рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2004 г. и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, - 4-е издание –М. : Русское слово, 2008г. Программа рассчитана на 105 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации. отводит - 385 часов для обязательного изучения литературы на ступени основного общего образования, в том числе в 9 классе – 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_9_rab.doc | 347 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего образования по литературе 2004 г. и программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, - 4-е издание –М. : Русское слово, 2008г. Программа рассчитана на 105 часа в год (3 часа в неделю) и ориентирована на базовый уровень.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит - 385 часов для обязательного изучения литературы на ступени основного общего образования, в том числе в 9 классе – 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает усвоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, умение анализировать изучаемое произведение, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения, обобщать, делать выводы. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари; создавать презентации о жизни и творчестве писателей.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Часть часов отводится на уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения писателей XX века, которые по тематике близки произведениям XIX века, что доказывает вечный характер многих тем.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
- развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
- воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
- воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 9 класса.
Учащиеся должны знать:
- Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
- Тексты художественных произведений.
- Сюжет, особенности композиции.
- Типическое значение характеров главных героев произведений.
- Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Учащиеся должны уметь:
- Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
- Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
- Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
- Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
- Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
- Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
- Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
- Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
- Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
- Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
- Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.
- Пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Перечень учебно – методических средств обучения:
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, Г.С. Меркина, «Программа по литературе для 9 класса»
Учебник: С.А.Зинин, В.И.Сахаров, В. А. Чалмаев. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
В. А. Крутецкая Русская литература в таблицах и схемах 9-11 класс С. Петербург 2010 г.
Литература. Подготовка к ЕГЭ, универсальный справочник - М. ЭКСМО -2012 г.
Методические рекомендации к учебнику С.А.Зинин, Л. В. Новикова. Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: «Русское слово», 2011.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Цели | Тип, форма урока, способы контроля | Основные требования к умениям, знаниям и навыкам учащихся | Теоретико-литературные понятия | Домашнее задание | Дата | Приме-чание | ||||
План | Факт | |||||||||||
Введение (2 ч.) | ||||||||||||
1 | Вводный урок Литературные направления, школы, движения. | Обобщить знания, расширить представление об этапах развития отечественной литературы | Лекция с элементами беседы | Уметь строить связный ответ, работать со статьёй учебника, составлять план статьи | Литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление, сквозные темя, мотивы | Стр. 6-9 перечитать «Слово о полку Игореве». | 3.09 | |||||
2 | Роды и жанры литературных произведений | Урок систематизации ЗУН | Составление таблицы | Знать роды и жанры литературных произведений Уметь определять жанровое своеобразие того или иного произведения | Роды и жанры | Стр. 10-12 В. 1 стр. 26 Прочитать «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение речи Святослава. | 5.09 | |||||
Из древнерусской литературы (7 ч.) | ||||||||||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | Дать представление о жанровом и тематическом своеобразии ДРЛ, познакомить с историей рукописи «Слова…» | Урок-беседа | Знать историческую основу «Слова», жанр и композицию произведения, Уметь составлять цитатный план, уметь находить в тексте средства выразительности | Жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. | Стр.12-24, подготовить пересказ понравившегося эпизода. | 6.09 | |||||
4 | «Печальная повесть о походе Игореве» | Раскрыть основную идею «Слова…», формировать навыки сопоставительного анализа | Урок систематизации знаний | Уметь работать с текстом. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В. 6,7 | 10.09 | |||||
5 | Патриотический пафос и художественное совершенство «Слова…» | Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме | Комбинированный, | Знать: нравственно-патриоическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В. 3,4 | 12.09 | |||||
