Рабочая программа по географии 10 класс социально-экономический профиль
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также принимая во внимание подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, возникла необходимость в создании рабочей программы для учащихся социально-экономического профильного класса (10-11 классы). Кроме этого, по авторской программе 90% уроков должны проходить с использованием ресурсов Интернет, необходимо также наличие мобильного компьютерного класса с выходом в Интернет для самостоятельной работы учащихся на уроке. Таких условий на данный момент нет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
География | 341 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Усть-Илимска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Бусыгина М.И.»
Рассмотрено ШМО Протокол № ___ От «____»_______2012 г. Руководитель ШМО ____________ Корлякова Т.Г.. | Согласовано «__»_______2012г Зам директора по УВР ____________________ С.Т. Колмогорова | Утверждаю Приказ № ________ от «___»_____2012г. Директор МБОУ «СОШ № 8 им. Бусыгина М.И.» ___________ С.А. Асташова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География»
для учащихся 10 а класса (профильный уровень)
(2012-2013учебный год)
Образовательная область: естествознание
Разработал: Ларин М.С.,
учитель экономики, географии
I квалификационной категории.
2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлено на основе авторской программы: География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008.
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объеме 210 часов за два года (3 часа в неделю). Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Однако, проанализировав авторскую программу В.Н. Холиной, примерную программу для среднего (полного) общего образования по географии (профильный уровень), требования к уровню подготовки выпускника, а также принимая во внимание подготовку учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ, возникла необходимость в создании рабочей программы для учащихся социально-экономического профильного класса (10-11 классы). Кроме этого, по авторской программе 90% уроков должны проходить с использованием ресурсов Интернет, необходимо также наличие мобильного компьютерного класса с выходом в Интернет для самостоятельной работы учащихся на уроке. Таких условий на данный момент нет.
При составлении рабочей программы были использованы:
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.
- Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2008г.
Цели и задачи. Роль географии в формировании всесторонне развитой личности незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их профессиональной и бытовой деятельности — от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в coвременном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает вы строить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Курс непосредственно связан не только с пред шествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
Количество параграфов и количество уроков не имеют прямо пропорциональной зависимости, что предполагает реализацию индивидуальных траекторий обучения.
Особое внимание уделено практической значимости материала в будущей профессиональной деятельности. Специальные боксы «Карьера» (профессия — риелтор, профессия — районная планировка, профессия — реклама, профессия маркетинг и др.) не только дают общее представление о профессии, а главное — объясняют, как изучаемый материал может быть использован в настоящей профессиональной деятельности. В боксах приводятся дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной деятельности.
В курс впервые введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне. При этом боксы «География в действии» показывают, как данная теория используется на практике. Так, в качестве иллюстрации к модели центральных мест В. Кристаллера приведены результаты реализации проекта оптимизации сети сельских школ в РФ, который проводился на основе этой теоретической модели. Все теории в курсе сопровождаются информацией об их авторах: фотографии, краткие биографии помогают сделать научную деятельность ближе к реальной жизни.
Курс представляет географию в контексте мировых проблем современной науки и повседневной жизни. Практически ориентированные задания для классной и домашней работы нескольких уровней сложности позволят понять пространственную логику развития мировой экономики, культуры и политики и определить место России в ней.
В основу разработки курса положены широко освещенные за рубежом современные концепции размещения и взаимодействия различных сфер экономики, в том числе из распространенных популярных монографий географов с мировым именем (Д. Харвея, П. Хаггета и др.), что является новым словом в школьной географии.
В этом ключе сформулированы задания по курсу, предполагающие работу с многочисленными источниками информации для формирования важнейшей информационной компетенции. Эти задания являются разноуровневыми, что позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение.
Особое внимание уделяется организации изучения курса. Здесь используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, а значит, и ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
При этом материал представлен в заведомо избыточном объеме: если интересно, можно открыть соответствующий бокс, если нет — то наверняка заинтересует другой. Кроме того, некоторые боксы «мигрируют» по темам и главам. Например, при анализе урбанизации в развивающихся странах мира вы не нашли времени прочи тать про трущобную урбанизацию, но в главе 3, где обсуждаются проблемы формирования этнических кварталов и функциональных зон города, есть опять ссылка на этот бокс, и, может быть, в этом контексте он покажется более интересным. В боксах есть ссылки на соответствующие ресурсы Интернета, еще больше рас ширяющие и углубляющие знания.
