рабочая программа по географии и ОБЖ 5 класс по программам И.И.Баринова, В.П.Дронов. И.В.Душина, Л.Е.Савельева, А.Т.Смирнов,Б.О.Хренников
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._prog.5-6kl.obzh_.doc | 161.5 КБ |
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 64.21 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол №2
От 30 августа 2013г.
Председатель педсовета
_______________ (Е.А Зозуля)
Подпись руководителя ОУ
Рабочая программа
По курсу « География. Землеведение» , ОБЖ
(указать предмет, курс, модуль)
класс__5-6 класс
___основное общее______________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 68
Уровень _____________базовый______________
(базовый, профильный)
Учитель : Ивлиева Валентина Викторовна
Программа разработана на основеФедерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе рабочей программы «Программы основного общего образования по географии. 5-6 классы . Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство М.«Дрофа» . 2012 г , «Программы Основы безопасности жизнедеятельности. Авторы А.Т.Смирнов, Б. О.Хренников, издательство М. «Просвещение» 2012г.»
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Рабочая программа 2 вида по учебному курсу «География. Землеведение . 5-6 класс» составлена на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерствово образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2) Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: Москва «Просвещение» 2012. (Стандарты второго поколения).
3) Рабочей программы «Программы основного общего образования 5-9 классы по географии» Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева, издательство «Дрофа» . 2012 г. Адрес в интернете www.drofa.ru
4)Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, издательство «Просвещение».2012г.
Разработан интегрированный курс, включающий в себя два предмета землеведение и ОБЖ, с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частном В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека , общества и государства .
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития , международных политических и экономических отношений , формирующие новые угрозы и риски для развития личности , общества и государства. Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности , индивидуальной системы здорового
образа жизни , антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
.безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
. понимания каждого учащегося важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
.принятия учащимися ценностей гражданского общества : прав человека , правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
.антиэкстремистское мышление и антитеррорестическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям , представляющим угрозу для жизни человека;
. отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ , в том числе наркотиков;
. готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Основные задачи данного курса
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
- формирование географического образа своей страны,
представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников— карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы;
- создание образа своего родного края.
- формирование у учащихся моделей безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного , техногенного и социального характера;
- .формирование индивидуальных систем здорового образа жизни;
- . выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Общая характеристика курса.
В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Курс «Основы безопасности жизнедеятельности предназначен для:
. формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;
Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности , безопасности окружающих ;
. приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей ;
. фрмирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения , отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Курс «География. Землеведение» в 5-6классе осуществляется 34 часа (из расчета 1 час в неделю).Так как базисный план БОУ СОШ №14 рассчитан на 34 учебных недели, а в программе по предмету дано 35 часов , в рабочей программе спланировано тоже 34 часа.
Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, предложенные авторами рабочих программ практические работы будут выполнены, но в КТП будет внесено:
в 5 классе- 6 практических работ из 6;
в 6 классе -5 практических работ из 5;
1.2. Таблица тематического распределения часов.
№ тем | класс | Разделы, темы. | Примерная программа | Рабочая программа 2 вида |
1 | 5 класс | Введение. Город как среда обитания(ОБЖ). | 1 | 1 |
2 | Раздел 1. Накопление знаний о Земле. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища(ОБЖ). Особенности природных условий в городе(ОБЖ).Безопасность в повседневной жизни (ОБЖ). | 5 | 5 | |
3 | Раздел 2. Земля во Вселенной. Погодные условия и безопасность человека(ОБЖ).Безопасность на водоемах(ОБЖ).Чрезвычайные ситуации природного характера(ОБЖ). Чрезвычайные ситуации техногенного характера(ОБЖ). | 7 | 7 | |
4 | Раздел 3. Географические модели Земли. Антиобщественное поведение и его опасность(ОБЖ).Обеспечение личной безопасности на улице(ОБЖ). Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности(ОБЖ).О здоровом образе жизни(ОБЖ). | 10 | 10 | |
5 | Раздел 4. Земная кора. Первая помощь при различных видах повреждений (ОБЖ).Оказание первой помощи при ушибах ссадинах(практические занятия)(ОБЖ). | 11 | 11 | |
6 | Резерв | 1 | ||
Итого: | 35 | 34 | ||
Практические работы | 6 | 6 | ||
1 | 6 класс | Введение. Природа и человек(ОБЖ). | 1 | 1 |
2 | Раздел 5. Атмосфера. Ориентирование на местности(ОБЖ).Определение своего местонахождения и направления движения на местности(ОБЖ).Подготовка к выходу на природу(ОБЖ).Опасные погодные явления(ОБЖ).Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе(ОБЖ).Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности(ОБЖ).Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека дальнем(внутреннем)и выездном туризме(ОБЖ).Акклиматизация человека в различных климатических условиях(ОБЖ). | 11 | 11 | |
3 | Раздел 6. Гидросфера. Акклиматизация в горной местности(ОБЖ). Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта(ОБЖ).Обеспечение личной безопасности на водном транспорте (ОБЖ). Обеспечение личной безопасности на водном транспорте(ОБЖ).Автономное существование человека в природе(ОБЖ). Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании(ОБЖ). | 12 | 12 | |
4 | Раздел 7. Биосфера. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях(ОБЖ).Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях(ОБЖ).Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге(ОБЖ).Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых (ОБЖ). Здоровый образ жизни и профилактика утомления(ОБЖ). | 7 | 7 | |
5 | Раздел 8. Географическая оболочка. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека(ОБЖ). | 3 | 3 | |
6 | Резерв: | 1 | ||
Итого: | 35 | 34 | ||
Практические работы | 5 | 5 |
2.Содержание учебного предмета, курса.
