Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира. Дополнительное образование детей призвано решать проблему расширения спектра деятельности подрастающего поколения в соответствии с их умственными, физическими и психическими возможностями и потребностями. Детское туристско-краеведческое объединение успешно решает эти проблемы и способствует интеграции дополнительного и общего образования посредством реализации дополнительных образовательных программ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_turizmu_chirkova.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137 г.о. Самара
Дополнительная программа по предмету
«Туризм»
5 класс
Авторы-составители:
Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна
Самара, 2013 г.
Пояснительная записка
к программе по предмету «Туризм» 5 класс
Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредственное познание окружающего его мира. Дополнительное образование детей призвано решать проблему расширения спектра деятельности подрастающего поколения в соответствии с их умственными, физическими и психическими возможностями и потребностями. Детское туристско-краеведческое объединение успешно решает эти проблемы и способствует интеграции дополнительного и общего образования посредством реализации дополнительных образовательных программ .
Цель занятий в детском объединении туристско-краеведческой направленности состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристско-познавательной деятельности. При этом предполагается решение следующих основных задач:
• оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды;
• формирование координационных функций;
• развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
• вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.
В предлагаемой программе представлено содержание оздоровительно-познавательной деятельности в детском объединении «Туристы» с учащимися 5 класса.
Программа предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма и краеведения под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребенка в непосредственном контакте с действительностью - окружающей природной и социальной средой. При этом адаптация организма ребенка к физическим нагрузкам предполагает необходимость их строгого дозирования по объему, продолжительности и напряженности в соответствии с полом и возрастом, а также индивидуальным уровнем функционального и биологического развития занимающихся.
В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения (В.В.Давыдова и др.) в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой деятельности. Содержание программы опирается на концепции детско-юношеского туризма «Школа жизни - окружающий мир» (А.А.Остапец-Свешников, М.И.Богатов, О.И.Мотков) и предполагает активное участие детей и их родителей в туристско-краеведческой оздоровительно-познавательной деятельности.
Программа построена в форме своеобразного «образовательного маршрута» - путешествия в окружающую среду с элементами ее познания. «Образовательный маршрут» предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно ориентированной деятельности при педагогической поддержке, соответствующей уровню подготовленности детей.
Каждая тема занятий предполагает как организацию активной оздоровительной деятельности (физические упражнения; подвижные игры; мини-соревнования; состязания в помещении и на природе; туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (экскурсии, беседы; коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках; просмотр мультфильмов, сказок и видеосюжетов; изготовление детьми поделок из природных материалов, рисование природных объектов).
Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром - своей семьей, своим классом, школой, микрорайоном, населенным пунктом и его достопримечательностями, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); участвуют в одно-двухдневных походах и экспедициях по родному краю - ближайшим окрестностям своего населенного пункта и области; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Программа одногодичная, рассчитана на учащихся 5 классов. Учебная программа рассчитана на 36 часов, с сентября по май включительно. Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Всего количество учебных часов в год - 36 часов.
Занятия в объединениях предполагают применение различных форм учебной деятельности: лекции, беседу, практические занятия, семинары, диспуты, конкурсы, походы, соревнвания, краеведческие игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие домашние задания.
Итоги реализации программы проявляются в результатах творческих достижений учащихся и выражаются в победах в краеведческих конкурсах, в написании исследовательских работ и в результатах публичной их защиты.
В целях ответственности обучающихся за качество освоения программы введён контроль знаний, умений и навыков в три этапа: начальный, промежуточный и итоговый. Контроль проводится по 5-ти уровням освоения программы: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.
Программа составлена авторами с использованием следующих нормативных документов, информационных источников и учебной литературы:
- Сборник нормативных документов по туристско-краеведческой работе с учащимися. – Москва, Федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2010 г.
- Инструкция по организации туристских походов и экскурсий с учащимися. – Москва, Федеральный Центр детско-юношеского туризма и краеведения, 2010 г.
