба»
- «М.Ломоносов – великий ученый России»
- «А. Гумбольдт»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Полюса Земли: магнитные и географические»
- «Оптические явления на Земле»
- «Компас: история создания, принцип работы»
- «Открытие внутреннего строения Земли и изучение глубин океанов»
- «Сила Кориолиса»
Тема № 9. География и физика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с физической природой географических процессов и явлений – метаморфических процессов, северного сияния, радуги, конденсацией, испарением и др., научить определять давление, влажность воздуха, раскрыть закономерность изменения атмосферного давления и влажности воздуха, значение силы Кориолиса, познакомить с приборами – компас, барометр, гигрометр.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- Геофизика – понятие, сущность, значение
- Физические процессы в географии: сущность, значение
- сейсморазведка – значение для изучения тайн Земли
- оптические явления на Земле
План урока:
- тестирование, индивидуальный опрос по изученному материалу
- сила Кориолиса
- знакомство с приборами – термометр, барометр, гигрометр, компас.
- решение задач на определение температуры, атмосферного давления, влажности воздуха.
- закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Химические элементы на Земле»
- «Месторождения основных полезных ископаемых на Земле»
- «Парниковый эффект: сущность и значение для Земли»
- «Кислотные дожди на Земле»
- «Использование ядохимикатов в сельском хозяйстве: за и против»
- «Химическое выветривание»
- «Химическая промышленность»
Тема № 10. География и химия (2 ч.)
Тип уроков: лекция, комбинированный урок
Цель занятий: раскрыть взаимосвязи географии с химией, познакомить с химическими элементами, научить показывать на карте основные месторождения полезных ископаемых, выявить значение химической промышленности, искусственных материалов для природы и человека, объяснить природу парникового эффекта, кислотных дождей.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Химические элементы на Земле
- Основные месторождения полезных ископаемых на Земле
- Структура химической промышленности, значение для населения
План урока:
- письменные задания, опрос изученного материала
- Химические процессы в географии: парниковый эффект, кислотные дожди, карст.
- Ядохимикаты, ГМО, ДДТ: за и против
- закрепление материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Главные очаги болезней на Земле»
- «Условия жизни в развитых и развивающихся странах»
- «Самые опасные эпидемии на Земле»
Тема № 11. География и медицина (2 ч.)
Тип уроков: лекция, беседа
Цель занятий: познакомить с термином «медицинская география», определить степень влияния природных условий на жизнь и здоровье человека, выяснить значение адаптации человека, раскрыть сущность антропоклиматического районирования, научить давать краткую характеристику самым опасным болезням и эпидемиям, показывать основные очаги болезней.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека
- Основные зоны расселения на Земле
- Адаптация, ее значение.
План беседы:
- Очаги болезней человечества
- Медико-географические карты, принцип составления, значение.
- Антропоклиматическое районирование
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Современные информационные технологии в географии»
- «Искусственные спутники Земли и их значение»
- «GPS и Глонасс: проблемы и перспективы»
- «3d-модели в географии»
- «Геоинформационные системы»
Тема № 12. География и информатика (2 ч.)
Тип уроков: урок получения новых знаний, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с современными информационными технологиями в географии, выявить значение аэрокосмических наблюдений, геоинформационных систем в жизни и производстве, познакомить с способами обработки и хранения географической информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План урока:
- знакомство с современными информационными технологиями
- спутники Земли и их значение
- GPS и Глонасс: проблемы и перспективы
- «3d-модели в географии»
План урока:
- индивидуальный опрос, тесты
- геоинформационные системы: понятие, значение, использование в жизни
- закрепление полученных знаний и умений
Вопросы для подготовки к семинару:
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
Тема № 13. География и экология (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятием «геоэкология», историей появления науки,; рассмотреть биотические и абиотические факторы среды, взаимодействие организмов между собой и окружающей средой, раскрыть экологические проблемы Земли, их причины, продолжить развитие географического мышления, умения самостоятельного принятия решений, анализа информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Геоэкология – сущность, объекты изучения, методы, история появления, значение
- Взаимодействие геосистем
- Биотические и абиотические факторы окружающей среды
- Экологические проблемы Земли
План семинара:
- «Экологические проблемы Земли»
- «Демографические проблемы Земли»
- «Проблема разоружения»
- «Продовольственная проблема Земли»
- «Энергетическая проблема Земли»
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- Понятие «культура», «культурный ландшафт»
- Рекреация
- Влияние географических условий на культуру, быт разных народов
- Древние цивилизации Земли
Тема № 14. География и культура (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с понятиями «культура», «культурный ландшафт», рассмотреть влияние географических условий на жизнь и культуру разных народов мира, познакомиться с культурой разных стран, научить ценить красоту окружающего мира, эстетически воспринимать ландшафты Земли, изучить культуру, науку и быт древних цивилизаций Земли.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- «Культурный ландшафт», эстетическое восприятие ландшафтов Земли, рекреация и отдых
- уникальные объекты Земли
- «Культура, наука и быт древних цивилизаций Земли»
План урока:
- Устный опрос, тестирование
- «Музыка», «Архитектура...», «Живопись..» стран мира (на выбор учащегося)
- Закрепление изученного материала
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
- «Политическое устройство стран мира»
- «Великие метрополии мира»
- «Пазл - «Африка»: становление политической карты»
- «Межрегиональные и региональные экономические группировки стран»
- «Монархии мира»
- «Международные организации»
Тема № 15. География и политика (2 ч.)
Тип уроков: лекция, семинар
Цель занятий: познакомить с понятиями «политическая география», «геополитика»; рассмотреть основные этапы становления политической карты мира, политическое и административно-территориальное устройство стран мира, изучить международные организации, проанализировать процесс интеграции стран, международные отношения стран, продолжить формирование умения поиска, анализа, обработки географической информации.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План лекции:
- Геополитика. Политическая география.
- Формирование политической карты мира
- Страны по форме правления
- Административно-территориальное устройство стран
- Международные отношения стран
План семинара:
- Великие метрополии мира
- Монархии мира
- Становление политической карты Африки
- Международные организации (ОВД,НАТО, ЕС, ЛАИ, НАФТА, АСЕАН, ОПЕК и др.)
- «Горячие точки» планеты
Вопросы для подготовки рефератов, докладов и презентаций к следующему
занятию:
1. «Особенности экономики России»
2. «Россия в системе международных отношений»
3. «Структура экономики России»
4. «Ресурсная база России»
Тема № 16. География и экономика (2 ч.)
Тип уроков: беседа, комбинированный урок
Цель занятий: познакомить с термином «экономическая география», определить цели науки, изучить систему «природа-человек-хозяйство», рассмотреть типы экономик стран, рассмотреть географию промышленности России, особенности территориальной организации промышленности, структуру промышленности России.
Виды деятельности учащихся и учителя:
План беседы:
- Экономическая география – история появления, основоположники, значение науки.
- Эволюция связей в системе «природа-человек-хозяйство»
- Типы экономики стран
План урока:
- устный опрос, письменные задания
- Структура промышленности России
- География промышленности России
- Особенности промышленности России
- Россия в системе международных отношений
6. Закрепление изученного материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559857-1420573063.jpg)
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559857-1420573063.jpg)
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию»
Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-673058-1606199626.jpg)
Программа элективного курса по географии для 10-х классов. Тема: "Страны мира"
Разработала: учитель географииФоминых Светлана Николаевна...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-942811-1504196946.jpg)
Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-626183-1430069827.jpg)
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...