Рабочая программа по географии 11 класс социально-экономический профиль
рабочая программа по географии (11 класс) на тему

  Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.

Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon География305 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Усть-Илимска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»

Рассмотрено

ШМО

Протокол № ___

От «____»_______2013 г.

Руководитель ШМО

____________ Браун Ю.В.

Согласовано

«__»_______2013г

Зам директора по УВР

____________________

С.Т. Колмогорова

Утверждаю 

Приказ № ________

от «___»_____2013г.

Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.»

___________ С.А. Асташова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География»

для учащихся11а класса (профильный уровень)

(2013-2014учебный год)

Образовательная область: обществознание

Разработал: Ларин М.С.,

учитель экономики, географии

I квалификационной категории.

2013 г.


Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.

Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.

Однако, проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также принимая во внимание подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, возникла необходимость в создании рабочей программы для учащихся социально-экономического профильного класса (10-11 классы). Кроме этого, по авторской программе 90% уроков должны проходить с использованием ресурсов Интернет, необходимо также наличие мобильного компьютерного класса с выходом в Интернет для самостоятельной работы учащихся на уроке. Таких условий на данный момент нет.

При составлении рабочей программы были использованы:

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.
  • Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2008г.

Цели и задачи. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.

Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.

Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы строить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.

Курс непосредственно связан не только с пред шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.

Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.

Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.

В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.

Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.

В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.

В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.

Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.

При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас ширяющие и углубляющие знания.

Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)

Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно -культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.

Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью ИУМК.

Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.

Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контур ной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).

Структура курса. Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными Районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.

Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тренировочного и контролирующего характера).

Психологическая характеристика 11А класса

В 11 «а» классе 73% учащихся ориентированы на школу, активны в общешкольных делах, включены в ритм жизни параллели, имеют широкий круг общения в школьном коллективе. Большая половина учащихся ориентированы на класс как на центр школьной жизни. 52% учащихся класса ориентированы на творческое участие, интересное дело, совместную продуктивную деятельность. 65% учащихся  класса ориентированы на общение, дружеские отношения, эмпатию, заботу об интересах окружающих. 40% учащихся  класса ориентированы на самоанализ, оценивание и рефлексивное понимание собственных интересов и потребностей. Большинство учащихся учатся, для того, чтобы получить образование, получить профессию, соориенироваться в жизни. Познавательные мотивы – основа самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания. У многих учащихся преобладают социальные мотивы. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей

Исходя из психологической характеристики, считаю целесообразным выстраивать обучение в данном классе на технологии проблемного обучения способствующей активной интеллектуальной и творческой деятельности ученика, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и проверке полученных знаний на практике. Также необходимо активно использовать информационно-коммуникационные технологии, что  позволит формировать у обучающихся системное мышление, умение рационально организовывать учебно-познавательную деятельность, создавать собственные проекты и презентации.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

•        коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
  • самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
  • расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
  • искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
  • применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
  • участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.

познавательные: 

  • понимать особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
  • осмысление основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
  • анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
  • сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
  • анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;

личностные

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
  • геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

регулятивные:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);
  • планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
  • пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;

-        коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.

Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:

  1. Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
  2. Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
  3. Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
  4. Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
  5. Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
  6. Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
  7. Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
  8. Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
  9. Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
  10. Функциональное и экологическое зонирование территории города.
  11. Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
  12. Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
  13. Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
  14. Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
  15. Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
  16. Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
  17. Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.

Формы занятий. Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).

Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.

Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степе ни загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий. Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах раз личных социально-экономических типов.

Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы. Такая структура курса закладывает основы пространственно го мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.

Раздел  1. География в современном мире (8 часов)

География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии.  И.Кант и классификация наук.

Законы размещения. Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.

Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.

Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (28 часов)

Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.

Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (14 часов)

Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.

Раздел 4. Население и культура (22 часов)

Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.

География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.

Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.

Раздел 5. Городские и сельские поселения (18 часов)

Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города. Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование. Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.

Раздел 5. Устойчивое развитие (12 часов)

Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.

Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»). Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.). Киотский протокол.

Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)

Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.

Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.

География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».

Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.

Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.

Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК. Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.

Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.

Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности. Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта). Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.

Раздел 7. Региональная характеристика мира (30 часа)

Повторение (7 часа)

Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.

В распределении количества часов произошли следующие изменения:

Раздел

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

География в современном мире

13

8

Политическая карта мира: государства и границы.

35

28

Богатство и бедность: типы стран.

26

14

Население и культура.

31

22

Городские и сельские поселения.

20

18

Устойчивое развитие

20

12

Мировое хозяйство

65

65

Региональная характеристика мира.

0

30

Повторение

0

7

Уменьшение количества часов по разделам стало возможным из-за отсутствия необходимой технической базы (уроки, которые должны проходить с использованием компьютерного класса с выходом в Интернет), поэтому это не привело к изменению содержания обучения.

Так как выпускники старшей школы должны «уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», я посчитал необходимым включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в заданиях части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.

Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.

В результате изучения курса географии в старшей школе учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе среднего (полного) общего образования по географии для профильного уровня.

Литература:

  1. Гладкий Ю.Н.. Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение , 2010.
  2. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г

УМК:

  1. География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008
  2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.

3. Географический атлас. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. — М.:, Роскартография, 2011. 2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. — М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

1. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2003. 2. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. — М.: Дрофа, 2004.

2. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2007.
Таким образом, в формировании учебно-методического комплекса заложена многовариантность его использования в разных условиях технического обеспечения как школы, так и семьи. Использование всего комплекса дает учащемуся подлинные возможности продвижения по своей личной образовательной траектории.

Тематическое планирование

п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические

материалы (тема)

Кол-во часов

I

Мировое хозяйство

65

«Международное разделение труда»

2

«Мировые экономические интеграции»

2

«Земледелие. Животноводство»

2

«Ресурсообеспеченность стран»

2

«Промышленность мира»

2

«Транспорт. Связь»

2

«Внешняя торговля»

2

Составление экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса».

2

Региональная характеристика мира

34

Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»

2

«Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Азии»

2

«Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Африки»

2

«США. Канада»

1

«Субрегионы Латинской Америки»

2

Итоговое тестирование

1

Повторение

3

ИТОГО:

102

26

Календарно – тематическое планирование курса География

11 класс 102 часа.

№ урока

Названия разделов, тем уроков

Кол-во часов

Дата проведения

Тип урока.

Лабораторные и практические

работы

Элементы предметного содержания

Планируемый результат

(Личностный, метапредметный и

предметный)

Контроль, измерители

Выход на ГИА, ЕГЭ

в

уч. г.

раздела

Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов) Цель: способствовать развитию познавательных интересов посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран, связанных с дефицитом минерального сырья. Бережного отношения к окружающей среде. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших экономических вопросов, связанных с использованием природных ресурсов.

1

6.1

Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования.

1

4.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

- понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

- крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;

- географическую номенклатуру, указанную в учебнике;

строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы.

Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;

 - уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; Называть состав и структуру социального комплекса, давать определения основным понятиям рынка потребительских товаров и услуг.

Обосновывать значение международных транспортных коридоров, для развития экономики страны и ее рынка. Строить графики, отражающие динамику показателей работы грузового транспорта мира. Анализировать происходящие изменения в развитии транспорта и делать выводы. Приводить примеры и прогнозировать новые перспективные проекты транспортного строительства. Давать характеристику современного состояния проблем и перспектив развития социального комплекса страны, рынка потребительских товаров и услуг. Анализировать и прогнозировать территориальную структуру производства потребительских товаров. Строить столбчатые диаграммы, отражающие динамику выпуска отдельных видов потребительских товаров, делать выводы о причинах изменения объемов их производства. Международное разделение труда, государство с «открытой экономикой», глобализация мировой экономики, транснациональные корпорации (ТНК), регионализация внешнеэкономических связей. Приводить примеры крупнейших ТНК. Характеризовать тенденции в развитии мировой торговли товарами и услугами, объяснять причины изменений

Групповой, индивидуальный контроль.

