Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Плужникова Татьяна  Стефановна

урок   географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов.

 

Цели: создать условия для:

- развития субъектного опыта ученика;

- развития личностных функций;

- умений решать ситуацию.

 

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост;

- выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения мира;

- выявить географические особенности этнического и лингвистического состава населения;

- совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.

 

Развивающие: 

- продолжить совершенствование и систематизацию умений:

- осмысливать теоретический материал;

- оперировать имеющимися знаниями;

- использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;

- повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.

 

Воспитательные: 

- продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора;

- формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок   географии 10 класс.

Учитель : Плужникова Татьяна Стефановна

Тема: Состав (структура) населения мира.

Технология:  ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов.

Цели: создать условия для:

- развития субъектного опыта ученика;

- развития личностных функций;

- умений решать ситуацию.

Задачи:

Образовательные: 

- закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост;

- выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения мира;

- выявить географические особенности этнического и лингвистического состава населения;

- совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.

Развивающие: 

- продолжить совершенствование и систематизацию умений:

- осмысливать теоретический материал;

- оперировать имеющимися знаниями;

- использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;

- повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.

Воспитательные: 

- продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора;

- формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Ожидаемые результаты:

1) предметные:

- ученик научиться объяснять особенности полового, возрастного, лингвистического и религиозного состава населения;

- приводить примеры стран с различным составом населения.

2) метапредметные:

- сравнивать регионы мира по составу;

- анализировать статистический материал;

- решать ситуации со сложным этнолингвистическим составом и влиянием возрастного состава на трудовые ресурсы мира.

3) личностные:

- давать оценку структуре населения Земли.

Материальное обеспечение урока:  

  1. Раздаточный материал.
  2. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
  3. Атлас 10 класс.

Ход урока.

Этапы  урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

а) Здоровается, отмечает отсутствующих.

б) Сообщает учащимся тему урока, цели и задачи.

в) Рассказывает о форме проведения урока, методах оценивания, формирует 4 группы.

а) Доклад дежурных об отсутствующих.

б) Слушают и записывают тему урока в тетрадь.

в) Рассаживаются в сформированных группах.

II. Актуализация опорных знаний.

Вводное слово. Представление ситуации.

Раздача кейсов (Приложение 1) и критериев оценивания (Приложение 2).

Слушают вводное слово.

Получают кейсы и критерии оценивания.

III. Формирование умений и навыков.

1.Группы работают над проблемой, обозначенной в материале.

2.Представитель группы озвучивает проблему и результаты работы группы.

3.Закрепление материала, решение теста.

1.Следит за работой групп, консультирует, если возникает проблема.

2. Регламентирует защиту ситуаций представителями групп.

3.Раздает тесты.

4.Следит за оценочными листами.

1. Разбирают ситуацию, обозначенную в материале кейса, работают с учебником, таблицами, рисунками и статистическими материалами.

2. Отчитываются о результатах, полученных в ходе анализа материалов учебника, таблиц, рисунков и др. статистических материалов.

3.Решают тесты.

4.Заполняют оценочные листы в ходе работы.

IV. Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание

Записывают в дневник:

с. 66-69, зад. 5-7. 

Опережающее задание: Индивидуальные сообщения и презентации (по желанию) на тему «Символы мировых религий».

V. Подведение итогов.

Подводит итоги, выставляет оценки согласно критериям.

VI. Рефлексия.

Учитель задает вопросы: Что нового вы сегодня узнали о мире?

Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Приложение 1.

Кейс 1. Половой состав населения мира.

Ситуация: На начало 2006 года в России женщин было на десять с лишним миллионов больше, чем мужчин. К 2010 году разница выросла до11 млн. человек. В Африке, Латинской Америке и Австралии и Океании численность мужчин и женщин приблизительно одинакова. А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают.

Вопрос: Каковы общие причины различного полового состава в Европе, в латинской Америке, в зарубежной Азии.

Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.66-67; возрастно-половые пирамиды рис. 12, с.62; карта полового состава в атласе.

Кейс 2. Возрастной состав населения.

Ситуация: Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре «сезона»: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость) и зиму (старость). И в наши дни ученые говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.

Вопрос: Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век будет веком старения населения? Приведите примеры.

Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.67; диаграммы рис. 14, с.62.

Кейс 3. Этнолингвистический состав населения.

Ситуация: Всего в мире насчитывается 4-5 тыс. народов или этносов. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация.

Задание: Проанализируйте по карте национальный состав населения мира, языковые семьи. Определите ареалы их распространения по земному шару.

Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.68; карта народов мира в атласе.

Кейс 4. Сложные проблемы межнациональных отношений.

Ситуация: В зарубежной Азии наиболее острые межнациональные (и религиозные) конфликты характерны для Индии, Индонезии, Шри-Ланка, Афганистана, Ирака, Ирана, Турции, Китая, в Африке – для ЮАР, Зимбабве, Нигерии, Судана.

Вопрос: Почему в многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений.

Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.68-59.

Приложение 2.

Оценочный лист.

ФИ уч-ся

Правильность решения ситуации  (3балла)

Приведение аргументов (1 балл)

Использование источников информации (1 балл)

Итог

1.

2.

3.

4.

5.

6.

ТЕСТ

1. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:

А демографической нагрузкой

Б экономически активным различием

В трудовым различием

2. Часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна к трудовой деятельности, называется:

А трудоспособным населением

Б экономически активным населением

3. Выберите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых возрастов - около 17%:

А Бразилия              Б Мексика                               В Китай

Г  Болгария             Д Турция                                 Е Кувейт

4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%:

А Япония                  Б Канада                                 В  Мексика

Г Португалия           Д Австралия                           Е ФРГ

5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:

А развитым                                Б развивающимся

6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме:

А Алжир                                     Б Афганистан

В Парагвай                                 Г Дания

7. Страна, где доля лиц в пожилом возрасте примерно равна доле лиц в детском возрасте:

А Нигерия                                 Б Мексика

В Непал                                     Г Венгрия

8. Мужское население преобладает в странах:

А России и Иране                                 Б  Китае и Саудовской Аравии

В Германии и Франции                       Г ни в одной из перечисленных выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 10 классе "Структура (состав) населения мира"

Урок разработан с использованием технологии эвристического обучения. Форма проведения - интерактивный семинар. В ходе семинара применяются АМО, работа по алгоритму с эвристической ситуацией....

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...

конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"

Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1.      Выявить географические закономерност...