Обобщающий урок по теме "План и карта"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Шакирова Милауша Миннеяровна

Данный материал предназначен для обобщения и повторения темы "План и карта" в 6-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_karta.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «План и карта»

Учебно-воспитательные цели:

- проверить знания и умения по изученной теме

- учить работать с тестами

Оборудование: карта, план, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие на хребет География.

Во время нашего путешествия будем преодолевать их одну за другой. Конечная наша цель – гора Успех.

И вот друзья, мы с вами в начале трудного пути. Прежде , чем отправиться в путь давайте проведем разминку, проверим готовы ли вы к путешествию

2. Фронтальный опрос.

- Кто составил первую карту мира? (Птолемей)

- Создатель первого глобуса?( М.Бехайм)

- Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля- шар?(Ф.Магеллана)

- Имя древнегреческого ученого, который дал название науке географии?(Эратосфен)

-Что в переводе с греческого означает «география»?

- Что называется картой?

- Что называется планом?

- Какое значение имеют план и карта в жизни людей?

А теперь нам предстоит далекий путь.

Чтоб не плутали мы в пути,

Нам нужно азимут узнать

- Сейчас мы должны покорить вершину горы Азимутальная ( слайд2,3)

- Что же такое азимут?( угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый по направлению на север по часовой стрелке)

- Назовите прибор с помощью которого можно определить азимут

- Где был изобретен магнитный компас?

- Давайте вспомним, какие правила работы мы должны соблюдать при работе с компасом?(слайд4,5)

А теперь наш путь лежит через хребет

Одна гора трудней другой,

Но нам их нужно одолеть.

Гора Успех-наша цель!

И вот наш переход-

Гора Масштабная зовет

- Объясните, что такое масштаб?

- Назовите виды масштаба

-Какие виды карт, отличающиеся масштабом вы знаете?

- Выразите численный масштаб именованным(слайд 6)

1:25 0 00 ( в 1см  - 2 50м)

1:1000  (в 1см- 10м)

Переведите именованный масштаб в численный

В 1см-50м  (1:5000)

В 1 см- 100 км  (1: 10000)

Итак, вы справились с заданиями. А теперь приступим к преодолению горы Засекреченной(слайд.7,8,9)

  1. Город
  2. Карьер
  3. Смешанный лес
  4. Луг
  5. Озеро. Болото
  6. Огород. Пашня
  7. Фруктовый сад
  8. Река. Металлический мост
  9. Родник
  10. Школа
  11. Ветряная мельница
  12. Река. Течение

Используя карту, ответить на вопросы..

А теперь наш путь лежит

Через гору Эрудит.

Доказать мы всем должны

Что достойны, что мудры.

Слайды 10-14

Какой стороне горизонта соответствует азимут 225°?

  • 1. юго-западу
  • 2. северо-востоку
  • 3. юго-востоку
  • 4. северо-западу

Если в полдень вы встанете спиной к Солнцу так, чтобы видеть прямо перед собой свою тень, то впереди у вас будет...

  • 1. юг
  • 2. север
  • 3. запад
  • 4. восток

Прежде чем создать проект строительства нового дачного поселка, внимательно изучают...

  • 1. карту района
  • 2. план местности
  • 3. физическую карту России
  • 4. политическую карту мира

Если обернуться спиной к Полярной звезде, то прямо перед нами будет...

  • 1. юг
  • 2. север
  • 3. запад
  • 4. восток

С помощью какого из указанных ниже приборов определяют относительную высоту холма?

  • 1. барометр
  • 2. компас
  • 3. нивелир
  • 4. рулетка

Сейчас нас ждет самый трудный переход

Перед нами пропасть, братцы!

Жутко, страшно, не сорваться б!

Чтоб к цели нам прийти

И объекты нам найти,

Я даю координаты.

- Что называются географическим координатами?

- Что называется географической широтой?

- Где на карте указаны градусы широты?( по краям)

- Что называется географической долготой?

- Где подписываются градусы долгот?

