Дидактические возможности компьютерных технологий для обучения английскому языку.
статья (английский язык, 11 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Дидактические возможности компьютерных технологий для обучения английскому языку.
О компьютере в последнее время говорится много. Проблемам внедрения в образование новых компьютерных технологий на базе компьютерной техники посвящаются специальные конференции, семинары, круглые столы. Все больше преподавателей и специалистов образования признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения. И все же следует признать, что компьютер не стал привычным инструментом, которым может пользоваться учитель при проведении уроков иностранного языка. Большинство школ не имеет пока мощных современных компьютеров с оборудованием мультимедиа, парк школьных компьютеров в значительной мере устарел. Тем не менее, работа ведется, и в проекте образования предусматривается задача широкого охвата средств информационных технологий сегодняшнего дня. Мы прекрасно понимаем, что в этом деле главное – профессиональная подготовка учителя. Так в декабре 2005 года я прошла курсы по программе Intel «Обучение для будущего», а в июне 2008 года курсы по программе Microsoft «Партнерство в образовании». Это позволило мне осознать место и роль компьютера в учебном процессе, оценить возможность компьютера как средства обучения. Хочется выразить положительное мнение о перспективности использования компьютера как средства обучения.
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим встает задача: сделать его более доступным для каждого ученика. А это возможно только тогда, когда мы сможем увлечь нашего ученика, заинтересовать, убедить. По этой причине все большее значение приобретает использование современных технологий в системе образования, в т.ч. в изучении иностранных языков. И в первую очередь - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Именно использование современных технологий позволяет сделать наши уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам.
В современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.
На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении (разрабатываю компьютерные уроки), подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.
Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.
Компьютер на уроках английского языка
- Позволяет индивидуализировать обучение;
- Повышает активность обучаемых;
- Помогает интенсифицировать обучение;
- Повышает мотивацию обучения;
- Создаёт условия для самостоятельной работы;
- Способствует выработке самооценки у обучаемых;
- Создаёт комфортную среду обучения.
Компьютерные программы можно использовать:
- При проведении аудиторных занятий,
- На факультативных занятиях,
- На элективных курсах,
- Для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.
В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:
- привлекать пассивных слушателей;
- делать занятия более наглядными;
- обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
- приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
- обеспечивать моментальную обратную связь;
- повышать интенсивность учебного процесса;
- воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и духовного опыта других народов;
- активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет;
- объективно оценивать действия учащихся;
- накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
- реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
- снимать такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь»;
- повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).
Каковы же реальные практические достоинства использования ИКТ на уроках английского языка? Первое направление связано с созданием компьютерной поддержки для новых отечественных и зарубежных учебников и пособий. Представляется целесообразным создать систематическую компьютерную поддержку для внедряемых в школы перспективных учебников (в том числе и зарубежных).
С помощью средств компьютерной графики и анимации можно в образной форме представлять формальные грамматические структуры, что будет способствовать более эффективному освоению многих сложных для школьников языковых явлений. Компьютерная программа станет также своеобразной «компьютерной рабочей тетрадью» к учебнику, которая имеет ряд преимуществ в создании условий для тренировки в языковых упражнениях (выработка умений, навыков, развитие чувства языка).
Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня владения языком.
Информационные и компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения, которые направлены на отработку и закрепление всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, лексики-грамматики, говорения и письменной речи. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.
В своей работе по обучению лексике на младшей и средней ступенях использую такие программы как интерактивные иллюстрированные тематические словари Янус («Флора и Фауна», «Мир вокруг нас»),которые включают в себя полноцветные интерактивные таблицы с рисованными объектами. Каждому из них соответствует словарная статья. Английский звуковой модуль позволяет прослушать любую статью в записи носителя языка. «Флора и Фауна» содержит разделы о царстве растений ( грибы, водоросли, лишайники, деревья, цветы и злаки) и царстве животных (млекопитающие, рыбы, птицы, рептилии и насекомые). «Мир вокруг нас» содержит разделы: времена года, социальные институты, образование, город (в том числе инфраструктура), компьютеры, коммуникации, бизнес, праздники, досуг и мода.
Грамматические упражнения увлекательными не назовёшь, да и подбор таких заданий в учебнике не всегда достаточен. И тут на помощь приходит компьютер. Программа «Интерактивный учебник по современной грамматике английского языка», к которому я в своей работе часто прибегаю, включает в себя грамматические явления, изучаемые в 5-9 классах. Причем все грамматические разделы проверяются в необычной форме – открывается окно с заданиями, выполнив которые , вы услышите свою оценку. Упражнений много, и уровень сложности идет по нарастающей. Учитель может найти каждому ученику задания по силам, что является хорошим стимулом в работе. Все упражнения можно использовать как для тренировки и закрепления, так и для контроля знаний учащихся.
Для обучения разговорной речи часто использую на своих уроках звуковые пособия к учебникам , например, Total English , Headway. На этих дисках рассматриваются различные разговорные ситуации по темам «Your life”, “Activities”, “Free time”, “Food”, “Home”, “City life”, “People”, “Day to day”, “Culture”, “Journeys”, “Learning”, “Ambitious” и т.д.
Для отработки навыков чтения использую на уроках программу «Репетитор» Кирилла и Мефодия.
Программа лингафонного курса «Лондонский курс английского языка» представляет собой обучающую программу, позволяющую развить навыки разговорной речи, обогатить словарный запас , понять сложные моменты английской грамматики. Учебные материалы курса объединены в четыре основных раздела – фонетика, лексика, теория и практика. Тексты озвучены профессиональными актерами – носителями языка и являются образцом правильного произношения.
Уникальный курс, построенный на зрительных и звуковых ассоциациях «Английский по-английски» позволяет использовать лишь DVD-плеер и пульт дистанционного управления. Это несколько упрощает применение данной программы на уроке.
Помимо использования компьютерных обучающих программ на своих уроках стараюсь максимально призывать учащихся включаться в творческий подход к обучению. По окончанию работы по определенной теме прошу ребят на компьютере приготовить творческую работу, используя программы «Publisher”, “Power Point”, “Excel” или просто “Word”. Так учащиеся предоставляют свои брошюры, буклеты, презентации или просто рефераты и проекты, которые представляют на уроках.
И, конечно же, вся эта работа направлена на подготовку учащихся в конечном итоге к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку, участию ребят в различного рода конкурсах, конференциях и т.д.
Таким образом, уже является несомненным, что мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка - это большой труд, но себя оправдывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарования. Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров, не надо забывать, что никакие самые новейшие электронные учебники не смогут заменить на уроке учителя. Побудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя. Лишь учитель со своим личным обаянием и высоким профессионализмом сможет создать на уроке психологически комфортную обстановку.
Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение современных компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса.
Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач , решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный элективный курс «Использование компьютерных технологий при обучении английскому языку»
Элективный курс обучает технологиям создания различных продуктов на английском языке с помощью компьютерных программ....
“Компьютерные технологии в обучении английскому языку”.
Реферат по самообразованию...
Применение информационно-компьютерных технологий в обучении английскому языку
Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большего количества материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. ИКТ способствуют реализации основных ...
Компьютерные технологии в обучении английскому языку
Компьютер-основной технический компонент современных информационных технологий. Именно компьютер многократно усиливает интеллектуальные возможности человека, помогает обучать и учиться....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Как обучать английскому языку с помощью компьтерных технологий...
Использование инновационных возможностей компьютерных технологий на уроках английского языка
Перечень инновационных возможностей компьютерных технологий и их использование на уроках английского языка....