урок географии 10 класс по теме "Размещение населения"
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему
Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_razmeshchenie_naseleniya.docx | 101.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Название предмета | География |
Класс | 10 |
УМК (название учебника, автор, год издания) | Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. М.: Просвещение, 2011г. |
Уровень обучения (базовый, углубленный профильный) | Базовый |
Тема урока | Размещение населения. Формы расселения населения. Городское и сельское население. Практическая работа № 6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения стран и регионов мира. |
Общее количество часов, отведенное на изучение темы | На тему «География населения мира» отводится 8 уроков |
Место урока в системе уроков по теме | 4 урок |
Цель урока | Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения. |
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | личностные результаты: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий; - осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; - осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей - -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной и других видов деятельности. Метапредметные результаты обучения географии: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные результаты: - сформируются основные понятия: расселение, основные формы расселения, формы сельского расселения, урбанизация, город, мегаполис, городские агломерации. - Учащиеся узнают об основных формах расселения, об особенностях сельских поселений, узнают, как делятся страны по уровню урбанизации, расширят представления о понятиях мегаполис и городская агломерация, выявят отрицательные и положительные стороны городов, проанализируют экологическую ситуацию городов. |
Техническое обеспечение урока | Экран , ПК, слайдовая презентация |
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока | |
Содержание урока |
- Организация урока
- Актуализация опорных знаний
- Устный опрос
- Сообщение темы и целей урока
- Постановка проблемы
Проблемный вопрос: Два туриста , находящиеся в разных странах , беседуют по телефону. Один говорит: «Я нахожусь в замечательной стране, вокруг меня небоскребы, городу нет конца и края. Я не заметил, как из одного города приехал в другой». Второй говорит: «В этой стране великолепно. Обширные пространства сменяются редкими небольшими городами со старинными типами постройки. Высотные дома нельзя назвать небоскребами». Как вы думаете, чем отличаются эти страны и что это за страны? На эти вопросы вы ответите в конце урока.
- Изучение нового материала
- Ребята, посмотрите внимательно на карту плотности населения мира. В каких районах земли плотность населения выше, а какие районы практически не заселены?
- Какие факторы влияют на размещение населения? Что влечет людей в некоторые точки нашей планеты?
Исследуя, а затем осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов.
- Объясните, что такое расселение? (Расселение – это совокупность населенных пунктов на какой – либо территории, сложившаяся в результате процесса ее освоения.)
- Каковы особенности расселение населения по материку? Объясните на примере любого материка.
- Внимательно рассмотрите схему на СЛАЙДЕ 1.
- Как делится население мира по характеру расселения? (По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.)
Слово учителя:
- С развитием земледелия возникли первые сельские поселения. Сельских населенных пунктов насчитывается в мире 15–20 млн. Сельские поселения – населенные пункты, не соответствующие критериям, установленным в данной стране для городских поселений. К сельским поселениям относят населенные места (независимо от их людности), в которых жители заняты главным образом сельским или лесным хозяйством, промысловой охотой, а также поселения, связанные с другими видами деятельности (обслуживание промышленности, транспорта, строительства), если они имеют малочисленное население и расположены в сельской местности.
- Как вы думаете, в каких странах количество сельских жителей больше? (в Китае и Индии, там же наибольшее количество деревень).
- Чем различаются сельские населенные пункты? (Они различаются:
по величине; по форме; по специализации хозяйства).
- Как вы думаете, где преобладает групповая (деревенская) формы сельского расселения:
( в России, Зарубежной Европе, Китае, Японии)
- Для каких стран характерна фермерская форма сельского поселения? (наиболее распространена в США, Канаде, Австралии, Северной Европе.
- Назовите основные виды сельских поселений:
(Деревня. Село. Фазенда. Ранчо. Ферма. Поселки. Аулы)
- Дома вы должны были из словаря выписать в тетрадь определения: деревня, село, фазенда, ранчо, ферма, поселок, аул?
Деревня - русское название сельского населённого пункта с несколькими десятками домов. Большими обычно считаются деревни с 30 и более дворами.
Село - один из видов населённых пунктов России, а также Украины, Казахстана, Молдавии, Болгарии, относящихся к так называемым сельским населённым пунктам.
Фазенда – это крупное поместье в Бразилии, земледельческое или скотоводческое. На территории фазенды размещались: дом хозяина (часто с колоннами и открытыми большими балконами), церковь, постройки для рабов и др.
Ранчо – это один из наиболее распространённых методов ведения сельского хозяйства, получивший широкое распространение в странах Западного полушария в ходе колонизации Америки выходцами с европейского континента. В США и Канаде под ранчо обычно подразумевается любая ферма, расположенная в сельской местности. Так или иначе, основная экономическая специализация ранчо — скотоводство, в первую очередь крупный рогатый скот. Этим ранчо отличается от плантаций, основной специализацией которых является растениеводство (бананы, сахарный тростник, хлопок и т. д.).
Ферма — частное сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции.
Посёлок - небольшой населённый пункт, расположенный недалеко от города, основного селения, возникший преимущественно выделением от основного населенного пункта (дачный посёлок, курортный посёлок), либо возникший вокруг железнодорожной станции, фабрики, завода и т.д. (рабочий посёлок: станционный посёлок, фабричный посёлок, посёлок золотодобытчиков и др.)
