Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_schastliv_sluch._r.o.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Счастливый случай»  по теме:

«Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».

7 кл.

                                                                              Учитель географии первой категории       Ефимако Л.М.

                       

Цель урока: проверка знаний учащихся об основных особенностях климата, рельефа, растительного и животного мира Ростовской области, умений работать с картой, систематизировать материал, строить доказательные выступления, анализировать и составлять графики, развитие познавательной деятельности учащихся.

Оборудование: Физическая карта Ростовской области, атласы, фишки разных цветов для индивидуального оценивания учащихся.

Ход урока

1.Подготовительный этап

Класс разбивается на команды. Выбираются капитаны. Команда обдумывает название.

2. Проведение игры

Разминка

Загадки:

Фырчит, рычит,                                      По синему морю
Ветки ломает,                                          Белые гуси плывут.  
(Облака)
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его.
Да не видишь его.
(Ветер)

Под стеклом сижу,                                         Как будто из меди его лепестки,

На север и на юг гляжу                                  И стебель свинцового цвета.

Со мною пойдёшь –                                        Стоит на кургане у самой реки

Дорогу обратно легко найдёшь. (компас)     Цветок несгибаемый ветром.    

                                                                                                 (бессмертник)

Вот вам лёгкая шарада:                                    Вечером наземь слетает,

К ноте "Н" прибавить надо.                             Ночь на земле пребывает,

Нота больше не поёт,                                       Утром опять улетает.     (Роса)         

А рекой она течёт.    (До + Н = Дон.)

Конкурс капитанов

Знание географической номенклатуры – работа с картой у доски.

  1. Река, которая дважды пересекает Ростовскую область.
  2. Всем известны строки поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья - дуб зелёный.  Златая цепь на дубе том... А знаете ли вы, где находится это «лукоморье» ?

  1. Самое высокое и самое низкое места на территории Ростовской области?
  2. Где находится географический центр нашей области?
  3. Самая длинная река Ростовской области?
  4. Возвышенность на севере Ростовской области?
  5. Три реки, на которых стоит г.Белая Калитва?
  6. Крупный правый приток реки Дон?
  7. Водохранилище на востоке Ростовской области?

Вопросы командам

  1. Термин – понятие.

Команде «Дон»: рельеф, изотермы, испарение, засухи, платформа, пойма реки.

Команде «Ветер»: плита, река, климатообразующие факторы, туман, почвы, ландшафт.

Команде «Дрофа»: ПТК, «роза ветров», климат, терраса, овраг, гумус.

  1. Выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Команде «Дон»: Почему преимущественная часть полезных ископаемых находится в осадочных пластах Русской платформы?

Команде «Ветер»: Имея в виду зависимость климата от географической широты, сделайте предположение о том, где должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы.

Команде «Дрофа»: Почему, имея выход в Азовское море, на территории Ростовской области формируется континентальный тип климата?

  1. Географическая задача. Составьте рассказ из 5-6 предложений на тему «Рельеф» по опорным словам, не нарушая последовательности: Донецкий, кряж, запад, Ростовская область, 298м., полезные ископаемые.
  2. Построение графиков.

Команде «Дон»: Построить «розу ветров» для г. Белая Калитва.

Команде «Ветер»: Построить график годового хода температур для г. Белая Калитва.

Команде «Дрофа»: Построить «розу ветров» для г.Ростов-на-Дону.

Выводы.

  1. Задания на прогнозирование географических ситуаций (опережающее задание).

Составить климатическую карту Ростовской области в период с 2015 до 2020гг.

Защита работы.

3.  Подведение итогов

Вывод по теме: закончите предложения, которые написаны на доске (фронтально)

В основании расположена …. платформа и … плита.

Преобладают равнины высотой от … до … м.

Наибольшая высота - …

Ростовская область богата разнообразными ...

Течение рек-…

Климат Ростовской области-…

Ростовская область находится в…природной зоне.

Выставление оценок (победившая команда получает «5», по количеству фишек производится индивидуальное оценивание ), определение самого главного в уроке, трудного, интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

Конспект урока "Природно-ресурсные основы экономики Амурской области»

Тема «Природно-ресурсные основы экономики Амурской области» изучается на уроках экономической географии в региональном компоненте. Минерально-сырьевые ресурсы Амурской области занимают заметное ...

конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"

конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  на уроке рассмарива...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА географии на тему «Природно – ресурсный потенциал мира» (практическое занятие) 8класс

Урок разработан на основе ФГОС. Цели урока:1. Формировать знания учащихся о природных ресурсах, их многообразии и классификации. Рассмотреть термин ресурсообеспеченность, отработать практические умени...

Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"

Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...