Цели и планируемые результаты обучения (предметные, интеллектуальные)
Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно -культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это, наряду с фактологическими знаниями, является неотъемлемой составной частью ИУМК.
Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контур ной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласах по истории и экономике).
Структура курса. Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса «Общественная география современного мира» откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными Районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.
Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура», «Городские и сельские поселения», «Мировое хозяйство», «Устойчивое развитие») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа. Разделы состоят из отдельных тем, каждая из которых поддерживается комплексом практикумов и тестов (обучающего, тренировочного и контролирующего характера).
Психологическая характеристика 10 а класса.
Большинство учащихся учатся, получают знания для того, чтобы получить образование, поступить в ВУЗ с экономическим уклоном, соориенироваться в жизни. Познавательными мотивами, связанными с содержанием учебной деятельности, руководствуются большая половина учащихся. Велик процент учащихся, у которых преобладают внешние мотивы учения. Ребят надо обучать раскрывать последовательную систему целей. Пространственное воображение хорошо развито. Возникающий целостный образ проблемы обычно верен. Практические конструктивные способности, позволяющие быстро ориентироваться в ситуации на высоком уровне. Имеется база для формирования абстрактного мышления, однако оно развито лишь на среднем уровне. При необходимости упорядочения определенной информации делается опора на построение логики, но отсутствует чувство соразмерности отношений, поэтому часто делаются ошибки.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
• коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для поиска и сбора информации;
- умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать точку зрения, выслушивать одноклассников;
- самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
- расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
- искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
- применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
- участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
познавательные:
- понимать особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- осмысление основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
- анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
- сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
- анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
личностные
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
регулятивные:
- целеполагание (постановка учебной задачи);
- планирование хода рассуждений, составление плана рассказа;
- пошаговый контроль правильности написания буквы и слова, составления предложений;
- коррекция орфографических, смысловых и грамматических ошибок.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- Оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов.
- Оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе).
- Оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей.
- Выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации.
- Построение демографических пирамид и оценка экономических последствий изменения демографической структуры населения стран.
- Оценка стадии демографического перехода (по странам и регионам мира).
- Оценка влияния доли городского населения на уровень социально-экономического развития страны.
- Оценка сформированности систем городского расселения (с использованием правила «ранг—размер») и разработка оптимальных систем расселения.
- Анализ ценообразования на землю в конкретном городе (по функциональным зонам).
- Функциональное и экологическое зонирование территории города.
- Выбор оптимального места жительства в городе для людей разного уровня достатка и разных социальных групп.
- Оценка уровня социально-экономического развития страны по показателям структуры экономики.
- Оценка факторов размещения промышленных предприятий.
- Анализ статистики по внешней торговле в динамике (объемы, география и товарная структура экспорта и импорта) по странам и регионам мира.
- Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования. Выбор наиболее существенных признаков для районирования.
- Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования.
- Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа.
Формы занятий. Классная работа: урок-лекция, урок-семинар, урок-дискуссия, урок - «круглый стол», урок - контроль знаний, урок работы в Интернете, урок-практикум, урок-исследование (мини-проект).
Внеклассная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций.
Курс построен так, что базовый объем знаний, умений и навыков формировался во время классной работы. Учитель, в зависимости от уровня подготовки класса, его мотивированности, степе ни загруженности учащихся, может вообще отказаться от домашних заданий. Большое значение в структуре курса имеют практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с пакетом статистических материалов проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах раз личных социально-экономических типов.
Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы. Такая структура курса закладывает основы пространственно го мышления, позволяет лучше ориентироваться в современном мире.
Раздел 1. География в современном мире (8 часов)
География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения. Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук.
Законы размещения. Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космические снимки, системы подспутникового позиционирования.
Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (28 часов)
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты). Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государств. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (14 часов)
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира — абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типологии и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда, географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение.
Раздел 4. Население и культура (22 часов)
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.
Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Раздел 5. Городские и сельские поселения (18 часов)
Урбанизация как мировой процесс. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Границы и пределы роста города. Оптимальные размеры города. Функции городов в системе расселения. Город и окружающая среда. Системы расселения и их регулирование. Экономическая структура и микрогеография города. Рынок городских земель. Функциональные зоны. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте.
