Дидактические возможности методов и приёмов обучения географии с использованием ИКТ
опыты и эксперименты по географии по теме
Данный материал знакомит педагогов с опытом работы учителя географии высшей квалификационной категории Давиденко Елены Владимировны.
В презентации представлены основные разделы педагогиченского опыта:
- целостное описание опыта;
- его результативность (схемы, диаграммы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация опыта работы по теме: "Использование ИКТ на уроках географии" | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условие возникновения и становления опыта. В настоящее время правительство Российской федерации во главе с президентом Дмитрием Медведевым уделяет большое внимание воспитанию информационной и коммуникационной культуры подрастающего поколения. В его выступлении на II Общероссийском гражданском форуме в Москве (Манеж) в январе 2008 года было сказано: «Очень важной является та информационная революция, которая проходит во всем мире. Она и дальше будет идти, и мы должны в эту революцию, в эти процессы «встроиться» грамотным образом, не подрывая нравственные устои и в то же время, не выталкивая самих себя на обочину информационного развития».
Опыт показывает, что чем раньше ученики начинают «общаться» с компьютером, тем психологически свободнее они ощущают себя в диалоге с компьютером, тем больше школьники убеждаются, что компьютер – полезный инструмент, который может служить источником знаний, а не только игрушкой. Широкие возможности в использовании компьютера открыло подключение школы к Интернет — сети в 2002 году. Это значительно позволило расширить возможности получения информации из различных источников, учить работать с информацией: найти, осмыслить , использовать.
В школе функционирует сервер, на котором сформированы предметно-коммуникативные области, содержащие материал по различным предметам, в том числе и по географии. Наличие локальной сети позволяет использовать их как при подготовке к уроку, так и непосредственно во время урока. Учитель географии располагает большим набором различных мультимедийных пособий, который расширяет возможности использования ИКТ на уроках географии. В опыте работы сложилась определенная система использования мультимедиа на уроках различных типов.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь не просто использовать современные технологии обучения предмету, но использовать их эффективно, находясь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий, и интерактивных досок в частности. Являюсь участником современных интерактивных проектов, что позволяет мне успешно осуществлять обучение учащихся, давая им необходимые знания и развивая их информационно-коммуникационные компетенции. Свои достижения в области информационных технологий демонстрирую при проведении открытых уроков, на семинарах различного уровня.
В последнее время в связи с внедрением ИКТ в образовательный процесс произошла своего рода революция в области технических средств обучения. Выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно, изменились привычки и навыки получения информации. Школьное образование должно учитывать эти изменения и, в известной степени, приспосабливаться к ним. Сегодня учителям открыты огромные возможности преподавания по-новому: применение компьютерной техники в учебном процессе, разнообразие информации, которую приобретают мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет.
Использую ИКТ для оформления на экране всех дидактических частей урока, поэтому перестаю быть для ученика единственным носителем истины и становлюсь партнером. Демонстрационный интерактивный материал делает урок более увлекательным, богатым по содержанию. Восприятие материала происходит по принципу текст - звук - видео – цвет, создаётся возможность совершения виртуального путешествия в тему. Учитывая, что необычайно широкий доступ к информации, а также чрезвычайное облегчение обработки, компилирования и сопоставления различной информации делают возможным более широкое использование уже известных педагогических приемов, определена тема исследования: «Дидактические возможности методов и приёмов обучения географии с использованием информационно-коммуникационных технологий».
В настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Но мало просто использовать эти средства, необходимо научиться использовать их эффективно. На фоне единого информационного пространства меняются взаимоотношения учителя и ученика. Теперь преподаватели и дети вместе ищут информацию, анализируют её и создают уроки. Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора.
Уроки географии с использованием ИКТ кроме учебных целей по предмету имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся: получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, интерактивные доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео и аудиотехника, интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы, интерактивные конференции и конкурсы, материалы для дистанционного обучения, научно-исследовательские работы и проекты. дистанционное обучение
Изучив и проанализировав опыт применения ИКТ в учебной деятельности, результаты работы учащихся на уроках географии, можно прийти к выводу, что подобный инструментарий повышает эффективность образовательного процесса, работа с интерактивными досками, электронными учебниками и пособиями, электронными энциклопедиями и справочниками улучшает восприятие материала учащимися. Используя интерактивную доску, отмечаю, что на таких уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Современной парадигмой учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющей. В качестве интеграционного явления выступает компьютеризация учебного процесса естественного цикла.
