РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования
рабочая программа по географии (5 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ. АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА "ДРОФА" 2013г. В СООТВЕТСВИИ С ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебник География. Землеведение. 5—6 классы. Авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева М., «Дрофа», 2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6_klassy.docx | 98.23 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изм. и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
- Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 14.07.2015 г. № 47-10267/ 15-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Краснодарского края на 2015-2016 учебный год».
- Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»
14. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
15. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
16. Программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторы: И.И. Баринова, В. П. Дронов, И.В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва, Дрофа, 2013г.
17. Программы МБОУ СОШ 2
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественнонаучного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Целями курса«География. Землеведение. 5—6 классы» являются:
- раскрытие закономерностей землеведческого характера,с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населенияи его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитыватьубеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
- создание у учащихся целостного представления о Землекак планете людей;
- раскрытие разнообразия природы и населения Земли,знакомство со странами и народами;
- формирование необходимого минимума базовых знанийи представлений страноведческого характера, необходимыхкаждому человеку нашей эпохи.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации
2. Общая характеристика учебного предмета « География»
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Целью курса«География. Землеведение. 5—6 классы»является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. Учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
3. Описание места предмета « География» в базисном учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Личностные результаты обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эмоционально-ценностногоотношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Достижение предметных результатов обеспечивается:
- формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышлениядля осознания своего места в целостном, многообразном и быстро, изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности ииспользования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы.
5.Содержание учебного предмета « География»
Таблица тематического распределения количества часов
География. Землеведение. 5 класс (34 ч)
п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Раздел 1. Накопление знаний о Земле | 5 | 5 |
3. | Раздел 2. Земля во Вселенной | 7 | 7 |
4. | Раздел 3. Географические модели Земли. | 10 | 10 |
5. | Раздел 4. Земная кора. | 11 | 11 |
6 | Резерв | 1 | |
Итого | 35 | 34 |
География. Землеведение. 6 класс (34 ч)
п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Введение | 1 | 1 |
2. | Раздел 5. Атмосфера | 11 | 11 |
3. | Раздел 6. Гидросфера. | 12 | 12 |
4. | Раздел 7. Биосфера . | 7 | 7 |
5. | Раздел 8. Географическая оболочка. | 3 | 3 |
6. | Резерв | 1 | - |
Итого | 35 | 34 |
ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практическая работа. 1. Работа с электронными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос. Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам. Земля— часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы. 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Перечень практических работ 5 класс | |
Практическая работа 1. | Работа с электронными картами. |
Практическая работа 2. | Характеристика видов движений Земли, их географических следствий. |
Практическая работа 3. | Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки. |
Практическая работа 4. | Определение географических координат объектов, географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки. |
Практическая работа 5. | Определение горных пород и описание их свойств. |
Практическая работа 6. | Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. |
Направление проектной деятельности.
Проект по теме «Главные формы рельефа суши»: «Путешествие на воздушном шаре».
Использование резерва учебного времени.
Резервного времени в 5 классе нет, так как авторская программа рассчитана на 35 часов, из них 1 час – резервное время, а согласно учебному плану школы на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа.
6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 34 ч)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.
Раздел V. Атмосфера (11 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления на поверхности Земли.
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.
Практические работы. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан— основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.
Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практическая работа. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Практическая работа. 5. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч)
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка— прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов.
Перечень практических работ 6 класс |
Практическая работа. 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой |
Практическая работа. 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой. |
Практическая работа. 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды |
Практическая работа. 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт |
Практическая работа. 5. Определение состава (строения) почвы |
Направление проектной деятельности.
Проект по теме: «Географическая оболочка» : « Войди в природу другом»
Использование резерва учебного времени.
