доклад Использование электронных учебников на уроках ОБЖ.
статья по обж по теме

Потапова Ирина Леонидовна

выступление на методическом объединении учителей ОБЖ  Использование электронных учебников на уроках ОБЖ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispolzovanie_elektronnykh_uchebnikov.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование электронных учебников на уроках ОБЖ.

Потапова И.Л. преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ №68

XXI век – эпоха информационного общества. Компьютерные технологии уверенно внедряются в нашу жизнь. Бурный прогресс в области развития персональных компьютеров в современных условиях модернизации образования выводят педагогов на необходимость создания электронных учебников и тестирующих программ.
Развитие технических средств, компьютерных, информационных технологий, средств визуализации информации, с одной стороны и происходящие в современном образовании перемены, новые подходы, теоретические и практические достижения в педагогике - с другой стороны, позволяют утверждать, что назрела необходимость в формировании новой культуры работы с учебной информацией. В современной дидактике поднимаются вопросы нового подхода к организации учебников, с особенной остротой встает проблема создания учебников нового поколения.
Электронный учебник является современным средством обучения и представляет собой программную среду, разработанную для индивиду-ального изучения теоретического материала, формирования и закрепления умений и навыком практического использования приобретённых знаний, осуществления разнообразных форм самоконтроля и контроля.
Электронный учебник обычно содержит следующие укрупненные ком-поненты:
- презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть курса (темы, раздела);
- упражнения, способствующие закреплению полученных знаний;
- тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний обучающихся.
Для получения первичных навыков разработки электронных учебников необходимо начинать работу с описания собственной структуры, наиболее подходящей для реализации выбранного содержания. Удобно для этого использовать аналогию между традиционным учебным средством и электронным.
1.Структура электронного учебника должна быть максимально упрощена, но не в ущерб содержанию и используемой методике.
2.Необходимо структурировать содержание обучения на всех уровнях за счет средств визуализации, современной графики и анимации.
3.Структура электронного учебника должна предусматривать различные варианты индивидуальных траекторий.
4.Формирование блоков информации проблемным образом: набор фактов и ключевой вопрос темы.
5.Необходимо выстраивать материал в виде семантической сети для последующего формирования эффективного гипертекста.
Современная педагогика рекомендует следующую структуру электронного учебника:
- обложка;
- титульный экран;
- оглавление;
- аннотация;
- содержание обучения (полное изложение учебного материала);
- графическое представление учебного материала;
- система самоконтроля и самопроверки знаний для обучающихся;
- средства контекстного поиска;
- словарь терминов,
- справочная система по интерфейсу данной программы;
- система управления программой[1, с. 17].
Электронные учебники могут быть спроектированы, оформлены и разработаны с помощью текстового процессора, компьютерных презентаций с использованием мультимедиа технологии, Web-конструктора, языка HTML и др.
Для создания полноценного электронного учебника необходимо создать систему самоконтроля и самопроверки знаний, которую можно реализовать с помощью электронной таблицы или среды про-граммирования.
Самостоятельно разработанный педагогом электронный учебник позволяет отразить ключевые направления в обучении по данному разделу (на взгляд педагога), проявить индивидуальность и развивать творчество педагога. А главное, педагогу предоставляется возможность проектирования отдельных образовательных траекторий для обучающихся, в том числе, и для талантливых детей.
При работе с электронным учебником у обучающихся формируются умения самостоятельно обучаться, приобретать знания, осуществлять самоконтроль, развиваться и оценивать себя в данной образовательной области. Это является важным в самоопределении и подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

1. Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

  1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
  2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

2. В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

В следующих видах: учебных книгах и текстах, хрестоматиях, задачниках, практикумах, дидактических пособиях, книгах для дополнительного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п.

3. Каковы обязательные составляющие учебника?

В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельная работа.

4. Каковы компоненты содержания учебника?

Основными компонентами содержания любого учебника выступают: информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

  • Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).
  • Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.
  • Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.
  • Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

5. Что является главной формой учебника?

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

6. На какие компоненты можно разделить основной текст?