3. Энциклопедия туриста. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
4. Самарская область. Хрестоматия по географии / Под ред. И.А. Носкова. Самара, ГОУ СИПКРО, 2008.
5. Атлас Самарской области. -- Самара, Типография ООО « РПБ «Эффект», 2009.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ «Туризм»
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов |
1. | Введение | 2 |
1.1. | Оздоровительная и познавательная роль туризма | 1 |
1.2. | Правила поведения юных туристов-краеведов | 1 |
2. | Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста | 7 |
2.1. | Основы безопасности в природной среде | 1 |
2.2. | Личное снаряжение и уход за ним | 1 |
2.3. | Питьевой режим на туристской прогулке | 1 |
2.4. | Групповое снаряжение и уход за ним | 1 |
2.5 | Индивидуальный и групповой ремонтный набор | 1 |
2.6. | Организация биваков и охрана природы | 1 |
2.7. | Туристская группа на прогулке (экскурсии) | 1 |
3. | Азбука топографии и ориентирования | 7 |
3.1. | Мой дом, моя школа, школьный двор | 1 |
3.2. | План местности | 1 |
3.3. | Условные знаки | 1 |
3.4. | Ориентирование по сторонам горизонта | 1 |
3.5. | Ориентирование на местности | 1 |
3.6. | Виды туристского ориентирования | 1 |
3.7. | Экскурсионное ориентирование | 1 |
4. | Туристские походы, экскурсии и соревнования | 9 |
5. | Личная гигиена и первая доврачебная помощь | 5 |
5.1. | Личная гигиена юного туриста | 1 |
5.2. | Оказание первой доврачебной помощи | 1 |
5.3. | Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок | 1 |
5.4. | Индивидуальная и групповая медицинская аптечки | 1 |
5.5. | Способы транспортировки пострадавшего | 1 |
6. | Азбука спортивно-оздоровительного туризма | 6 |
6.1. | Пешеходный туризм | 2 |
6.2. | Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна) | 2 |
6.3 | Лыжный туризм | 2 |
ИТОГО | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТУРИЗМ»
1. Введение
1.1. Оздоровительная роль туризма
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
Практические занятия
Знакомство детей с помещениями (учебным классом, спортивным залом) и сооружениями (туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном), где будут проходить учебные занятия и оздоровительные тренировки.
1.2. Правила поведения юных туристов
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
Правила поведения участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников спортивно-туристских состязаний, соревнований и игр. Командир туристской группы, его права и обязанности, взаимоотношения с участниками туристских соревнований.
История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел. Просмотр фрагментов видеофильмов о выполнении общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте).
Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле здоровый дух», «Чистота - залог здоровья». Юные туристы
хорошие товарищи и коллективисты.
Подготовка к туристским прогулкам, экскурсиям; к спортивно-оздоровительным состязаниям, играм и соревнованиям.
Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки. Практические занятия
Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знании о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы. Оформление впечатления о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др.
2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста
2.1. Основы безопасности в природной среде
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии в парк (лес). Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений (снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в парке (лесу) при обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в природной (городской) среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными).
Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы. Взаимопомощь в туристской группе.
2.2. Личное снаряжение и уход за ним
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: рюкзачок, обувь, одежда (белье, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор и пр.); личная посуда; средства личной гигиены. Требования к упаковке продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным снаряжением.
Практические занятия
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по микрорайону (окрестностям школы) в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
2.3. Питьевой режим на туристской прогулке
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Практические занятия
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки (экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии). Формирование силы воли и выносливости, соблюдение питьевого режима во время туристской прогулки (тренировки).
2.4. Групповое снаряжение и уход за ним
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и назначение. Устройство палаток и правила ухода за ними. Стойки и колышки для палатки.
Кухонное и костровое снаряжение: котелки (каны), таганок, саперная лопатка, рукавицы, кухонная клеенка, половники, ножи, упаковка для продуктов питания.
Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий. Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Завхоз туристской группы и его обязанности на туристской прогулке.
Практические занятия
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во время туристской прогулки.
