Главные особенности рельефа России. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Ружникова Ирина Юрьевна

Цели:

 

1.     Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.

2.     Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.

3.     Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glavnye_osobennosti_relefa_rossii_2.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Главные особенности рельефа России.

Цели:

  1. Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.
  2. Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.
  3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

        На доске физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы, учебники на столах.

Ход урока.

1 Организационный момент.

-Проверим готовность рабочего места к уроку.

-Здравствуйте, садитесь.

Тема сегодняшнего урока «Главные особенности рельефа России».

Задачи урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами.

Откройте дневник и запишите Д/з: параграф 5 работа в контурных картах.

А сейчас традиционное задание повторим границы России. Страны, граничащие с Россией и моря омывающие Россию. (К доске …)

Откройте тетради и запишите тему урока. «Главные особенности рельефа России».

2. Актуализация знаний.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.

Я сегодня приготовила фотографии с изображением разновидностей рельефа

Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.

  1. Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)
  2. В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)
  3. На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)
  4. Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
  5. Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
  6. Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
  7. Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).

  1. Изучение нового материала.

Работа с картой.

  1. Найдите на физической карте основные черты рельефа России.
  2. Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России).
  3. Где в России расположены равнины? (На западе и севере.)
  4. А где расположены горы? (На юге и востоке.)
  5. Какая самая высокая точка России? (Гора Эльбрус.)
  6. Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря.)
  7. В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север.)
  8. Найдите крупные равнины:   -Русская (Восточно – Европейская)

-Западно-Сибирская

-Среднесибирское плоскогорье

-Северо-сибирская низменность

-Среднерусская возвышенность

-Валдайская возвышенность

  1. Найдите и покажите на физической карте горы:

-Кавказ                                                 -Становое нагорье

-Урал                                                 -Алданское нагорье

-Верхоянский хребет                         -Сихоте – Алинь

-Хребет Черского                                 -Буренский хребет

-Саяны                                                 -хребет Джугджур

-Алтай                                                 -Колымское

-Кузнецкий Алатау                                 -Чукотское

-хребты Прибайкалья                         -Корякское нагорья

-Забайкалья                                         -горы – вулканы Камчатки

-Становый хребет                                        

Учитель. (рассказ)

        Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.

        - Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)

Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.

        -Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.

        -Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)

        Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.

        Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)

Запись в тетрадь:

Основные особенности рельефа России:

  1. Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.
  2. Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.
  3. Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.

        Итак, мы с вами выяснили особенности рельефа России. На следующих уроках постараемся выяснить причины, которые обусловили это.

3.Закрепление изученного материала.

Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)

  1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)
  2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)
  3. Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
  4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)
  5. Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
  6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
  7. Горы расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)
  8. Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
  9. Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
  10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)

Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

  1. г. Победа (Хребет Черского)
  2. г. Ледяная (Корякское нагорье)
  3. г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)
  4. г. Народная (Урал)
  5. г. Белуха (Алтай)
  6. г. Базардюзю (Кавказ)
  7. г. Мунку-Сардых (Саяны)
  8. г. Эльбрус (Кавказ)
  9. г. Казбек (Кавказ)
  10. г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)

Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?

(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.

Выста холмов не более 200м.

Высота гор от 500м.)

А теперь задание на оценку.

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Их название

Низменности

Равнины

Плоскогорья

Горы

Задание.

1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:

Основные формы рельефа

Их название

Низменности

Равнины

Плоскогорья

Горы

А теперь подведем итоги

Что нового вы узнали на уроке

Чему научились

Задание по контурным картам:

На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.

Оценки за работу на уроке:

Учитывая работу на прошлом уроке и активность сегодня на уроке оценки за устные ответу такие:

БАЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. Расположено в горах на высоте 456 м и окружено горами. Самое глубокое в мире (до 1620 м) Впадает 336 рек. Имеет 27 островов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

Урок-КВН по теме:"Главные особенности природы России"для 8 класса

Урок -КВН по теме:"Главные особенности природы России" для 8 класса позволяет в игровой форме обобщить и углубить знания учащихся, развивает познавательный интерес к предмету....

Особенности рельефа России

План - конспект урока по географии для 8 класса....

Методические рекомендации к уроку"Особенности рельефа России"

В методической рекомендации представлена актуальность, цель, требования к результатам и возможные риски....

: Главные особенности рельефа России.

:Главные особенности рельефа России....

Конспект урока "Особенности рельефа России" 8 класс

Конспект урока "Особенности рельефа России" 8 класс....