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

  1. теоретико-познавательный: 
  • основные термины;
  • ключевые понятия и их определения;
  • основные факты, явления, процессы, события;
  • опыты;
  • описание основных законов, теорий, ведущих идей;
  • выводы и т. п.
  1. инструментально-практический: 
  • характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;
  • описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;
  • составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;
  • обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

7. Что включает дополнительный и пояснительный текст?

Дополнительный текст включает:

  • документы,
  • хрестоматийный материал,
  • обращение к читателям,
  • биографические сведения,
  • статистические сведения,
  • справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает:

  • предметные введения к учебнику, разделам, главам;
  • примечания, разъяснения;
  • словари;
  • алфавиты;
  • определители;
  • пояснения к картам, схемам, диаграммам;
  • указатели.

8. Есть ли в учебнике внетекстовые компоненты?

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

  1. аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения,
  2. иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации,
  3. аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

9. Чем отличаются учебник и учебно-методический комплекс?

Учебно-методические комплексы - это открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам могут содержать до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие, рабочая программа, комплекты тестовых заданий, видеокассеты, компакт-диски, компьютерные программы и т.п.

10. Какому учебнику следовать в преподавании учебного курса?

Понятие базового учебника в современной высшей школе в последние годы утратило прежний смысл. Это связано прежде всего с тем, что с начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников, а количество рекомендованных учебников для вузов вообще вряд ли поддается точному подсчету. Поэтому каждый преподаватель рекомендует студентам те учебники и учебные пособия, которые лучше всего соответствуют его собственным взглядам на учебный курс, либо разрабатывает свои учебники и учебные пособия.

II. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК.

1. Какие подходы следует избрать при создании и использовании электронных средств обучения?

При создании и использовании электронных средств обучения, можно выделить три основных подхода: педагогический, информационный и личностно-ориентированный.

Педагогический подход основан на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей (характер представления окружающей действительности, организация разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, осуществление мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих функций и т.п.).

Информационный подход направлен на создание своеобразной обучающей среды, в которой при использовании определенных педагогических технологий происходит процесс познания, интеллектуального развития.

Личностно-ориентированный подход нацелен на соответствующие качества личности обучающихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности.

2. Какие существуют определения электронного учебника?

"Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума". [Демушкин и др.]

"Электронный (компьютерный) учебник должен обеспечивать выполнение всех основных функций, включая предъявление теоретического материала, организацию применения первично полученных знаний (выполнение тренировочных заданий), контроль уровня усвоения (обратная связь) без помощи каких бы то ни было бумажных носителей, то есть только на основе компьютерной программы". [Хуторской]

"Электронный учебник (ЭУ) - это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи". [Зайнутдинова]

3. Зачем нужны электронные учебники?

Прежде всего, для развития дистанционных форм обучения. Интернет делает его доступным из практически любой точки мира. Кроме того, электронный учебник существенным образом обогащает традиционные формы обучения, так как позволяет включать в него огромное количество учебных и наглядных материалов и способствует развитию качественно новых методик преподавания.

Электронный учебник необходим, потому что он:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;
  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и проч.

4. Каковы преимущества электронного учебника по сравнению с традиционными (печатными) учебниками?

  1. Возможность наполнения мощными наглядными средствами. Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, различные активные элементы типа регистрационных форм, тестовых интерактивных заданий, других мультимедийных возможностей.
  2. Компактность хранения огромных массивов информации. Электронные книги и другие издания имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками по количеству, разнообразию и полноте содержащейся информации. Так, на одном диске CD-ROM объёмом 650 Мб помещается около 4000 книжных томов, что соответствует большой домашней библиотеке!
  3. Удобство редактирования. Если преподаватель имеет по своему предмету учебную информацию в электронной форме, он достаточно быстро перекомпоновывает её, вносит изменения и исправления.
  4. Доступность. Преподаватель может в любой момент разместить весь учебник или его компоненты и исправления на веб-странице в Интернете или на образовательном сервере учебного заведения для одновременного доступа к ней всех своих студентов.
  5. Интерактивность. Студенты, в свою очередь, самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.
  6. Удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно "открывать" в таком учебнике любой материал.
  7. Вариативность в исполнении. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму - цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.
  8. Дешевизна. Создание и оформление учебника в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).
  9. Вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.
  10. Мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт- диск или помещен на образовательный веб-сайт и в Интернете.