2.5. Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Состав ремонтного набора (иголки, нитки, булавки, набор пуговиц, набор заплаток, запасные шнурки, клей и пр.). Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
Практические занятия
Игра-состязание «Ремонт личного снаряжения» (способы штопки, наложения заплат, заклеивания дыр, пришивания пуговиц и пр.).
2.6. Организация биваков и охрана природы
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков. Требования к бивакам (наличие дров и источника питьевой воды, безопасность, эстетичность). Устройство и оборудование бивака (места для установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха, умывания, забора воды и мытья посуды, туалеты).
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки. Требования к месту для установки палатки на поляне (биваке). Установка палатки, тента для палатки или тента для отдыха группы. Практические занятия
Планирование места организации бивака по плану (спорткарте) местности. Планирование и организация бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке или в парке).
2.7. Туристская группа на прогулке (экскурсии)
Строй туристской группы. Направляющий, замыкающий в туристской группе. Организация привалов во время прогулки (экскурсии). Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки (экскурсии). Правила перехода дорог, улиц. Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный. Распорядок дня юного туриста во время экскурсии и на прогулке.
Охрана природы на туристской прогулке или во время экскурсии.
Практические занятия
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
3. Азбука топографии
3.1. Мой дом, моя школа, школьный двор
Планировка дома (квартиры), школы и школьного двора; назначение и расположение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.
Практические занятия
Экскурсия по зданию школы, кабинетам и другим помещениям. Экскурсия на школьный двор и пришкольный участок (назначение различных построек и объектов).
3.2. План местности
История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практические занятия
Рисовка плана стола (парты), класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.
Обсуждение историй из книг и мультфильмов, где герои использовали планы местности или рисунки в различных целях (поиск кладов, путешествия, постройка жилища для друзей).
3.3. Условные знаки
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора (ближайшего парка, леса). Роль топографа в туристской группе. Легенда туристского маршрута.
Практические занятия
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками.
3.4. Ориентирование по сторонам горизонта
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по сторонам горизонта. Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.
Практические занятия
Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам в условиях парка (леса) или пришкольного участка.
3.5. Ориентирование на местности
Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии электропередачи и др.), точечные ориентиры и объекты. Рельеф.
Ориентирование по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности: временем движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде). Разведчик туристской группы, его обязанности и действия на туристской прогулке (экскурсии).
Практические занятия
Ориентирование с использованием легенды в школе, парке, микрорайоне школы. Ориентирование в парке по дорожно-тропиночной сети.
3.6. Виды туристского ориентирования
Знакомство с основами правил соревнований по туристскому ориентированию. Виды туристского ориентирования и их особенности. Права и обязанности участников соревнований. Номер участника и его крепление. Упаковка и обеспечение сохранности карты (схемы).
Основные правила, технические приемы и условия соревнований туристского ориентирования на маркированной трассе. Способы маркировки дистанции.
Обозначенный маршрут на схеме, плане местности. Необходимость повышенного внимания участников соревнований на обозначенном маршруте. Основные правила, технические приемы и условия соревнований по ориентированию на обозначенном маршруте.
Маршруты ориентирования по выбору. Основные правила, технические приемы и условия соревнований туристского ориентирования по выбору. Условия определения победителей на дистанциях по выбору. Выбор оптимального пути движения (планирование маршрута) и количества контрольных пунктов (КП).
Оборудование КП: призма, компостер, карандаш. Способы отметки на КП компостерные и карандашные.
Практические занятия
Движение по плану (схеме).
Прохождение дистанции «Маркированный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Обозначенный маршрут» совместно с педагогом.
Прохождение дистанции «Ориентирование по выбору» совместно с педагогом.
Обучение навыкам отметки на КП компостером в карточке участника. Игра-состязание на местности (школьный двор, стадион) «Отметься на КП».
3.7. Экскурсионное ориентирование
Экскурсионные объекты: памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов.
Практические занятия
Чтение легенды. Движение по легенде в микрорайоне школы, по улице с отслеживанием указанных в легенде объектов, расстояний и направлений. Работа туристской группы при движении по легенде на экскурсии. Прохождение дистанции под руководством педагога.