4.1

Отраслевая

структура

хозяйства.

География

основных

отраслей

производственной и непроизводственной сфер

4.6

Интеграционные отраслевые и региональные союзы

2

6.2

Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

1

4.09

Комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

3

6.3

Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития.

1

7.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний, комбинированный.

Групповой, индивидуальный контроль.

4-5

6.4

Понятие о международном географическом разделении труда.

2

11.09

комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

6-7

6.5

Контрольная работа «Международное разделение труда»

2

14.09

18.09

Практикум

контроль. Тестирование

8-9

6.6

Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки

2

18.09

21.09

Комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

10-11

6.7

Группировка стран по уровню экономического развития.  

2

25.09

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный контроль.

12-13

6.8

Практическая работа «Мировые экономические интеграции»

2

28.09

2.10

Тестирование

Тестирование

14

6.9

Главные особенности развития стран «центра», «полупериферии» и «периферии».

1

2.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальный.

15-16

6.10

География сельского хозяйства. Факторы размещения сельского хозяйства

2

5.10

9.10

Комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

4.3

Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной

продукции

17

6.11

Природная основа географических различий в сельском хозяйстве

1

9.10

комбинированный.

Групповой, индивидуальный контроль.

18-19

6.12

География мирового растениеводства.

2

12.10

16.10

 комбинированный

Групповой, контроль.

20-21

6.13

География мирового животноводства

2

16.10

19.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний

индивидуальный контроль.

22-23

6.14

Практическая работа «Земледелие.
Животноводство»

2

23.10

Практикум

. Тестирование

24

6.15

Аграрное природопользование: рациональное и нерациональное.

1

26.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный контроль.

25-26

6.16

Лесное хозяйство и рыболовство

2

3.10

Изучение и первичное закрепление новых знаний

индивидуальный

27

6.17

Продовольственная проблема. «Зелёная революция»

1

2.11

Комбинированный

Индивидуальный

28-29

6.18

Современная мировая индустрия. География главных отраслей промышленности

2

13.11

Изучение и первичное закрепление новых знаний, комбинированный.

Индивидуальный.

4.2

Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции.

Факторы размещения производства

4.4

Основные международные магистрали и транспортные узлы

30-31

6.19

Природно-ресурсный потенциал для развития промышленности. Закономерности размещения промышленности

2

16.11

20.11

Изучение и первичное закрепление новых знаний - комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

32-33

6.20

Горнодобывающая промышленность.

2

20.11

23.11

Изучение и первичное закрепление новых знаний

индивидуальный контроль.

34-35

6.21

Топливная промышленность.

2

27.11

Комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

36-37

6.22

Практическая работа «Ресурсообеспеченность стран»

2

30.11

4.12

Практикум

Тестирование

38-39

6.23

Электроэнергетика мира

2

4.12

7.12

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой,

40-41

6.24

Металлургия. Мировые лидеры.

2

11.12

Комбинированный

Групповой, контроль.

42-43

6.25

Контрольная работа «Промышленность мира»

2

14.12

18.12

Практикум

Групповой, индивидуальный

44-45

6.26

Машиностроение

2

18.12

21.12

комбинирован

Индивидуальный

46

6.27

Химическая промышленность

1

25.12

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Индивидуальный.

47

6.28

Легкая промышленность

1

25.12

Комбинированный

Групповой,

48-49

6.29

Экологические последствия развития промышленности

2

28.12

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный

50-51

6.30

Мировая транспортная система. Главные транспортные магистрали

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный контроль.

52

6.31

Связь. Финансово-кредитная сфера. Рекламный бизнес. Образование.

1

Комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

53-54

6.32

Контрольная работа «Транспорт. Связь»

2

Практикум.

Тестирование

55

6.33

Инфраструктурный комплекс, его география. Сфера обслуживания.

1

комбинированный

Групповой, индивидуальный контроль.

56-57

6.34

Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный контроль.