«География. Землеведение». 5-6 классы
5-й класс (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время)
ВВЕДЕНИЕ(1ч.)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. Город как среда обитания(ОБЖ).
РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле (5 ч.)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища(ОБЖ).
Великие географические открытия.Что такое Великие географические открытия. Экспедиция Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследование Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Особенности природных условий в городе(ОБЖ).
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Безопасность в повседневной жизни(ОБЖ). Практическая работа №1. «Работа с электронными картами.»
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной (7ч.)
Земля и космос. Земля- часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля-часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета. Погодные условия и безопасность человека(ОБЖ).
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Безопасность на водоемах (ОБЖ).
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. Чрезвычайные
ситуации природного характера (ОБЖ).
Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной».
Практическая работа №2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. Чрезвычайные ситуации техногенного характера (ОБЖ).
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли (10ч.)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Антиобщественное поведение и его опасность(ОБЖ).
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Обеспечение личной безопасности дома (ОБЖ).
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Обеспечение личной безопасности на улице (ОБЖ).
Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности (ОБЖ).
Составление плана местности.
Практическая работа №3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. Практическая работа №4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли». О здоровом образе жизни (ОБЖ).
РАЗДЕЛ 4. Земная кора.(11ч.)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород.Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практическая работа №5.
Определение горных пород и описание их свойств.
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Первая помощь при различных видах повреждений(ОБЖ).
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах (ОБЖ).
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа №6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Итоговый урок по разделу «Земная кора». Обобщение знаний по разделу «Земная кора».
География. Землеведение. 5-6 классы
6-й класс (1ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч. – резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. Природа и человек (ОБЖ).
РАЗДЕЛ 5. Атмосфера (11ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена.Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Практическая работа №1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Ориентирование на местности (ОБЖ).
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. Определение своего местонахождения и направления движения на местности (ОБЖ).
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли. Подготовка к выходу на природу (ОБЖ).
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Практическая работа №2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. Опасные погодные явления (ОБЖ).
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Практическая работа №3.Сравнительное описание погоды двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе (ОБЖ).
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности (ОБЖ).
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме (ОБЖ).
Итоговый урок по разделу «Атмосфера». Обобщение знаний по разделу «Атмосфера». Акклиматизация человека в различных климатических условиях (ОБЖ).
РАЗДЕЛ 6. Гидросфера (12ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (ОБЖ).
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте (ОБЖ).
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значения течений. Практическая работа №4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. Автономное существование человека в природе (ОБЖ).
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (ОБЖ).
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
РАЗДЕЛ 7. Биосфера (7ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях (ОБЖ).
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях (ОБЖ).
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге (ОБЖ).
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависти плодородие почв. Строение почв. Практическая работа№5.Определение состава (строение) почвы.
Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых (ОБЖ).
Итоговый урок по разделу «Биосфера». Обобщение знаний по разделу «Биосфера». Здоровый образ жизни и профилактика утомления (ОБЖ).
РАЗДЕЛ 8. Географическая оболочка (3ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка – прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальные комплексы. Разнообразие территориальных комплексов. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека (ОБЖ).