4. Туристские походы, экскурсии и соревнования
Туристские походы и экскурсии: Царев курган, Пещера братьев Греве, Лысая гора, Царевщинский бор, Дубовая роща, гора Вепблюд.
Соревнования: соревнования по пешеходному туризму, соревнования по скалолазанию, соревнования по ориентированию.
5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь
5.1. Личная гигиена юного туриста
Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации перекусов. Личная гигиена юного туриста при занятиях физическими упражнениями и оздоровительно-познавательным туризмом. Зарядка. Утренний и вечерний туалет. Закаливание организма, необходимость принятия душа после выполнения физических упражнений. Соблюдение гигиенических требований личного снаряжения. Обязанности санитара туристской группы.
Практические занятия
Выполнение правил личной гигиены на привале, при организации перекуса. Работа санитара туристской группы. Обсуждение правил личной гигиены с организацией чаепития.
5.2. Походный травматизм и возможные заболевания
Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний и травматизма.
Порезы, ссадины, ушибы, мозоли. Причины, характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки.
Профилактика и защита глаз от попадания посторонних предметов, химических жидкостей, газов. Необходимая помощь.
Причины ожогов и обморожений. Профилактика обморожений и защита организма от мороза. Признаки и виды ожогов и обморожений.
Профилактика пищевых отравлений. Признаки отравления. Оказание первой помощи при тошноте, рвоте.
Причины теплового и солнечного удара. Признаки заболевания. Необходимая помощь.
5.3. Обработка ран, ссадин и наложение простейших повязок Правила и способы обработки ран, ссадин. Правила наложения повязок,
материалы для обработки ран и наложения повязок.
Практические занятия
Игра «Айболит» (первая доврачебная помощь, правила обработки ран и наложения повязок).
5.4. Индивидуальная и групповая медицинская аптечка
Состав медицинской аптечки (индивидуальной и групповой) для туристской прогулки. Назначение медикаментов, их упаковка и требования к хранению, определение срока годности для использования. Обязанности санитара группы.
Практические занятия
Упаковка и маркировка аптечки для туристской прогулки (экскурсии). Проверка ее комплектности, срока годности медикаментов, их упаковки.
5.5. Способы транспортировки пострадавшего
Организация транспортировки пострадавшего при несложных травмах. Простейшие средства для транспортировки пострадавшего в условиях туристской прогулки (похода, экскурсии). Способы транспортировки пострадавшего на руках. Взаимопомощь в туристской группе при транспортировке пострадавшего.
Практические занятия
Изготовление транспортных средств из курток, штормовок. Транспортировка условно пострадавшего на слабо пересеченном рельефе на руках, простейших транспортных средствах.
6. Азбука спортивно-оздоровительного туризма
6.1. Пешеходный туризм
Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы в лесу по слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев, канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Практические занятия
Просмотр видеофильмов о способах преодоления простейших естественных препятствия (без снаряжения).
Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов. Движение по лесным массивам. Движение по песчаным склонам (спуски и подъемы).
6.2. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, весна)
Естественные и искусственные препятствия. Дистанция соревнований, этап дистанции. Разметка и маркировка дистанции. Старт и финиш. Способы преодоления препятствий. Правила безопасного преодоления препятствий. Личное и командное прохождение дистанции полосы препятствий. Взаимодействие и взаимопомощь членов спортивной туристской команды. Права и обязанности юного спортсмена-туриста в команде на соревнованиях.
Практические занятия
Соревнования по преодолению полосы препятствий.
Переправа через болото по кочкам; переправа по гати, по наведенным кладям (жердям); переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; «мышеловка»; установка и снятие палатки; спуски и подъемы, в том числе по песчаным склонам.
6.3. Лыжный туризм
Правильный подбор лыж и лыжных палок для занятий на местности. Стойка лыжника на различном рельефе. Передвижение ступающим и скользящим шагом (просмотр видео- или диафильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Правила движения в строю на лыжном маршруте. Одежда для лыжной прогулки или занятий. Предохранение обуви от намокания (бахилы).