6 | Человек и природа в художественном мире поэмы | Раскрыть фольклорные и языческие мотивы и символы в поэме | Комбинированный, | Уметь находить в тексте средства выразительности и определять их роль | Психологический параллелизм, рефрен | Стр. 26 В. 1 Устный ответ «Каким я представляю себе автора «Слова…»». | 13.09 | |||||
7 | Образ автора в «Слове…» | Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы | Комбинированный | Знать героев «Слова» Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Образ автора | Выучить наизусть «Плач Ярославны…» | 17.09 | |||||
8 | РР. Ярославна – пленительный женский образ в «Слове…» Обучение сочинению | Рассмотреть основные этапы работы над сочинением | Практикум | Знать значение образа Ярославны Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; использовать текст для характеристики героев; уметь составлять цитатный план | Образ, выразительные средства языка | Сформулировать возможные темы сочинений по «Слову…»; устная характеристика Игоря и Ярославны | 19.09 | |||||
9 | Р/р Обучение сочинению | Совершенствование ЗУН | Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана | Уметь использовать собранный материал при написании сочинения | Вступление, основная часть,, заключение | Написать сочинение на тему «Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» | 20.09 | |||||
Из литературы XVIII века (10 ч.) | ||||||||||||
10 | Общая характеристика литературы 18 века. Классицизм | Дать общий обзор литературы 18 века. Познакомить с классицизмом | Лекция с элементами беседы | Знать основные черты классицизма как литературного направления. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | стр. 28-37 Индивидуальные задания: подготовить сообщение о М.В..Ломоносове, Кантемире, Сумарокове | 24.09 | |||||
11 | М. В. Ломоносов – реформатор русского языка | Познакомить с жизнью и творчеством Ломоносова, его теорией «трех штилей» | Изучение нового материала | Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды Уметь вести тезисные записи лекции, отбирать наиболее значимый материал, анализировать поэтический текст | Теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм | Стр. 37- 42 Стр. 56-67 Выразительное чтение «Оды на день…». Сообщение о Г.Р.Державине. «Властителям и судьям», «Памятник», «Фелица» | 26.09 | |||||
12 | Г. Р. Державин – поэт-философ
| Раскрыть идейно-художественное своеобразие поэзии Державина | Комбинированный | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь логически мыслить. Выразительно читать | Ода | Выучить «Памятник» | 27.09 | |||||
13 | Анализ стихотворений «Властителям и судиям» | Учить анализировать стихотворение, выразительно читать | Комбинированный | Знать новаторство Державина, жанр гневная ода. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств | Ода, стихотворные размеры, выразительные средства языка | Стр. 42-56 | 1.10 | |||||
14 | Рассвет отечественной драматургии (А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин) | Познакомить с представителями отечественной драматургии | Урок изучения нового | Уметь анализировать, обобщать, комментировать текст | Эпоха Просвещения, театр | Стр. 56-60 Прочитать отдельные главы из книги Радищева «Путешествие…» | 3.10 | |||||
15 | А. Н. Радищева Основная проблематика книги «Путешествие из Петербурга в Москву». | Раскрыть замысел книги, показать своеобразие художественного метода Радищева | Изучение нового материала | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. | Жанр путешествия | Составить устное сообщение об одной из «станций» «Путешествия…». | 4.10 | |||||
16 | А. Н. Радищева Книга «Путешествие из Петербурга в Москву». | Показать протест против рабства и духовного порабощения | Комбинированный | Уметь доказать протест рабства и духовного порабощения на примере отдельных глав | Жанр путешествия | Индивидуально: сообщение о Н.М.Карамзине | 8.10 | |||||
17 | Поэтика сердцеведения в творчестве Карамзина Н. М. Роль писателя в совершенствования языка | Познакомить с биографией Карамзина и особенностями его творчества. | Урок изучения нового материала | Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма. Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем. | Сентиментализм | Стр. 76 – 81 | 10.10 | |||||
18 | Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина | Дать понятие о сентиментализме как литературном направлении. | Урок изучения нового материала | Уметь находить примеры сентиментализма как литературном направлении. | Сентиментализм | Устное ответы «Каким я увидел XVIII век на страницах ….» | 11.10 | |||||
19 | Итоговый урок по древней русской литературе и литературе XVIII века | Урок обобщения ЗУН. Контрольный урок | Составление таблицы «Литература XVIII века», тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий, логически рассуждать | Классицизм, Сентиментализм. | Стр. 84-85 | 15.10 | |||||
Из литературы XIX века (71 ч.) | ||||||||||||
20 | Становление и развитие романтизма в 1 четверти 19 века. | Дать представление о романтизме 1 четверти 19 века. | Изучение нового материала | Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь давать развернутый ответ на вопрос. | Романтизм | Стр. 86-89 Каковы особенности русского романтизма? Индивидуально: подготовить сообщения о Батюшкове. | 17.10 | |||||
21 | К. Н. Батюшков – основатель «школы гармонической личности» | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Комбинированный | Уметь выполнять тезисную запись лекции. | «школа гармонической личности» | Стр. 90-100 Индивидуально: сообщение о жизни и творчестве В.А.Жуковского. Прочитать балладу «Светлана», «Лесной царь» | 18.10 | |||||