58-59

6.35

Страны-лидеры мировой торговли

2

Комбинированный

Индивидуальный

60-61

6.36

Внешняя торговля стран, географическая и товарная структура экспорта (импорта).

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Групповой, индивидуальный контроль.

62-63

6.37

Практическая работа «Внешняя торговля»

2

Практикум

Индивидуальный. Тестирова

64-65

6.38

Практическая работа  «Составление экономико-географ. характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса».

2

Обобщение и систематизация знаний

Индивидуальный.

Тема 7 Регионоведение и страноведение (34 ч) Цель: создание условий для освоения методов графического представления статистической информации, развитие навыков составления тематических диаграмм, навыков реферирования и поиска и получения нужной информации в тексте учебника, из картографических источников и Интернета. Определение роли стран различных социально-экономических типов в мировой экономике на основе анализа статистических данных. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Овладение умениями составления ЛОК, создания творческих картосхем и их анализа для оценки влияния географического положения на уровень развития страны, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. Развитие коммуникативной компетенции (умение высказывать свою точку зрения и отстаивать ее). обучение работе в творческом коллективе (группе), формировать умение излагать свою точку зрения и участвовать в диск

66

6.1

Зарубежная Европа – общая характеристика региона

1

Изучение нового материала

Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и государственный строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Западноевропейский тип города. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. ЕС – его место в мировом ГРТ. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент  территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные  районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона. Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Евро.

Называть и показывать по карте географическое положение стран Зарубежной Европы. Различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Западной Европы. Объяснять причины возникновения региональных группировок, основную специализацию районов старого и нового освоения. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику стран «Центральной оси». Определять особенности ЭГП объектов. Характеризуют причины «Балканской проблемы». Прогнозировать изменения в территориальной структуре хозяйства стран Европы.

Групповой, индивидуальный

6.3

Столицы и крупные города

6.4

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,

культуры крупных стран мира

67-68

6.2

Природные условия и ресурсы, население.

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

69-70

6.3

Субрегионы и страны Европы

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

71-72

6.4

Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»

2

Практикум

Индивидуальный

73

6.5

Зарубежная Азия – общая характеристика региона

1

Изучение нового материала

Визитная карточка региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и гос. Строй. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности миграций национального и религиозного состава. География городов. Урбанизация и субурбанизация. Азиатский тип города. Хоз-во: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Международные экономические связи, группировки стран Азии. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Население. Китай – страна древней культуры. Хозяйство КНР–достижения и проблемы. Внутренние различия и города Китая. Особенности ГП. Население. Главные технополисы, мегалополис Токайдо. Хозяйство: место в мире. Главные отрасли промышленности. Типы с/х. Региональная транспортная система. Международные экономические связи. Япония – вторая держава мира по экономической мощи. Отрасли непроизводственной сферы, центры науки, финансовые центры. Туризм. Традиции и культура. Особенности ГП. Население. Индия – страна контрастов. Хозяйственная деятельность. Главные отрасли промышленности. Типы с/х.

Называют и показывают ведущие страны Зарубежной Азии их столицы, объясняют различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран Азии. Объясняют причины возникновения региональных группировок. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывать географическую специфику страны. Определяют особенности ЭГП объектов.

Называют и показывают территорию Китая, Японии, Индии ее специализацию, географическую специфику страны. Объясняют специализацию хозяйства Китая, особенности состава и структуры его хозяйства, участие в географическом разделении труда. Прогнозируют основные направления социально-экономического развития; изменение значения страны в мировом хозяйстве и изменении экологической ситуации в регионе.

Групповой, индивидуальный

74-75

6.6

Природные условия и ресурсы, население.