Практические занятия
Подбор лыж и снаряжения юными туристами и их родителями. Управление лыжами на месте: поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочередное поднимание носков лыж; переступание на месте вокруг пяток и носков лыж.
Ходьба на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками и без палок; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 600-700 м; игры на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом до 1-2 кг в рюкзачке; передвижение в среднем темпе.
Лыжные прогулки.
Наблюдение окружающих объектов природной среды (растительный и животный мир; живая и неживая природа).
Учебно-тематический план программы
№ урока | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | ЗУН |
1 | Введение в программу | 1 | |
География Самарской области | 15 | ||
2 | География Самарской области. Что изучает географическое краеведение. | 1 | Формы и методы изучения географии своего края |
3 | Географическое положение области. Влияния на природные условия и хозяйство области. | 1 | Определять географические координаты крайних точек области, площади, границ, протяженности. Практическая работа №1 «Определение особенностей географического положения области». |
4 | Рельеф области. | 1 | Характеризовать рельеф области. |
5 | Геологическое строение и полезные ископаемые. | 1 | Показывать на карте месторождения нефти, серы, строительных материалов. Практическая работа №2 «Полезные ископаемые области». |
6 | Климат. Изменение климата области, его особенности. Агроклиматические районы. | 1 | Дать характеристику климата и его влияние на сельскохозяйственную деятельность человека. |
7 | Воды. Характеристика Волги и ее притоков. | 1 | Раскрывать взаимосвязи внутренних вод с другими компонентами природы. Практическая работа №3 «Характеристика рек». |
8 | Почвы. Их разнообразие, значение в жизни человека. | 1 | Характеризовать основные типы почв. Использование земельных ресурсов. |
9 | Растительный мир области. Рачейкинский, Муранский, Бузулукский бор. | 1 | Составлять картосхему растительного мира. Практическая работа №4 «Характеристика природных памятников». |
10 | Животный мир области. Жигулевский государственный заповедник. | 1 | Разнообразие видового состава. |
11 | Природные комплексы области. | 1 | Использование ПК в хозяйственной деятельности человека. |
12 | Экологическая ситуация в Самарской области. Охрана природы. | 1 | Называть основные источники загрязнения природной среды. Пути решения экологических проблем. |
13 | Туристические возможности Самарской области. Туристские маршруты и природные достопримечательности. | 1 | Называть наиболее известные памятники природы Самарской области. |
14 | Краеведческая экскурсия в СОИКМ им. П. В. Алабина | 1 | Обобщение знаний по географии Самарской области |
15 | Разработка и оформление исследовательских работ по географии. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся | 1 | Разработка и оформление исследовательской работы по краеведению |
16 | Итоговое занятие. Викторина «География Самарской области». | 1 | Диагностика ЗУН учащихся по разделу «Географическое краеведение» |
Историческое краеведение | 15 | ||
17 | История Самарской области. Что изучает историческое краеведение. | 1 | Знать: основные понятия «краеведение», «регион», «край», «археология», «культура», «лингвистика», «этнография», «этнос», «язычество» Уметь: описывать основные особенности археологии и этнографии Самарского края, понимать сущность предмета краеведения и его задач, сравнивать исторические и географические особенности Самарского края, выявлять их общие черты и различия, работать с документами , различными источниками по теме. |
18 | Археология Самарского края | 1 | |
19 | Этнография Самарского края | 1 | |
20 | Самарский край с древности до XVIII века. Самарский край в древности и средневековье | 1 | Знать: основные понятия: «колонизация», «курган», «ополчение», «удел», «улус», «усобица», «ясак», «Самара», «смута», «станица», «самозванцы», «секуляризация», «декабристы», «революция», «двоевластие», «реформа», «СНК», «продразверстка», «осовиахим», «ПВХО», «ОГПУ», «пансион». Уметь: анализировать историю Самары в истории России; выявлять закономерности, общие черты и особенности развития Самарского края; осуществлять поиск информации по теме из различных носителей. |
