Урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
урок географии 10 класс.Тема: Состав (структура) населения мира.Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов.
Цели: создать условия для:
- развития субъектного опыта ученика;
- развития личностных функций;
- умений решать ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост;
- выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения мира;
- выявить географические особенности этнического и лингвистического состава населения;
- совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.
Развивающие:
- продолжить совершенствование и систематизацию умений:
- осмысливать теоретический материал;
- оперировать имеющимися знаниями;
- использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
- повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
Воспитательные:
- продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора;
- формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок географии10 класс. Состав ( струтура) населения мира. | 33.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии 10 класс.
Учитель : Плужникова Татьяна Стефановна
Тема: Состав (структура) населения мира.
Технология: ситуативного обучения (в подгруппе личностно-ориентированного) – технология кейсов.
Цели: создать условия для:
- развития субъектного опыта ученика;
- развития личностных функций;
- умений решать ситуацию.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост;
- выявить географические закономерности полового и возрастного состава населения мира;
- выявить географические особенности этнического и лингвистического состава населения;
- совершенствовать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.
Развивающие:
- продолжить совершенствование и систематизацию умений:
- осмысливать теоретический материал;
- оперировать имеющимися знаниями;
- использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
- повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
Воспитательные:
- продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора;
- формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.
Ожидаемые результаты:
1) предметные:
- ученик научиться объяснять особенности полового, возрастного, лингвистического и религиозного состава населения;
- приводить примеры стран с различным составом населения.
2) метапредметные:
- сравнивать регионы мира по составу;
- анализировать статистический материал;
- решать ситуации со сложным этнолингвистическим составом и влиянием возрастного состава на трудовые ресурсы мира.
3) личностные:
- давать оценку структуре населения Земли.
Материальное обеспечение урока:
- Раздаточный материал.
- В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
- Атлас 10 класс.
Ход урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | а) Здоровается, отмечает отсутствующих. б) Сообщает учащимся тему урока, цели и задачи. в) Рассказывает о форме проведения урока, методах оценивания, формирует 4 группы. | а) Доклад дежурных об отсутствующих. б) Слушают и записывают тему урока в тетрадь. в) Рассаживаются в сформированных группах. |
II. Актуализация опорных знаний. | Вводное слово. Представление ситуации. Раздача кейсов (Приложение 1) и критериев оценивания (Приложение 2). | Слушают вводное слово. Получают кейсы и критерии оценивания. |
III. Формирование умений и навыков. 1.Группы работают над проблемой, обозначенной в материале. 2.Представитель группы озвучивает проблему и результаты работы группы. 3.Закрепление материала, решение теста. | 1.Следит за работой групп, консультирует, если возникает проблема. 2. Регламентирует защиту ситуаций представителями групп. 3.Раздает тесты. 4.Следит за оценочными листами. | 1. Разбирают ситуацию, обозначенную в материале кейса, работают с учебником, таблицами, рисунками и статистическими материалами. 2. Отчитываются о результатах, полученных в ходе анализа материалов учебника, таблиц, рисунков и др. статистических материалов. 3.Решают тесты. 4.Заполняют оценочные листы в ходе работы. |
IV. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание | Записывают в дневник: с. 66-69, зад. 5-7. Опережающее задание: Индивидуальные сообщения и презентации (по желанию) на тему «Символы мировых религий». |
V. Подведение итогов. | Подводит итоги, выставляет оценки согласно критериям. | |
VI. Рефлексия. | Учитель задает вопросы: Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему? | Обучающиеся отвечают на вопросы. |
Приложение 1.
Кейс 1. Половой состав населения мира.
Ситуация: На начало 2006 года в России женщин было на десять с лишним миллионов больше, чем мужчин. К 2010 году разница выросла до11 млн. человек. В Африке, Латинской Америке и Австралии и Океании численность мужчин и женщин приблизительно одинакова. А вот в зарубежной Азии мужчины заметно преобладают.
Вопрос: Каковы общие причины различного полового состава в Европе, в латинской Америке, в зарубежной Азии.
Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.66-67; возрастно-половые пирамиды рис. 12, с.62; карта полового состава в атласе.
Кейс 2. Возрастной состав населения.
Ситуация: Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре «сезона»: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость) и зиму (старость). И в наши дни ученые говорят о демографической молодости, зрелости и старости населения.
Вопрос: Правы ли те демографы, которые считают, что 21 век будет веком старения населения? Приведите примеры.
Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.67; диаграммы рис. 14, с.62.
Кейс 3. Этнолингвистический состав населения.
Ситуация: Всего в мире насчитывается 4-5 тыс. народов или этносов. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация.
Задание: Проанализируйте по карте национальный состав населения мира, языковые семьи. Определите ареалы их распространения по земному шару.
Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.68; карта народов мира в атласе.
Кейс 4. Сложные проблемы межнациональных отношений.
Ситуация: В зарубежной Азии наиболее острые межнациональные (и религиозные) конфликты характерны для Индии, Индонезии, Шри-Ланка, Афганистана, Ирака, Ирана, Турции, Китая, в Африке – для ЮАР, Зимбабве, Нигерии, Судана.
Вопрос: Почему в многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений.
Литература: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. С.68-59.
Приложение 2.
Оценочный лист.
№ | ФИ уч-ся | Правильность решения ситуации (3балла) | Приведение аргументов (1 балл) | Использование источников информации (1 балл) | Итог |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. |
ТЕСТ
1. Соотношение между трудоспособной частью населения и не работающими, называется:
А демографической нагрузкой
Б экономически активным различием
В трудовым различием
2. Часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна к трудовой деятельности, называется:
А трудоспособным населением
Б экономически активным населением
3. Выберите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых возрастов - около 17%:
А Бразилия Б Мексика В Китай
Г Болгария Д Турция Е Кувейт
4. Выберите страну, в которой доля детей составляет около 40% населения, а доля пожилых возрастов - около 6%:
А Япония Б Канада В Мексика
Г Португалия Д Австралия Е ФРГ
5. Возрастная структура населения с высокой долей пожилых людей и низкой долей детей свойственна странам:
А развитым Б развивающимся
6. Страна, возрастной состав населения которой изображен на диаграмме:
А Алжир Б Афганистан
В Парагвай Г Дания
7. Страна, где доля лиц в пожилом возрасте примерно равна доле лиц в детском возрасте:
А Нигерия Б Мексика
В Непал Г Венгрия
8. Мужское население преобладает в странах:
А России и Иране Б Китае и Саудовской Аравии
В Германии и Франции Г ни в одной из перечисленных выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 10 классе "Структура (состав) населения мира"
Урок разработан с использованием технологии эвристического обучения. Форма проведения - интерактивный семинар. В ходе семинара применяются АМО, работа по алгоритму с эвристической ситуацией....
Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира
Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"
В презентации приведены ссылки на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться в то...
Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"
Задания : тестовые....
Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".
Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, ...
конспект урока географии в 10 классе по теме "Состав (структура) населения мира"
Цель урока: Формирование комплекса знаний о половом, возрастном, этнолингвистическом и религиозном составе населения.Задачи урока: 1. Выявить географические закономерност...