Разработка урока по теме: : Особенности рельефа России. 8 класс
учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Рельеф России.
Цель: Познакомить учащихся с важнейшими особенностями рельефа страны.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование общих представлений о рельефе России, его основных формах , закономерностях размещения гор и равнин
Развивающие:
- развивать умения обучающихся на основе карт устанавливать зависимость рельефа от тектонических структур;
- развивать основные умения организации самостоятельной и практической деятельности
- продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания;
Воспитательные:
- воспитывать групповую сплоченность у обучающихся;
- воспитывать положительное отношение к знаниям;
- воспитывать дисциплинированность.
- воспитание чувства красоты, гордости за свой край, любви к своей Родине.
Тип урока: изучение нового материала. Комбинированный.
Методы и приемы: беседа, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, программированный, рефлексия.
Оборудование: физическая карта России, учебники, атласы для 8 классов, ПК, инструктивные карточки, интерактивная доска, ПК, м/медийная презентация, • мультимедиа-проектор.
Этапы урока.
- Организационный этап
- Целепологание и мотивация.
- Актуализация. Повторение и закрепление ранее изученного.
- Изучение нового материала.
- Практическая работа. Закрепление изученного материала
- Подведение итогов.
- Рефлексия
- Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный этап
1.Приветствие;
2.Проверка готовности обучающихся к уроку;
3.Организация внимания.
2.Мотивация и целепологание.
Подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению материала.
Учитель:
– Мы продолжаем изучение большого раздела “Природа России”.
– Попробуйте определить тему нашего урока. (слайд 1-3)
Горы к – небу,
Вдаль – равнины,
Дюны, насыпи , барханы,
Слева впадины, вулканы-
Все это………России.
– О чем же сегодня у нас пойдет речь? Как вы думаете? (Рельеф)
–Правильно, сегодня урок мы посвятим изучению рельефа нашей страны.
Цели нашего урока
- Формирование общих представлений о рельефе России, его основных формах , закономерностях размещения гор и равнин.
- Установление соответствия между тектоническим строением, рельефом .
- Формирование яркого, запоминающегося образа гор и равнин России.
3. Актуализация. Повторение ранее изученного материала.
Каждое слово что-нибудь значит.
Я предлагаю вспомнить значение слова «рельеф»
Рельеф - неровности земной поверхности, которые отличаются друг от друга по возрасту, происхождению и размерам.
Вопрос: Рельеф часто называют « каркасом природы». Как вы думаете почему? (слайд №4)
Правильно, т.к он играет важную роль в жизни живого на Земле, в том числе и человека. Влияет как видно на слайде на формирование других компонентов (слайд № 5)
Внимательно рассмотрим физическую карту России.
- Какую главную особенность рельефа можно отметить? ( Разнообразие рельефа)
-В чем разнообразие выражается? ( Представлены очень разнообразные формы рельефа)
5.Давайте рассмотрим таблицу 5 на стр.59.Перед вами представлена систематизация форм рельефа.
- Какие основные крупнейшие формы рельефа мы знаем? ( равнины и горы). Крупные и мелкие формы взаимосвязаны, одни накладываются на другие.
-Какие из перечисленных форм рельефа в основном нанесены на физическую карту России? ( Крупнейшие и крупные)
Давайте с вами вспомним курс 6-7 класс. Как различается рельеф по форме и высоте? Устно (слайд №6) ).
(Горы и равнины. Горы: низкие, средние высокие, высочайшие. Низменности высотой 0-100 м. ; возвышенности – 200-500 м.; плоскогорья – более 500м.)(слайд 7-8)
4. Усвоение новых знаний
Работа по карте атласа 8 класс “Физическая карта России” стр.14-15 и по рис. 18 в учебнике.
Задания
I | II |
|
|
Восточно-Европейская | Самая высокая горная система: Кавказ (г.Эльбрус, 5642); Алтай (г.Белуха,4499) |
Обсуждение результатов устной самостоятельной работы, показ учащимися крупнейших форм рельефа у доски.
Вопрос: Какую главную особенность рельефа можно отметить? Проявляется ли четко на карте особенность в сочетании рельефа? Какие формы преобладают?
Вместе с учащимися подвести итоги и записать в тетрадь:
Вывод: Особенности рельефа
- Преобладание равнин.
- Равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
- Преобладание на юге более высоких гор, чем на востоке.
