Использование электронного учебника на уроке географии в 10 классе при изучении темы "Размещение населения и миграции"
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
Урок построен с использованием электронного учебника серии «Образовательная коллекция». Диск допущен Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Мультимедиа-курс разработан в соответствии с учебником географии для 10 класса под редакцией В.П. Максаковского. Электронный носитель содержит учебный, справочный, иллюстративный материал, тесты, практические задания, ссылки на интернет-ресурсы. А также видеосюжеты, звуковые дикторские комментарии, мультимедиа-экраны, слайды.
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс [Электронный ресурс] : Мультимедиа-курс / В.П. Максаковский, Д.В. Заяц, С.А. Горохов, Н.Н. Роготень, Е.А. Таможняя. – Электрон. дан. и прогр. – М.: ЗАО «1С»; Екатеринбург: Республиканский мультимедиа центр, 2005. – 1 электр. опт. диск (CD-ROM). – (Образовательная коллекция). – Системные требования: Wimdows 95/98/ME/NT/2000/XP; Pentium 166 MMX; RAM 16 Mb; SWGA 800x600, truecolor; звуковая карта, колонки или наушники, мышь. – Заглавие с этикетки диска.
Методическая разработка урока
Тема урока: «Размещение населения и миграции»
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, практическая работа, работа с атласом и контурной картой).
Форма организации деятельности: индивидуальная, парная.
Технология: поискового обучения; ИКТ.
Цели: формирование у учащихся устойчивых знаний о размещении населения и миграциях.
Задачи:
· Обучающие: определить особенности размещения населения на планете; выявить факторы, влияющие на размещение населения; познакомить с видами, причинами и последствиями миграций (с применением ИКТ).
· Развивающие: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности; развитие логического мышления; формирование потребности в приобретении знаний; развивать наблюдательность, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изученного материала; развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации.
· Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, воспитывать информационную культуру.
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.
Оборудование: учебник для 10 класса «Экономическая и социальная география мира», автор – В.П. Максаковский, изд. «Просвещение»; электронный учебник; проектор; политическая карта мира; таблицы и статистический материал (в приложениях); атласы.
План урока
- Приветствие;
- Организационный момент;
- Этап целеполагания и мотивации;
- Работа по теме урока;
- Подведение итогов, рефлексия.
Ход урока
Этап урока и его цель | Использование ИКТ и Э О Р | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу |
| Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на работу. | Подготовка к уроку, проверка присутствующих |
Актуализация знаний Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний | Приложение 1. Слайд №1 электронного учебника | Вспомните, что вы узнали о численности и составе населения на прошлом уроке? | Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.
|
Формулирование темы урока, постановка цели урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими цели урока | Приложение 1. Слайд №2 электронного учебника | Вспомним определение «Размещения населения» (Распределение населения – это пространственный рисунок размещения населения на определенной территории.) По карте плотности населения мира в атласе определите, в каких районах земли плотность населения выше, чем в прочих? -На земле выделяются 7 районов с наибольшей концентрацией населения. 1. Восточная Азия. 2. Островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии. 3. Южная Азия, ядром которой является полуостров Индостан 4. Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины, 5. Центральная и южная часть западной Европы 6. Исторически наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния 7. Это центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами. На этих территориях проживает около ¾ всего населения земного шара. -Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы пустыни Сахара в Африке.) | Принятие цели урока.
Работа с картой атласа.
Вывод: Размещение населения КРАЙНЕ НЕРАВНОМЕРНО
|
Совершенствование знаний Установление правильности и осознанности изучения темы. | Приложение 1. Слайд № 3 | Какие же факторы изначально влияли на размещение населения? (природные условия) -Какие природные факторы влияют на размещение населения? (Рельеф, климат, близость морей). Как влияет рельеф на размещение населения? -Из всех регионов мира наибольшая доля населения, проживающего на высотах более 1000 м, приходится на Африку. Чем можно объяснить этот факт, ведь в Африке нет обширных высоких горных систем? -Существуют государства, в которых большая часть населения проживает в горной местности, используя карты атласа, найдите и назовите эти государства. (Боливия, Эквадор, Мексика, Перу, Непал, Бутан.) Следующая особенность размещения населения - УДАЛЕННОСТЬ ОТ ПОБЕРЕЖИЙ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ. Как влияет удаленность территории от побережья на размещение населения? (1/3 НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ ПРОЖИВАЮТ НА ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ) -Большинство населения внутренних районов материков селится вдоль рек. Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были «Речные цивилизации» Египет (вдоль Нила), Китайская – вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская – в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье – между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились «морскими» - империи Средиземноморья. Сейчас время «океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Докажите это используя климатическую карту мира. Еще один фактор от которого зависит размещение населения – это экономический. Издавна люди стремились селиться в места богатые каким–либо ресурсом: лесом, землей, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. И сосредоточение населения на низменностях объясняется именно этим фактором.
| Ответы на поставленные вопросы, используя текст учебника, карту атласа.
Люди селятся на низменностях
Африка высокий материк, в рельефе преобладают возвышенные равнины, с высотами от 1000м
Работа с картой.
