РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Беляев Алексей Александрович

Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дубковская средняя общеобразовательная школа

Переславского муниципального района Ярославской области

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

9 класс

                               Всего часов на изучение программы 34 ч.

                              Срок реализации программы – 1 год.

Составитель:

Беляев Алексей Александрович,

учитель физики первой квалификационной категории

п.Дубки

2018г.

Пояснительная записка

Основы финансовой грамотности – необходимый элемент общей культуры современного человека. Вопросы финансовой грамотности  необходимы в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Одно из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.

Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас –  позволяет защититься от рисков, рассчитать, какой кредит будет нам по карману, накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Это вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам.

Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели.

Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Современные подростки являются активными потребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Для ознакомления школьников с вопросами экономики можно использовать качественные физические задачи. Они могут использоваться по изучаемой теме, при повторении пройденного материала по географии.

Именно на изучение экономической географии и ее интеграции с физикой направлен курс внеурочной деятельности «Проведение социально-экономических расчетов с использованием физических задач» для обучающихся 9-х классов.

В 9 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с их переходом к новой ведущей деятельности. Программа направлена на развитие познавательных универсальных учебных действий: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать ее, преобразовать и публично представить; Освоение финансовой системной познавательной модели и ее применение для выявления экономических опасностей в узнаваемых жизненных ситуациях; формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества; чувственно-эмоционального опыта общения с финансовыми специалистами; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях грамотного распределения финансовых ресурсов; регулятивных умений осознанного самоограничения в целях экономии финансовых средств; ведение просветительской деятельности для повышения финансовой и физической грамотности населения.

Общая характеристика рабочей программы внеурочной деятельности

Рабочая программа предусматривает организацию деятельности обучающихся в форме школы финансовой грамотности. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов экономической географии, финансовой грамотности и использования количественных физических задач, с другой – дает возможность поиграть, когда каждый обучающийся может попробовать себя в роли финансового специалиста и родителя. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению ими субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Цель курса: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка.

Задачи курса:

повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;

сформировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

обучить основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

Изучение курса организуется в следующих формах:

1. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления;

2. Деловые, ролевые  игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Встречи со специалистами финансовых организаций.

5. Проектная деятельность.

Методы изучения  курса:

1. Экономический анализ ситуации. Данный метод используется для всестороннего и детального изучения ситуации, проблемы на основе имеющихся источников информации.

2. Проблемные методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод.

3. Поисковый метод

4. Исследовательский метод.

5. Метод проекта.

Место курса в учебном плане

Настоящий курс изучается в рамках внеурочной деятельности - вся работа осуществляется в условиях ФГОС. Трудоемкость дисциплины составляет  34 часа.


Содержание  курса

№ п/п

Наименование раздела

Основное содержание раздела

Количество часов

Формы контроля

1

Проблемы экономики и хозяйственной деятельности

Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе. Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи. Современные тенденции хозяйствования. Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства.

 4

Входной тест.

2

Финансовое планирование и бюджет

Понятие доходов и расходов. Источники доходов семьи (заработная плата, социальные пособия и т.п.). Основные статьи затрат семьи. Структура семейного бюджета. Принципы составления семейного бюджета. Потребности и возможности, их соотношение и учёт при планировании бюджета. Прогнозирование расходов семейного бюджета. Контроль расходов семейного бюджета, и его методы. Способы оптимизации расходов.  

12

Практическая работа «Бюджет семьи»

3

Современные технологии энергосбережения

Утепление.  Альтернативные источники энергии.  Светодиодное освещение. Пассивное отопление. Вторичные энергоресурсы. Рекуперация энергии. Использование отходов.

6

Дискуссия

4

Физические задачи в экономических расчетах

Расчет стоимости топлива на автомобильные перевозки. Поселковая котельная на мазуте. Дровяное отопление в частном доме. Газовое отопление в частном доме. Электрическое отопление в частном доме. Расчет КПД кухонной плиты. Уменьшение расходов при использовании электрического чайника. Нужна ли замена ламп накаливания. Люминесцентные или светодиодные лампы наиболее выгодны.

12

Выполнение творческих и практических заданий с обсуждением.

ИТОГО:

34

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

Проблемы экономики и хозяйственной деятельности /4 часа/

1

Понятие экономической ситуации в мире, в стране, в регионе.

1

2

Связь экономической ситуации в стране с экономическим положением семьи.

1

3

Современные тенденции хозяйствования.

1

4

Влияние места проживания на ведение домашнего хозяйства.

1

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • вычислять доли затрат на получение энергии в себестоимости производства;
  • тщательно исследовать предприятия и анализ энергопотребления;
  • повышать эффективность технологии производства (прежде всего, с точки зрения сокращения потребления энергетических ресурсов);
  • ужесточать учёт потребления;
  • реализовывать бюджетные варианты экономии (без внедрения дорогих инноваций);
  • ввести регулярный мониторинг технического состояния приборов учёта и исполнения персоналом внедрённого регламента, направленного на сбережение энергии;
  • дополнительно применять моральное стимулирование всех участников мероприятий по сбережению ресурсов.

Финансовое планирование и бюджет /12 часов/

5

Понятие доходов и расходов.

1

6

Источники доходов семьи.