Раздел 5. Устойчивое развитие (12 часов)
Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы. Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования.
Закономерности пространственного экономического развития (центр — периферия, пространственные закономерности распространения нововведений, «полюса роста»). Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.). Киотский протокол.
Раздел 6. Мировое хозяйство (65 часов)
Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Динамика размещения хозяйства в исторической ретроспективе. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. Модели размещения отраслей национального хозяйства.
Первичный сектор: сельское хозяйство и добывающая промышленность.
География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и окружающая среда. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители продукции животноводства и земледелия. Тенденции развития сельского хозяйства мира. Продовольственная проблема. «Зеленая революция».
Добывающие отрасли. Экономическая оценка природных ресурсов (экономика природопользования). Лесное хозяйство и рыболовство.
Вторичный сектор. Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Закономерности размещения отраслей промышленности.
Современные тенденции развития и размещения промышленности мира. ТНК. Обрабатывающие отрасли. Экологические последствия развития промышленности.
Третичный сектор: сфера услуг. Мировая транспортная система (грузовой и пассажирский транспорт). Главные транспортные магистрали мира.
Связь. Финансово-кредитная сфера. Закономерности развития туризма. Рекламный бизнес. Образование. Офшорные районы мира. Международное разделение труда. Экономическая интеграция. Мировая торговля. Основные торговые пути древности и современности. Особенности специализации в мировой экономике регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социально-экономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта). Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения стран мира.
Раздел 7. Региональная характеристика мира (30 часа)
Повторение (7 часа)
Таким образом, разделы «Городские и сельские поселения», «Устойчивое развитие», которые в авторской программе рассматриваются в 11 классе, были перенесены в 10 класс.
В распределении количества часов произошли следующие изменения:
Раздел | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
География в современном мире | 13 | 8 |
Политическая карта мира: государства и границы. | 35 | 28 |
Богатство и бедность: типы стран. | 26 | 14 |
Население и культура. | 31 | 22 |
Городские и сельские поселения. | 20 | 18 |
Устойчивое развитие | 20 | 12 |
Мировое хозяйство | 65 | 65 |
Региональная характеристика мира. | 0 | 30 |
Повторение | 0 | 7 |
Уменьшение количества часов по разделам стало возможным из-за отсутствия необходимой технической базы (уроки, которые должны проходить с использованием компьютерного класса с выходом в Интернет), поэтому это не привело к изменению содержания обучения.
Так как выпускники старшей школы должны «уметь характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий», я посчитал необходимым включить раздел «Региональная характеристика мира», где рассматриваются регионы и некоторые страны мира. Знание особенностей стран и регионов мира необходимо для расширения кругозора учащихся и для формирования представлений о возможностях деловых и культурных контактов с данными странами. Кроме того, в заданиях части В (ЕГЭ), часто бывают задания, в которых по описанию надо узнать страну или регион мира.
Практические работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, в планировании не указаны.
В результате изучения курса географии в старшей школе учащиеся должны приобрести знания, умения и навыки, которые отражены в примерной программе среднего (полного) общего образования по географии для профильного уровня.
Литература:
- Гладкий Ю.Н.. Современный мир. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, рос. Акад. Образования, из-во «Просвещение» - М.: Просвещение , 2010.
- В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2008г
УМК:
- География. Профильный уровень. 10-11 кл.: кн. для учителя/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров и др. – М.: Дрофа 2008 г.
3. Географический атлас. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. — М.:, Роскартография, 2011. 2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 10 класс. — М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
1. Сиротин В.И. Тематический тестовый контроль. 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2003. 2. Сиротин В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. — М.: Дрофа, 2004.
2. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. — М.: Просвещение, 2007.