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

76-77

6.7

Субрегионы и страны Азии

2

Комбинированный

Групповой,

78-79

6.8

Практическая работа «Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Азии»

2

Практикум

Индивидуальный

80

6.9

Африка – общая характеристика региона

1

Изучение нового материала

«Визитная карточка» региона.  Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и

связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы.  Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная

сфера. Охрана окружающей среды и экологи

ческие проблемы. Заповедники и национальн

ые парки. Деление Африки на субрегионы:

Северная и Тропическая Африка: образ

территории. ЮАР – единственное экономически развитое государство  Африки. Основные черты ее ЭГП, государственного строя, природы,

населения и хозяйства.

Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Африки.

Показывают крупные страны региона и их столицы.

Описывают. Арабский тип города. Сравнивают регионы Африки

Групповой, индивидуальный

6.3

Столицы и крупные города

6.4

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,

культуры крупных стран мира

81-82

6.10

Природные условия и ресурсы, население.

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

83-84

6.11

Субрегионы и страны Африки

2

Комбинированный

Групповой,

85-86

6.12

Практическая работа «Сравнительная характеристика развивающихся стран Африки»

2

Практикум

Индивидуальный

87

6.13

США – общая характеристика региона

1

Изучение нового материала

Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры.

Основные черты размещения населения.

Урбанизация в США и ее особенности.

Мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой

экономике. Природные предпосылки для

развития промышленности. Основные

отрасли промышленности и их география.

Природные предпосылки для развития с/х.

География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация.

АПК США. Транспортная система США и

ее особенности: главные магистрали, сухопутные

 узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Геогра

фия туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США

«мастерская» нации. Средний Запад Регион

 крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен.

Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Визитная карточка

региона. Географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской

Америки. Территория, ЭГП, внутренние различия

региона. Государственный строй. урбанизация и «ложная урбанизация» Латиноамериканский тип города Хозяйство: противоречия развития. «Две страны в одной стране» Бразилия – тропический гигант. Изменения в структуре хозяйства: сдвиг на запад. Крупнейшие

города Бразилии. Визитная карточка региона.

Географическая характеристика природных ресурсов

, населения и хозяйства Австралии и Океании.

Территория, границы, положение: главные черты.

Называть и показывать по карте географическое положение стран США. Различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Оценивать изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран, тенденции возрастного состава населения стран США. Объяснять причины возникновения региональных группировок, основную специализацию районов старого и нового освоения. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику стран. Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран Латинской Америки, в миграционных процессах. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, памятников природы и культуры. Причины возникновения экологических проблем в регионе. Описывают географическую специфику региона. Латиноамериканский тип города, различия в естественном приросте населения, темпах урбанизации, миграционных процессах. Характеризуют изменения в территориальной структуре хозяйства стран. Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Объясняют причины возникновения экологических проблем в регионе. Определяют особенности ЭГП объектов. Называют различия в естественном приросте населения, тенденции возрастного состава населения стран, темпах урбанизации. Оценивают изменения в территориальной структуре хозяйств. Устанавливать причинно-следственные связи.

Групповой, индивидуальный

6.1

Многообразие стран мира. Основные типы стран

6.2

Современная политическая карта мира

6.3

Столицы и крупные города

6.4

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства,

культуры крупных стран мира

88-89

6.14

Природные условия и ресурсы, население.

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

90

6.15

Макрорегионы США и Канада

1

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

91

6.16

Контрольное тестирование «США. Канада»

1

Практикум

Индивидуальный

92

6.17

Географическая картина Латинской Америки. Население.

2

Изучение нового материала

Групповой, индивидуальный

93-94

6.18

Хозяйство: современный уровень и структура

2

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

95-96

6.19

Субрегионы Латинской Америки

2

Практикум

Групповой, индивидуальный

97

6.20

Географическая картина Австралии и Океании. Население.

1

Изучение нового материала

Групповой, индивидуальный

98

6.21

Промышленные и сельскохозяйственные районы

1

Комбинированный

Групповой, индивидуальный

99-100

6.22

Итоговое тестирование

2

Систематизация и обобщение знаний

индивидуальный

101-102

Повторение

2

Систематизация и обобщение знаний

Групповой, индивидуальны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)

Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс

Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка...

Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....

Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)

УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....

Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)

Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)...

Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)

Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)...