Аул – это традиционное поселение сельского типа, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт.
Задание 1.
- Откройте учебник на странице 79, пункт 4, познакомьтесь с текстом и составите в тетрадях схему «Формы сельского расселения»
(обучающиеся составляют схему в тетради).
- Что такое город?
Город – сравнительно крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Слово учителя: Определение города в разных странах различно. СЛАЙД 2.
• В Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение с числом жителей - 200 человек.
• в США - свыше 2,5 тысяч человек,
• в Индии - свыше 5 тысяч человек,
• в России – от 12 тысяч человек,
• Нидерландах - 20 тысяч человек,
• Японии - 30 тысяч человек
Задание 2.
- Вспомните из курса географии 9 класса определение «урбанизации», что это такое?
- Как вы считаете, проходил процесс урбанизации за последние 50 лет? На стр. 75-78 прочтите и выделите этапы развития урбанизации:
- Когда начался и что характерно для первого этапа? (Начальный этап - XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке).
- Чем характеризуется второй этап? (Первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира)
- Что характерно для вторая половины XX века? ( Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации , а также формирование мегалополисов .
Задание 3.
- На странице 74-75 учебника выделите и запишите в тетрадях основные черты урбанизации и примеры проявления.
Черты урбанизации 1. Быстрые темпы роста городского населения 2. Концентрация населения преимущественно в больших городах 3. "Расползание" городов, расширение их территории 4.Развитие инфраструктуры и промышленности не успевает за ростом населения города 5. Отрицательные черты: - загрязнение атмосферы - нехватка питьевой воды - рост преступности - усиление шумов - транспортная проблема - жилищная проблема 6.Удовлетворение в материальном и культурном плане |
- Вспомните, что такое агломерация?
- Чем мегаполис отличается от агломерации?
(Мегалополис – наиболее крупная форма городского расселения, образующаяся в результате слияния большого числа соседних агломераций. Крупнейшие мегалополисы расположены в США и Японии. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь - центра союза аркадских городов. Возник в 370 г. до н.э., в результате слияния примерно 35 поселений) .
Задание 4.
- Проанализируйте рис. 17, стр. 76 учебника и определите:
- Регион мира, где сосредоточена большая часть городских агломераций?
- Какие страны, развитые или развивающие, лидируют по количеству агломераций?
- Рассмотрите рисунок 18 на стр. 76 и скажите, как подразделяются страны по уровню урбанизации. Приведите примеры стран.
СЛАЙД 3:
Высокоурбанизированные страны | Среднеурбанизированные страны | Слабоурбанизированные страны |
Доля городского населения более 50% | Доля городского населения 20-50% | Доля городского населения менее 20% |
Великобритания | Алжир | Чад |
- Как изменяется экологическая ситуация в современных мегаполисах?
- Как изменилось качество жизни в городе Сочи, в связи с проведением Олимпиады- 2014.
– Ближайший к нам город Бузулук, каковы ваши предложения по улучшению инфраструктуры города.
- Закрепление изученного материала
- Практическая работа № 6. Сравнительная оценка трудовых ресурсов, уровня и качества жизни населения стран и регионов мира.
Цель: оценивание качества жизни населения стран мира, используя разные источники.
Оборудование: карты: «Типы воспроизодства населения», «Политическая карта мира», «Плотность населения», половозрастные пирамиды для разных типов воспроизводства, статистические данные.
Порядок выполнения работы.
1. На основе анализа карт, текста учебника и статистических данных заполните таблицу
2. Используя предложенные параметры для сравнения , оценить уровень и качество жизни в разных странах.
№ | Страна | ВВП | Грамотность | Продолжительность жизни | Детская смертность |
1. | США | ||||
2. | Дания | ||||
3. | Россия | ||||
4. | Египет | ||||
5. | Сомали |
3. На основе сравнения сделать вывод о влиянии уровня развития страны на отдельные показатели
- Итог урока
- Рефлексия
Итак, вспомните вопрос, который вам был задан в начале урока и ответьте на него : « Как вы думаете, чем отличаются эти страны и что это за страны?»
Продолжите фразу:
- Я узнал….
- Эти знания мне необходимы ….
- Оценивание
- Домашнее задание:
- Стр.: 74-81 читать .
- Проанализировать воздействие урбанизации на окружающую среду и описать отрицательные и положительные стороны городов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса
Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....
Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс
Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...
Урок географии(ФГОС) по теме "Население"
Рассматриваем вопросы численности населения мира, темпы рождаемости, смертности, воспроизводства населения. Решаем задачи на определение естественной убыли населения. пытаемся прогнозировать демографи...
Урок географии в 11классе Тема: «Население и хозяйство США» Сравнительная характеристика двух регионов мира - штат Иллинойс (США) и Ростовская область (Россия)
Данный урок проводится в 11 классе, при изучении темы «Население и хозяйство США» по учебнику «Экономическая и социальная география мира», автор В.П. Максаковский. На изучение разд...
разработка урока география 10 кл. Миграции населения
разработка урока география 10 кл. Миграции населения...
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"
Проектная деятельность на уроках географии по теме: "Коренное население Северной Америки"...
Урок географии по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции".
Открытый урок по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции"....