Резервного времени в 6 классе нет, так как авторская программа рассчитана на 35 часов, из них 1 час – резервное время, а согласно учебному плану школы на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ | Тема урока | Содержание урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | ||||||
География. Землеведение. 5-6 классы | |||||||||
5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) | |||||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1. | Что изучает география | География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления. | Формулируют определения понятия «география» (П). Выявляют особенности изученияЗемли географией по сравнению с другими науками (Р). Характеризуют природные и антропогенные географические объекты(Р). Устанавливаютгеографические явления, влияющие на географические объекты (П). Ищут дополнительную информацию (в Интернете и других источниках) о роли географии в современном мире (П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 часов) | |||||||||
2 | Познание Земли в древности | Древняя география и географы. География в Средние века | Работают с картой: определяют территорий древних государств Европы и Востока(ПР). Сравнивают современную карту с картой, составленной Эратосфеном (ПРК). Изучают по картам маршруты путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло (П). Обозначают маршруты путешествий на контурной карте(ПР). Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств ДревнегоВостока(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
3 | Великие географические открытия | Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание | Описывают по картам маршруты путешествий в разных районах Земли(ПР) ). Обозначают на контурной карте маршруты путешествий(ПР). Поиск информации (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них(ПР). Обсуждают значения открытия Нового света и всей эпохи Великих географических открытий(ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание | Описывают по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. КрузенштернаиЮ. Ф. Лисянского(П). Обозначают на контурной карте маршруты путешествий(ПР). Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
5 | Современная География. Практическая работа 1. Работа с электронными картами. | Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира. Практические работы. 1. Работа с электронными картами | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов(ПР). Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывают мнения об их значении, возможности использования(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | Обобщение знаний по разделу «Накопление знаний о Земле» | Выполняют тестовые задания. Работают с учебником, атласом (ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
7 | Земля и космос | Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам | Ищут на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий(ПР). Определяют стороны горизонта по Полярной звезде(П).Организовывают сотрудничество, работают индивидуально и в группах(К). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
8 | Земля — часть Солнечной системы | Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета | Анализируют иллюстративно-справочных материалов и сравнивают планеты Солнечной системы по разным параметрам(П). Составляют «космический адрес» планеты Земля(ПРК). Вычисляют площади материков и океанов(П). Описывают уникальные особенности Земли как планеты(ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Земля и космос. Земля и Луна | Составляют описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом(ПР). Описывают воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны(П). Ищут дополнительные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства(ПР). | ||||||
10 | Осевое вращение Земли | Вращение земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси | Наблюдают за действующей моделью (теллурием,электронной моделью) движения Земли и описывают особенности вращения Земли вокруг своей оси(ПРК). Выявляют зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси(ПР). Составляют и анализируют схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца | Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле | Наблюдают за действующей моделью (теллурием, электронной моделью) движения Земли и описывают особенности вращения Земли вокруг Солнца(ПР). Анализируют положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений (схеме вращения Земли вокруг Солнца) и объясняют смену времен года(П). Составляют и анализируют схемы (таблицы) «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»(ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
12 | Форма и размеры Земли | Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты | Ищут информацию (в Интернете, других источниках) и готовят сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности»(ПР). Составляют и анализируют схемы «Географические следствия размеров и формы Земли»(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной». Практическая работа 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий. | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Практическая работа. 2. Характеристика видов движений Земли и их географических следствий | Работают с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике(ПР). Подготавливают на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждают проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы(ПРКЛ). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут | Определяют по компасу направления на стороны горизонта(П). Определяют азимут направлений на предметы (объекты) с помощью компаса(ПРК). Работают в группах (К). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
15 | Изображение земной поверхности | Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта | Изучают различные виды изображения земной поверхности: карты, планы, глобусы, атласы, аэрофотоснимки(П). Сравнивают планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
16 | Масштаб и его виды | Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу | Определяют по топографической карте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба(П). Решают практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно(ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями | Работают с картой и планом местности: анализируют выпуклые и вогнутые формы рельефа, способы их изображения(ПР). Определяют по физическим картам высоту (глубину) с помощью шкалы высот и глубин(П). Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин(ПР). Обозначают на контурной карте самых высоких точек материков их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины)(ПРК). Решают задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
18 | Планы местности и их чтение | План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей(ПР). Описывают маршрут по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определяют направления по сторонам горизонта(ПРК). Определяют на плане азимуты направлений на объекты(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
19 | Составление плана местности. Практическая работа 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | Практическая работа. 3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки | Ориентируются на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов(ПР). Составляют простейший план небольшого участка местности(ПРКЛ). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
20 | Параллели и меридианы | Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах | Сравнивают глобус и карту, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов(ПР). Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов(П). Определяют по картам стороны горизонта и направления движения(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
21 | Градусная сеть. Географические координаты. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети. | Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сети. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сети | Определяют по картам географическую широту и географическую долготы объектов(П). Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам(П). Сравнивают местоположения объектов с разными географическими координатами(ПР). Определяют расстояний с помощью градусной сети,используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
22 | Географические карты | Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт | Читают карты различных видов(П). Определяют зависимости подробности карты от ее масштаба(П). Сопоставляют карты разного содержания, ищут на них географические объекты, определяют абсолютную высоту территории(ПР). Сравнивают глобус и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов(ПРКЛ). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | Обобщение знаний по разделу «Географические модели Земли» | Работают с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
