Рабочая программа по географии 11 класс социально-экономический профиль
рабочая программа по географии (11 класс) на тему
Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
География | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Рассмотрено ШМО Протокол № ___ От «____»_______2013 г. Руководитель ШМО ____________ Браун Ю.В. | Согласовано «__»_______2013г Зам директора по УВР ____________________ С.Т. Колмогорова | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2013г. Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.» ___________ С.А. Асташова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
для учащихся11а класса (профильный уровень)
(2013-2014учебный год)
Образовательная область: обществознание
Разработал: Ларин М.С.,
учитель экономики, географии
I квалификационной категории.
2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Однако, проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также принимая во внимание подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, возникла необходимость в создании рабочей программы для учащихся социально-экономического профильного класса (10-11 классы). Кроме этого, по авторской программе 90% уроков должны проходить с использованием ресурсов Интернет, необходимо также наличие мобильного компьютерного класса с выходом в Интернет для самостоятельной работы учащихся на уроке. Таких условий на данный момент нет.
При составлении рабочей программы были использованы:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.
- Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2008г.
Цели и задачи. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы строить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Курс непосредственно связан не только с пред шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.
В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.
Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.
В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.
В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.
Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас ширяющие и углубляющие знания.
Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)
Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно -культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью ИУМК.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контур ной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Структура курса. Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными Районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.
Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тренировочного и контролирующего характера).
Психологическая характеристика 11А класса
В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей
Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
• коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
- самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
- расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
- искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
- применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
- участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
познавательные:
- понимать особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- осмысление основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
- анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
- сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
- анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
личностные
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
регулятивные:
- целеполагание (постановка учебной задачи);
- планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
- пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;
- коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
- Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
- Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
- Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
- Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Формы занятий. Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).
Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.
Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степе ни загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий. Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах раз личных социально-экономических типов.
Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы. Такая структура курса закладывает основы пространственно го мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.
Раздел 1. География в современном мире (8 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук.
Законы размещения. Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (28 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (14 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (22 часов)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения (18 часов)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города. Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование. Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 5. Устойчивое развитие (12 часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»). Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.). Киотский протокол.
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК. Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности. Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта). Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 7. Региональная характеристика мира (30 часа)
Повторение (7 часа)
Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.
В распределении количества часов произошли следующие изменения:
Раздел | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
География в современном мире | 13 | 8 |
Политическая карта мира: государства и границы. | 35 | 28 |
Богатство и бедность: типы стран. | 26 | 14 |
Население и культура. | 31 | 22 |
Городские и сельские поселения. | 20 | 18 |
Устойчивое развитие | 20 | 12 |
Мировое хозяйство | 65 | 65 |
Региональная характеристика мира. | 0 | 30 |
Повторение | 0 | 7 |
Уменьшение количества часов по разделам стало возможным из-за отсутствия необходимой технической базы (уроки, которые должны проходить с использованием компьютерного класса с выходом в Интернет), поэтому это не привело к изменению содержания обучения.
Так как выпускники старшей школы должны «уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», я посчитал необходимым включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в заданиях части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.
Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
В результате изучения курса географии в старшей школе учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе среднего (полного) общего образования по географии для профильного уровня.
Литература:
- Гладкий Ю.Н.. Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение , 2010.
- В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г
УМК:
- География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.
3. Географический атлас. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. — М.:, Роскартография, 2011. 2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. — М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2003. 2. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. — М.: Дрофа, 2004.
2. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2007.
Таким образом, в формировании учебно-методического комплекса заложена многовариантность его использования в разных условиях технического обеспечения как школы, так и семьи. Использование всего комплекса дает учащемуся подлинные возможности продвижения по своей личной образовательной траектории.
Тематическое планирование
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | |||
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Кол-во часов | |||
I | Мировое хозяйство | 65 | «Международное разделение труда» | 2 | |
«Мировые экономические интеграции» | 2 | ||||
«Земледелие. Животноводство» | 2 | ||||
«Ресурсообеспеченность стран» | 2 | ||||
«Промышленность мира» | 2 | ||||
«Транспорт. Связь» | 2 | ||||
«Внешняя торговля» | 2 | ||||
Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса». | 2 | ||||
Региональная характеристика мира | 34 | Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» | 2 | ||
«Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Азии» | 2 | ||||
«Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Африки» | 2 | ||||
«США. Канада» | 1 | ||||
«Субрегионы Латинской Америки» | 2 | ||||
Итоговое тестирование | 1 | ||||
Повторение | 3 | ||||
ИТОГО: | 102 | 26 |
Календарно – тематическое планирование курса География
11 класс 102 часа.