22 | К. Ф. Рылеев Жанр исторической песни в творчестве поэта | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь работать с текстом, анализировать поэтический текст, находить средства выразительности, определять их роль | Историческая песня | Устный ответ Образцовый гражданин в лирике и «Думах» К.Ф.Рылеева | 22.10 | |||||
23 | В. А. Жуковский. Своеобразие романтической лирики | Познакомить с творчеством поэта, особенностью лирики | комбинированный | Знать основные черты романтизма как литературного направления теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой. | Романтизм, романтический герой | Анализ баллады Жуковского, выучить наизусть одно из стихотворений Жуковского. | 24.10 | |||||
24 | «Гражданский романтизм» в русской литературе 1 четверти 19 века | Обучать защите рефератов о поэтах | Комбинированный | Уметь работать в группах 1гр.- гражданская позиция, 2гр. – общественная деятельность 3гр.- творчество | «Гражданский романтизм» | Стр. 104-109 Чтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» | 25.10 | |||||
25 | А.С.Грибоедов Личность и судьба | Познакомить с творчеством поэта и государственной деятельностью Грибоедова А. С. | Изучение нового материала | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 110-113 Прочитать 1 действие, | 29.10 | |||||
26 | Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. | Дать понятие о конфликте. Уметь определить в чем суть конфликта в комедии. | Изучение нового материала | Знать особенности комедии как жанра, | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). Конфликт. | Прочитать 2-е действие | 31.10 | |||||
27 | Сюжет, композиция, система образов | Развивать навыки комментированного чтения, учить определять элементы сюжета в драматическом произведении | Комбинированный | Знать сюжет комедии. Уметь определять элементы сюжета в драматическом произведении, анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Стр. 128 В. 1,2 Прочитать 3-е действие. Выучить монолог Чацкого или Фамусова | 1.11 | |||||
28 | «Век нынешний и век минувший» 2-е действие | Учить анализировать драматическое произведение | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт. | Элементы классицизма в комедии | Стр. 113-120 Прочитать 4-е действие. | 12.11 | |||||
29 | Любовная интрига в комедии | Познакомить с развитием конфликта Чацкий – Софья – Молчалин | Комбинированный | Знать развитие конфликта Чацкий – Софья – Молчалин Уметь выступать с монологическую речь, анализировать эпизод. | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Словесный портрет гостей | 14.11 | |||||
30 | Фамусовское общество | Проанализировать 3 действие пьесы, составить характеристику Фамусовскому обществу | Семинар | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты | Комедия | Стр. 120-127 В. 8 Стр. 128 | 15.11 | |||||
31 | Смысл заглавия и проблема ума в комедии | Обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии системе персонажей, раскрыть ключевую для пьесы проблему ума | Комбинированный | Уметь выступать монологическую речь, совершенствовать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | Элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Подготовить сравнение «века нынешнего и века минувшего» в высказываниях разных героев. | 19.11 | |||||
32 | Чацкий и Молчалин. | Уметь видеть истинные ценности жизни | Комбинированный урок | Знать характеристику героев Уметь анализировать, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, обобщать, делать выводы | Монолог, конфликт. | Статья Гончарова «Мильон терзаний». | 21.11 | |||||
33 | И. А. Гончаров «Мильон терзаний». | Учить навыкам конспектирования, развивать логическое мышление | Практикум | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний». | Конспект, компрессия | Закончить работу по заполнению таблицы | 22.11 | |||||
34 | РР. Классное сочинение по пьесе Грибоедова «Горе от ума» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Знать содержание комедии. составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 3-18 | 26.11 | |||||
35 | А. С. Пушкин Жизнь и творчество | Систематизировать известные факты о жизни творчестве Пушкина | Заочная экскурсия | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления Уметь создавать презентацию информационного проекта. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 19-22 | 28.11 | |||||
36 | Тема дружбы в лирике поэта | Развивать представление о теме дружбы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр..22-27 | 29.11 | |||||
37 | Свободолюбивая лирика Пушкина | Развивать представление о свободолюбивой лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Изучение нового материала | Знать свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Выучить наизусть одно из стихотворений | 3.12 | |||||
38 | Тема природы в лирике поэта | Развивать представление о теме природы в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Уметь анализировать текста, развивать ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Стр. 43-49 Выучить наизусть одно из стихотворений о любви | 5.12 | |||||
39 | Любовная лирика Пушкина. РР. Анализ лирического стихотворения | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Знать адресатов любовной лирики. Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы. | Выразительные средства языка | Стр. 37-43 | 6.12 | |||||
40 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | Развивать представление о теме поэта и поэзии в лирике поэта, учить анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма | Выучить наизусть «Я памятник…» | 10.12 | |||||