Тематическое планирование
№ п./п | Наименование разделов и тем | Всего часов | из них | ||||
Лабораторные и практические (тема) | Контрольные и диагностические материалы (тема) | Кол-во часов | Экскурсии | Примечание | |||
10 класс | |||||||
География в современном мире | 8 | Проект «Географическое положение и местоположение моего города | 1 | ||||
Влияния удаленности хозяйственных объектов от рыночного центра на эффективность производства | 1 | ||||||
«География в современном мире» | 1 | ||||||
Политическая карта мира: государства и границы | 28 | «Политическая карта мира» | 2 | ||||
«Территория и границы государств» | 2 | ||||||
«Политическая карта мира №2» | 2 | ||||||
Богатство и бедность: типы стран | 14 | «Богатство и бедность стран» | 2 | ||||
Наименее развитые страны | 1 | ||||||
«Типы стран современного мира» | 2 | ||||||
Население и культура | 22 | «Население мира» | 2 | ||||
Природные, политические и техногенные катастрофы, и их влияние на размещение населения | 1 | ||||||
«Культура. Религия» | 2 | ||||||
«Анализ и сравнение половозрастного состава населения» | 2 | ||||||
Городские и сельские поселения | 18 | «Урбанизация» | 2 | ||||
Практическая работа «Агломерации и мегаполисы» | 2 | ||||||
Практическая работа «Трудовые ресурсы» | 1 | ||||||
«Городские и сельские поселения» | 1 | ||||||
Устойчивое развитие | 12 | «Граница. АТУ» | 1 | ||||
Итоговое обобщение | 1 | ||||||
ИТОГО: | 102 | 29 |
Календарно – тематическое планирование курса География
10 класс 102 часа.
№ урока | Названия разделов, тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Тип урока. Лабораторные и практические работы | Элементы предметного содержания | Планируемый результат (Личностный, метапредметный и предметный) | Контроль, измерители | Выход на ГИА, ЕГЭ | |
в уч. г. | раздела | ||||||||
Раздел 1 География в современном мире (8 часов) Цели: Образовательные: Освоения материала для определения места географии в системе наук и практике хозяйственного и социально-экономического развития. Овладения представлениями о методе как способе познания окружающей действительности; с предметом, методами и объектом изучения географии. расширения представлений о практическом значении географии для жизни и бизнеса. Воспитательные, развивающие: Формирование у учащихся познавательных мотивов при изучении географии. Развитие навыков аналитического мышления. Развитие умения работать с различными источниками информации, сопоставление картографических материалов, навыки чтения карты. Развитие навыков получения и анализа информации из картографических источников и Интернета, комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории, математики). Применение теоретических знаний на практике, умение использовать ГИС. | |||||||||
1 | 1.1 | Место географии в системе наук. Возможности, которые дает география для жизни и работы | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Накопление человеком знаний о своем окружении, путешествия и исследование неизвестных ранее территорий способствовали выделению географии в особую отрасль знаний. Эратосфен. География - самостоятельная наука. И. Кант и его классификация наук. Географическое положение. Законы размещения. Геоинформационные системы. Системы подспутникового позиционирования. Космический мониторинг Земли. Как изменится размещение зон с сельским хозяйством различной специализации и разной интенсивности и, соответственно, прибыльности, если через наш город протекает судоходная река в направлении с северо-запада на юго-восток | Называть (показывать): Основные объекты исследования социально-экономической географии. Задачи ее роль в науке, накопление географических знаний. Объяснять: исторические особенности формирования главных географических законов. Приводить примеры: методов географических исследований, средств и способов фиксации результатов исследований. Определять: экономико-географическое положение стран, регионов и территорий. Называть: признаки понятий «географическое положение». Определять: по источникам ГП объекта, доказывают его не только на выбор места для строительства экономических объектов, городов, но и активное воздействие на их функционирование. Обсуждение решения задач географических олимпиад. Формирование представления о влиянии фактора географического положения на возникновении городов и об изменении этого фактора во времени; Развитие аналитических способностей учащихся. Знать: особенности ЭГП области, площадь территории. АТУ устройство области, протяженность с севера на юг и с запада на восток, регионы с которыми граничит. Уметь: описывать ЭГП области, сравнивать её с размерами других субъектов РФ и зарубежных стран, работать с картами атласа и контурными картами, объяснять значение для жизнедеятельности ЭГП. Называть: различные типы географических карт. Объяснять: зачем нужны адолженоческие карты на практике. | Индивидуальная | ||
2 | 1.2 | Концепция географического положения. | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
3 | 1.3 | Влияние ГП на возникновение и рост городов в разные исторические периоды | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповая | ||||
4 | 1.4 | Проект | 1 | Практикум | групповая работа | ||||
5 | 1.5 | Методы географических исследований | 1 | Практикум | Групповой | ||||
6 | 1.6 | Модели в географии. Модель Тюнена | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