№ урока | Названия разделов, тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока. Лабораторные и практические работы | Элементы предметного содержания | Планируемый результат (Личностный, метапредметный и предметный) | Контроль, измерители | Выход на ГИА, ЕГЭ | |
в уч. г. | раздела | ||||||||
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов) Цель: способствовать развитию познавательных интересов посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран, связанных с дефицитом минерального сырья. Бережного отношения к окружающей среде. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших экономических вопросов, связанных с использованием природных ресурсов. | |||||||||
1 | 6.1 | Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. | 1 | 4.09 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. | Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; - понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; - крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики; - географическую номенклатуру, указанную в учебнике; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; - уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; - выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; Называть состав и структуру социального комплекса, давать определения основным понятиям рынка потребительских товаров и услуг. Обосновывать значение международных транспортных коридоров, для развития экономики страны и ее рынка. Строить графики, отражающие динамику показателей работы грузового транспорта мира. Анализировать происходящие изменения в развитии транспорта и делать выводы. Приводить примеры и прогнозировать новые перспективные проекты транспортного строительства. Давать характеристику современного состояния проблем и перспектив развития социального комплекса страны, рынка потребительских товаров и услуг. Анализировать и прогнозировать территориальную структуру производства потребительских товаров. Строить столбчатые диаграммы, отражающие динамику выпуска отдельных видов потребительских товаров, делать выводы о причинах изменения объемов их производства. Международное разделение труда, государство с «открытой экономикой», глобализация мировой экономики, транснациональные корпорации (ТНК), регионализация внешнеэкономических связей. Приводить примеры крупнейших ТНК. Характеризовать тенденции в развитии мировой торговли товарами и услугами, объяснять причины изменений | Групповой, индивидуальный контроль. | 4.1 Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер 4.6 Интеграционные отраслевые и региональные союзы |
2 | 6.2 | Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. | 1 | 4.09 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
3 | 6.3 | Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития. | 1 | 7.09 | Изучение и первичное закрепление новых знаний, комбинированный. | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
4-5 | 6.4 | Понятие о международном географическом разделении труда. | 2 | 11.09 | комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
6-7 | 6.5 | Контрольная работа «Международное разделение труда» | 2 | 14.09 18.09 | Практикум | контроль. Тестирование | |||
8-9 | 6.6 | Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки | 2 | 18.09 21.09 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
10-11 | 6.7 | Группировка стран по уровню экономического развития. | 2 | 25.09 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
12-13 | 6.8 | Практическая работа «Мировые экономические интеграции» | 2 | 28.09 2.10 | Тестирование | Тестирование | |||
14 | 6.9 | Главные особенности развития стран «центра», «полупериферии» и «периферии». | 1 | 2.10 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальный. | |||
15-16 | 6.10 | География сельского хозяйства. Факторы размещения сельского хозяйства | 2 | 5.10 9.10 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | 4.3 Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции | ||
17 | 6.11 | Природная основа географических различий в сельском хозяйстве | 1 | 9.10 | комбинированный. | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
18-19 | 6.12 | География мирового растениеводства. | 2 | 12.10 16.10 | комбинированный | Групповой, контроль. | |||
20-21 | 6.13 | География мирового животноводства | 2 | 16.10 19.10 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | индивидуальный контроль. | |||
22-23 | 6.14 | Практическая работа «Земледелие. | 2 | 23.10 | Практикум | . Тестирование | |||
24 | 6.15 | Аграрное природопользование: рациональное и нерациональное. | 1 | 26.10 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
25-26 | 6.16 | Лесное хозяйство и рыболовство | 2 | 3.10 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | индивидуальный | |||
27 | 6.17 | Продовольственная проблема. «Зелёная революция» | 1 | 2.11 | Комбинированный | Индивидуальный | |||
28-29 | 6.18 | Современная мировая индустрия. География главных отраслей промышленности | 2 | 13.11 | Изучение и первичное закрепление новых знаний, комбинированный. | Индивидуальный. | 4.2 Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства 4.4 Основные международные магистрали и транспортные узлы | ||
30-31 | 6.19 | Природно-ресурсный потенциал для развития промышленности. Закономерности размещения промышленности | 2 | 16.11 20.11 | Изучение и первичное закрепление новых знаний - комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
