Программа кружка "Эстетические ценности родного края"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Ежова Надежда Станиславовна
Кружок “Эстетические ценности родного края” рассчитан на обучающихся старшего звена (10 – 12 кл.), т.к. в среднем звене обучающиеся не имеют достаточных знаний в области  экологии и  необходимых для занятий исследовательской деятельностью.
Цель кружка: привлечение обучающихся к работе нравственно-эстетического направления по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края,  изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Пояснительная записка

Кружок “Эстетические ценности родного края” рассчитан на обучающихся старшего звена (10 – 12 кл.), т.к. в среднем звене обучающиеся не имеют достаточных знаний в области  экологии и  необходимых для занятий исследовательской деятельностью.

Цель кружка: привлечение обучающихся к работе нравственно-эстетического направления по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края,  изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии, биологии, экологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно - популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 4 разделов:

1.Введение

2.Эстетические ценности природы своего края

3.Красота природы и культура

4.Исследовательская работа в природе и области экологии. Эпопея озера Шарташ

 Практическая часть программы состоит из 1 раздела:

1. Оформление проектной работы « Экологическая тропа природы. Эпопея озера  Шарташ »

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии.

Программа кружка рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение в природоохранную эстетику (4 ч.)

Как люди  научились ценить красоту природы. Почему исчезает красота природы. Что такое природоохранная эстетика. История природоохранной эстетики.

2. Эстетические ценности природы своего края (12 ч.)

Виды красоты природы. Красота животных и растений Урала. Красота дикой природы. Красота окультуренной природы. Красота неживой природы. Красота явлений природы. Красота природы и здоровье человека.

3.Красота природы и культура (20 ч.)

Эстетическое уважение природной красоты. Оценивание природной красоты. Красота природы и законодательство. Красота природы и заповедное дело. Охрана природы своего края. Эколого-эстетическое воспитание. Участие школьников в охране  красоты родного края.

4. Исследовательская работа в природе и в области экологии (68 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология - синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Свердловской области, г. Екатеринбурге. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование. Нормативно - правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Среднего Урала области. Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

                   Изучение  озера Шарташ и его окрестностей.

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система. Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края. Озеро Шарташ. Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории о. Шарташ. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород.

Практическая работа.

1. Оформление проектной работы « Экологическая тропа природы. Озеро Шарташ » ( 40 ч).

Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно - популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Учащиеся должны знать:

- целостность природы и человека;

- противоречия между человеком и природой;

- понятие экосистема;

- биосфера - арена жизни человека;

- целостность природы и разобщенность человечества;

- природная среда и ее эколого-эстетическое состояние;

- формы и методы исследовательской деятельности;

- правила работы с источниками получения информации;

- особенности чтения научно- популярной литературы;

- особенности и приемы конспектирования

- требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

 логически выстраивать текстовой материал;

- обрабатывать результаты экспериментальной деятельности

- экологическое состояние природной среды в своем крае;

- основные нормативно- правовые документы в области экологии;

- растения и животных своего края, находящихся под охраной;

- влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

- новые типы загрязнений;

Учащиеся должны уметь:

- анализировать научно-популярную литературу;

- оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

- логически выстраивать текстовой материал;

- обрабатывать результаты экспериментальной деятельности

- давать характеристику экологической ситуации своего края;

- определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

- прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

- осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

- выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха;

проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

определять свойства горных пород, добываемых в своей местности.

Учащиеся должны знать:

экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

основные нормативно- правовые документы в области экологии;

растения и животных своего края, находящихся под охраной;

понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;

основные формы организации жизни;

влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

новые типы загрязнений;

особенности охраны природы в городах и сельской местности;

виды исследований;

главные источники загрязнения воздуха;

меры по предотвращению загрязнения воздуха;

роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

обладать навыками исследовательской деятельности;

выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Изучение своего края, озера Шарташ  (40 ч.)

Учащиеся должны знать:

гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

меры по охране вод от загрязнения;

состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

преобладающие виды осадков по сезонам года;

особенности рельефа своей местности;

свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;

процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

определять физические и химические свойства воды;

давать краткосрочные прогнозы погоды;

проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;

обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;

прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

  Тематический план кружка «Эстетические ценности родного края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Программа элективного курса "Родной край"

Программа "Родной край" имеет краеведческую направленность, предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы,предусматривает изучение материала о родном крае. Цель данного курса - расш...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

Программа по истории родного края "Истоки"

В настоящее время остро ощущается необходимость патриотического  воспитания  школьников, изучения  истории народа,  восстановления духовности. Любовь  к родине, народу, ...

программа факультатива "История родного края"

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «История родного края» призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в об...

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...