21 | Самарский край в XVI-XVIII веках | 1 | |
22 | Самарский край с древности до XVIII века. Обобщающее занятие. | 1 | |
23 | Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века | 1 | |
24 | Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века | 1 | |
25 | Самарский край в XIX веке. Обобщающий урок | 1 | |
26 | Самарский край в эпоху войн и революций. | 1 | |
27 | Самарский край в 20-30 гг. XX века | 1 | |
28 | Самарский край в 20-30 гг. XX века. Обобщающий урок. | 1 | |
29 | Самарский край в годы ВОВ 1941-45 гг. | 1 | |
30 | Ратный подвиг самарцев. Обобщающий урок по ВОВ. | 1 | |
31 | Экономическое развитие, наука, образование и культурная жизнь самарского края в конце XX – начале XXI вв. | 1 | |
32 | Духовные и художественные ценности Самарского края | 1 | |
33 | Разработка и оформление исследовательских работ по истории Самарской области. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся | 1 | Разработка и оформление исследовательской работы по краеведению |
34 | Итоговое занятие по программе. Краеведческая конференция учащихся | 1 | Презентация исследовательской работы |
Содержание образовательной программы
|
|
География Самарской области. Что изучает географическое краеведение. |
Географическое положение области. Влияния на природные условия и хозяйство области. |
Рельеф области. |
Геологическое строение и полезные ископаемые. |
Климат. Изменение климата области, его особенности. Агроклиматические районы. |
Воды. Характеристика Волги и ее притоков. |
Почвы. Их разнообразие, значение в жизни человека. |
Растительный мир области. Рачейкинский, Муранский, Бузулукский бор. |
Животный мир области. Жигулевский государственный заповедник. |
Природные комплексы области. |
Экологическая ситуация в Самарской области. Охрана природы. |
Туристические возможности Самарской области. Туристские маршруты и природные достопримечательности. |
Краеведческая экскурсия в СОИКМ им. П. В. Алабина |
Разработка и оформление исследовательских работ по географии. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся |
Итоговое занятие. Викторина «География Самарской области». |
|
История Самарской области. Что изучает историческое краеведение. |
Археология Самарского края |
Этнография Самарского края |
Самарский край с древности до XVIII века. Самарский край в древности и средневековье |
Самарский край в XVI-XVIII веках |
Самарский край с древности до XVIII века. Обобщающее занятие. |
Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века |
Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века |
Самарский край в XIX веке. Обобщающий урок |
Самарский край в эпоху войн и революций. |
Самарский край в 20-30 гг. XX века |
Самарский край в 20-30 гг. XX века. Обобщающий урок. |
Самарский край в годы ВОВ 1941-45 гг. |
Ратный подвиг самарцев. Обобщающий урок по ВОВ. |
Экономическое развитие, наука, образование и культурная жизнь самарского края в конце XX – начале XXI вв. |
Духовные и художественные ценности Самарского края |
Разработка и оформление исследовательских работ по истории Самарской области. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся |
|
Календарно – тематический план программы
Четверть полугодие | Месяц | Неделя | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | ЗУН |
I четверть | Сентябрь | 1 | Введение в программу | 1 | |
2 | География Самарской области. Что изучает географическое краеведение. | 1 | Формы и методы изучения географии своего края | ||
3 | Географическое положение области. Влияния на природные условия и хозяйство области. | 1 | Определять географические координаты крайних точек области, площади, границ, протяженности. Практическая работа №1 «Определение особенностей географического положения области». | ||
4 | Рельеф области. | 1 | Характеризовать рельеф области. | ||
Октябрь | 5 | Геологическое строение и полезные ископаемые. | 1 | Показывать на карте месторождения нефти, серы, строительных материалов. Практическая работа №2 «Полезные ископаемые области». | |