3.Результаты обучения
Программа содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение личностных и метапредметных и предметных результатов :
Личностные
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Предметные
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
- Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
- . формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- . формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера , в том числе от экстремизма и терроризма;
- . знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера , включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- . знания и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- . умение оказать первую помощь пострадавшим ;
- . умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
4.Требования к подготовке учащихся.
Раздел 1. Источники географической информации
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
4. Перечень практических работ
5-й класс | |
№ п/п | Тема практической работы |
1. | Характеристика видов движений Земли и их географических следствий. |
2. | Составление плана местности способом глазомерной, полярной съемки. |
3. | Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. |
4. | Определение горных пород и описание их свойств. |
5. | Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. |
6-й класс | |
1. | Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. |
2. | Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. |
3. | Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды |
4. | Описание вод мирового океана на основе анализа карт. |
5. | Определение состава (строения) почвы. |
5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—6 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическоепособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь(авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь(авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5—6 классы.
Электронное приложение. Смирнов А.Т
6. Основы безопасности жизнедеятельности :5 кл; учеб. для общеобразовательных учреждений , А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т. Смирнова.- М,; Просвещение, 2012г.
7.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности:6кл. учебник для общеобразовательных учреждений ; А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под редакцией А.Т.Смирнова.- М.; Просвещение, 2012г.
Согласовано: Согласовано:
Протокол заседания ШМО учителей Заместитель директора по УВР
общественных наук _______________(Т.А. Лукьяненко)
Протокол №1 от 30 августа 2013г.
____________ (Б.К.Устинов) 30 августа 2013г.
Предварительный просмотр:
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Результаты обучения УУД | Оборудование | |
план | факт | |||||
География . Землеведение. 5-6 классы. | ||||||
5 класс (1 час в неделю , всего 35 ч, из них 1 ч - резервное время ) | ||||||
Введение (1ч) | ||||||
1 | Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. Город как среда обитания(ОБЖ). | 1 | Л. Проявление любознательности и интереса к изучению географии. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях , угрожающих жизни и здоровью людей. П. Формулировать определение понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Р. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках). Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. | Интернет ресурсы. Физическая карта полушарий, атласы, учебник П 1с.3-6. | ||
Раздел I. Накопление знаний о Земле | 5 | |||||
2 | Познание Земли в древности. Древняя география и географы .География в Средние века. Жилище человека ,особенности жизнеобеспечения жилища(ОБЖ). | 1 | Л.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете. Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Р. Ответы на поставленные вопросы, ориентация в учебнике. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. К. Оценивать работу одноклассников. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и свестниками. | «Карты географических открытий», интернет ресурсы, атлас, учебник П 2с8-11. | ||
3 | Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | 1 | Л. Осознание значимости географических открытий в прошлом их ценность для будущих поколений. П. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте. Р. Составлять план ответа. К. Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Атласы, контурные карты, « Карта географических открытий», учебник П 3 с. 11-13. | ||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Особенности природных условий в городе (ОБЖ). | 1 | Л. Осознание значимости географических открытий в прошлом их ценность для будущих поколений. Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Р. Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обсуждение значения открытий. Умение оценивать правильность выполнение учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. П. Описывать по картам маршруты путешествий. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. К. Организовывать взаимодействие в группе. | Атласы, контурные карты, « Карта географических открытий» , учебник П4с.14-17. | ||
5 | Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Безопасность в повседневной жизни (ОБЖ). | 1 | Л. Определять роль результатов своей деятельности. Виртуальное познание мира .Освоение социальных норм , правил поведения, ролей и форм социальной жизни . Р. Поиск электронных моделей и описание способов современных географических исследований. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту. П. Искать в Интернете космические снимки электронных карт. Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. К. Сотрудничество в поиске и сборе информации. | Интернет ресурсы, «Физическая карта мира», атласы, учебник П5 с.17-20. | ||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле». Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле». | 1 | Л. Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П. Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами. Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки. К.Умение работать в группах. | Атласы, учебник П 3,4 тестовые материалы. | ||
Раздел II. Земля во Вселенной | 7 | |||||
7 | Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
| 1 | Л. Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде. Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. К. Сотрудничество с учителем и сверстниками. | «Карта звёздного неба», Интернет ресурсы, учебник П 6 с.22-25. | ||
8 | Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета. Погодные условия и безопасность человека (ОБЖ). . | 1 | Л. Беречь и любить свою планету. П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы. Характеризуют опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Р. Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололед). К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Таблица «Планеты солнечной системы, калькулятор , атлас, учебник П7 с.25-29. | ||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. | 1 | Л. Проявлять любознательность и интерес к Земле и космосу. П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации. Р. Составлять описание проявлений воздествий на Землю Солнца и ближайшего космоса в целом. К. Уметь общаться в группе. | Интернет ресурсы ,атлас, учебник П8 с.30-33. | ||
10 | Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. | 1 | Л. Проявление уважительного отношения к иному мнению. П. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем, осуществлять контроль, коррекцию, оценивание деятельности. К. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации. | Модель Теллурий, атлас, картина, учебник П 9 с .33-35. | ||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца . Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. | 1 | Л. Проявление уважительного отношения к иному мнению. П. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Выдвигать версии решения проблем, осуществлять контроль, коррекцию, оценивание деятельности. | Модель Теллурий, таблица «Движение Земли вокруг Солнца», учебник П10 с.36-38. | ||
12 | Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты. | 1 | Л.Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Р. Составлять опорный конспект. К. Уметь строить сообщения в соответствии с поставленной задачей. | Глобус, интернет ресурсы, атласы , учебник П11 с.39-41. | ||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | Л. Любить и беречь свою планету. П. Обсуждать проблемы современных космических исследований. Р.Проявлять познавательную инициативу в учебном процессе К.Понимать позицию другого. | Глобус, интернет ресурсы , учебник П11,с 42. | ||
Раздел III. Географические модели Земли | 10 | |||||
14 | Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. | 1 | Л.Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. П. Уметь работать с измерительными приборами. Р.Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Организовывать учебные взаимодействия | Компас, транспортир, атлас, П 12 с.44-47. | ||
15 | Изображение земной поверхности Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. | 1 | Л. Осознаёт значение учебной деятельности и личного смысла учения. П. Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты. Р. Выдвигать версии решения проблем. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | аэрофотоснимок, план, карта, глобус, учебник П13 с.48-51. | ||
16 | Масштаб и его виды. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. | 1 | Л.Проявляют интеллектуальные и творческие способности. П. Уметь использовать знания в практической деятельности. Р. Вырабатывать критерии классификации. К. Организовывать учебные взаимодействия | План местности, физическая карта, глобус, гибкая линейка, учебник П14 с.52-54. | ||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. | 1 | Л. Осознают личностное, жизненное самоопределение в условиях работы в коллективе. П. Применять методы информационного поиска с помощью карты. Изучать условные знаки, решать практические задачи. Р. Выдвигать версии решения проблемы. К.Понимать позицию другого. | План местности, учебник, нивелир, атлас , П15 с.55-57. | ||
18 | Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. | 1 | Л. Уметь использовать полученные знания в жизни. П. Уметь находить условные знаки разных видов на плане и карте. Р. Определять последователь-ность промежуточных целей. К.Строить продуктивное взаимодействие. | План местности, компас, атлас , учебник П16 с.58-60. | ||
19 | Урок практикум. Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | 1 | Л.Проявление уважительного отношения к иному мнению. П. Составлять план местности. Р. Выдвигать версии решения проблем, осуществлять контроль, коррекцию, оценивание деятельности. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | План местности, транспортир, планшет, карандаши, учебник П16 с.61. | ||
20 | Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. | 1 | Л.Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивами. П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах. Р. Работать по составленному плану. К.. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах. | «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», глобус, атлас,контурная карта, учебник П17 с.62-66. | ||
21 | Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке. | 1 | Л.Проявляют интерес к новым знаниям, положительно относятся к учёбе. П. Находить объекты на карте и глобусе. Р. Называть, показывать, определять объекты по географическим координатам. К. Уметь общаться в группах | «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», глобус, методические карточки-задания , атлас, учебник П18 с.66-69. | ||
22 | Урок практикум. Практическая работа. 3 Определение географических координат объектов, по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. | 1 | Л.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивами. П.Определять объекты, объяснять для чего служат градусная сетка и географические координаты. Р. Определять по картам географическую широту и долготу объектов. К. Учиться критично относиться к своему мнению. | Атлас, «Физическая карта полушарий», учебник П18 с.68-69. | ||
23 | Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт. | 1 | Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия. Р. Осознавать качество и уровень усвоения. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Карты различной тематики, глобус, атласы, учебник П19 с.73-74. | ||
Раздел IV. Земная кора | 11 | |||||
24 | Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры Строение Земли. Из чего состоит земная кора. | 1 | Л.Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. П. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации. Р. Создание объемную модель. К.Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Таблица «Внутреннее строение Земли», учебник П 20 с.76-79. | ||
25 | Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств | 1 | Л.Проявлять потребность в самовыражении и самореализации. П. Классифицировать и описывать горные породы. Р. Выполнять постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. К. Работать в группах. | Коллекция горных пород и минералов, карточки-задания , атлас , учебник П21 с.80-84. | ||