Электронный учебник, являясь полифункциональным средством, способен заменить некоторые из традиционных средств обучения.

5. В чем состоят недостатки электронного учебника?

Пожалуй, единственным недостатком электронного учебника является неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать, а также современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным.

6. Что положено в основу построения электронного учебника?

Гипертекст и гипермедиа.

Гипертекстовая структура получила исключительно широкое распространение, в основном, в информационно-справочных системах в различных областях знания. Такие программы обеспечивают электронный просмотр больших объемов иерархически организованной текстовой и графической информации. Гипертекстовая структура обеспечивает быстрый поиск информации по различным признакам. Гипертекст - это информационный массив, на котором заданы и автоматически поддерживаются связи между выделенными элементами. В виде гипертекста может быть представлена любая слабо формализованная совокупность текстов или изображений. Гипертекстовая форма представления информации является следствием эволюции средств общения людей между собой, и гипертекст соответствует природе мышления человека. Гипертекст в обобщенном смысле - это интерактивная информационная система, созданная на основе множества естественных и искусственных языков, гибких аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю динамично и творчески взаимодействовать с изменяемым информационным массивом с целью получения нового для себя знания.

Все большее распространение получают также системы гипермедиа. Под гипермедиа понимается способ организации мультимедиа. Мультимедиа предполагает объединение в компьютерной системе нескольких средств предоставления информации, а именно: текст, звук, графика, мультипликация, видео, пространственное моделирование. Гипермедиа состоит из узлов, которые являются основными единицами хранения информации и могут включать в себя страницы текста, графику, звуковую информацию, видеоклип или целый документ.

Взаимное согласование голоса лектора, музыкального и шумового сопровождения с визуальным рядом способно обеспечить образное восприятие учебного материала, эмоциональное воздействие на ученика, что даёт не только более глубокие и "долгоживущие" знания, но сопряжено с гораздо меньшей нагрузкой на зрение учащихся.

7. Что дает гипертекст пользователю?

Пользователь может выработать свой индивидуальный маршрут поиска информации в массиве. Он может не просто выбирать ту или иную стратегию чтения, единого текста, но и сам создавать новый текст на основе содержащихся в гипертекстовой системе фрагментов. Гипертекст повысил роль читателя, превратил его в соавтора и собеседника. Помимо диалога читателя с автором в гипертекстовой системе возможен также полилог читателей, так как, идя по следам предыдущего прочтения, каждый новый читатель не только осваивает одну из возможных логик сотворчества, но и может внести свою лепту в создание текста.

Пользователю в процессе изучения каждой темы необходимо принимать решение, к какой из связанных с ней тем он должен перейти для дальнейшего ознакомления с предметом. Неверное решение может привести к недостаточному или неправильному пониманию предмета, упущению существенной информации. Эксперименты показали, что часто, вследствие активного перемещения по множеству тем, у пользователя складывается ложное впечатление полного усвоения информации при весьма поверхностном знакомстве с ней, либо даже при неверной интерпретации содержимого гипертекста. По сути, для правильного целесообразного пути ознакомления с материалом необходимо предварительно знать этот материал. Это означает, что такой выбор не может быть поручен пользователю, который только собирается с этим материалом ознакомиться. В последнее время появились системы, которые обладают функцией выбора рациональной для данного пользователя траектории перемещения по гипертексту. Речь идет об интеллектуальных гипертекстовых системах, которые будут идентифицировать проблему пользователя и очерчивать область его информационных потребностей, отбирать из гипертекста те узлы, содержание которых соответствует информационным потребностям пользователя.

8. Какие виды электронных учебников существуют?

Можно выделить несколько классов или видов электронных учебников.

С точки зрения носителей и представления информации:

  • сетевые электронные учебники - полностью или частично представляются на серверах в Интернете/Интранете;
  • локальные электронные учебники - обычно записываются на компакт-диски или другие съемные носители и могут использоваться либо прямо с носителя, либо инсталлируются на персональный компьютер.

