Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему
Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_vozmozhnosti_primeneniya_blochno.docx | 82.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения
на занятиях истории
Главная задача педагога – это развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности в самообучении и способности к применению полученных знаний. Эффективными средствами, помогающими решать поставленные задачи, являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является блочно-модульное обучение.
Достоинством блочно-модульного обучения является то, что оно позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение модулей будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.
Основным преимуществом этого метода является перераспределение времени внутри блока. На любом традиционном уроке большую долю урока занимает объяснение нового материала, и лишь небольшая часть времени отдана актуализации знаний и закреплению нового материала. Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения. При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
- Четкая организация всего учебного процесса.
- Постановка целей и задач обучения для всего блока.
- Сочетание словесных, наглядных методов.
- Широкое вовлечение обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности.
- Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
Такая технология помогает развивать различного рода умения и навыки:
- внимательно читать тексты;
- выделять главное и обобщать прочитанное;
- формулировать проблемы и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- заниматься исследовательской работой;
- участвовать в проектной деятельности развивая свои коммуникативные навыки;
- контролировать себя и осуществлять взаимоконтроль
При изучении нового материала можно предложить готовый модуль, который может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание обучающихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах. На уроке закрепления и развития знаний модуль может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых и на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Модуль практически позволяет исследовать все сущностные характеристики темы. Благодаря модулю обучающийся дозирует содержание темы, осознаёт, какая информация обсуждается и с какой целью, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели могут центрироваться либо на структуре системы (элементы, функции), либо на методе функционирования (нормы, алгоритмы, по которым работает система).
Блочно-модульное обучение технологии положен следующий принцип: любой сложный для обучающегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления.
Благодаря наглядности и логичности при представлении материала модулями, большинство обучающихся, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии.
Что даёт модуль обучающимся? Понятия осваиваются в системе и имеют логический порядок, таким образом, обеспечивается целостное видение объекта или явления в целом. Таким образом, модульная программа может быть представлена модулями, каждый из которых представляет собой перекодированным в модуль понятием.
Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.
Развиваемая сегодня технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики.
Ее использование позволит сформировать у обучающихся знания и умения, познавательные способности, условия для самореализации личности.
В качестве образца предлагаю модуль, который был разработан для проведения урока по теме: «От Древней Руси к Московскому царству».
Раздел темы | Ключевое понятие | Дата (Период) | Опорный материал |
Племена древних славян | Кривичи, вятичи, ильмене, поляне и др Днепр, Двина, Волга, Ока подсечно-огневое земледелие бортничество - сбор меда лесных пчел вече - собрание соплеменников полюдье - объезда правителем подвластных земель | VIII – IX вв. | Карта Ист. док. «ПВЛ» |
Киевская Русь | Призвание варягов, правление Рюрика Киев – «мать городов русских Великий князь киевский – дружина Крещение Руси– принятие православия князем Владимиром | 862 882 988 | Ист. док. «ПВЛ» Схема власти
|
Политическая раздробленность | Междоусобица – борьба за киевский престол между братьями Съезд князей в г. Любеч – раздробленность Руси на отдельные княжества Вотчина – наследственный земельный надел закупы, рядовичи, смерды , холопы | С 1015 1097 | Контурная карта Ист. док. «Русская правда» |
Монголо – татарское иго | битва на р. Калке - князья потерпели сокрушительное поражение и не имели сил для дальнейшего сопротивления монголо-татарское нашествие на Русь Золотая Орда – татарское государство на р. Волга Ярлык – предоставляемое ханом право на княжение | 1223 1237 – 1240 XIII-XV вв. | карта |
Западня угроза | Невская битва - победа русских войск под командованием князя Александра над шведами Ледовое побоище - на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам | 1240 1242 | Карта-схема сражений |
Централизация государства | Этапы собирания земель: 1. Возвышение Москвы - Правление московского князя Ивана Калиты, Москва получает ярлык на великое княжение 2. Куликовская битва - национальный подъем во всех сферах жизни. Военные победы Москвы над противниками 3. Феодальная война между Москвой и коалицией княжеств Твери, Рязани, Пскова 4. Завершение централизации при Иване III. На карте Европы впервые обозначена Россия. стояние на реке Угре - окончательное освобождение Руси от ордынского владычества. Москва – столица нового единого российского государства. | Конец XIII - середина XIV вв. 1380 Вторая половина XV 1480 | Конспект карта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка
Данная технология базируется на деятельностном и личностно ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Модульное занятие позволяет...
Блочно-модульная технология обучения истории.
Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....
Выступление на семинаре по теме "Применение блочно-модульной технологии в преподавании русского языка"
Выступление на школьном семинаре "Инновационные технологии в образовании" по теме "Применение блочно-модульной технологии в преподавании русского языка"...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии
Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...
Применение блочно- модульной системы на уроках технологии
Актуальность применения блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего по...
Практика применения блочно-модульного обучения на уроках информатики
Презентация на семинар...