26 | Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. | 1 | Л.Проявление устойчивого учебно-познавательного интереса. П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы. Р. Сравнивать типы земной коры, осознавать конечный результат. К.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Модели Земли и литосферы. Таблица «Внутреннее строение Земли», учебник П 22 с.84- 87. | ||
27 | Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. | 1 | Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. П. Определять по картам характеристики форм рельефа. Р. Распознавать на физических картах разных форм рельефа. К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», атласы , учебник П 23 с.88-89. | ||
28 | Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. | 1 | Л.Учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного отношений П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа. Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени. К.Принимать позицию другого. | «Физическая карта полушарий», карта «Строение земной коры», атлас, учебник П24 с.90-94. | ||
29 | Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. | 1 | Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного бедствия. П. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Р.выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того. что уже известно и того, что ещё неизвестно. К.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Таблица «Строение вулканов», карта «Строение земной коры», пластилин , учебник П25 с.94-98. | ||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. | 1 | Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельеф П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа. Р. Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К. Уметь слушать и вступать в диалог. | Карты, картины, таблицы, электронное приложение , учебник П27с.103-106. | ||
31 | Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. | 1 | Л.Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах. Р. Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К. Уметь работать в группах. | «Физическая карта», атласы, Интернет ресурсы, учебник П29 с.109-114. | ||
3 32 | Равнины суши. Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | Л.Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах. Р. Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К. Уметь работать в группах | «Физическая карта России», «Физическая карта мира», атлас, учебник П29 с.113-114. | |||
33 | Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. | 1 | Л.Проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость учения. П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов. Р. Составлять план ответа. К.Учитывать различные мнения , использовать примеры для обоснования своего мнения. | Карта океанов, таблица «Рельеф дна Мирового океана», атлас, учебник П30с.115-119. | ||
34 | Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. | 1 | Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов П. Находить информацию в дополнительных источниках. Р.Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К.Учитывать различные мнения | Интернет ресурсы, «Физическая карта России», учебник П31 с.119-123. | ||
Итого: Практических работ: | 34 5 | |||||
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД )
| Оборудование | |
план | факт | |||||
6 класс (1ч в неделю, всего 35ч , из них 1ч-резервное время ) | ||||||
Введение (1ч) | ||||||
1 | Введение. Повторение правил работы с учебником , рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения. | 1 | Л. Проявление любознательности и интереса к изучению географии. П. Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Р. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках)Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов .Заполнение дневников наблюдений. К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. | Интернет ресурсы. «Физическая карта полушарий», атласы ,учебник П32 с.128-130. | ||
Раздел 5. Атмосфера. | 11 | |||||
2 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера . Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. | 1 | Л.Проявление интереса к новым знаниям, положительное отношение к учёбе. П. Составление и анализ схемы « Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Р. Ответы на поставленные вопросы, ориентация в учебнике. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках ) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. К. Оценивать работу одноклассников. | Интернет ресурсы, атлас, учебник П32 с.130-132. | ||
3 | Нагревание воздуха и его температура. Как нагревается земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Практическая работа №1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. | 1 | Л. Осознание значимости географических открытий в прошлом их ценность для будущих поколений. П. Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой .Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Р. Решение задач на определение средней месячной температуры , изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей. К. Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Атласы, термометр, учебник П 33с.132-137. | ||
4 | Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности. | 1 | Л. Осознание значимости географических открытий в прошлом их ценность для будущих поколений. Р.Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах. П.Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. К. Организовывать взаимодействие в группе. | Атласы, учебник П 34с.138-141. | ||
5 | Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака. | 1 | Л. Определять роль результатов своей деятельности. Виртуальное познание мира. Р. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками , составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой. П. Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. К. Сотрудничество в поиске и сборе информации. | Интернет ресурсы, учебник П35с.141-146. | ||
6 | Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки. | 1 | Л. Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П. Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах Земли. Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки. К.Умение работать в группах. | Атласы, учебник П36 с.146-150. тестовые материалы. | ||
7 | Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление . Как и почему изменяется давление. Распределение давления на Земле.