41 | Романтические поэмы Пушкина. | Углубить представление о признаках жанра романтической поэмы | Изучение нового материала | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности. Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику. | Романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта | Стр. 49-53 «Времена правления Бориса Годунова» (индивидуально) | 12.12 | |||||
42 | «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия | Рассмотреть сюжет трагедии, ее героев, учить выразительно читать | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь анализировать текста с использованием цитат | Трагедия | Стр. 53-62 Прочитать «Маленькие трагедии» | 13.12 | |||||
43 | Нравственно-философское значение «Маленьких трагедий» Пушкина | Формировать навыки анализа драматического произведения, развивать навыки критической оценки поступков и слов героев | Комбинированный | Уметь анализировать драматическое произведения, выделять ключевые сцены, уметь давать критическую оценку поступков и слов героев | Маленькие трагедии | Стр.63-69 Прочитать одну из глав сборника «Повести Белкина» | 17.12 | |||||
44 | «Повести Белкина» - опыт циклизации повестей | Формировать навыки прозаического анализа произведения | Изучение нового материала | Уметь устно размышлять о поступках героев | Реализм | Стр. 75-79. | 19.12 | |||||
45 | Роман в стихах «Евгений Онегин» | Ввести учащихся в эпоху 19 века, воспитывать интерес к творчеству поэта | Изучение нового материала | Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы. Уметь выделять смысловые части текста | Ответы на вопросы | Стр. 94 В. 16 Прочитать главу 1. | 20.12 | |||||
46 | Ленский и Онегин. | Раскрыть типические и индивидуальное в образах Онегина и Ленского | Комбинированный | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Антитеза | Стр. 87-90 Составить сравнительную характеристику Ленского и Онегина. | 24.12 | |||||
47 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина | Раскрыть образ Татьяны в сопоставлении с образом Ольги, формировать навыки сравнительного анализа | Комбинированный | Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским. Уметь давать характеристику героя произведения | Реализм, сравнительная характеристика | Наизусть «Письмо Татьяны к Онегину» | 26.12 | |||||
48 | Картина русского дворянства | Проследить как в романе отражается жизнь русского дворянства | Комбинированный | Уметь сопоставить петербуржский, московский и провинциально-дворянский быт | Роман. Связь с историей, лирические отступления. | Устный ответ столичное и провинциальное дворянство | 27.12 | |||||
49 | Анализ 5 главы. Сон и именины Татьяны | Учить анализировать эпизод | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь анализировать эпизод, работать в парах, запись выводов | Анализ эпизода | Цитатная характеристика героев | 10.01 | |||||
50 | Анализ 6 главы. Дуэль | Учить анализировать эпизод | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях. Уметь давать характеристику литературному герою. | Анализ эпизода | Ответ на вопрос «Каким вы увидели автора» произведения | 14.01 | |||||
51 | Образ автора в романе | Рассмотреть образ автора в романе, раскрыть жанр «свободного» романа | Комбинированный | Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию. Уметь различать образ автора и героя | Образ автора | 16.01 | ||||||
52 | Нравственно-философская проблематика романа | Рассмотреть нравственно-философскую проблематику романа, учить работать с тестом | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь работать с текстом, конспектировать. | Проблематика | Составить тезисы статьи Белинского. | 17.01 | |||||
53 | «Энциклопедия русской жизни». Белинский и Писарев о романе. | Раскрыть пушкинскую эпоху в романе, закрепить знания о реализме, познакомить с критическими отзывами о романе | Комбинированный | Знать основные положения статьи. Уметь отбирать материал из статьи «Энциклопедия русской жизни» Белинский и Писарев о романе. | Реализм, критическая статья | Составление плана сочинения и отбор материала. | 21.01 | |||||
54 | Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Реализм, критическая статья | Написать черновик сочинение | 23.01 | |||||
55 | РР. Классное сочинение по творчеству Пушкина | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр.97-105 Подготовить сообщение о Жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова | 24.01 | |||||
56 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | Познакомить с биографией поэта, мотивами вольности и одиночества в его лирике | Изучение нового материала | Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы. Уметь находить их в тексте | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Стр.110-115. | 28.01 | |||||
57 | Тема одиночества в творчестве поэта. | Способствовать пониманию основных мотивов творчества Лермонтова М. Ю. | Комбинированный | Знать понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики; понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности; Уметь анализировать стихотворения | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | прочитать стихотворения «Пророк», «Скучно и грустно », «Парус» | 30.01 | |||||
58 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова | Раскрыть образ поэта-пророка в лирике Лермонтова, учить анализировать стихотворение | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Знать основные мотивы лирики поэта. Уметь анализировать стихотворения по вопросам. | Романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | Адресата любовной лирики Сушкова, Иванова. Лопухина. | 31.01 | |||||
