Урок географии в 5 классе "Путешественники древности"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
ТЕМА УРОКА : Путешественники древности
Учебный предмет: география
Класс: 5 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Е.М. Домогацких. «География. Введение» 5 класс. М., «РУССКОЕ СЛОВО» 2012.
Тема урока. Путешественники древности
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Целевая установка. Формирование представлений о возможности совершенствования длительных путешествий в древности.
Понятия и термины: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.
Планируемые результаты.
Предметные: выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Практическая работа. Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvenniki_drevnosti_9_urok.rar | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа» Валуйского района. Белгородской области.
Учитель: Ковалева Алла Николаевна.
ТЕМА УРОКА : Путешественники древности
Учебный предмет: география
Класс: 5 класс
Автор УМК (программы учебного курса): Е.М. Домогацких. «География. Введение» 5 класс. М., «РУССКОЕ СЛОВО» 2012.
Тема урока. Путешественники древности
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Целевая установка. Формирование представлений о возможности совершенствования длительных путешествий в древности.
Понятия и термины: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.
Планируемые результаты.
Предметные: выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Практическая работа. Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте параграфа.
Образовательные задачи этапа учебного занятия | Содержание этапа учебного занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения |
1. Организационный этап | ||||
Подготовка уч-ся к работе на уроке: - обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии; - психологически подготовить уч-ся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии. | - Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения. | - Доброжелательный настрой учителя и уч-ся; - кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; - быстрое включение уч-ся в деловой ритм; - формулирование целевых установок урока и плана работы. | - Собранность учителя; - последовательность в предъявлении требований; - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока; - спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; - отсутствие многословия. | 1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)» |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Этап «Проверка ведения дневников наблюдений» | ||||||
| Сообщают информацию о погоде за прошедшие дни. | Умение правильно организовать наблюдение за погодой. | Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время сообщения информации о погоде. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы. | Контролируют правильность ответов обучающихся | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап «Проверка домашнего задания» | ||||||
1.Проверяет знания учащихся по теме «По следам путешественников каменного века» Беседа по вопросам: 1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки». 2. Как называлось плавательное средство экспедиции? 3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие? 4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня? 5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия? 6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность» 2. Организует работу у настенной карты. Показать на настенной карте Южную Америку, Норвегию, Тихий океан. | Отвечают на вопросы. Показывают на карте объекты | Умение правильно давать ответы. Умение правильно показывать объекты на карте. | Взаимодействуют с учителем, одноклассникамиво время ответов на вопросы. Взаимодействуют с учителем, одноклассникамиво время работы у карты. | Слушают учителя. Слушают учителя | Контролируют правильность ответов обучающихся Контролируют правильность показа обучающимися объектов | Уметь слушать учителя. Уметь слушать учителя. |
Этап «Постановка цели и задачи урока» | ||||||
1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы. Вспомните 1.Какие приспособления позволяли людям в древности совершать плавания? 2. Почему люди в древности плавали вдоль берегов? Вы узнаете 1. Кто такие финикийцы. 2. Какое путешествие и зачем совершили финикийцы. 3.Кого называют «отцом географии». 4. Что такое «солнечный камень». 5. Чего испугался Пифей. 2. Подводит итог работы над рубриками. 3. Ставит цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока | Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы. | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. | Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы. | Контролируют правильность ответов обучающихся. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Этап «Работа по изучению нового материала» | ||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1..Организует работу по изучению новой темы. Как вы думаете Могли ли люди в древности совершать кругосветное путешествие?
2.Организует работу по выделению главной мысли темы: формирование представлений об изображениях земной поверхности. 3. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. 3. Организует практическую работу по нанесению на к/к географических объектов , упоминаемых в тексте. 5. Ставит задачу: «Проверим выполнение практической .работы | Учащиеся слушают с целью: -понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений о путешественниках древности Учащиеся вслух произносят новые термины и персоналии и записывают их в тетрадь: глобус, карта, Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. Заполняют к/к Учащиеся демонстрируют свои работы – работа в к/к | Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: о путешественниках древности Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для записи Осознанно выполнять работу по заполнению к/к | Весь класс слушает объяснение учителя. Все обучающиеся готовы ответить на вопросы. Участвуют в поиске объектов на карте, помогают учителю. Заполняют к/к с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи | Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала. Умение заполнять к/к Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия. Уметь работать с к/к | Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины. В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов. По мере необходимости исправляют, уточняют записи. В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания к/к Самоконтроль за действиями. Учащиеся выбирают лучшие работы. | Делают записи в тетрадь новых терминов: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль. Оценивают работы. |
Этап «Работа по закреплению нового материала» | ||||||
1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.44) - Представители какого народа первыми совершили плавание вокруг Африки? -Как в древности называли Африку? -Территорию какого государства подробно описал Геродот? - С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в Северное? -Что такое янтарь? -Что Пифей принял за твердых медуз? -В каком направлении двигались финикийцы в начале своего пути, в конце пути? -Почему в Африке урожай созревает быстро? -Почему Геродота можно назвать первым географом? -Почему янтарь называют солнечным камнем? | Отвечают на вопросы учителя. Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы. | Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков. | Классом прилагают усилия по решению учебной задачи. | Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения. | Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания. | Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах. |
Этап «Домашнее задание» | ||||||
| Записывают задание на дом. | |||||
«Рефлексия». Ответить на вопрос: понравился урок или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу. | ||||||
Этап «Выставление оценок»: учитель выставляет оценки и комментирует их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Олимпийские игры в древности"
Урок по истории Древней Греции в 5 классе...
Презентация к уроку географии Путешественики древности
Урок получится интереснее если использовывать наглядность в виде мультимедио презентации...
Урок географии в 5 классе по теме: "География в древности"
Цели урока:Познакомить учащихся с тем, какой вклад внесли древние цивилизации в рождение географии, что изучали и какие открытия и путешествия совершали древние географы. Урок составлен по ...
презентация к уроку географии 5 класс "Путешественники древности"
презентация к уроку географии в 5 классе по УМК Домогацких...
Конспект урока "География в древности"
Конспект урока...
Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».
Методическая разработка урока истории в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....
Презентация к уроку географии в 10 классе по теме "От древности до наших дней" (учебник Ю.Н. Гладкий УМК "Полярная звезда" )
Презентация к первому уроку географии в 10 классе....