конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
конспект урока по географии в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения
УМК И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,
на уроке рассмаривается понятие "природные ресурсы" и особенности классификации природных ресурсов, определяются проблемы использования природных ресурсов и намечаются пути их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii.docx | 28.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Природно - ресурсный потенциал России
Цели:
- Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.
- Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
- Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,
атласы 8 кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания:
Какие секторы входят в первичный сектор экономики?
Какие из них ведущие?
Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?
Какова роль первичного сектора экономики?
2. Изучение нового материала:
Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете? Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ). Начнут участники под буквой «Б» (на время). Далее, опрос участников.
Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.
Учитель: Так что же такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.
(Учащиеся предлагают варианты)
Учитель: Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.
Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства. Слайд 1
(учащиеся записывают определение в тетрадь)
Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).
Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь. Слайд 2
Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.
Следующее задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» (подумай-запиши-обсуди в команде)
Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)
Могут ли природные условия стать природными ресурсами?
Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?
Ученики: На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например - солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.
Учитель: Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.
Работа по таблице. вопросы по таблице:
- Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
- Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?
Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.
1. По происхождению : Слайд 3.
- водные
- биологические
- земельные
- минеральные
2. По характеру использования: Слайд 4.
А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)
Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)
В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)
Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.
Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени
Какими ресурсами богата Россия? (да).
Какие ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).
Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Слайд 6.
В чем особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром по плечу обсудите свой выбор. Начнёт участник под буквой «А». Каждому участнику даётся по 30 сек.
Ответы учащихся
В ходе беседы выясняются причины:
1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.
2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений
3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой
4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья
Каковы пути решения проблемы?
В ходе беседы находятся пути решения:
1. Бережное, экономное использование природных ресурсов
2. Применение современных энергосберегающих технологий
3. Повышение качества продукции
4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)
Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.
Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.
Крупные территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.
На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России
3. Обобщение.
А теперь давайте ответим на вопросы:
- В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
- В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)
- Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
- Пути решения.
- бережное, экономное использование ПР
- применение современных энергосберегающих технологий
- повышение качества продукции
- использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.
Слайд 7.
4. Итоги урока. Выставление оценок.
5. Д/З п. . Дайте оценку природных условий и ресурсов РТ для жизни и деятельности человека
Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.
Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по английскому языку на тему "Россия" 10 класс
Технология критического мышления...
План -конспект урока в 10 классе "Самоуправление в России"
Урок был проведен накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые совпали с выборами в органы местного самоуправления.Цели урока:Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в...
конспект урока по теме "Гражданская война в России"
На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....
конспект урока в 5 классе по теме "Россия"
Подготовка учащихся к рассказу о географическом положении России...
конспект урока географии в 8 классе "Рельеф России"
конспек урока в 8 классе "Рельеф России"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...
План - конспект урока в 6 классе "Пасха в России и Великобритании"
Современное общество стало остро нуждаться в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, толерантное отношение к другим. Поэтому данный урок направлен на проце...