59 | Адресаты любовной лирики Лермонтова | Формировать навыки читателя, слушателя, исполнителя, развивать умение анализировать стихотворение | Комбинированный | Знать адресатов любовной лирики. Уметь анализировать текст на лексическом уровне | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 114-121 Выучить одно из стихотворений о любви наизусть. | 4.02 | |||||
60 | Эпоха безвременья в лирике Лермонтова | Показать отношение автора к поколению 30 гг. 19 в. | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать основные признаки эпохи. Уметь выделять смысловые части текста | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Прочитать и проанализировать стихотворения «Родина», «Дума», Монолог». | 6.02 | |||||
61 | РР. Анализ стихотворения | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Закончить сочинение. | 7.02 | |||||
62 | Конкурсное чтение стихов наизусть | Обучать выразительному чтению стихов | Урок выразительного чтения | Уметь передать свои эмоции | Выразительные средства языка | Стр. 122-126 | 11.02 | |||||
63 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе | Выяснить первоначальное восприятие роман, заинтересовать личностью странного человека Печорина | Изучение нового материала | Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции | Психологический роман | Композиция романа, глава «Бэла» | 13.02 | |||||
64 | Своеобразие композиции и образной системы романа. | Подвести учащихся к пониманию и значения композиции и роли рассказчика в романе в раскрытии идейного замысла . | Изучение нового материала. | Знать историю создания романа, его идеи и роль композиции. | Психологический роман | Устный ответ «Каким я увидел лермонтовско-го героя» | 14.02 | |||||
65 | Печорин как «портрет поколения» | Проанализировать центральный образ романа через призму его отношений с другими героями | Комбинированный | Знать текст повести «Бэла». Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей | Психологический роман | Стр.130-132, перечитать главу «Тамань». | 18.02 | |||||
66 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя | Дать представление о психологическом портрете героя | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание «Журнала Печорина». Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов. | Психологический роман | Грушницкий, Вулич, Вернер - Печорин. | 20.02 | |||||
67 | Дружба в жизни Печорина | Раскрыть отношения Печорина с Грушницким, Вернером, Вуличем | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать текст повести; понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета. Уметь анализировать повесть с учётом особенностей художественного метода Лермонтова; выборочно пересказывать текст; определять границы эпизода | Психологический роман | Отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой | 21.02 | |||||
68 | Любовь в жизни Печорина | Раскрыть отношения Печорина с Мери, Верой, Бэлой | Комбинированный | Знать понятие «двойник», содержание повести. Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой». | Психологический роман | Подготовить анализ эпизода по плану. | 25.02 | |||||
69 | РР. Обучение анализу эпизода | Учить анализировать эпизод | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Знать роль эпизода. Уметь работать с текстом, словарями, опорными схемами | Выразительные средства языка | Законспектировать статью Белинского в романе. | 27.02 | |||||
70 | Роман в оценке Белинского. Подготовка к сочинению | Учить работать с критической статьей, закрепить навыки конспектирования | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь конспектировать статьи, работа с цитатами, составлять связный рассказ | Конспект | Подготовка к сочинению. | 28.02 | |||||
71-72 | РР. Сочинение по творчеству Лермонтова | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Практикум | Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 143-149 Прочитать 1-3 главы поэмы «Мёртвые души» | 4.03 | |||||
73 | Н.В. Гоголь Творческая биография. | Обобщить и систематизировать ранее изученный материал. | Изучение нового материала | Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя Уметь выделять главное. | Повесть | Прочитать главы 4-6. «Мёртвые души» | 6.03 | |||||
74 | ВЧ. Петербургские повести | Познакомить с Петербургскими повестями | Изучение нового материала | Знать содержание отдельных глав, проблематику сборника | Повесть | Прочитать одну из повестей. | 7.03 | |||||
75 | Поэма «Мертвые души»: обзор содержания | Познакомить с историей создания поэмы, дать краткий обзор содержания | Комбинированный, эвристическая беседа с элементами анализа | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Развитие реализма. | Стр. 152-156 Стр. 170 В. 3,4 | 11.03 | |||||
76 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» | Обратить внимание на особенности жанра и композиции, смысла названия 7поэмы. | Изучение нового материала | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох. | Поэма, композиция, образ | Стр. 157-164 В. 5 стр. 170 | 13.03 | |||||
77 | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Манилов, Коробочка | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ | Составить портретную характеристи-ку помещиков | 14.03 | |||||