Раздел IV. Земная кора (11 ч) | |||||||||
24 | Внутреннее строение земной породы. Состав земной коры | Строение Земли. Из чего состоит земная кора | Описывают модели строения Земли(П). Выявляют особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивают оболочки между собой(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
25 | Разнообразие горных пород. Практическая работа 5. Определение горных пород и описание их свойств. | Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств | Сравнивают свойства горных пород различного происхождения(ПР). Определяют горные породы (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам(ПРКЛ). Анализируют схемы преобразования горных пород(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
26 | Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли | Земная кора и ее устройство. Литосфера | Сравнивают типы земной коры(ПР). Анализируют схему моделей) строения земной коры и литосферы(П). Устанавливают по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявляют процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
27 | Разнообразие форм рельефа Земли | Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа | Распознают на физических картах в атласе разные формы рельефа(П). Определяют на картах среднюю и максимальную абсолютную высоту форм рельефа(П). Определяют по географическим картам количественных и качественных характеристики крупнейших гор и вершин, их географическое положение(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
28 | Движение земной коры | Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород | Устанавливают с помощью географических карт крупнейшие горные области(ПР). Выявляют закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит(ПР). Описывают изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
29 | Землетрясения. Вулканизм | Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм | Выявляют при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма(ПРК). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра | Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека | Описывают облик создаваемых внешними силами форм рельефа(ПР). Составляют и анализируют схемы, демонстрирующие соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа(ПР). Сравнивают антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду(ПРК). Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы оврагообразованием(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
31 | Главные формы рельефа суши | Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши | Распознают на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой(ПР). Выполняют практические задания по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения(ПРКЛ). Составляют по картам атласа описания рельефа одного из материков(ПР). Обозначают на контурной карте крупнейшие горы и равнины суши, горные вершины(П). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
32 | Рельеф дна океанов | Неровности океанического дна | Выявляют особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана(ПР). Сопоставляют расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
33 | Человек и земная кора. | Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры | Описывают по иллюстрациям способы добычи полезных ископаемых(ПРКЛ). Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору(ПР). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора». Практическая работа 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. | Обобщение знаний по разделу «Земная кора». Практическая работа. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | Работают с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике(П). Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору(ПРКЛ). Оценивают с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей (Л). | ||||||
№ | Тема урока | Содержание урока | Виды учебной деятельности | ||||||
География. Землеведение. 5-6 классы | |||||||||
6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа) | |||||||||
Введение (1 час) | |||||||||
1. | Введение | Повторение плавил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения | Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой | ||||||
Раздел V. Атмосфера (11 ч) | |||||||||
2 | Из чего состоит атмосфера и как она устроена | Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы | Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов | ||||||
3 | Нагревание воздуха и его температура | Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Показатели изменений температуры. Практическая работа 1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой | Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей | ||||||
4 | Зависимость температуры воздуха от географической широты | Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности | Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температурв зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах | ||||||
5 | Влага в атмосфере | Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака | Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой | ||||||
6 | Атмосферные осадки | Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки | Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах Земли | ||||||
7 | Давление атмосферы | Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется давление. Распределение давления по поверхности Земли | Измерение атмосферного давления с по мощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах | ||||||
8 | Ветры | Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров. Практическая работа 2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой | Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров | ||||||
9 | Погода | Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду. Практическая работа 3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды | Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем | ||||||
10 | Климат | Что такое климат. Как изображают климат на картах | Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов | ||||||
11 | Человек и атмосфера | Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу | Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» | ||||||
12 | Итоговый урок по разделу «Атмосфера» | Обобщение знаний по разделу «Атмосфера» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» в учебнике | ||||||
Раздел VI. Гидросфера (12 ч) | |||||||||
13 | Вода на Земле. Круговорот воды в природе | Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли | Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете | ||||||
14 | Мировой океан— основная часть гидросферы | Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан | Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей | ||||||
15 | Свойства океанических вод | Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость | Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты | ||||||
16 | Движения воды в океане. Волны | Что такое волны. Ветровые волны. Приливные волны (приливы) | Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами | ||||||
17 | Течения | Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений. Практическая работа 4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт | Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений | ||||||
18 | Реки | Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн | Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов | ||||||
19 | Жизнь рек | Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек | Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам | ||||||
20 | Озера и болота | Что такое озера. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин | ||||||
21 | Подземные воды | Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды | Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете и других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | ||||||
22 | Ледники. Многолетняя мерзлота | Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота | Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | ||||||
23 | Человек и гидросфера | Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу | Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | ||||||
24 | Итоговый урок по разделу «Гидросфера» | Обобщение знаний по разделу «Гидросфера» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» в учебнике | ||||||
Раздел VII. Биосфера (7 ч) | |||||||||
25 | Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе | Что такое биосфера. Границы современной биосферы. Живое вещество планеты. Биологический круговорот. Биосферы и жизнь на Земле. Распределение живого вещества в биосфере | Сопоставление границ биосферы с границамидругих оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемыбиологического круговорота веществ. Обоснование конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек | ||||||
