Главные особенности рельефа России. 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Цели:
1. Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.
2. Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.
3. Воспитательная – формирование научного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavnye_osobennosti_relefa_rossii_2.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Главные особенности рельефа России.
Цели:
- Образовательная – объяснить образование и размещение форм рельефа. Изучить основные тектонические структуры.
- Развивающая – развивать географическое мышление, умения и навыки работы с физической, тектонической и др. картами.
- Воспитательная – формирование научного мировоззрения.
Оборудование:
На доске физическая и тектоническая карты России, картины гор и равнин, атласы, учебники на столах.
Ход урока.
1 Организационный момент.
-Проверим готовность рабочего места к уроку.
-Здравствуйте, садитесь.
Тема сегодняшнего урока «Главные особенности рельефа России».
Задачи урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин. Продолжим работу с географическими и контурными картами.
Откройте дневник и запишите Д/з: параграф 5 работа в контурных картах.
А сейчас традиционное задание повторим границы России. Страны, граничащие с Россией и моря омывающие Россию. (К доске …)
Откройте тетради и запишите тему урока. «Главные особенности рельефа России».
2. Актуализация знаний.
Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительный и животный мир на жизнь человека.
Я сегодня приготовила фотографии с изображением разновидностей рельефа
Изучение новой темы начнем с повторения терминов, которые мы изучали в 7 классе в курсе географии материков и океанов.
- Рельеф – «каркас природы». Что такое рельеф? (совокупность неровностей земной поверхности.)
- В чем причина разнообразия рельефа? (Взаимодействие внешних и внутренних сил.)
- На что влияет рельеф? (На образование, развитие, размещение всех компонентов природы. На климат, воды, почвы, растительный и животный мир, на жизнь человека.)
- Какие формы рельефа суши мы знаем? (Горы и равнины.)
- Как различаются горы по высоте? (Высокие, средние, низкие.)
- Как различаются равнины по высоте? (Низменности высотой 0–100 м, на карте отмечены зеленым цветом. Возвышенности – 200-500 м, желтый цвет. Плоскогорья – более 500 м, коричневый цвет.)
- Какие карты в атласе могут дать нам сведения о рельефе? (физическая, тектоническая).
- Изучение нового материала.
Работа с картой.
- Найдите на физической карте основные черты рельефа России.
- Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы? (Равнины занимают более половины площади России).
- Где в России расположены равнины? (На западе и севере.)
- А где расположены горы? (На юге и востоке.)
- Какая самая высокая точка России? (Гора Эльбрус.)
- Самая низкая отметка России? (28 м – уровень Каспийского моря.)
- В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек. (Общий уклон на север, т.к. крупнейшие реки текут на север.)
- Найдите крупные равнины: -Русская (Восточно – Европейская)
-Западно-Сибирская
-Среднесибирское плоскогорье
-Северо-сибирская низменность
-Среднерусская возвышенность
-Валдайская возвышенность
- Найдите и покажите на физической карте горы:
-Кавказ -Становое нагорье
-Урал -Алданское нагорье
-Верхоянский хребет -Сихоте – Алинь
-Хребет Черского -Буренский хребет
-Саяны -хребет Джугджур
-Алтай -Колымское
-Кузнецкий Алатау -Чукотское
-хребты Прибайкалья -Корякское нагорья
-Забайкалья -горы – вулканы Камчатки
-Становый хребет
Учитель. (рассказ)
Насчитывается около трех основных особенностей рельефа. Давайте выделим их сейчас. Во-первых, мы видим, что большая западная и центральные части страны заняты равнинами. Равнины имеют разную высоту.
- Определите, какая из крупных равнин России является самой низкой; холмистой – с чередованием низких территорий с крупными и небольшими возвышенностями; самой возвышенной? (Самая низкая – Западно Сибирская; холмистая – Восточно Европейская (Русская); самая возвышенная – Среднесибирское плоскогорье.)
Во-вторых, на востоке и частично на юге России преобладают горы. Большая часть территории страны представляет собой амфитеатр, наклоненный к северу.
-Перечислите с помощью физической карты названия гор, протягивающихся на юге и востоке России.
-Приведите примеры, докажите, что «амфитеатр» действительно наклонен к северу. (Во-первых, по цвету – который на карте определяет высоту над уровнем моря. Во – вторых, по течению рек.)
Третья особенность – горы, простирающиеся вдоль южной окраины России, выше гор, расположенных на востоке.
Докажите это с помощью атласов. (Это заметно и по более темной раскраске южных гор, и по высшим точкам горных систем. На Кавказе отдельные вершины превышают 5000 м. Здесь находиться высшая точка России – гора Эльбрус (5642 м). На Алтае – гора Белуха (4506 м), в Саянах высшая точка – 3491 м, в Забайкалье на Становом нагорье – 3073 м. Горы восточной окраины России ниже. Только гора Победа (3003 м) в хребте Черского и некоторые вулканы Камчатки более 3000 м. Большая часть горных сооружений значительно ниже.)
Запись в тетрадь:
Основные особенности рельефа России:
- Преобладание равнин в западной и центральной частях страны и горных сооружений на востоке и частично на юге.
- Приподнятость территории, расположенной к востоку от Енисея, по сравнению с западными районами.
- Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
Итак, мы с вами выяснили особенности рельефа России. На следующих уроках постараемся выяснить причины, которые обусловили это.
3.Закрепление изученного материала.
Вопросы на закрепление (работаем с физической картой)
- Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские.)
- Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)
- Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)
- Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточном Уралом». (Сихотэ-Алинь.)
- Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)
- Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)
- Горы расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны.)
- Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)
- Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)
- Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника. (Хребет Черского.)
Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?
- г. Победа (Хребет Черского)
- г. Ледяная (Корякское нагорье)
- г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)
- г. Народная (Урал)
- г. Белуха (Алтай)
- г. Базардюзю (Кавказ)
- г. Мунку-Сардых (Саяны)
- г. Эльбрус (Кавказ)
- г. Казбек (Кавказ)
- г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)
Давайте вспомним, что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?
(Гора, холм – это выпуклая форма рельефа с хорошо выраженной вершиной, подошвой, склонами.
Выста холмов не более 200м.
Высота гор от 500м.)
А теперь задание на оценку.
Задание.
1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:
Основные формы рельефа | Их название |
Низменности | |
Равнины | |
Плоскогорья | |
Горы |
Задание.
1. По картам атласа найдите названия форм рельефа нашей страны и внесите их в таблицу:
Основные формы рельефа | Их название |
Низменности | |
Равнины | |
Плоскогорья | |
Горы |
А теперь подведем итоги
Что нового вы узнали на уроке
Чему научились
Задание по контурным картам:
На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.
Оценки за работу на уроке:
Учитывая работу на прошлом уроке и активность сегодня на уроке оценки за устные ответу такие:
БАЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. Расположено в горах на высоте 456 м и окружено горами. Самое глубокое в мире (до 1620 м) Впадает 336 рек. Имеет 27 островов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"
Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока: изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока: закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...
Урок-КВН по теме:"Главные особенности природы России"для 8 класса
Урок -КВН по теме:"Главные особенности природы России" для 8 класса позволяет в игровой форме обобщить и углубить знания учащихся, развивает познавательный интерес к предмету....
Особенности рельефа России
План - конспект урока по географии для 8 класса....
Методические рекомендации к уроку"Особенности рельефа России"
В методической рекомендации представлена актуальность, цель, требования к результатам и возможные риски....
: Главные особенности рельефа России.
:Главные особенности рельефа России....
Конспект урока "Особенности рельефа России" 8 класс
Конспект урока "Особенности рельефа России" 8 класс....