Игра «Кто быстрее»

  1. 36 ю.ш.  150 в.д.  (г.Косцюшко)
  2. 56 с.ш.  38 в.д.( г. Москва)
  3. 38 с.ш.  15 в.д.  (влк. Этна)
  4. 78 ю.ш.  167  в.д.  (влк. Эребус)
  5. 7 ю.ш.  105 в.д. (влк. Кракатау)
  6. 31 с.ш. 31 в.д. (Каир)
  7. 29 с.ш.  77 в.д. (Дели)
  8. 39 с.ш. 78 з.д.(Вашингтон)
  9. 63 с.ш. 151 з.д.  (г.Мак-Кинли)
  10. 1 ю.ш.   33 в.д.(оз. Виктория)

Слайд 15

И вот мы перед горой Успех.

С долины раздумий

Мы двинулись в путь.

Прошли весь хребет  География

Преграды, которые были в пути,

Мы с вами успешно прошли.

И вот мы на Успехе,

Преодолев весь трудный путь,

Взобрались дружно вместе с песней,

Чтоб на вершине отдохнуть.

Подведение итогов. Награждение медалями « Знатоки географии».

Игра- конкурс «Экологическая мельница»

Цель игры: показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;  правильно использовать бытовые химические средства, правильно вести себя на природе.

                Оформление: мельница с 5 крыльями, продукция для рекламы(дезодорант, краска, зубная паста, и т.д.) две урны и несколько скомканных листов бумаги, табло с очками, призы.

Участники: две команды по 5 человек, Баба Яга

Ход игры

  1. Слово ведущей.

Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете- прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по- детски беззащитной перед…нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» , и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

  1. Разминка

Сейчас мы предлагаем провести конкурсную игру, которая, как мы надеемся , заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Выберем участников игры. Определим жюри.

Выходят две команды.

Первое задание участникам- разминочное. Каждая команда должна придумать себе название и затем представить себя. Названия команды должны соответствовать теме игры.

3.Викторина для зрителей.

Пока команды обсуждают разминочный тур, мы предлагаем вам ответить на вопросы экологической викторины. За каждый правильный ответ 1 очко. В конце игры мы определим самого активного зрителя и вручим ему приз.

Вопросы викторины.

  1. Многие птицы- прославленные певуньи. Вне конкуренции среди них соловей. А кто на втором месте?( дрозд)
  2. Зверек, чей детеныш способен сосать молоко матери прямо под водой ?( нутрия)
  3. Что такое гарбология?( наука о мусоре, мусороведение)
  4. Какая змея плюется? ( кобра)
  5. Из чего делают струны?( из конского волоса, из бараньих кишок)
  6. Какие обезьяны на заре устраивают хоровые концерты(гиббоны)
  7. У Софии Ротару есть песня «Ты мой ночной….»  Кто?(мотылек)
  8. Как поет саранча, ведь у нее нет голосового аппарата?( Саранча во время пения скребет лапкой по своим жестким крыльям)
  9. Как называется наука о собаках?( кинология)
  10. Дромедар- одногорбый или двугорбый верблюд?(одногорбый)

  1. Представление команд.

Сейчас мы узнаем, как называются наши команды.

Идет представление команд.

  1. Проведение  конкурсов( по турам)

1 тур : интеллектуальный

А теперь переходим к основным конкурсам. Начнем с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет».За каждый верный ответ-1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).

  1. … крокодилы могут взбираться на деревья?  (Да).
  2. … маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие?  (Нет).
  3. … на зебрах водятся полосатые блохи?(нет)
  4. … лишайники – индикаторы качества окружающей среды?  (Да).
  5. … раствором борной кислоты можно промыть глаза, если в них случайно попал щелочной раствор?  (Да).            
  6. … промышленность – главный виновник загрязнения воздуха?  (Да).
  7. … бабочки живут всего один день?  (Нет).
  8. … зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка?  (Да).
  9. … стрижи даже спят на лету?   ( Да)

10. … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

     (Нет).

Вопросы второй команде.

  1. … голубые розы растут только в Китае?  (Нет. Их вообще не

      существует).