| 1 | Л. Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П. Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Р. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах. К. Сотрудничество с учителем и сверстниками. | Интернет ресурсы, барометр-анероид, учебник П37 с.150-153. | ||
8 | Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров. Практическая работа №2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. . | 1 | Л. Беречь и любить свою планету. П. Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра).Определение направления ветров по картам. Р. Построение розы ветров на основе имеющихся данных ( в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра ,причин изменения направления ветров. К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Учебник П38с.154-158, линейка. | ||
9 | Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду .Практическая работа №3.Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды. | 1 | Л. Проявлять любознательность и интерес к Земле и космосу. П. Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день , неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды , описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы(метеоэлементов). Р. Составлять описание проявлений воздествий на Землю Солнца и ближайшего космоса в целом. К. Уметь общаться в группе. Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков , диаграмм, схем. | Интернет ресурсы , учебник П39 с.159-163. | ||
10 | Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах. | 1 | Л. Проявление уважительного отношения к иному мнению. П.Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов. Р. Выдвигать версии решения проблем, осуществлять контроль, коррекцию, оценивание деятельности. К. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации. | Учебник П40 с.163-166, «Климатическая карта мира»,атлас. | ||
11 | Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу. | 1 | Л. Проявление уважительного отношения к иному мнению. П.Поиск дополнительной информации( в Интернете и других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Р. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу». | Учебник П 41 с.166-171, «Карта плотности населения мира». | ||
12 | Итоговый урок по разделу «Атмосфера». Обобщение знаний по разделу «Атмосфера». | 1 | Л.Проявление интеллектуальных и творческих способностей. П.Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» в учебнике. Р. Составлять опорный конспект. К. Уметь строить сообщения в соответствии с поставленной задачей. | Глобус, интернет ресурсы, атласы, учебник с.172-174. | ||
Раздел 6.Гидросфера (12ч) | ||||||
13 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера .Круговорот воды природе. Значение гидросферы в жизни Земли. | 1 | Л. Любить и беречь свою планету. П.Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Р.Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. К.Понимать позицию другого. | Глобус, интернет ресурсы, атлас,учебник П42с.176-180. | ||
14 | Мировой океан- основная часть гидросферы. Мировой океан и его части.Моря, заливы,проливы. Как и зачем изучают Мировой океан. | 1 | Л.Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности. П. Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Р. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий ,заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. К. Организовывать учебные взаимодействия | «Карта океанов», Интернет ресурсы, атлас, учебник П43с.180-184. | ||
15 | Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость. | 1 | Л. Осознаёт значение учебной деятельности и личного смысла учения. П. Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Р.Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | « Карта океанов», глобус, атлас, учебник П44с.185-189. | ||
16 | Движение воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы). | 1 | Л. Проявляют интеллектуальные и творческие способности. П. Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами. Р. Вырабатывать критерии классификации. К. Организовывать учебные взаимодействия | « Карта океанов», учебник П45с.189-193. | ||
17 | Течения. Многообразие течений .Причины возникновения течений. Значение течений. Практическая работа№4.Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. | 1 | Л. Осознают личностное, жизненное самоопределение в условиях работы в коллективе. П. Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Р. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений. Выдвигать версии решения проблемы. К.Понимать позицию другого. | Учебник П46с.194-197. Атлас, контурная карта. | ||
18 | Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн. | 1 | Л. Уметь использовать полученные знания в жизни. П. Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна ,водораздела. Р .Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов. К. Строить продуктивное взаимодействие. | Атлас, «Физическая карта России», учебник П47с.197-201 , контурная карта. | ||
19 | Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек. | 1 | Л. Проявление уважительного отношения к иному мнению. П. Составление характеристики равнинной(горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам. Р. Выдвигать версии решения проблем, осуществлять контроль, коррекцию, оценивание деятельности. К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. | «Физическая карта мира», «Физическая карта России», атлас, контурная карта, учебник П48с.202-205. | ||
20 | Озера и болота. Что такое озера. Какими бывают озерные котловины . Какой бывает озерная вода.Болота. | 1 | Л.Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивами. П .Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер , заболоченных территорий мира. Р.Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин. Работать по составленному плану. К.. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах. | «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», глобус, контурная карта, учебник П49с.206-209. | ||
21 | Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды. | 1 | Л.Проявляют интерес к новым знаниям, положительно относятся к учёбе. П.Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Р. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. К. Уметь общаться в группах | «Физическая карта полушарий», «Физическая карта России», глобус, методические карточки-задания, учебник П50с.209-214. | ||
22 | Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники.Покровные и горные ледники.Многолетняя мерзлота. | 1 | Л.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивами. П.Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Р. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения . Поиск информации и подготовка сообщения(презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. К. Учиться критично относиться к своему мнению. | «Физическая карта мира», атлас, учебник П51 с 214-218. | ||