6 | Климат. Изменение климата области, его особенности. Агроклиматические районы. | 1 | Дать характеристику климата и его влияние на сельскохозяйственную деятельность человека. | ||
7 | Воды. Характеристика Волги и ее притоков. | 1 | Раскрывать взаимосвязи внутренних вод с другими компонентами природы. Практическая работа №3 «Характеристика рек». | ||
8 | Почвы. Их разнообразие, значение в жизни человека. | 1 | Характеризовать основные типы почв. Использование земельных ресурсов. | ||
II четверть | Ноябрь | 9 | Растительный мир области. Рачейкинский, Муранский, Бузулукский бор. | 1 | Составлять картосхему растительного мира. Практическая работа №4 «Характеристика природных памятников». |
10 | Животный мир области. Жигулевский государственный заповедник. | 1 | Разнообразие видового состава. | ||
11 | Природные комплексы области. | 1 | Использование ПК в хозяйственной деятельности человека. | ||
12 | Экологическая ситуация в Самарской области. Охрана природы. | 1 | Называть основные источники загрязнения природной среды. Пути решения экологических проблем. | ||
Декабрь | 13 | Туристические возможности Самарской области. Туристские маршруты и природные достопримечательности. | 1 | Называть наиболее известные памятники природы Самарской области. | |
14 | Краеведческая экскурсия в СОИКМ им. П. В. Алабина | 1 | Обобщение знаний по географии Самарской области | ||
15 | Разработка и оформление исследовательских работ по географии. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся | 1 | Разработка и оформление исследовательской работы по краеведению | ||
16 | Итоговое занятие. Викторина «География Самарской области». | 1 | Диагностика ЗУН учащихся по разделу «Географическое краеведение» | ||
III четверть | Январь | 17 | История Самарской области. Что изучает историческое краеведение. | 1 | Формы и методы изучения истории своего края |
18 | Археология Самарского края | 1 | Знать: основные понятия «краеведение», «регион», «край», «археология», «культура», «лингвистика», «этнография», «этнос», «язычество» Уметь: описывать основные особенности археологии и этнографии Самарского края, понимать сущность предмета краеведения и его задач, сравнивать исторические и географические особенности Самарского края, выявлять их общие черты и различия, работать с документами , различными источниками по теме. | ||
19 | Этнография Самарского края | 1 | |||
Февраль | 20 | Самарский край с древности до XVIII века. Самарский край в древности и средневековье | 1 | ||
21 | Самарский край в XVI-XVIII веках | 1 | |||
22 | Самарский край с древности до XVIII века. Обобщающее занятие. | 1 | |||
23 | Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века | 1 | |||
Март | 24 | Самарский край в XIX веке. Первая половина XIX века | 1 | ||
25 | Самарский край в XIX веке. Обобщающий урок | 1 | |||
26 | Самарский край в эпоху войн и революций. | 1 | |||
IV четверть | Апрель | 27 | Самарский край в 20-30 гг. XX века | Знать: основные понятия: «колонизация», «курган», «ополчение», «удел», «улус», «усобица», «ясак», «Самара», «смута», «станица», «самозванцы», «секуляризация», «декабристы», «революция», «двоевластие», «реформа», «СНК», «продразверстка», «осовиахим», «ПВХО», «ОГПУ», «пансион». Уметь: анализировать историю Самары в истории России; выявлять закономерности, общие черты и особенности развития Самарского края; осуществлять поиск информации по теме из различных носителей | |
28 | Самарский край в 20-30 гг. XX века. Обобщающий урок. | ||||
29 | Самарский край в годы ВОВ 1941-45 гг. | ||||
30 | Ратный подвиг самарцев. Обобщающий урок по ВОВ. | ||||
Май | 31 | Экономическое развитие, наука, образование и культурная жизнь самарского края в конце XX – начале XXI вв. | |||
32 | Духовные и художественные ценности Самарского края | ||||
33 | Разработка и оформление исследовательских работ по географии. Подготовка к участию в Краеведческих чтениях учащихся | 1 | Разработка и оформление исследовательской работы по краеведению | ||
34 | Краеведческая конференция учащихся | 1 | Презентация исследовательской работы |
Литература
1. Аксаков И.С. Письма из провинции. -Москва: Правда, 1991.