- Разнообразие рельефа.
Проблемный вопрос:
Почему равнины расположены на западе и в центральных частях страны, а горные сооружения на востоке и частично на юге.
Вывод по проблемному вопросу:
1.Рельеф зависит от строения земной коры.
2.Платформа - равнины
3.Складчатая область - горы
5. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений (рефлексия).
Проверим себя, что мы усвоили в течении урока, а для этого вам необходимо заполнить таблицу, пользуясь тектонической картой и физической картой России в атласе, учебником.
Работа индивидуальная. Время на выполнение практической работы- 5 минут. Потом поменяться работой с соседом по парте и оценить друг друга. Работы сдать
Практическая работа. Сравнение двух равнин по плану.
1 вариант
Название | Восточно - Европейская | Западно-Сибирская |
1. Географическое положение | ||
2.На какой тектонической структуре расположены | ||
3.Возраст | ||
4.Средние высоты | ||
5.Максимальные высоты |
Практическая работа. Сравнение двух горных областей по плану.
2 вариант
Название | Урал | Кавказ |
1. Географическое положение | ||
2. В каком горном поясе расположены( стр. 61, рис.19) | ||
3.Возраст складчатости | ||
4.Средние высоты | ||
5.Максимальные высоты и название вершины |
После таблицы ребята делают вывод и сдают свои работы.
6.Подведение итогов урока.
Рельеф поверхности России разнообразен, неповторим и во многих районах крайне сложен. Различия рельефа страны отражают особенности тектонического строения.
7. Рефлексия.
1.Достигли ли мы цели, которую ставили перед уроком.
2.Что нового вы узнали на уроке?
3.Чем больше всего вам понравилось заниматься на уроке?
4.Что показалось вам наиболее сложным при изучении темы?
5. Что было знакомо по данной теме?
8. Домашнее задание.
§ 13., зад. 5 письменно.На контурную карту нанести крупнейшие формы рельефа нашей страны.
Выставление отметок за работу на уроке.
Инструктивные карточки.
Проверим себя, что мы усвоили в течении урока, а для этого вам необходимо заполнить таблицу, пользуясь тектонической картой и физической картой России в атласе, учебником.
Работа индивидуальная. Время на выполнение практической работы- 5 минут. Потом поменяться работой с соседом по парте и оценить друг друга. Работы сдать.
Практическая работа. Сравнение двух равнин по плану.
1 вариант
Название | Восточно - Европейская | Западно-Сибирская |
1. Географическое положение | ||
2.На какой тектонической структуре расположены | ||
3.Возраст( по тектонической карте или геологические « часы» в тетради. | ||
4.Средние высоты |
Фамилия Имя Класс 7Б Оценка
Инструктивные карточки.
Проверим себя, что мы усвоили в течении урока, а для этого вам необходимо заполнить таблицу, пользуясь тектонической картой и физической картой России в атласе, учебником.
Работа индивидуальная. Время на выполнение практической работы- 5 минут. Потом поменяться работой с соседом по парте и оценить друг друга. Работы сдать.
Практическая работа. Сравнение двух горных областей по плану.
2 вариант
Название | Урал | Кавказ |
1. Географическое положение | ||
2. На какой тектонической структуре расположены | ||
3.Возраст | ||
4.Максимальные высоты и название вершин |
Фамилия Имя Класс 7 Б Оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Экономическое развитие России в конце 19 начале 20 века"
Рассматриваются вопросы особенностей экономического развития России на рубеже 19-20 веков....
Разработка урока по теме "Парламентаризм в России"
Разработка урока обществознания в 11 классе. Рассматривается деятельность Федерального Собрания и местных законодательных органов....
Разработка урока по теме: «Особенности выражения просьбы в англоязычной среде».
Обучая детей практическому владению английским языком как средством общения, учителю необходимо познакомить обучающихся со стратегиями речевого поведения в англоязычной среде и научить применять их на...
Конструкт урока по географии в соответствии с ФГОС на тему:" Особенности рельефа России"
В конструкте отражены цели,задачи урока и планируемые результаты:предметные,метапредметные,личностные.На каждом этапе урока деятельность учителя и ученика....
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс
Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...
Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"
Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы игры и методика ее проведения...
Разработка урока по теме : " Федеративное устройство России" в 9 классе
Конспект по теме : "Федеративное устройство РФ"...