7 | 1.7 | Влияния удаленности хозяйственных объектов от рыночного центра на эффективность производства | 1 | Практикум | Индивидуальный | ||||
8 | 1.8 | Тестирование «География в современном мире» | 1 | Тестирование | устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов. | Индивидуальный | |||
Тема 2. Политическая карта мира: государства и границы (28 часов) Цели: Образовательные: Способствовать освоению системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, изучение и первичное осознание работы с политической картой. Освоение навыков работы с периодической печатью, телеинформацией, пользоваться материалами Интернет-ресурсами по теме, анализа изменений, происходящих в мире, о новой типологии стран мира и отражать их на ПКМ. Способствовать формированию блока фактологических знаний по избранным странам и территориям мира, о составе территории государства, правилах проведения государственных границ, причинах территориальных споров между государствами. Воспитательные, развивающие: Развитие навыков логического мышления, анализа и поиска информации, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, анализировать содержание картографических материалов. Формирование межпредметных связей (география – история). Способствовать развитию навыков создания презентаций, работы в команде, умения участвовать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения, работы в составе творческого коллектива, развитие коммуникативной компетенции (умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее); навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов. Развитие навыков текстового оформления выполненной исследовательской работы (составление аналитических записок по научной теме), разбиения массива информации по выбранным основаниям (показателям). Создать условия для знакомства с основными направлениями политической географии и основными геополитическими теориями и школы геополитики. | |||||||||
9-10 | 2.1. | Этапы формирования политической карты мира | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, адолженоческие (от греч. Theos – бог, kratos – власть) монархии. Республики. Государства в составе Содружества. Унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация. Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий. Международные территории и акватории. Территории и акватории, имеющие статус международных: Антарктика, открытое море, воздушное пространство над открытым морем, дно морей и океанов за пределами исключительной экономической зоны, международные реки, проливы, каналы, космическое пространство. Размер территории государства, его географическое положение. Изменение площади и адолженоческого положения государств. | Называть что такое политическая карта мира независимое государство, государства Содружества федерация и унитарное государство, что входит в состав территории государства, что такое государство. Определять: по источникам (таблицам, картам, статистическим данным) особенности независимых государств формы правления формы АТУ. Показывать по карте страны разных форм правления, самопровозглашенные и непризнанные государства, территории и акватории, имеющие статус международных. Те географические объекты, о которых идет речь, на общегеографической карте и создают свою картосхему «Последние изменения на политической карте». Дают характеристику государств по форме правления. Типам границ: сухопутные, морские (адолженоальные воды, экономическая зона). Применение теоретических знаний на практике. Прогнозируют будущее непризнанных и самопровозглашенных государств. Появление новых стран, последствия их появления. Проблемы, связанные с нарастанием нефтеперевозок, других социально значимых грузов (использование каналов, проливов). Возможные изменения состава территории государств в связи с освоением новых территорий. | Групповой | 6.1 Многообразие стран мира. Основные типы стран 6.2 Современная политическая карта мира | |
11-13 | 2.2. | Объекты политической карты мира | 3 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
14-15 | 2.3. | Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства? | 2 | Комбинированный | Групповая | ||||
16-18 | 2.4. | Формы государственного устройства и правления | 3 | Комбинированный | групповая работа | ||||
19-20 | 2.5. | Практическая работа «Политическая карта мира» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
21-22 | 2.6 | Организация территории государства | 2 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой | ||||
23-24 | 2.7. | Геополитическое положение стран и регионов. Территориальные споры | 2 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
25-26 | 2.8 | Геополитика | 2 | Комбинированный | Групповой | ||||
27-28 | 2.9 | Практическая работа «Территория и границы государств» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
29-34 | 2.10 | Международные политические организации. ООН. | 6 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой | ||||
35-36 | 2.11 | Тестирование «Политическая карта мира №2» | 2 | Обобщение и систематизация | устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов. | Индивидуальный | |||