26 | Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане | Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов | Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека | ||||||
27 | Жизнь на поверхности суши. Леса | Особенности распространения организмов на суше. Леса | Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках.Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью | ||||||
28 | Жизнь в безлесных пространствах | Характеристика степей, полупустынь и пустынь, тундры | Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью | ||||||
29 | Почва | Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв. Практическая работа 5. Определение состава (строения) почвы | Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств | ||||||
30 | Человек и биосферы | Человек— часть биосферы. Воздействие человека на биосферу | Наблюдение за растительностью и животныммиром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны | ||||||
31 | Итоговый урок по разделу «Биосфера» | Обобщение знаний по разделу «Биосфера» | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего края). | ||||||
Раздел VIII . Географическая оболочка (3 ч) | |||||||||
32 | Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки | Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки. Географическая оболочка— прошлое и настоящее.Уникальность географической оболочки | Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах Причинно-следственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт | ||||||
33 | Территориальные комплексы | Что такое территориальный комплекс. Разнообразие территориальных комплексов | Анализ схем для выявления причинно- следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Подбор примеров природных комплексов, различающихся по размеру, а также примеров природных комплексов своей местности. Поиск информации (в Интернете и других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. | ||||||
34 | Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» | Обобщение знаний по разделу «Географическая оболочка» | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса географии в 5—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
УМК «География. Землеведение. 5—6 классы»
1. География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
2. География. Землеведение. 5—6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).
3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).
5. География. Землеведение. 5—6 классы. Электронное приложение.
6. Набор образцов горных пород и минералов.
7. Компасы.
8. Глобусы.
9. Модель Солнечной системы.
Дополнительная литература для учащихся:
- Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
- Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
- Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
- Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
- Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
- Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
- Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
- Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
- Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Русское географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета « География»
Источники географической информации
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Ученик научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Раздел 3. Население Земли
Выпускник научится:
- различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- cравнивать особенности населения отдельных регионов и стран мира
- использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;
- проводить расчеты демографических показателей;
- объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Раздел 4. Материки, океаны и страны
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
Раздел 5. Особенности географического положения России
Выпускник научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Раздел 6. Природа России
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
- сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
- описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Раздел 7. Население России
Выпускник научится:
- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
- анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
- объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Раздел 8. Хозяйство России
Выпускник научится:
- различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
- анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Раздел 9. Районы России
Выпускник научится:
- объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
- оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять комплексные географические характеристик районов разного ранга;
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы населения, и хозяйства географических районов и их частей;
- создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
- оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.
Раздел 10. Россия в современном мире
Выпускник научится:
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оцениватьсоциально-экономическое положение и перспективы развития России.
9. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знанийучащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательностьв изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полноепонимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главныеположения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно
и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основеранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебныйматериал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературнымязыком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельнои рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительнуюлитературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем натворческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованиюучителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответна основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученногоматериала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научныхтерминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определеннойлогической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетови может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; восновном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает надополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов ипримеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученныезнания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи исопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения,небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняютсясделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географическихявлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, непрепятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий далнедостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов илидопустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, приобъяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеровпрактического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текстаучебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубыеошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в областигеографии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределахпоставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретныхвопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже припомощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты
СОГЛАСОВАНО Протокол №1 заседания МО учителей естественного цикла от «31» августа 2016 года №1 руководитель МО____ Н.Н.Середа | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________ С.С. Ляхова «31» августа 2016 года |
38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования
Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...
«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»
Зобнина Виктория ВикторовнаУчитель английского языкаМБОУ СОШ №25г.Сургут...
Примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС основного (общего) образования и ориентированная на работу по линии учебников А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.
Рабочая программа по предмету «Физике 7-9» составлена в соответствии с:1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 го...
Система оценивания в соответствии с ФГОС основного общего образования.
Основные особенности стандартов второго поколения — подход к стандарту как к общественному договору. Нацеленность учебного процесса на достижение результата требует внесения изменений во все компонент...
Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования
В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....
Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»
Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...
«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»
Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...