78 | Помещики-расточители и помещики-накопители в поэме: Ноздрев, Собакевич, Плюшкин | Учить работать над составлением характеристики помещиков по плану | Комбинированный | Знать текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков; Уметь составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности | Образ | Составить устный рассказ «Чичиков -каков он?» | 18.03 | |||||
79 | Образ Чичикова | Углубить понятие о типизации, раскрыть образ Чичикова | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать характеристику Чичикова, давать оценку его поступкам. Уметь составлять план, характеристику персонажа, работа в группах | Типизация, художественная деталь, антитеза, композиция | Какими вы увидели отцов города в изображении Гоголя? | 20.03 | |||||
80 | Образ города в поэме | Формировать умение выделять ключевые моменты, эпизоды, образы, помогающие понять проблематику произведения | Комбинированный | Знать текст произведения. Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора. | Образ | Групповые задания: 1гр. – образ Родины в поэме; 2 гр. Характеристика крестьян. | 21.03 | |||||
81 | Образ родины, лирические отступления в поэме | Рассмотреть эпизоды - образы «птицы-тройки» | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать текст произведения; причины незавершенности поэмы; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эволюция автора - от сатирика к пророку. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, вы являя проблема тику, авторскую позицию. | Лирические отступления | Выучить наизусть «Эх, тройка! Птица- тройка…» | 1.04 | |||||
82 | РР. Поэма в оценке Белинского Подготовка к сочинению. Сбор материала | Учить собирать материал к сочинению, составлять план | Развитие речи | Знать критическую оценку поэмы В.Г. Белинским. Уметь составлять цитатный план, работа с текстом | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Подготовить черновик сочинения. | 3.04 | |||||
83 | РР. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» | Учить писать сочинение по литературному произведению, развивать связную речь | Развитие речи | Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятие чичиковщина. Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведа. | Сравнение, эпитет, олицетворение, гипербола, метафора | Стр. 181-199 | 8.04 | |||||
84 | Литература 2 половины 19 века (обзор) | Дать представление о литературе 2 половины 19 века | Изучение нового материала | Знать традиции отечественного реализма в русской литературе второй половины 19 века. Уметь конспектировать лекцию. | Реализм, лирика | Выучить наизусть одно из стихотворений Фета, Тютчева, Некрасова (по выбору) | 10.04 | |||||
85 | Эмоциональное богатство поэзии Тютчева, Фета, Некрасова | Познакомить с биографией поэтов, дать представление об особенностях поэтического языка поэта | Комбинированный | Уметь анализировать лирический текст, определять его особенности | Философская лирика | Стр. 196-197 прочитать «Бедность не порок». Островского А. Н. | 11.04 | |||||
86 | А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета | Познакомить с творчеством писателя-драматурга и его произведениями | Комбинированный | Знать творческую биографию писателя, содержание произведения. Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Уметь характеризовать героев. | Сюжет | Как раскрыта в пьесе тема любви? | 15.04 | |||||
87 | Любовь в патриархальном мире и его влияние на героев пьесы | Закрепить навыки анализа драматического произведения | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать содержание повести. Уметь критически оценивать поступки и слова героев произведения | Композиция | Прочитать автобиографию Достоевского. | 17.04 | |||||
88 | Ф.М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди» | Учить монологическому высказыванию, дать обзор творчества писателя | Изучение нового материала | Знать содержание романа. Уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства | Маленький человек в литературе | Устный ответ «Моё представление о главном герое повести «Бедные люди» | 18.04 | |||||
89 | Л. Н. Толстой Основные вехи биографии. Автобиографическая повесть «Юность» | Познакомить с содержанием произведения, учить работать с текстом | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления. | Психологизм прозы | Прочитать главу «Я проваливаюсь». | 22.04 | |||||
90 | РР. Анализ главы «Я проваливаюсь» | Учить анализировать эпизод | Практикум, самостоятельный анализ эпизода | Знать содержание главы. Уметь находить прием психологического анализа | Выразительные средства языка | Подготовить творческую биографию Чехова | 24.04 | |||||
91 | А. П. Чехов «Смерть чиновника» | Познакомить с содержанием рассказа, закрепить навыки работы с текстом | Изучение нового материала | Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека». | Рассказ | Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника». | 25.04 | |||||
Из литературы XX века (14 ч.) | ||||||||||||
92 | Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века | Познакомить со своеобразием литературного процесса первой четверти XX века | Изучение нового материала | Знать особенности русской литературы ХХ века. Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений. | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература | Стр. 199-202 | 29.04 | |||||
93 | Своеобразие ранней прозы М. Горького | Выявить своеобразие ранней прозы Горького | Комбинированный | Знать раннее творчество писателя. Уметь дать оценку ранее изученным произведениям | Романтическое и реалистическое движение, новый тип героя | Подготовить сообщение о творчестве А.М.Горького.