Раздел III Богатство и бедность: типы стран (14 часа) Цели: Образовательные: Определение понятий «развитие», «классификация» и «типология стран». Выбор показателей, определяющих уровень и тип развития страны. Создать условия учащимся для знакомства с географическим положением стран с высокими и низкими показателями ВВП; с региональным распределением «богатства» и «бедности», с делением стран на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой; сформировать представление о роли развитых, развивающихся и стран с переходной экономикой в мировом хозяйстве, рассмотрения наименее развитых стран мира, их географического положения, особенности хозяйства и причины, способствовавшие низкому уровню социально-экономического развития. Создать условия для закрепления знания по географическому положению стран мира, для знакомства с основами факторного анализа (выбор наиболее значимых факторов). Воспитательные, развивающие: Развитие умения логически мыслить и искать недостающую информацию для подтверждения своей точки зрения. Способствовать освоению системы географических знаний об одной из ветвей экономической и социальной географии мира – населении, для понимания предмета и задач современной демографической науки. ЕЕ роли в системе, жизни общества, решения демографических проблем современного общества. Воспитание толерантности к другим народам, культурам, и религиям. Освоение навыков слушать лекцию с опорой на простой план. Развитие умений работать с источниками информации, сравнивать, выбирать и анализировать показатели, развитие навыков конспектирования, анализа содержания картографических материалов. Практическое применение теоретических знаний по теме «Показатели уровня социально-экономического развития стран». Создать условия для отработки навыков работы в составе творческого коллектива, развития коммуникативных компетенций (умения высказывать свою точку зрения и отстаивать ее), отработка навыков поиска нужной информации в статистической базе данных и в Интернете. Создать условия для овладения методами графического представления статистической информации, для развития навыков составления тематических диаграмм, навыков составления аналитических записок по научной тематике, реферирования и поиска нужной информации в тексте учебника, навыков создания творческих картосхем и их анализа, выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения, развития навыков сопоставления картографической информации по географическим объектам, формировать межпредметные связи: география – история. | |||||||||
37 | 3.1 | Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Методы оценки уровня развития страны: Классификация стран и территорий мира Всемирным банком по уровню ВНД на душу населения. Три основные группы стран: с низким доходом; со средним доходом (в том числе с доходом ниже среднего и выше среднего); с высоким доходом. ВНД на душу населения – объективный показатель, который отражает состояние экономики страны. Группа развивающихся стран с критическим уровнем внешней адолжености. Экономически развитые страны и их подгруппы. Развивающиеся страны и их подгруппы. Страны с переходной экономикой. ВВП стран мира – главный критерий экономического развития страны. Многообразие стран мира. Географическое положение более развитых и менее развитых регионов мира: богатый Север – бедный Юг. Урбанизированность страны; ЭРС: главные капиталистические страны; экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы; страны переселенческого капитализма; страны с переходной экономикой. | Называют методы оценки уровня развития страны. Применяют в процессе учебного познания понятия: валовой внутренний продукт (ВВП); валовой национальный доход (ВНД). Объясняют: методы оценки уровня развития страны: и количественной. Классифицируют страны по показателям уровня развития и качества жизни. Сравнивают два главных показателя уровня развития страны: ВВП и ВНД. Методы подсчета ВНД. Характеризуют: демографические показатели. Показатели качества жизни. Индекс развития человеческого потенциала. Прогнозируют изменения в соотношении ВВП стран мира, в том числе и России. Называют методы классификации стран мира. Группы по СЭР. Сравнивают карту-анаморфозу ВВП (другой вариант – населения) с политической картой мира из атласа. Умеют показывать по карте страны, относящиеся к различным группам по типологии и их столицы. Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира. Объясняют: исторические особенности формирования ПК мира (богатый Север – бедный Юг). | Групповой | ||
38 | 3.2 | Где и почему расположены богатые и бедные регионы мира? | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
39 | 3.3 | Типология и классификация Всемирного банка, Международного валютного фонда | 1 | Комбинированный | Групповая | ||||
40-41 | 3.4 | Контрольная работа «Богатство и бедность стран» | 2 | Практикум | индивидуальный | ||||
42 | 3.5. | Многообразие стран современного мира | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | групповой | ||||
43-44 | 3.6 | Многопризнаковая классификация стран | 2 | Комбинированный | Групповой | ||||
45 | 3.7 | Классификация развивающихся стран по географическому положению | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
46 | 3.8 | Наименее развитые страны | 1 | Практикум | Индивидуальный | ||||
47 | 3.9 | Типы стран современного мира | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Индивидуальный | ||||
48 | 3.10 | Анаморфированное картографическое изображение | 1 | Комбинированный | Групповой | ||||