2. Аксёнов А.И. С любовью к отечеству и просвещению: А.И.Мусин-Пушкин. -Рыбинск, 1994
3. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. -С-П., 2002.
4. Андреевская Т.П. Тесты по истории России XVI – XVIII веков: 7-й кл.: -М.: Издательство
«Экзамен», 2005.
5. Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Россия с древнейших времен до начала
XVIIв. -М.: «Просвещение», 1999.
6.Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Россия в XVII-XVIIIв.в. -М.:
«Просвещение», 1999.
7.Ашурков В.Н. Историческое краеведение. Москва, 1980.
8. Гловатенко А. Эпизоды истории русской церкви XIII-XVIII столетия. –М.: Аркти, 1997
9.ДаниловА.А.Поурочные разработки к учебнику «История России.XIX век».-М.:
«Просвещение», 2003.
10. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. -Москва, 2001.
11 Дьякова П. А. Основы экскурсоведения. Москва, 1980.
12 Егорова Т.А. Использование поисковых методов обучения на учебных занятиях в УДО.
//Внешкольник. 2003, №1.
28. Жукова Л. В. Контрольные и проверочные работы по истории. –М.: Дрофа, 1997
29. Журавлёва О. Н. Учимся писать реферат по истории. -С.- Пб., 2002
39. Короткова М.В.Культура повседневности: История костюма. -М.: - ВЛАДОС, 2002
40. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. -М.: Дрофа, 2003.
42. Красовский М. Энциклопедия русской архитектуры. Деревянное зодчество. -С-Пб.,2002
48.Лернер И. Я. Задачник по истории Отечества. -Москва, 1997
54. Мишина И. А. История Отечества. -Санкт-Петербург, 1998
56. Овчинников В. В служении Отечеству (Адмирал Ф.Ф. Ушаков: неизвестные страницы жизни).
--Ярославль, 1993.
57. Осетров Е. Живая древняя Русь. -Москва, 1974.
58.Попова Древнерусское и народно-прикладное искусство. -Ярославль, 1987
65. России двинулись сыны: Записки об Отечественной войне 1812 года ее участников и
очевидцев. -Москва, 1988
66. Родин Ф. К. Бурлачество в России. -Москва, 1984.
69. Рябцев Ю. С. Путешествие в Древнюю Русь, -М.: Владос, 1995.
70. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Рабочая тетрадь. -Москва, 1997.
72.Сахаров А. Н. Очерки истории русской культуры. -Москва, 1995.
73.Сахаров А. Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. -Москва,
1995.
74.Семенова М. Мы – славяне. -С-Пб., 1998.
75.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до
конца XVI века: 6 класс. -М.: «Вако», 2003.
76.Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI века до
конца XVIII века: 7 класс. -М.: «Вако», 2003.
77.Скрыпников Р. Г. Россия накануне Смутного времени. -Москва, 1974.
78.Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России. -Москва, 2001.
79.Суслов А. М. Опекушин, -Москва, 1981
82 Туристско-краеведчечкая деятельность – важнейшее средство образования, патриотического
воспитания и оздоровления детей и учайшейся молодёжи: Материалы конференции. -Москва.
2003
84.Усыскин Г.С.Свидание с Клио.Исторические исследования юных краеведов. -С-Петербург,
1997.
86. Файн Т.А. исследовательский подход в обучении. // Практика административной работы в
школе. 2003, №5
87.Федорин Л. Знакомство с историей. -Москва, 1997.
88.Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. -Санкт-Петербург, 1997
90.Якобер Л. Б. Справочник по истории Отечества. -Москва, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.
Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...
Рабочая программа по предмету «Краеведение» 8 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна Учитель истории – Ренжина Лилия Павловна
Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении природного, исторического и культурного наследия. Сохранение и изучение наследия - долг...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий....
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
Рабочая программа по литературе 10 класс авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.
Рабочая программа составлена на основе программы по литературе авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева. Рабочая и авторская программы рассчитаны...