С точки зрения ориентации на учебный процесс:

  • электронные учебники, в основной своей части повторяющие печатные учебные пособия и используемые для самостоятельной работы студентов в сочетании с традиционными формами обучения (лекции, семинары, зачеты и экзамены);
  • электронные учебники, включающие наряду с текстами и наглядностью некоторые интерактивные компоненты и используемые не только как пособие для очного обучения, но и как элемент самостоятельного изучения курса;
  • электронные учебники для дистанционного обучения, почти полностью рассчитанные на самостоятельное изучение курса и виртуальное общение с преподавателем.

III. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА.

1. Какими умениями и навыками нужно обладать?

Для начала достаточно умения пользоваться текстовым редактором компьютера и сканером, чтобы создавать электронные и переводить в электронный вид печатные тексты. Для создания полноценного электронного учебника рекомендуется использовать команду, состоящую из автора курса, программиста, дизайнера, методиста. В зависимости от сложности и объема ЭУ и сроков его создания команда может быть увеличена, или, наоборот, уменьшена. Если автор курса является продвинутым пользователем компьютера, то всю работу по созданию ЭУ он может сделать сам.

2. Какое оборудование необходимо?

Для создания электронного учебника среднего уровня достаточно компьютера и сканера. Однако для разработки сложных мультимедийных приложений может потребоваться видеокамера, микрофоны, специальные программы оцифровки звука и видео и т.п. Кроме того, если конечное исполнение ЭУ предполагается осуществить на компакт-диске, потребуется устройство для его записи, а если его предполагается разместить в Интернете/Интранете, связь с сервером и соответствующие программы для использования его компонентов на сервере.

3. Какой формат файла лучше всего использовать для электронного учебника?

Как правило, наиболее простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html - основном формате сети Интернет. Это позволяет использовать электронный учебник и его отдельные материалы для размещения на образовательном сервере учебного учреждения и использовать его в системе дистанционного обучения.

4. Какое программное обеспечение использовать?

Самой простой, доступной и распространенной программой для создания электронного учебника является MS Word. Эта программа позволяет создавать гипертекст и включать в него картинки, схемы, таблицы и т.п. Кроме того, MS Word позволяет сохранять файлы в формате html, что делает возможным их использование в Интернете/Интранете.

Более эффективной программой для создания ярких и наглядных компонентов электронного учебника, включая мультимедийные приложения, является программа для создания презентаций MS Power Point. Презентации тоже можно сохранять для использования в Интернете. Кроме того, их можно использовать при проведении очных занятий со студентами.

Однако наиболее удобными инструментами для создания гипертекстов с включением наглядных, интерактивных, программных, мультимедийных и других компонентов являются HTML-редакторы. Они позволяют готовить файлы, наиболее приемлемые для использования в Интернете/Интранете. Одним из достаточно удобных и легких в использовании является Macromedia Dreamweaver.

Кроме того, существуют специальные программы для составления электронных учебников. Например, программная оболочка "Кодекс". Как и любые программы, они обладают рядом достоинств и недостатков:

Достоинства специальных программ для составления электронных учебников

Недостатки специальных программ для составления электронных учебников

Удобный и понятный интерфейс

Создание привычки к определенному программному продукту

Наличие справочного аппарата (Помощь)

Ограниченные возможности (или их отсутствие) для представления компонентов ЭУ в Интернете/Интранете

Возможность создания ЭУ человеком, не обладающим глубокими знаниями в области компьютерных технологий

Ограничения в представлении методических материалов и комментариев

Единый стандарт представления компонентов ЭУ по разным учебным курсам

Ограничения в представлении иллюстраций и мультимедиа

Возможность использовать схемы, таблицы, рисунки, мультимедийные компоненты

Жесткая привязка к конкретным отраслям знаний (например, "Кодекс" - к юриспруденции)

Наличие встроенных контролирующих и тренажерных систем

Ограничения возможностей для создания вариативной части ЭУ

Жесткое структурирование компонентов и материалов

Ограничение свободы преподавателя в структурировании учебных материалов и их компонентов

5. Что является методологической основой электронного учебника?