49-50 | 3.11 | Контрольная работа «Типы стран современного мира» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
Тема 4. Население и культура (22 ч) Цели Образовательные:- Создание условий для ознакомления с научными и ненаучными гипотезами происхождения человека, основными положениями французской школы «географии человека»; с переписями населения как основным источником информации о его численности первые переписи и первые демографы (У.Петти). Узнать страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения; о динамике численности населения мира. - Создание условий для получения знаний о демографической (половозрастной) структуре населения в странах разных типов, об изменении демографической структуры населения и экономической ситуации в стране. - Формирование у учащихся понимания взаимосвязи природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения; об абсолютных и относительных демографических показателях, о взаимосвязи демографических показателей и уровня социально-экономического развития страны. - Создание условий для ознакомления с главными направлениями межконтинентальных миграций (ХV – XX вв.) и их причинах и следствиях; формирования представления об основных элементах культуры и этносах как носителях культуры. - Создание условий для знакомства с историей развития этносов (русского и (или) другого по выбору); с процессами формирования территориальных различий в языках и о распространении языков по территории Земли, о роли языков в формировании культурных различий. Для знакомства с понятиями государственного языка и двуязычия; основными религиями и особенностями их размещения; знакомства с религиозными догмами, влияющими на хозяйственную жизнь людей и использование природных ресурсов. Воспитательные, развивающие:- Создание условий для развития умения работать с источниками информации; сопоставления картографических материалов, навыков чтения карты. Изучение информационных ресурсов Интернета. - Развитие навыков конспектирования и анализа содержания картографических материалов, - Развитие географического аналитического мышления; навыков публичных выступлений; - Развитие навыков комплексного аналитического мышления с привлечением материалов смежных дисциплин (истории). Выявление взаимосвязи между миграциями и распространением культуры (языков, религий). – Создание условий для развития навыков создания творческих картосхем и их анализа для оценки стадий демографического перехода по странам и регионам мира, развития навыков выбора нужной информации для подтверждения своей точки зрения. | |||||||||
51 | 4.1 | Где и когда появились люди на Земле? | 1 | Изучение и первичное закрепление | Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов. Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций. | - особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; - этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; - занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; -крупнейшие города и агломерации мира; - причины и виды миграций; - уметь определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; - определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; оценивать: - обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; - строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы. - культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; Оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду; - экологические ситуации в отдельных странах и регионах; - тенденции и пути развития современного мира. Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; - работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный); составлять и презентовать реферат; - участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; | Групповой, | 3.3. Динамика численности населения Земли. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика 3.7 Уровень и качество жизни населения 3.4 Половозрастной состав населения 3.8 Структура занятости населения 3.6 Миграция. Основные направления и типы миграций в мире | |
52 | 4.2 | Демографическая политика. Этнический состав населения. | 1 | Комбинированный | Групповой | ||||
53 | 4.3 | Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства. | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
54-55 | 4.4 | Возрастная структура населения | 2 | Комбинированный | индивидуальный контроль. | ||||
56-57 | 4.5 | Контрольное тестирование «Население мира» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
58 | 4.6 | Размещение населения по территории Земли | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой, индивидуальный | ||||
59-60 | 4.7 | Миграции населения. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | ||||
61 | 4.8 | Природные, политические и техногенные катастрофы, и их влияние на размещение населения | 1 | Конференция | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
62 | 4.9 | География культуры. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой, индивидуальный | ||||
63-64 | 4.10 | Национальные меньшинства и этническая дискриминация | 2 | Комбинированный | Групповой | ||||
65-66 | 4.11 | Религии народов мира | 2 | Комбинированный | Групповой | ||||
67 | 4.12 | Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
68-69 | 4.13 | Контрольная работа «Культура. Религия» | 2 | Практикум | Индивидуальный | ||||
70 | 4.14 | Историко-культурные районы мира | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