  1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше?  (Нет).
  2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов?  (Да).
  3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте?  (Да).
  4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха?  (Нет).
  5. … орхидеи используют для приготовления мороженого?  (Да).
  6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении?  (Да).
  7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению?  (Да).
  8. … змеи могут совершать прыжки до метра в высоту?  (Да).

10… воздух невесом?  (Нет).

 

2 тур: хозяйственный

Раз вы такие замечательные интеллектуалы, вы, наверное, такие же опытные хозяйственники. Сейчас мы это проверим.

Раздается шум, гром. стук, входит Баба Яга.

Баба Яга.  Здравствуйте, мои дорогие! Я слышала, у вас тут сегодня праздник? А что меня – то не пригласили? Праздник ведь мой – охраны окружающей природы. А я кто? Как раз она и есть – окружающая природа. Ну да ладно, я не обижаюсь. Я ведь к вам за советом пришла. Решила в своей избушке на курьих ножках генеральную уборку сделать. Всяких средств химических приобрела… Вот только не знаю, правильно ли их употребила? В общем, я начну по порядку рассказывать, а вы, если что не так, меня поправляйте.

(Команды должны ответить, правильно ли Баба Яга применила эти химические средства.)

Рассказ Бабы Яги.

Самого раннего утра я решила покрасить печку, а заодно перекрасить скамейку около избушки в более приличный цвет. Для этого я воспользовалась эмалью ПФ-223. (Краской с первой цифрой 2 нельзя пользоваться для наружных работ).

Перекрасив печку, я вышла погулять по лесу. Скамейка получилась замечательной. Было прохладно и я надела свой шикарный белый шерстяной свитер. Потом я вернулась домой и тут же, воодушевлённая  успехом, решила покрыть лаком книжную полку для своих страшных – престрашных сказочек. Но когда я наносила последний слой лака НЦ – 223, две капли «украсили» мой свитер. Пришлось удалить пятна с помощью средства «Комета». (Чистящее средство, не предназначенное для выведения пятен).

Успех превзошёл все ожидания! Правда, остались пожелтения, и я тут же решила от них избавиться с помощью отбеливателя «Белизна». («Белизна» применяется для отбеливания льна и хлопка, но не шерсти).

Больше рисковать свитером мне не хотелось, и я обработала его антимольным средством «Раптор». (Средство от тараканов). Затем убрала его на зиму в шкаф. А заодно освежила все свои юбки и кофты препаратом с тонким и нежным запахом и таким же нежным названием «Лана». (Антистатик).

Когда я закрыла дверцу шкафа, то зацепила стоящий на шкафу серебряный подсвечник, подаренный Змеем Горынычем. Падающий подсвечник ударил меня по голове, и тут же меня осенила гениальная идея – сделать потускневший металл блестящим, как моя мысль. Я сразу же протёрла его жидкостью под названием «Ферри». (Средство для мытья посуды).

Понятно, что мне тут же захотелось почистить и свои ботинки. Нет, лучше  средства для удаления старой грязи, чем «Антирайд». (Средство от моли).

 А тут уж истинный шик и блеск придаст вашей обуви пастообразный обувной крем «Жемчуг». (Зубная паста).

Ну что ж, вы тут решайте, правильно ли я всё сделала, а мне уже пора – меня девочки и мальчики в избушке на курьих ножках ждут.

Баба Яга уходит.

Команды дают правильные ответы. За каждый ответ – 1 очко.

Как мы смогли убедиться, вы совершенно верно ориентируетесь в мире бытовой химии.

Третий тур: Рекламный.

1.Выбор командами товара для рекламы.

Второй ведущий. Мы предлагаем перейти к рекламной кампании. В наше время среди огромного количества товаров трудно выбрать подходящий вариант и не приобрести ничего лишнего. Как известно, ориентироваться в таком многообразии помогает реклама.  За 5 минут вы должны подготовить рекламные ролики любого выбранного вами товара, обратив внимание на его экологическую чистоту, на справедливость рекламных утверждений.

