Обобщающий урок по теме "План и карта"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Данный материал предназначен для обобщения и повторения темы "План и карта" в 6-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_i_karta.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «План и карта»
Учебно-воспитательные цели:
- проверить знания и умения по изученной теме
- учить работать с тестами
Оборудование: карта, план, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока.
- Организационный момент
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие на хребет География.
Во время нашего путешествия будем преодолевать их одну за другой. Конечная наша цель – гора Успех.
И вот друзья, мы с вами в начале трудного пути. Прежде , чем отправиться в путь давайте проведем разминку, проверим готовы ли вы к путешествию
2. Фронтальный опрос.
- Кто составил первую карту мира? (Птолемей)
- Создатель первого глобуса?( М.Бехайм)
- Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар?(Ф.Магеллана)
- Имя древнегреческого ученого, который дал название науке географии?(Эратосфен)
-Что в переводе с греческого означает «география»?
- Что называется картой?
- Что называется планом?
- Какое значение имеют план и карта в жизни людей?
А теперь нам предстоит далекий путь.
Чтоб не плутали мы в пути,
Нам нужно азимут узнать
- Сейчас мы должны покорить вершину горы Азимутальная ( слайд2,3)
- Что же такое азимут?( угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый по направлению на север по часовой стрелке)
- Назовите прибор с помощью которого можно определить азимут
- Где был изобретен магнитный компас?
- Давайте вспомним, какие правила работы мы должны соблюдать при работе с компасом?(слайд4,5)
А теперь наш путь лежит через хребет
Одна гора трудней другой,
Но нам их нужно одолеть.
Гора Успех-наша цель!
И вот наш переход-
Гора Масштабная зовет
- Объясните, что такое масштаб?
- Назовите виды масштаба
-Какие виды карт, отличающиеся масштабом вы знаете?
- Выразите численный масштаб именованным(слайд 6)
1:25 0 00 ( в 1см - 2 50м)
1:1000 (в 1см- 10м)
Переведите именованный масштаб в численный
В 1см-50м (1:5000)
В 1 см- 100 км (1: 10000)
Итак, вы справились с заданиями. А теперь приступим к преодолению горы Засекреченной(слайд.7,8,9)
- Город
- Карьер
- Смешанный лес
- Луг
- Озеро. Болото
- Огород. Пашня
- Фруктовый сад
- Река. Металлический мост
- Родник
- Школа
- Ветряная мельница
- Река. Течение
Используя карту, ответить на вопросы..
А теперь наш путь лежит
Через гору Эрудит.
Доказать мы всем должны
Что достойны, что мудры.
Слайды 10-14
Какой стороне горизонта соответствует азимут 225°?
- 1. юго-западу
- 2. северо-востоку
- 3. юго-востоку
- 4. северо-западу
Если в полдень вы встанете спиной к Солнцу так, чтобы видеть прямо перед собой свою тень, то впереди у вас будет...
- 1. юг
- 2. север
- 3. запад
- 4. восток
Прежде чем создать проект строительства нового дачного поселка, внимательно изучают...
- 1. карту района
- 2. план местности
- 3. физическую карту России
- 4. политическую карту мира
Если обернуться спиной к Полярной звезде, то прямо перед нами будет...
- 1. юг
- 2. север
- 3. запад
- 4. восток
С помощью какого из указанных ниже приборов определяют относительную высоту холма?
- 1. барометр
- 2. компас
- 3. нивелир
- 4. рулетка
Сейчас нас ждет самый трудный переход
Перед нами пропасть, братцы!
Жутко, страшно, не сорваться б!
Чтоб к цели нам прийти
И объекты нам найти,
Я даю координаты.
- Что называются географическим координатами?
- Что называется географической широтой?
- Где на карте указаны градусы широты?( по краям)
- Что называется географической долготой?
- Где подписываются градусы долгот?
Игра «Кто быстрее»
- 36 ю.ш. 150 в.д. (г.Косцюшко)
- 56 с.ш. 38 в.д.( г. Москва)
- 38 с.ш. 15 в.д. (влк. Этна)
- 78 ю.ш. 167 в.д. (влк. Эребус)
- 7 ю.ш. 105 в.д. (влк. Кракатау)
- 31 с.ш. 31 в.д. (Каир)
- 29 с.ш. 77 в.д. (Дели)
- 39 с.ш. 78 з.д.(Вашингтон)
- 63 с.ш. 151 з.д. (г.Мак-Кинли)
- 1 ю.ш. 33 в.д.(оз. Виктория)
Слайд 15
И вот мы перед горой Успех.
С долины раздумий
Мы двинулись в путь.
Прошли весь хребет География
Преграды, которые были в пути,
Мы с вами успешно прошли.
И вот мы на Успехе,
Преодолев весь трудный путь,
Взобрались дружно вместе с песней,
Чтоб на вершине отдохнуть.
Подведение итогов. Награждение медалями « Знатоки географии».