23 | Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу. | 1 | Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды П.Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Р. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации); о редких и исчезающих обитателях мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. К. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Карты различной тематики, глобус, атласы, учебник П52с.218-223. | ||
24 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера». Обобщение знаний по разделу «Гидросфера». | 1 | Л.Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. П. Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера». Р. Выполнять поставленные задачи. К.Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | «Карта океанов», «Физическая карта России», «Физическая карта мира», учебник с.224-226. | ||
Раздел 7. Биосфера (7ч) | ||||||
25 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Живое вещество планеты. Биологический круговорот . Биосфера и жизнь на Земле. Распределение живого вещества в биосфере. | 1 | Л.Проявление устойчивого учебно-познавательного интереса. П. Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведение границ биосферы. Р. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек . К.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Учебник П53 с.228-230. | ||
26 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. | Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. П. Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания .Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Р. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты . Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане .Поиск информации( в Интернете и других источниках )о значении органического мира Мирового океана для человека. К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Учебник П 55 с.234-238, Интернет ресурсы, «Карта океанов»,атлас. | |||
27 | Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше .Леса. | 1 | Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. П. Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций , моделей. Р. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | «Карта природных зон», атласы, учебник П57 с.241-247. | ||
28 | Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, полупустынь и пустынь, тундры. | 1 | Л.Учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного отношений П.Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира Р. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. К.Принимать позицию другого. | «Карта природных зон »,атлас, учебник П58с.247-252, интернет ресурсы. | ||
29 | Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.Практическая работа №5. Определение состава (строения) почвы. | 1 | Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного бедствия. П.Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям(моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Р. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. К. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Таблица «Строение почв», карта «Почвы России», «Почвы мира», учебник П59 с.252-257. | ||
30 | Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу. | 1 | Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельеф П. Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Р. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны. К. Уметь слушать и вступать в диалог. | Карты, картины, таблицы, электронное приложение, учебник П60 с.257-260. | ||
31 | Итоговый урок по разделу «Биосфера». Обобщение знаний по разделу «Биосфера». | 1 | Л.Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. П. Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации( в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего края). Р. Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К. Уметь работать в группах. | «Физическая карта», атласы, Интернет ресурсы, «Карта природных зон», учебник с.261-262. | ||
Раздел 8. Географическая оболочка (3). | ||||||
32 | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки.Что такое географическая оболочка Границы географической оболочки. Географическая оболочка- прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки. | Л.Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению. П. Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Р. Выявление на конкретных примерах причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке . Анализ тематических карт. К. Уметь работать в группах | Учебник П61с.264-265. | |||
33 | Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов. | 1 | Л.Проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость учения. П. Анализ схем выявления причинно- следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно- следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Р. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности. Поиск информации ( в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений , вызванных деятельностью человека. К. Учитывать различные мнения , использовать примеры для обоснования своего мнения. | Карта океанов, таблица «Рельеф дна Мирового океана»,атлас, учебник П 63 с.267-271. | ||
34 | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка». Обобщение знаний по разделу «Географическая оболочка». | 1 | Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов П. Выполнение тестовых заданий. Р. Работа с учебником, атласом. Выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К. Учитывать различные мнения | Интернет ресурсы, «Экологическая карта», учебник 272-273. | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"
Представляю вашему вниманию рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...
Рабочие программы по географии 5,6 класс к учебникам И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС)
РП по географии в соответствии ФГОС дл я 5 и 6 классов....
Рабочая программа по географии 5-9 класс к авторской программе И.И.Бариновой, В.П.Дронова, И.В. Душиной, Л.Е Савельевой
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе...
Рабочая программа по географии для 5 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.
Рабочая программа по географии разработана для 5 класса в соответствии с ФГОС. Программа составлена к учебнику "География. Начальный курс 5 класс". Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Ду...
Рабочая программа по географии для 6 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Составитель С.В. Курчинина
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам «Географ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ. АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...