Урок географии в 5 классе по теме: "География в древности"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Камша Наталья Николаевна

Цели урока:

Познакомить  учащихся с тем, какой вклад внесли древние цивилизации в рождение географии, что изучали и какие открытия и путешествия совершали древние географы. 

Урок составлен по УМК СФЕРА А.А. Лобжанидзе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_v_drevnosti_ur_3.docx29.32 КБ
Файл geografiya_v_drevnosti_ur_3.pptx765.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: География в древности

Цели и задачи урока:

Познакомить  учащихся с тем, какой вклад внесли древние цивилизации в рождение географии, что изучали и какие открытия и  путешествия совершали древние географы

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

-Анализировать и обобщать, делать выводы,

- Представлять информацию в разных формах

Предметные:

Показывать по картам территории древних государств Востока.

Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока.

Метапредметные:

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт

Универсальные учебные действия:

Личностные: Формировние стремления к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний  сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту

Регулятивные: Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать свою работу и работу одноклассников, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные: извлекать информацию о географических объектах, процессах и явлениях, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,  умение взаимодействовать и общаться с ребятами по классу, работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

Оборудование: учебник с электронным приложением, рабочая тетрадь, компьютер, экран, проектор, презентация, физическая карта мира, , «визитные карточки» древних цивилизаций, карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

     

 Высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи: «С малой удачи начинается большой успех»

Приветствуют учителя.

Проверка домашнего задания

Откройте в тетради – тренажере  страницу 4, задание 2. Выполните  его. А теперь проверим правильность выполнения задания.

Что такое география?

да

нет

Что изучает география?

да

нет

Как зарождалась география?

да

нет

2) Вопрос на размышление:

Герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка  говорит своему учителю: «Зачем мне география? Куда надо, извозчик довезет». А какое ваше мнение?

выполняют задание в рабочей тетради,

определяют что им известно, отвечая на вопросы таблицы

Подведение итогов «Что изучает география»

Читают стр.12 учебника, каждая группа отвечает на «Вопросы для обсуждения» стр.12

Открытие нового знания        

                

Слушают стихотворение, отвечают на вопрос

Первичное усвоение новых знаний.

- Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же отличаются от представлений древних людей, и будут отличаться от знаний народов, который будут жить в будущем.

-Разобьем знания людей о Земле, живущих в разные эпохи:

  1. первобытные люди;
  2. древние цивилизации;
  3. люди, жившие в средневековье;
  4. жившие в эпоху Просвещения;
  5. люди в современном мире.

-Что знали первобытные люди о форме Земли в то время?

(Ничего, они об этом не задумывались)

- Тогда давайте попробуем  сформулировать цель нашего урока

(подробно познакомится с миром древних цивилизаций)

- А тему урока? Записываем

   Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии. В эпоху древних цивилизаций возникли философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления письменности, которая открыла возможности сохранения и передачи информации. В это время возникают мировые религии. Города возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встретиться жители разных территорий, обмениваться информацией.

    Так происходило накопление знаний. Расширялось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди.

Чтение отрывка сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч»:

На вопрос учительницы географии: «-Разве тебе неизвестно, что Земля – шар?» Волька ответил:

-Если бы Земля была шаром, воды стекли бы вниз, люди умерли бы от жажды, а растения засохли. Земля… имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной  рекой, называемой Океан. Земля покоится на  шести слонах,  а те стоят на огромной черепахе. Вот как устроен мир, о учительница!» Почему Волька ответил именно так? Ответ на предыдущий вопрос поможет разобраться вам и в этом.

«-Расскажи, что такое горизонт?  

–Горизонтом  называется воображаемая линия, которая… Горизонтом, - поправился он, - я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.

- Значит, как же? – все еще не веря своим ушам Варвара Степановна.  – Значит, небо, по-твоему , - твердый купол?

-Твердый.

- И, значит, есть такое место, где Земля кончается?

-Есть такое место».

А вот отрывок из сказки П.П. Ершова «Конек - горбунок»

Только скоро я узнал,

Что конек туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с Землею.

Небо сходится с Землею.

………………………….

Тут Иван с землей простился и на небе очутился.

- Почему у героев этих сказок сложилось такое представление о Земле и небе? Как представляли Землю древние народы?  

    В эту же эпоху начинаются путешествия по морю. Люди задумались о форме Земли, края света. Поэтому возникли первые представления о мире. Жители Вавилона  представляли мир в виде горы, на западном склоне расположен Вавилон.

Жители Индии представляли Землю в виде половине шара, опирающегося на слонов которые, в свою очередь, стоят на огромной черепахе.

Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан.

-  Какие цивилизации существовали до н. э.?

- Давайте выясним, что такое центры цивилизаций?

Центры цивилизаций – исторически сложившиеся районы, которые характеризуются общностью художественной культуры, присущей роду, племени, союзу племен, а также общим языком и письменностью…

При этом центры цивилизаций в достаточной мере независимы друг от друга.

Различают следующие центры цивилизаций:

  1. Дальний Восток с центром в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ;
  2. Средняя Азия;
  3. Восточное Средиземноморье;
  4. Северная часть п-ва Индостан;
  5. Древний Египет;
  6. Древняя Греция;
  7. Древний Рим.

- Сейчас с помощью магнитов и «визитных карточек» на физической карте мира отметим центры тех цивилизаций, о которых пойдет разговор на нашем уроке.

«Визитные карточки» - рисунки с изображением:

компас – Китай;

пирамиды – Египет;

Колизей – Рим;

Парфенон – Греция.