Игра- конкурс «Экологическая мельница»
Цель игры: показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя на природе.
Оформление: мельница с 5 крыльями, продукция для рекламы(дезодорант, краска, зубная паста, и т.д.) две урны и несколько скомканных листов бумаги, табло с очками, призы.
Участники: две команды по 5 человек, Баба Яга
Ход игры
- Слово ведущей.
Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете- прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по- детски беззащитной перед…нами.
Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» , и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.
- Разминка
Сейчас мы предлагаем провести конкурсную игру, которая, как мы надеемся , заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.
Выберем участников игры. Определим жюри.
Выходят две команды.
Первое задание участникам- разминочное. Каждая команда должна придумать себе название и затем представить себя. Названия команды должны соответствовать теме игры.
3.Викторина для зрителей.
Пока команды обсуждают разминочный тур, мы предлагаем вам ответить на вопросы экологической викторины. За каждый правильный ответ 1 очко. В конце игры мы определим самого активного зрителя и вручим ему приз.
Вопросы викторины.
- Многие птицы- прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них соловей. А кто на втором месте?( дрозд)
- Зверек, чей детеныш способен сосать молоко матери прямо под водой ?( нутрия)
- Что такое гарбология?( наука о мусоре, мусороведение)
- Какая змея плюется? ( кобра)
- Из чего делают струны?( из конского волоса, из бараньих кишок)
- Какие обезьяны на заре устраивают хоровые концерты(гиббоны)
- У Софии Ротару есть песня «Ты мой ночной….» Кто?(мотылек)
- Как поет саранча, ведь у нее нет голосового аппарата?( Саранча во время пения скребет лапкой по своим жестким крыльям)
- Как называется наука о собаках?( кинология)
- Дромедар- одногорбый или двугорбый верблюд?(одногорбый)
- Представление команд.
Сейчас мы узнаем, как называются наши команды.
Идет представление команд.
- Проведение конкурсов( по турам)
1 тур : интеллектуальный
А теперь переходим к основным конкурсам. Начнем с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет».За каждый верный ответ-1 очко.
Правда ли, что…
(Вопросы первой команде).
- … крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
- … маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
- … на зебрах водятся полосатые блохи?(нет)
- … лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
- … раствором борной кислоты можно промыть глаза, если в них случайно попал щелочной раствор? (Да).
- … промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
- … бабочки живут всего один день? (Нет).
- … зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
- … стрижи даже спят на лету? ( Да)
10. … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?
(Нет).
Вопросы второй команде.
- … голубые розы растут только в Китае? (Нет. Их вообще не
существует).
- … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
- … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
- … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).
- … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
- … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
- … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
- … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
- … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту? (Да).
10… воздух невесом? (Нет).
2 тур: хозяйственный
Раз вы такие замечательные интеллектуалы, вы, наверное, такие же опытные хозяйственники. Сейчас мы это проверим.
Раздается шум, гром. стук, входит Баба Яга.
Баба Яга. Здравствуйте, мои дорогие! Я слышала, у вас тут сегодня праздник? А что меня – то не пригласили? Праздник ведь мой – охраны окружающей природы. А я кто? Как раз она и есть – окружающая природа. Ну да ладно, я не обижаюсь. Я ведь к вам за советом пришла. Решила в своей избушке на курьих ножках генеральную уборку сделать. Всяких средств химических приобрела… Вот только не знаю, правильно ли их употребила? В общем, я начну по порядку рассказывать, а вы, если что не так, меня поправляйте.
(Команды должны ответить, правильно ли Баба Яга применила эти химические средства.)
Рассказ Бабы Яги.
Самого раннего утра я решила покрасить печку, а заодно перекрасить скамейку около избушки в более приличный цвет. Для этого я воспользовалась эмалью ПФ-223. (Краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для наружных работ).
Перекрасив печку, я вышла погулять по лесу. Скамейка получилась замечательной. Было прохладно и я надела свой шикарный белый шерстяной свитер. Потом я вернулась домой и тут же, воодушевлённая успехом, решила покрыть лаком книжную полку для своих страшных – престрашных сказочек. Но когда я наносила последний слой лака НЦ – 223, две капли «украсили» мой свитер. Пришлось удалить пятна с помощью средства «Комета». (Чистящее средство, не предназначенное для выведения пятен).
Успех превзошёл все ожидания! Правда, остались пожелтения, и я тут же решила от них избавиться с помощью отбеливателя «Белизна». («Белизна» применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти).
Больше рисковать свитером мне не хотелось, и я обработала его антимольным средством «Раптор». (Средство от тараканов). Затем убрала его на зиму в шкаф. А заодно освежила все свои юбки и кофты препаратом с тонким и нежным запахом и таким же нежным названием «Лана». (Антистатик).