32-33 | 6.20 | Горнодобывающая промышленность. | 2 | 20.11 23.11 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | индивидуальный контроль. | |||
34-35 | 6.21 | Топливная промышленность. | 2 | 27.11 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | |||
36-37 | 6.22 | Практическая работа «Ресурсообеспеченность стран» | 2 | 30.11 4.12 | Практикум | Тестирование | |||
38-39 | 6.23 | Электроэнергетика мира | 2 | 4.12 7.12 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, | |||
40-41 | 6.24 | Металлургия. Мировые лидеры. | 2 | 11.12 | Комбинированный | Групповой, контроль. | |||
42-43 | 6.25 | Контрольная работа «Промышленность мира» | 2 | 14.12 18.12 | Практикум | Групповой, индивидуальный | |||
44-45 | 6.26 | Машиностроение | 2 | 18.12 21.12 | комбинирован | Индивидуальный | |||
46 | 6.27 | Химическая промышленность | 1 | 25.12 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Индивидуальный. | |||
47 | 6.28 | Легкая промышленность | 1 | 25.12 | Комбинированный | Групповой, | |||
48-49 | 6.29 | Экологические последствия развития промышленности | 2 | 28.12 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный | |||
50-51 | 6.30 | Мировая транспортная система. Главные транспортные магистрали | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
52 | 6.31 | Связь. Финансово-кредитная сфера. Рекламный бизнес. Образование. | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
53-54 | 6.32 | Контрольная работа «Транспорт. Связь» | 2 | Практикум. | Тестирование | ||||
55 | 6.33 | Инфраструктурный комплекс, его география. Сфера обслуживания. | 1 | комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
56-57 | 6.34 | Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
58-59 | 6.35 | Страны-лидеры мировой торговли | 2 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
60-61 | 6.36 | Внешняя торговля стран, географическая и товарная структура экспорта (импорта). | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
62-63 | 6.37 | Практическая работа «Внешняя торговля» | 2 | Практикум | Индивидуальный. Тестирова | ||||
64-65 | 6.38 | Практическая работа «Составление экономико-географ. характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса». | 2 | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальный. | ||||
Тема 7 Регионоведение и страноведение (34 ч) Цель: создание условий для освоения методов графического представления статистической информации, развитие навыков составления тематических диаграмм, навыков реферирования и поиска и получения нужной информации в тексте учебника, из картографических источников и Интернета. Определение роли стран различных социально-экономических типов в мировой экономике на основе анализа статистических данных. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Овладение умениями составления ЛОК, создания творческих картосхем и их анализа для оценки влияния географического положения на уровень развития страны, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. Развитие коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее). обучение работе в творческом коллективе (группе), формировать умение излагать свою точку зрения и участвовать в диск | |||||||||
66 | 6.1 | Зарубежная Европа – общая характеристика региона | 1 | Изучение нового материала | Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. ЕС – его место в мировом ГРТ. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Евро. | Называть и показывать по карте географическое положение стран Зарубежной Европы. Различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы. Объяснять причины возникновения региональных группировок, основную специализацию районов старого и нового освоения. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику стран «Центральной оси». Определять особенности ЭГП объектов. Характеризуют причины «Балканской проблемы». Прогнозировать изменения в территориальной структуре хозяйства стран Европы. | Групповой, индивидуальный | 6.3 Столицы и крупные города 6.4 Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | |
67-68 | 6.2 | Природные условия и ресурсы, население. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
69-70 | 6.3 | Субрегионы и страны Европы | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
71-72 | 6.4 | Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
73 | 6.5 | Зарубежная Азия – общая характеристика региона | 1 | Изучение нового материала | Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и гос. Строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хоз-во: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Международные экономические связи, группировки стран Азии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Население. Китай – страна древней культуры. Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая. Особенности ГП. Население. Главные технополисы, мегалополис Токайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Япония – вторая держава мира по экономической мощи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура. Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. | Называют и показывают ведущие страны Зарубежной Азии их столицы, объясняют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Азии. Объясняют причины возникновения региональных группировок. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывать географическую специфику страны. Определяют особенности ЭГП объектов. Называют и показывают территорию Китая, Японии, Индии ее специализацию, географическую специфику страны. Объясняют специализацию хозяйства Китая, особенности состава и структуры его хозяйства, участие в географическом разделении труда. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития; изменение значения страны в мировом хозяйстве и изменении экологической ситуации в регионе. | Групповой, индивидуальный | ||
