РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа
Переславского муниципального района Ярославской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
9 класс
Всего часов на изучение программы 34 ч.
Срок реализации программы – 1 год.
Составитель:
Беляев Алексей Александрович,
учитель физики первой квалификационной категории
п.Дубки
2018г.
Пояснительная записка
Основы финансовой грамотности – необходимый элемент общей культуры современного человека. Вопросы финансовой грамотности необходимы в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.
Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам.
Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели.
Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.
Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Для ознакомления школьников с вопросами экономики можно использовать качественные физические задачи. Они могут использоваться по изучаемой теме, при повторении пройденного материала по географии.
Именно на изучение экономической географии и ее интеграции с физикой направлен курс внеурочной деятельности «Проведение социально-экономических расчетов с использованием физических задач» для обучающихся 9-х классов.
В 9 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить; Освоение финансовой системной познавательной модели и ее применение для выявления экономических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с финансовыми специалистами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях грамотного распределения финансовых ресурсов; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях экономии финансовых средств; ведение просветительской деятельности для повышения финансовой и физической грамотности населения.
Общая характеристика рабочей программы внеурочной деятельности
Рабочая программа предусматривает организацию деятельности обучающихся в форме школы финансовой грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экономической географии, финансовой грамотности и использования количественных физических задач, с другой – дает возможность поиграть, когда каждый обучающийся может попробовать себя в роли финансового специалиста и родителя. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.
Задачи курса:
повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;
сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
Изучение курса организуется в следующих формах:
1. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления;
2. Деловые, ролевые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Встречи со специалистами финансовых организаций.
5. Проектная деятельность.
Методы изучения курса:
1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе имеющихся источников информации.
2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод.
3. Поисковый метод
4. Исследовательский метод.
5. Метод проекта.
Место курса в учебном плане
Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет 34 часа.
Содержание курса
№ п/п | Наименование раздела | Основное содержание раздела | Количество часов | Формы контроля | |
1 | Проблемы экономики и хозяйственной деятельности | Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе. Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи. Современные тенденции хозяйствования. Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства. | 4 | Входной тест. | |
2 | Финансовое планирование и бюджет | Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов. | 12 | Практическая работа «Бюджет семьи» | |
3 | Современные технологии энергосбережения | Утепление. Альтернативные источники энергии. Светодиодное освещение. Пассивное отопление. Вторичные энергоресурсы. Рекуперация энергии. Использование отходов. | 6 | Дискуссия | |
4 | Физические задачи в экономических расчетах | Расчет стоимости топлива на автомобильные перевозки. Поселковая котельная на мазуте. Дровяное отопление в частном доме. Газовое отопление в частном доме. Электрическое отопление в частном доме. Расчет КПД кухонной плиты. Уменьшение расходов при использовании электрического чайника. Нужна ли замена ламп накаливания. Люминесцентные или светодиодные лампы наиболее выгодны. | 12 | Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением. | |
ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Дата проведения (план) | Дата проведения (факт) |
Проблемы экономики и хозяйственной деятельности /4 часа/ | ||||
1 | Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе. | 1 | ||
2 | Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи. | 1 | ||
3 | Современные тенденции хозяйствования. | 1 | ||
4 | Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства. | 1 | ||
Характеристики основных видов деятельности обучающихся:
| ||||
Финансовое планирование и бюджет /12 часов/ | ||||
5 | Понятие доходов и расходов. | 1 | ||
6 | Источники доходов семьи. | 1 | ||
7 | Основные статьи затрат семьи. | 1 | ||
8 | Структура семейного бюджета. | 1 | ||
9 | Принципы составления семейного бюджета. | 1 | ||
10 | Потребности и возможности. | 1 | ||
11 | Соотношение потребностей и возможностей. | 1 | ||
12 | Учет потребностей и возможностей при планировании бюджета. | 1 | ||
13 | Прогнозирование расходов семейного бюджета. | 1 | ||
14 | Расходов семейного бюджета. | 1 | ||
15 | Методы контроля расходов. | 1 | ||
16 | Способы оптимизации расходов. | 1 | ||
Характеристики основных видов деятельности обучающихся:
| ||||
Современные технологии энергосбережения /6 часов/ | ||||
17 | Утепление. | 1 | ||
18 | Альтернативные источники энергии. | 1 | ||
19 | Светодиодное освещение. | 1 | ||
20 | Пассивное отопление. | 1 | ||
21 | Вторичные энергоресурсы. | 1 | ||
22 | Использование отходов. | 1 | ||
Характеристики основных видов деятельности обучающихся:
| ||||
Физические задачи в экономических расчетах /12 часов/ | ||||
Расчет стоимости топлива на автомобильные перевозки. | 1 | |||
Способы отопления помещений | 1 | |||
Поселковая котельная на мазуте. | 1 | |||
Дровяное отопление в частном доме. | 1 | |||
Газовое отопление в частном доме. | 1 | |||
Электрическое отопление в частном доме. | 1 | |||
Расчет КПД газовой плиты. | 1 | |||
Определение эффективности электрического духового шкафа | 1 | |||
Уменьшение расходов при использовании электрического чайника. | 1 | |||
Нужна ли замена ламп накаливания. | 1 | |||
Люминесцентные или светодиодные. | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | |||
Характеристики основных видов деятельности обучающихся:
| ||||
ИТОГО | 34 |
Список используемой литературы.
- Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
- Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
- Большая энциклопедия природы, том 10, Мир книги, Современная педагогика – М., 2002.
- Веников В. А., Журавлев В. Г. Энергетика в современном мире. – М.: Знание,1986.
- Гаврилин А. И., Косяков С. А. Азбука энергосбережения. Томск: Курсив плюс,1999.
- В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.: Просвещение, 2015.
- Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов/ А.Т. Зверев, Е. Г. Зверева. Изд.3-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002.–336 с.
- Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.
- Кабардин О.Ф. «Физика: справочные материалы», М. Просвещение, 1988 г.
- Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение, 2002 г.
- Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
- Рымкевич А.П. «Физика. Задачник. 10-11 класс», М., Дрофа, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс
Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
Проверочная работа по разделу "СССР в середине 1960 - 1980- х гг.: кризис социально - экономической и политической системы". История России. 9 класс.
Данная работа включает в себя 3 задания по разделу истории России- "СССР в середине 1960-1980-х гг.: кризис социально-экономической и политической системы"- для двух вариантов...
Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс
Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным приказ...
9 класс: рабочий лист по теме «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»
Рабочий лист «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»...
Рабочий лист для проведения вводного урока по родной литературе (русской). 6 класс.
Рабочий лист - яркое дополнение к уроку. Повышает мотивацию и вызывает положителные эмоции....