| 2.05 | |||||
94 | М. Горький «На дне» | Рассмотреть сюжет драмы, учить составлять характеристику персонажей | Урок закрепления и обобщения знаний | Уметь анализировать драматическое произведение, высказывать свою точку зрения, давать оценку героям, их поступкам | Драма | Подготовить сообщения о поэтах Серебряного века. | 6.05 | |||||
95 | Из поэзии Серебряного века. Многообразие поэтических голосов эпохи | Познакомить с многообразием поэтических голосов Серебряного века | Изучение нового материала | Знать литературные направления Серебряного века. Уметь выступать перед аудиторией, анализировать лирический текст | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить наизусть одно из стихотворений. | 8.05 | |||||
96 | Основные темы и мотивы поэзии А. Блока | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Комбинированный | Знать основные факты биографии поэта. Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока | Авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | Стр. 203-205 | 13.05 | |||||
97 | Основные темы и мотивы поэзии С. Есенина | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы. | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить наизусть стихотворение о природе. | 15.05 | |||||
98 | Основные темы и мотивы поэзии В. Маяковского | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэта | Комбинированный | Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации. Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского. | Символизм, акмеизм, футуризм | Подготовить сообщение о М.Цветаевой. | 16.05 | |||||
99 | Основные темы и мотивы поэзии М. Цветаевой | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы | Комбинированный | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Символизм, акмеизм, футуризм | Подготовить сообщение об А.Ахматовой, познакомиться с её стихотворениями | 20.05 | |||||
100 | Основные темы и мотивы поэзии А. Ахматовой | Рассмотреть основные темы и мотивы лирики поэтессы | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Символизм, акмеизм, футуризм | Выучить стихотворение Ахматовой. | 22.05 | |||||
101 | Основные темы и мотивы лирики Б. Пастернака | Учить анализировать стихотворение, определять стихотворный размер | Практикум, самостоятельный анализ лирики | Знать факты биографии поэта, тематику стихотворений, их философский характер. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения. | Выразительные средства языка | Читать повесть М.Булгакова «Собачье сердце» | 23.05 | |||||
102 | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, дать представление о сюжете рассказа | Изучение нового материала | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, определять нравственную проблематику повести. | Сатира, сарказм. | Прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», | ||||||
103 | Пафос произведения и авторская позиция | Выявить пафос произведения и авторскую позицию | Комбинированный | Уметь использовать разные виды пересказа. | Сатира, сарказм. | подготовить рассказ о судьбе А.Соколове | ||||||
104 | М.А. Шолохов «Судьба человека»: образы в рассказе. | Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Сюжет, композиция | Судьба Ванюшки до встречи с Соколовым | ||||||
105 | М. А. Шолохов «Судьба человека»: роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Выявить роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека». Уметь характеризовать образ главного героя | Сюжет, композиция | Судьба Ванюшки до встречи с Соколовым | ||||||
Сочинений | 5 | |||||||||||
РР | 4 | |||||||||||
ВЧ | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 класс[1]
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по литературе 5-9 кл. Г. Меркин
Рабочая программа 5-9 классы составлена на основе учебников по литературе Г.Меркина...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 6 кл
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 6 кл...
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 7,8 кл
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 7,8 кл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...