Самые густонаселенные р-ны находятся в субтропическом, субэкваториальном и на юге умеренного климата.
|
Проверка знаний
|
| Задание. Используя разные источники информации, объясните, как на размещение населения оказывает влияние занятость населения в сельском хозяйстве, промышленность, транспортные пути? | Обсуждение выполненной работы. Дискуссия. |
Работа с картой | Приложение 1. Слайды № 4, 5 | Вернемся к карте плотности населения. Чему равен среднемировой показатель плотности населения мира? Дает ли этот показатель представление о реальной плотности населения в различных регионах мира? Почему? -По карте плотности населения и политической карте атласа определите страны с высокой и низкой плотностью населения плотностью населения. результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения». 5 минут на заполнение таблицы проверка таблицы Пользуясь данными таблицы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне социально-экономического развития той или иной страны. Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков, народов. Миграции имеют разнообразные аспекты. Их исследуют ряд наук. -Сейчас вам предстоит вспомнить основные виды миграций и причины их вызывающие. -Хочется обратить внимание на особую группу мигрантов-это беженцы (вынужденные мигранты) -Как исторически складывались направления внешних миграций? -К концу XX века новый “миграционный взрыв” - причина - экономическая, такие миграции получили название трудовых миграций. -Назовите главную причину таких миграций населения. Чем привлекательны эти районы? Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы, Турции. (слайд 13) -Каков характер миграций в Северной Америке? (США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы, а нелегальная миграция в основном направлена из Латинской Америки.) -Обращают на себя внимание и страны Персидского залива (слайд 14) – нефтяные короли с быстро развивающейся экономикой, которым для функционирования частного бизнеса катастрофически не хватает рабочих рук. Иммигранты в Катаре, ОАЭ и Кувейте составляют около трех четвертей от всего населения! Судя по рассчитанным миграционным коридорам, чудеса Дубайя были возведены в основном наемниками из Индии. Но законы Шариата строги: за зарплату работать – пожалуйста, а претендовать на часть доходов государства могут только исконные жители. Стать легальным постоянным жителем этих стран гораздо сложнее, чем в Европе или в Америке. (Поставщики трудовых ресурсов – Египет, Индия, Пакистан и близлежащие бедные страны). -Во второй половине XX века появилась новая форма внешних миграций - “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран). Можно ли судить по характеру миграций о социально-экономическом развитии стран? -Какие вы знаете условные обозначения различных категорий лиц наемного труда? -Несмотря на экономические выгоды для стран, принимающих мигрантов, часто возникают проблемы, связанные с неприязнью местного населения приезжих, порой это выражается в массовых беспорядках, характерных для некоторых стран Европы, в т. ч. и России. |
45чел. на 2 км2
Нет, потому что практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% населения живет в северном и восточном полушариях.
Миграции населения – это перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением каких-либо административных или государственных границ. По направленности миграции можно разделить на (внешние и внутренние. Внешние в зависимости от направления называют эмиграцией (выезд из страны) и иммиграцией (въезд в страну).
Определение по карте миграционных потоков и очагов миграций.
Отвечает ученик, получивший опережающее задание на дом подготовить анализ диаграммы (приложения стр. 4) Сравнительно небольшое число стран дает приют основной массе международных мигрантов. В 2000 году 75% общего числа мигрантов было сосредоточено в 30 странах, а в 2010 году - в 29. В этой группе стран явно лидируют США, в которых, по прогнозным расчетам, в 2010 году будет сосредоточено 20% международных мигрантов мира (42,5 миллиона человек). Российская Федерация, хотя и с большим отрывом, по-прежнему будет занимать второе место – 5,7% (12,3 миллиона человек), а третье – Германия с 5,0% международных мигрантов . Число стран, в которых проживает более 500 тысяч международных мигрантов, возрастет к 2011 году, как ожидается, до 64 против 57 в 1990 году. За 2000-2010 годы в девяти странах мира число международных мигрантов увеличилось более, чем на миллион человек: в США - на 8,0, Испании – на 4,6, также сюда входят такие страны как Италия, Саудовская Аравия, Великобритания, Канада, Сирия, Иордания и ОАЭ. В то же время число международных мигрантов снизилось в некоторых странах. Наибольшее сокращение их числа в 2000-2010 годы произошло в Индии (на 975 тысяч человек) и Иране (675).
Дискуссия.
Золотые воротнички - научный и проектно-конструкторский персонал; белые воротнички - инженерно-технические работники и конторские служащие; серые воротнички - работники отраслей социальной сферы; синие воротнички - рабочие, занятые физическим трудом. Бледные воротнички обобщенное название лиц наемного труда, ставших безработными. |
Закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. | Приложение . Слайд № 6 | -Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? -В чем экономическое значение миграции? | .Ответы учащихся. Выполнение теста электронного учебника. |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса |
| -Какие выводы можно сделать, подводя итог нашему уроку? | Беседа, излагают свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
| Домашнее задание с. 71-74, пересказ, дополнительный текст № 12, 13, 14 читать, | Запись домашнего задания в дневник. |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
| Какой момент урока показался интересным? Что запомнилось? Что хотели узнать подробнее? Важна ли эта тема лично для вас? Для страны? Почему?
Выставление оценок наиболее активным учащимся. | Анализируют свою деятельность на уроке. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Скриншоты с диска | 726.31 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных учебников на уроках
В статье рассказывается об актуальности использования электронных учебников...
доклад Использование электронных учебников на уроках ОБЖ.
выступление на методическом объединении учителей ОБЖ Использование электронных учебников на уроках ОБЖ ....
«Создание и использование электронных карт на уроках географии»
Методические наработки...
Урок географии 8 класс Тема" Национальный состав населения России"
Материал может быть использован на уроках географии в 8 классе....
урок географии 10 класс по теме "Размещение населения"
Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения....
Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов. Цели: созда...
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Информационные технологии уверенно внедряются в школьную жизнь. Современному педагогу все сложнее без помощи компьютера и электронных средств обучения реализовать задачи, поставленные современными реа...