Команды выбирают товар для рекламы.

Первый ведущий.  А для вас, уважаемые зрители, снова вопросы викторины.

2. Викторина для зрителей.

Вопросы викторины.

  1. Какие из животных - самые ядовитые? (Змеи).
  2. Какой зверь на Земле самый прожорливый? (Крот).
  3. Почему нельзя выбрасывать лампы дневного освещения? ( В них ртуть).
  4. Почему вредны телефоны сотовой связи? (Излучения от спутника космической связи неблагоприятно влияют на организм человека).
  5. Что такое «Гринпис»? (Независимая международная организация по охране окружающей среды).
  6. На сколько лет снижается продолжительность жизни человека, проживающего в больших городах? (На 10-12 лет).
  7. Сколько килограммов мусора в день выбрасывает среднестатистический человек? (2,5 килограмма).

  1. Демонстрация рекламных роликов.

  ведущий.  Команды готовы? Что ж, приступим к рекламной кампании. Наши участники рекламируют: 1) зубную пасту «Colgate» с фтором и кальцием; 2) жевательную резинку «Дирол».

1.Рекламируется зубная паста.

- Зубная паста «Colgate» с фтором и кальцием (показывает). Она эффективно чистит зубы и уничтожает бактерии со щёк, зубов и языка. Ёе универсальная фтористая система – фтористат надёжно укрепляет зубную эмаль. «Colgate» - чистота всей полости рта.

Лаборант, подтвердите это на практике».

Лаборант проводит опыт. Одно яйцо обрабатывает «Colgate»                        с фтором и кальцием, а другое обычной пастой. Яйцо, обработанное обычной зубной пастой, быстро трескается при постукивании по нему стеклянной палочкой, а обработанное  рекламируемой пастой – нет.        

- «Результат налицо. Скорлупа яйца, обработанная  «Colgate»                  с фтором и кальцием, стала прочнее. Её универсальная фтористая система – фтористат  реагирует со скорлупой и эмалью зуба и предохраняет их от разрушения молочной кислотой, т.е. от кариеса.

Комментарий.

Утверждения данной рекламы верны.  Зубная паста «Colgate»                    

с фтором и кальцием хорошо защищает зубы от кариеса. Ионы фтора способны реагировать с зубной эмалью с образованием веществ, предохраняющих их  поверхности от действия кислот, которые вызывают кариес.

Рекламируется жевательная резинка «Дирол».

Сценка.  Мальчик кричит: «Не хочу пирожное! Не хочу конфету! От них во рту образуется молочная кислота, а ведь я не могу сразу чистить зубы!»

Далее бабушка предлагает ему жевательную резинку со словами: «Внучек, пожуй жевательную резинку «Дирол» с ксилитом и карбамидом. Она защитит твои зубы от кариеса с утра до вечера. «Дирол» – друг белых зубов!»

Комментарий.  Утверждения данной рекламы вполне справедливы. Бактерии действительно вырабатывают молочную кислоту из углеводов, содержащихся в конфетах и пирожном.

Карбамид жевательной резинки разлагается под действием воды довольно медленно и нейтрализует молочную кислоту, которая вызывает кариес.

4 тур экологический

Игра «Ромашка»

Экологическая ситуация.

1.В Московском Кремле с первой половины 16 в. До 30-х годов 18 века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений.(Свинец , растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки)

        2. В городе Маутпорт(Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему?( В одном из залов «храма» состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума)

        3.Англичане, любители молочных продуктов, пополнили фауну Австралии коровами. Но случилось непредвиденное. Навоз стал отравлять растительность, почвы подвергались эрозии. Как можно исправить положение?( Нужно завести в Австралию естественных санитаров- навозных жуков).

        4. В средние века существовала казнь «под колокол». Кто был палачом? ( Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносим)

Музыкальная пауза.

5 тур :спортивный

        Ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

 Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме Географическая карта

Урок построен по материалам художественных произведений...

Обобщающий урок по теме "Географическая карта", 6 класс

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Географическая карта", 6 класс...

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гла...