Рассмотрим  подробно несколько древних центров цивилизаций:

-Определяют цель урока,

- формулируют тему,

 - записывают в тетрадь

отвечают на вопросы

Слушают, отвечают на вопрос

просмотр слайдов презентации

(Работа с ЭП - на экране появляется определение «центры цивилизаций»)

На экране появляется карта, ребята ее анализируют.

Работа на контурной карте

Динамическая пауза Использует физическую карту мира: «пройти глазами по контуру материков»

Выполняют упражнения, демонстрируя свои творческие таланты. Сменили вид деятельности, отдохнули.

Работа в группах

        Задания для 1 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних китайцев на физической карте мира.

2.заполнить таблицу. Какой вклад внесли китайцы в географию?

Задания для 2 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних египтян на физической карте мира.

2. заполнить таблицу. Какой вклад внесли китайцы в географию?

Задания для 3 группы

1. Научиться показывать и называть маршруты древних индийцев по физической карте мира.

2. заполнить таблицу. Какой вклад внесли китайцы в географию?

Класс делится на три группы

Заполняют таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в

географию

Применение нового знания

Игра «Подготовка к путешествию». В результате групповой работы, ребята готовят список оснащения, с объяснением целесообразности их использования

Рефлексия

Предлагает дополнить предложение:

Я знаю, что такое …

Я могу …

Я научился …        

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

IX. Информация о домашнем задании,

  Всем:  § 3

Задания для 1 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних китайцев на физической карте мира.

2. Какой вклад внесли китайцы в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию

Задания для 2 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних египтян на физической карте мира.

2. Какой вклад внесли египтяне в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию

Задания для 3 группы

1. Научиться показывать и называть маршруты древних индийцев по физической карте мира.

2. Какой вклад внесли индийцы в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию

Задания для 1 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних китайцев на физической карте мира.

2. Какой вклад внесли китайцы в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию

Задания для 2 группы

1. Научиться называть и показывать маршруты древних египтян на физической карте мира.

2. Какой вклад внесли египтяне в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию

Задания для 3 группы

1. Научиться показывать и называть маршруты древних индийцев по физической карте мира.

2. Какой вклад внесли индийцы в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15:

Древние цивилизации

Вклад в  географию


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географический диктант. Какое общее название имеют науки о природе? Что в переводе с греческого обозначает «логос»? Эта наука изучает происхождение , строение и движение небесных тел? Наука о веществах и их превращениях? В переводе с греческого языка эта наука означает учение о живых организмах. О какой науке идёт речь? Наука , изучающая разнообразные явления природы? Эта наука возникла как часть биологии. Сейчас это самостоятельная наука о природном доме человечества? Эта наука описывает нашу планету и в переводе с греческого означает «землеописание»?

Слайд 2

Проверяем! Ествественные Наука, учение Астрономия Химия Биология Физика Экология География. Критерии оценивая: «5» - 8 баллов «4»- 6-7 баллов «3» - 4-5 баллов «2» - менее трёх баллов.

Слайд 3

ГЕОГРАФИЯ В ДРЕВНОСТИ

Слайд 4

Древние цивилизации Древний Египет Древний Восток: Индия и Китай Древняя Греция Древний Рим

Слайд 5

Какой вклад внесли древние цивилизации в географию? Заполнить таблицу, используя текст учебника с.14-15: № Древние цивилизации Вклад в географию

Слайд 6

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Слайд 7

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого « Айгюптос ». Оно возникло, вероятно, от Хет -ка-Птах — города, который греки впоследствии именовали Мемфисом . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет » — Черная Земля — по цвету местной почвы. По словам Геродота , Египет — «дар Нила», ибо Нил был источником неиссякаемого плодородия, основой всей хозяйственной деятельности населения.

Слайд 8

ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЕГИПТА В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского полуострова , южную Палестину и Нубию.

Слайд 9

ЭКСПЕДИЦИЯ В Пунт 1482-1481 до н.э Страна Пунт , известная также как Та- Нечер — «Земля Бога». Статуя Хатшепсут из Бостонского музея изобразительных искусств

Слайд 10

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Слайд 11

Древняя индия Южная Азия, полуостров Индостан Теперь на ее территории существуют пять государств - Индия , Пакистан, Непал, Бангладеш, Шри-Ланка.

Слайд 12

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Слайд 13

ДРЕВНИЙ КИТАЙ ПЕРВЫЕ КАРТЫ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ - IV в. до н. э. были сделаны в древнем царстве Цинь . Первое известное употребление геометрической сетки и градуированной шкалы встречается в записях картографа Пэй Сю (224- 271).

Слайд 14

Ван Сюань-цэ в VII веке путешествовал в Магадху (северо-восточная часть современной Индии), после чего написал книгу « Иллюстрированные особенности центральной Индии », которая содержала массу географических данных.

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СТР. 14-15 ЧИТАТЬ СТР. 15 ПИСЬМЕННО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ 1,2,3. ДОКЛАДЫ: ПОХОДЫ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ШАРООБРАЗНОСТИ ЗЕМЛИ АРИСТОТЕЛЯ.

Слайд 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Статья «Древняя цивилизация Египта» http:// civilka.ru/egypet/egipet.html Статья «История Древнего Востока» http:// www.bibliotekar.ru/polk-17/44.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по географии для учащихся 10 класса по теме: "География мирового хозяйства"

Данная контрольная работа предназначена для проверки знаний учащихся 10 класса по теме:" География мирового хозяйства"....

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Урок в 6 классе по теме "География в Средние века (Европа)".

Урок составлен на основе учебника "География. Начальный курс: 6 класс", автор А.А. Летягин, издательство "Вентана-Граф". Учащиеся узнают о морских походах викингов, занятиях викингов, об открытии ими ...

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»

Разработка урока географии для 7 класса по теме "География – одна из наук о планете Земля»...