74-75 | 6.6 | Природные условия и ресурсы, население. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
76-77 | 6.7 | Субрегионы и страны Азии | 2 | Комбинированный | Групповой, | ||||
78-79 | 6.8 | Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Азии» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
80 | 6.9 | Африка – общая характеристика региона | 1 | Изучение нового материала | «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологи ческие проблемы. Заповедники и национальн ые парки. Деление Африки на субрегионы: Северная и Тропическая Африка: образ территории. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее ЭГП, государственного строя, природы, населения и хозяйства. | Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Африки. Показывают крупные страны региона и их столицы. Описывают. Арабский тип города. Сравнивают регионы Африки | Групповой, индивидуальный | 6.3 Столицы и крупные города 6.4 Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | |
81-82 | 6.10 | Природные условия и ресурсы, население. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
83-84 | 6.11 | Субрегионы и страны Африки | 2 | Комбинированный | Групповой, | ||||
85-86 | 6.12 | Практическая работа «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
87 | 6.13 | США – общая характеристика региона | 1 | Изучение нового материала | Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Мегалополисы. Сельское население. Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Природные предпосылки для развития с/х. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. АПК США. Транспортная система США и ее особенности: главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Геогра фия туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков. Макрорегионы США. Северо-Восток США «мастерская» нации. Средний Запад Регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Территория, ЭГП, внутренние различия региона. Государственный строй. урбанизация и «ложная урбанизация» Латиноамериканский тип города Хозяйство: противоречия развития. «Две страны в одной стране» Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на запад. Крупнейшие города Бразилии. Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов , населения и хозяйства Австралии и Океании. Территория, границы, положение: главные черты. | Называть и показывать по карте географическое положение стран США. Различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран США. Объяснять причины возникновения региональных группировок, основную специализацию районов старого и нового освоения. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику стран. Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Латинской Америки, в миграционных процессах. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику региона. Латиноамериканский тип города, различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют изменения в территориальной структуре хозяйства стран. Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Объясняют причины возникновения экологических проблем в регионе. Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйств. Устанавливать причинно-следственные связи. | Групповой, индивидуальный | 6.1 Многообразие стран мира. Основные типы стран 6.2 Современная политическая карта мира 6.3 Столицы и крупные города 6.4 Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира | |
88-89 | 6.14 | Природные условия и ресурсы, население. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
90 | 6.15 | Макрорегионы США и Канада | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
91 | 6.16 | Контрольное тестирование «США. Канада» | 1 | Практикум | Индивидуальный | ||||
92 | 6.17 | Географическая картина Латинской Америки. Население. | 2 | Изучение нового материала | Групповой, индивидуальный | ||||
93-94 | 6.18 | Хозяйство: современный уровень и структура | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
95-96 | 6.19 | Субрегионы Латинской Америки | 2 | Практикум | Групповой, индивидуальный | ||||
97 | 6.20 | Географическая картина Австралии и Океании. Население. | 1 | Изучение нового материала | Групповой, индивидуальный | ||||
98 | 6.21 | Промышленные и сельскохозяйственные районы | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
99-100 | 6.22 | Итоговое тестирование | 2 | Систематизация и обобщение знаний | индивидуальный | ||||
101-102 | Повторение | 2 | Систематизация и обобщение знаний | Групповой, индивидуальны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс
Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка...
Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)
Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)...
Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)
Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)...