Когда я закрыла дверцу шкафа, то зацепила стоящий на шкафу серебряный подсвечник, подаренный Змеем Горынычем. Падающий подсвечник ударил меня по голове, и тут же меня осенила гениальная идея – сделать потускневший металл блестящим, как моя мысль. Я сразу же протёрла его жидкостью под названием «Ферри». (Средство для мытья посуды).
Понятно, что мне тут же захотелось почистить и свои ботинки. Нет, лучше средства для удаления старой грязи, чем «Антирайд». (Средство от моли).
А тут уж истинный шик и блеск придаст вашей обуви пастообразный обувной крем «Жемчуг». (Зубная паста).
Ну что ж, вы тут решайте, правильно ли я всё сделала, а мне уже пора – меня девочки и мальчики в избушке на курьих ножках ждут.
Баба Яга уходит.
Команды дают правильные ответы. За каждый ответ – 1 очко.
Как мы смогли убедиться, вы совершенно верно ориентируетесь в мире бытовой химии.
Третий тур: Рекламный.
1.Выбор командами товара для рекламы.
Второй ведущий. Мы предлагаем перейти к рекламной кампании. В наше время среди огромного количества товаров трудно выбрать подходящий вариант и не приобрести ничего лишнего. Как известно, ориентироваться в таком многообразии помогает реклама. За 5 минут вы должны подготовить рекламные ролики любого выбранного вами товара, обратив внимание на его экологическую чистоту, на справедливость рекламных утверждений.
Команды выбирают товар для рекламы.
Первый ведущий. А для вас, уважаемые зрители, снова вопросы викторины.
2. Викторина для зрителей.
Вопросы викторины.
- Какие из животных - самые ядовитые? (Змеи).
- Какой зверь на Земле самый прожорливый? (Крот).
- Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? ( В них ртуть).
- Почему вредны телефоны сотовой связи? (Излучения от спутника космической связи неблагоприятно влияют на организм человека).
- Что такое «Гринпис»? (Независимая международная организация по охране окружающей среды).
- На сколько лет снижается продолжительность жизни человека, проживающего в больших городах? (На 10-12 лет).
- Сколько килограммов мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2,5 килограмма).
- Демонстрация рекламных роликов.
ведущий. Команды готовы? Что ж, приступим к рекламной кампании. Наши участники рекламируют: 1) зубную пасту «Colgate» с фтором и кальцием; 2) жевательную резинку «Дирол».
1.Рекламируется зубная паста.
- Зубная паста «Colgate» с фтором и кальцием (показывает). Она эффективно чистит зубы и уничтожает бактерии со щёк, зубов и языка. Ёе универсальная фтористая система – фтористат надёжно укрепляет зубную эмаль. «Colgate» - чистота всей полости рта.
Лаборант, подтвердите это на практике».
Лаборант проводит опыт. Одно яйцо обрабатывает «Colgate» с фтором и кальцием, а другое обычной пастой. Яйцо, обработанное обычной зубной пастой, быстро трескается при постукивании по нему стеклянной палочкой, а обработанное рекламируемой пастой – нет.
- «Результат налицо. Скорлупа яйца, обработанная «Colgate» с фтором и кальцием, стала прочнее. Её универсальная фтористая система – фтористат реагирует со скорлупой и эмалью зуба и предохраняет их от разрушения молочной кислотой, т.е. от кариеса.
Комментарий.
Утверждения данной рекламы верны. Зубная паста «Colgate»
с фтором и кальцием хорошо защищает зубы от кариеса. Ионы фтора способны реагировать с зубной эмалью с образованием веществ, предохраняющих их поверхности от действия кислот, которые вызывают кариес.
Рекламируется жевательная резинка «Дирол».
Сценка. Мальчик кричит: «Не хочу пирожное! Не хочу конфету! От них во рту образуется молочная кислота, а ведь я не могу сразу чистить зубы!»
Далее бабушка предлагает ему жевательную резинку со словами: «Внучек, пожуй жевательную резинку «Дирол» с ксилитом и карбамидом. Она защитит твои зубы от кариеса с утра до вечера. «Дирол» – друг белых зубов!»
Комментарий. Утверждения данной рекламы вполне справедливы. Бактерии действительно вырабатывают молочную кислоту из углеводов, содержащихся в конфетах и пирожном.
Карбамид жевательной резинки разлагается под действием воды довольно медленно и нейтрализует молочную кислоту, которая вызывает кариес.
4 тур экологический
Игра «Ромашка»
Экологическая ситуация.
1.В Московском Кремле с первой половины 16 в. До 30-х годов 18 века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.(Свинец , растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки)
2. В городе Маутпорт(Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему?( В одном из залов «храма» состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума)
3.Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подвергались эрозии. Как можно исправить положение?( Нужно завести в Австралию естественных санитаров- навозных жуков).
4. В средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? ( Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносим)
Музыкальная пауза.
5 тур :спортивный
Ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.
Идёт конкурс.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме Географическая карта
Урок построен по материалам художественных произведений...
Обобщающий урок по теме "Географическая карта", 6 класс
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Географическая карта", 6 класс...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »
На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...