1

7

Основные статьи затрат семьи.

1

8

Структура семейного бюджета.

1

9

Принципы составления семейного бюджета.

1

10

Потребности и возможности.

1

11

Соотношение потребностей и возможностей.

1

12

Учет потребностей и возможностей при планировании бюджета.

1

13

Прогнозирование расходов семейного бюджета.

1

14

Расходов семейного бюджета.

1

15

Методы контроля расходов.

1

16

Способы оптимизации расходов.  

1

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • понимать, что такое личный доход, доход семьи, их источники и  пути их повышения;
  • понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления личными расходами;
  • понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
  • понимать влияние образования на последующую карьеру– какая связь с финансовой грамотностью?;
  • знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсии т.п.);
  • знать, что такое заработная плата, её виды;
  • понимать возможные последствия безработицы;
  • уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
  • уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
  • знать способы контроля  спонтанных покупок;
  • уметь давать финансовую оценку расходам на удовлетворение различных  потребностей и желаний;
  • уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
  • уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
  • осознавать важность образования, которое обеспечит доходы;
  • понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями;
  • принимать на себя ответственность за финансовые решения и осознавать последствия этих решений.

Современные технологии энергосбережения /6 часов/

17

Утепление.

1

18

Альтернативные источники энергии.  

1

19

Светодиодное освещение.

1

20

Пассивное отопление.

1

21

Вторичные энергоресурсы.

1

22

Использование отходов.

1

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • использовать информацию о современных энергосберегающих технологиях, типовых энергосберегающих мероприятиях, типах и характеристиках энергоэффективного оборудования;
  • овладеть навыками составления и расчета энергетического баланса, его потенциала в области энергосбережения и показателей эффективности потребления энергии на предприятии; 
  • оценивать энергетическую эффективность оборудования;
  • оценивать экономию энергетических ресурсов за счет проведения энергосберегающих мероприятий;
  • применять передовые методы управления производством, передачи и потребления энергии и применяемое энергосберегающее оборудование;
  • находить методы проведения энергетических обследований потребителей энергетических ресурсов.

Физические задачи в экономических расчетах /12 часов/

Расчет стоимости топлива на автомобильные перевозки.

1

Способы отопления помещений

1

Поселковая котельная на мазуте.

1

Дровяное отопление в частном доме.

1

Газовое отопление в частном доме.

1

Электрическое отопление в частном доме.

1

Расчет КПД газовой плиты.

1

Определение эффективности электрического духового шкафа

1

Уменьшение расходов при использовании электрического чайника.

1

Нужна ли замена ламп накаливания.

1

Люминесцентные или светодиодные.

1

Итоговое занятие

1

Характеристики основных видов деятельности обучающихся:

  • овладеть методами научного познания: наблюдение, описание, измерение и эксперимент;
  • осмысленно решать физические задачи;
  • сопоставлять решаемые задачи с реальными ситуациями;
  • свободно использовать знания и умения;
  • понимать и объяснять суть описываемых в задаче явлений;
  • предлагать несколько вариантов решения;
  • модифицировать условие задачи;
  • понимать и самостоятельно формулировать условие задачи;
  • анализировать условие задачи;
  • прогнозировать процесс решения и его результат;
  • полно и глубоко использовать известные знания;
  • выполнять действия последовательно, рационально и осознанно;
  • относиться к изучению географии и физики с позиции значимости данных предметов для дальнейшей профессиональной деятельности.

ИТОГО

34


Список используемой литературы.

  1. Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti
  2. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
  3. Большая энциклопедия природы, том 10, Мир книги, Современная педагогика – М., 2002.
  4. Веников В. А., Журавлев В. Г. Энергетика в современном мире. – М.: Знание,1986.
  5. Гаврилин А. И., Косяков С. А. Азбука энергосбережения. Томск: Курсив плюс,1999.
  6. В.В., Горяев А.П. Основы Финансовой грамотности. - М.: Просвещение, 2015.
  7. Зверев А. Т. Экология: Учебник для 7 – 9 классов/ А.Т. Зверев, Е. Г. Зверева. Изд.3-е. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ЗАО «Дом педагогики», 2002.–336 с.
  8. Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/.
  9. Кабардин О.Ф. «Физика: справочные материалы», М. Просвещение, 1988 г.
  10. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы», М., Просвещение, 2002 г.
  11. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
  12. Рымкевич А.П. «Физика. Задачник. 10-11 класс», М., Дрофа, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Проверочная работа по разделу "СССР в середине 1960 - 1980- х гг.: кризис социально - экономической и политической системы". История России. 9 класс.

Данная работа включает в себя 3 задания по разделу истории России- "СССР в середине 1960-1980-х гг.: кризис социально-экономической и политической системы"- для двух вариантов...

Конспект урока истории "Социально-экономическое развитие России в 17 веке", 10 класс

Урок разрботан на основе использования приемов технологии критического мышления, дидактической технологии (опорный конспект) и ИКТ. Результатом данного урока должно стать создание видеофильма по данно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

9 класс: рабочий лист по теме «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»

Рабочий лист «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»...

Рабочий лист для проведения вводного урока по родной литературе (русской). 6 класс.

Рабочий лист - яркое дополнение к уроку. Повышает мотивацию и вызывает положителные эмоции....