Применяя ИКТ на своих уроках, заметила, что соединение географического образования с компьютерными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: Компьютер служит тем связующим звеном, с помощью которого налаживается естественное взаимодействие всех организационных форм учебно-познавательной деятельности учащихся – урочных, контрольных занятий и самостоятельной работы. Компьютерные технологии способствует активизации аналитической деятельности обучаемых. Компьютерная экспансия в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения. Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности
Внедрение в структуру урока использование компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся, повышает качество обучения. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса. В ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию приобщаю учеников к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний. На своих уроках применяю следующие программы:
Создание особой увлекательной среды учебного познания; достижение максимального педагогического эффекта в условиях разумного включения средств ИКТ в сложившуюся методическую систему работы учителя; повышение эффективности использования информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности для стимулирования самостоятельной поисковой деятельности учащихся, для подготовки выпускника к жизни в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, для подготовки его к восприятию различной информации и пониманию ее.
Работа написана с целью обмена опытом использования информационно-коммуникационных технологий на уроках, с помощью которых можно значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе учебной и внеучебной работы.
В отношений учащихся к использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках. Опрос проводился по следующим критериям: люблю уроки с использованием ИКТ; выгодно изучать предметы с использованием ИКТ; трудно сочетать изучение предметов и ИКТ; не люблю уроки с использованием ИКТ. В итоге, появилась следующая диаграмма, из которой видно, что уроки с использованием ИКТ полюбились учащимися (85%), а 96% понимают, что сегодня нельзя изучать предметы без применения информационно-коммуникативных технологий.
V . Презентации - плакаты. Они должны иметь минимум текстового сопровождения, обязательно единый светлый шаблон, много карт, схем, фотографий, приятное звуковое сопровождение. Информация на слайдах может либо пояснять содержимое кадра, либо расширять его. Например: раскрывая устройство автомобиля, для пояснения следует поместить его фотографию и технические характеристики, а расширяя информацию – фотографию, данные о применении, рекордах, видах... В гуманитарных науках, например, поместить портрет деятеля, а наслаивать его действия, или менять портреты в хронологической последовательности. Если Вы рассчитываете на диалог с аудиторией, то в презентации допустимы множественные анимации и эффекты, разветвления текста и ссылки, которые Вы используете в зависимости от реакции слушателей.
Провожу консультации и для учителей, предлагая следующие методические рекомендации. І. Порядок действий при создании презентации. ІІ. Компьютерная лекция. ІІІ. Возможности различных программ.
Длительность работы над опытом - 2007-2010 годы. Диапазон опыта - система уроков географии, внеурочная деятельность по данному предмету. Результативность опыта. Применение данных технологий даёт положительные результаты, как в деятельности ученика, так и в деятельности педагога. Результаты в деятельности учащихся: Позитивная динамика учебных достижений по географии за последние три года 2005-2006-успеваемость – 100%, -качество знаний 77% 2006-2007 -успеваемость – 100%, - качество знаний 82% 2008-2009- успеваемость – 100%, качество знаний -73% Учащиеся стремятся подтвердить уровень своих знаний на предметных олимпиадах по географии и экономике.
Участие в конкурсах, семинарах, конференциях. В 2008-2009 учебном году участие в муниципальном смотре – конкурсе на лучший урок с применением информационных технологий. Размещение презентаций и конспектов уроков по теме: «Внутренние воды Северной Америки», «Особо охраняемые территории России» на сайте RusEdu . В 2009-2010 учебном году участие в модульном занятии «Компетентный учитель – успешный учитель» в МУДПО «Центр развития образования». Результаты использования ИКТ технологий в деятельности педагога: 1. Создаётся стройная система преподавания географии. 2. Накапливается дидактический материал по пройденным темам. 3. Учитель даёт мастер-классы для педагогов школы и района, открытые уроки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические возможности компьютерных технологий для обучения английскому языку.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим встает зад...
Интенсивные методы и приёмы обучения. Опережающие индивидуальные задания.
Интенсивные методы и приемы обучения. Опережающие индивидуальные задания....
Методы и приёмы обучения лексике
Из личного опыта работы по обучению лексике на уроках английского языка (2014г.)Презентация к докладу по теме "Методы и приёмы обучения лексике" (2014г.)...
Презентация к докладу "Методы и приёмы обучения лексике"
Презентация к докладу...
Обобщение опыта: "Организация продуктивной деятельности ученика в процессе обучения: современные технологии, методы и приёмы обучения"
Переходный период введения в школу Федеральных Государственных Стандартов нового поколения требует от учителей приобретения дополнительных профессиональных компетенций. В 2015-2016 учебном году на нов...
Методы и приёмы обучения по ФГОС
Презентация по методам интерактивного обучения на уроках согласно ФГОС...
Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории
Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе...