Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_urok_ural9.docx | 53.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Долматовская ООШ №16
Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.
учитель географии
Егорова М.Н.
2012г.
Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
- Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
- Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая и административно-политическая карты России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство; контуры Центрально-Черноземного, Северного, Северо-Кавказского экономических районов; портреты А.Е. Ферсмана, П.П. Бажова; иллюстрации Кунгурской, Каповой пещер и реки Чусовой; презентация «Минералы Урала».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
II. Проверка знаний.
Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.
Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).
Учитель: На сколько экономических районов по «госплановскому делению» 1961 года разделена территория России?
Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).
Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?
Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.
Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.
- Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
- Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
- Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)
- В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
- Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
- В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
- «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)
Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район (показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов)
III. Изучение нового материала.
Эпиграф на доске:
Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев
Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.
Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.
Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).
Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.
Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.
Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.
Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?
Ученики: Это города-миллионники.
Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:
- Положение района на территории страны.
- Соседние районы, государства.
- Выход к морю
- Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
- Транспортное положение.
Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря
С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).
Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)
Работа с учебником.
Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия?
Ответы учащихся.
Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.
Ученики: Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.
Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?
Ученики: Минеральные.
Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.
Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.
Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.
А с чем связано размещение полезных ископаемых?
Ученики: С геологическим строением.
Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?
Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)
Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).
Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Ученики: нефтью, углем, газом.
Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?
Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.
Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.
Ученики: Верхнекамский бассейн.
Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова).
Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.
Учитель: Это минералы. Академик Ферсман (показываю портрет) назвал Урал «жемчужиной минерального царства», «минералогическим раем». Здесь обнаружено более 5 тысяч минералов. В Ильменском заповеднике на площади 303 кв. км. сосредоточено 5% всех минералов Земли!
Вот они, минералы, прославившие Урал! (Презентация Упакована совместно со звуковым файлом сопровождения).
Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.
40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.
Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.
Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?
Ученики: на юге района (зона степей)
Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматьсяземледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?
Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.
Учитель: Какое развито животноводство?
Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.
Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …
Ученики: воды.
Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема?
Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).
Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.
Самостоятельная работа с контурной картой: Предложить свой путь решения водной проблемы Урала.
Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.
Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.
IV. Рефлексия.
Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?
Ученики: Уральский.
Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:
Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.
В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).
Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.
Ответы учащихся.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).
V. Домашнее задание:
§ 52,вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.
Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения....
2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...
Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"
Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...
Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Реки России"
Цели урока:1. Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годово...
План – конспект урока решения практических задач в 8 классе по теме: "Законы и закономерности в цепи постоянного тока" с применением метода проектов
Приводится план-конспект урока физики с использованием метода проектов...
Конспект урока по географии для учащихся 8 класса по теме: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.
Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...
Методическая разработка открытого урока по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"
Открытый урок по географии в 9-м классе на тему "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал"...