71-72 | 4.15 | Практическая работа «Анализ и сравнение половозрастного состава населения» | 2 | Практикум | 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира. | Индивидуальный | |||
Раздел 5. Городские и сельские поселения (18 часов) | |||||||||
73 | Урбанизация как мировой процесс | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Влияние этнических, исторических, географических особенностей на формирование трудовых навыков населения и развитие производства. Занятость населения. Оценка и баланс трудовых ресурсов. Проблемы занятости и безработицы в странах мира | Называть и / или показывать:
объяснять:
Устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | Групповой, индивидуальная | 3.7 Уровень и качество жизни населения | ||
74 | Границы и пределы роста города | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой | |||||
75 | Функции городов в системе расселения | 1 | Комбинированный | Групповой | |||||
76 | Город и окружающая среда | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный | |||||
77 | Экономическая структура и микрогеография города | 1 | Комбинированный | Групповой | |||||
78-79 | Контрольная работа «Урбанизация» | 2 | Практикум | индивидуальный | |||||
80 | Крупнейшие города и городские агломерации мира | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой, индивидуальный | |||||
81 | Мегалополисы мира | 1 | Комбинированный | Групповой | |||||
82-83 | Практическая работа «Агломерации и мегаполисы» | 2 | Практикум | Индивидуальный | |||||
84 | Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты. | 1 | Изучение и первичное закрепление знаний | Групповой, индивидуальный контроль | |||||
85 | Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль | |||||
86 | Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. | 1 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль | |||||
87-88 | Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов. | 2 | Комбинированный | Групповой, индивидуальный контроль | |||||
89 | Практическая работа «Трудовые ресурсы» | 1 | Практикум | Индивидуальный | |||||
90 | Контрольное тестирование «Городские и сельские поселения» | 1 | Обобщение и систематизация | Индивидуальный | |||||
Раздел 6. Устойчивое развитие 12 часов | |||||||||
91 | 6.1 | Районирование и административно-территориальное деление | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний - комбинированный | Районирование и административно-территориальное деление. Географические границы.Основы электоральной географии. Нарезка округов для голосования. Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов (в том числе в России). Региональная политика и методы ее проведения в странах различных социально-экономических типов. Региональный монополизм и региональная политика. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблема устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.). Киотский протокол. | Определять рациональность и нерациональность использования ресурсов. Условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций. Последствия антропогенного загрязнения геосферы и окружающей среды в целом. Анализировать карты, проблемные вопросы. Строить прогноз. Проведение многопризнакового и однопризнакового районирования. Выбор наиболее существенных признаков для районирования. Оценка качества административно-территориального деления и нарезки округов для голосования. Оценка распределения национального дохода между районами страны: построение кривой Лоуренса и картографирование результатов анализа. | Групповой, индивидуальный контроль. | ||
92 | 6.2 | Основы электоральной географии | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
93 | 6.3 | Региональное неравенство и территориальная справедливость | 1 | Комбинированный | Групповой, | ||||
94 | 6.4 | Практическая работа «Граница. АТУ» | 1 | Практикум | Практикум | ||||
95 | 6.5 | Региональная политика и методы её проведения в разных странах | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Групповой, индивидуальный контроль. | ||||
96 | 6.6 | Энергетическая проблема | 1 | Комбинированный | Индивидуальный | ||||
97 | 6.7 | Сырьевая проблема. Экологическая проблема | 1 | Комбинированный | Групповой, | ||||
98-99 | 6.8 | Демографическая, продовольственная проблемы | 2 | Комбинированный | Групповой, | ||||
100-101 | 6.9 | Проблема и разоружения. Киотский протокол | 2 | Комбинированный | Групповой, | ||||
102 | 6.10 | Итоговое обобщение | 1 | Обобщение и систематизация знаний | индивидуальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)
Рабочая программа . 10-11 класс (база и профиль)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» 9 класс
Цель курса:формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающися на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка...
Рабочая программа. Математика. 11 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа. Математика. 10 класс (социально-гуманитарный профиль)
УМК: Алгебра и начала математического анализа, учебник для 10-11 кл. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др. - М. Просвещение, 2015г....
Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)
Рабочая программа по географии 11кл (соц-экон. профиль)...
Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)
Рабочая программа по географии 10кл (соц-экон. профиль)...