Фиксация методологических основ конструирования электронного учебника начинается с определения типа образования и базовой образовательной (дидактической) системы, в которой планируется обучение. Следующий этап - образовательные стандарты различных уровней (федеральный, национально-региональный, школьный или вузовский), которые входят (должны входить) в состав любой образовательной системы и создаваемого электронного учебника. Все остальные элементы и формы представления содержания образования - учебные программы, методики, хрестоматии, задачники, практикумы, словари, учебные видеофильмы, дидактические пособия, компьютерные программы и базы данных, являются производными, но не определяющими методологическими элементами построения электронного учебника.

6. Какие дидактические принципы должны быть положены в основу электронного учебника?

Во-первых, классические принципы:

Название принципа

Дидактический (методический) план

Технический план

Принцип наглядности

В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.

С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой.

Принцип доступности

Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов.

Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.)

Принцип систематичности и последовательности

Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности.

Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме.

Принцип связи теории с практикой

После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях.

Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ.

Принцип научности

Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере.

В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей.

Принцип сознательности и активности

Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность.

Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы.

Принцип прочности

Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий.

Гиперссылки, тестирующие программы.

Во-вторых, принципы личностно-ориентированного обучения:

Название принципа

Дидактический (методический) план

Технический план

Принцип личностного целеполагания ученика

В состав ЭУ включаются материалы, предполагающие самоопределение учащегося по отношению к изучаемым темам и основным понятиям, задания на постановку индивидуальных целей разных уровней. Возможно также соотнесение целей с индивидуальной образовательной траекторией.

Электронный учебник интегрируется с персональной компьютерной базой данных, в которую заносятся цели ученика, данные о характере его занятий с учебником и т.п.

Принцип выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории

Выбор образовательных компонентов из предлагаемого в ЭУ набора, а также создание собственных элементов своей образовательной траектории.

Конструирование индивидуальной образовательной траектории программными средствами. Одновременная презентация обучаемыми разных работ по одному и тому же вопросу.

Принцип метапредметных основ содержания образования

Включение в ЭУ метапредметов или отдельных метапредметных тем, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Ссылки на ресурсы Интернета по метапредметным темам.

Принцип продуктивности (творческости) обучения

Направленность на приращение к известным знаниям новых, на сотворение обучаемыми образовательного продукта.

Включение в ЭУ творческих заданий, интерактивные программы.

Принцип первичности образовательной продукции ученика по отношению к изучаемому материалу (сначала создай сам, потом изучи стандарты)

Личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области, применение эвристических методов обучения.

Расположение материала в ЭУ в определенной последовательности, когда обучаемому, например, представляется совокупность фактов, которые он сравнивает с уже имеющимися знаниями, а потом излагает собственные выводы и сопоставляет их с научными выводами.

Принцип ситуативности обучения

Создание или использование образовательных ситуаций: представление примеров, явлений, фактов из жизни или окружающего мира и их анализ обучаемым на основе полученных знаний.

Компьютерное моделирование ситуаций или включение в ЭУ ситуативных заданий.

Принцип образовательной рефлексии

Осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений.

Анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, промежуточные оценки при выполнении тестовых заданий.

В-третьих, дополнительные дидактические функции:

Название принципа

Дидактический (методический) план

Технический план

Принцип наглядности

В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы.

С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой.

Принцип доступности

Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов.

Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.)

Принцип систематичности и последовательности

Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности.

Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме.

Принцип связи теории с практикой

После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях.

Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ.

Принцип научности

Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере.

В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей.

Принцип сознательности и активности

Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность.

Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы.

Принцип прочности

Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий.

Гиперссылки, тестирующие программы.

Во-вторых, принципы личностно-ориентированного обучения:

Функция учебника

Дидактический (методический) план

Технический план

Универсальность

Разнообразие включаемых в ЭУ дидактических материалов.

Электронный вид позволяет разместить на одном диске информацию, сопоставимую со средними библиотеками (десятки тысяч томов).

Интерактивность

Возможность активного взаимодействия пользователя с обучающей системой. Организуется обратная связь для выдачи пользователю сообщений об успешности его познавательной деятельности и объяснения при необходимости правильного хода решения.

Программные средства, обеспечивающие взаимодействие обучающегося с электронной образовательной системой.

Открытость

Возможность оперативной доработки, исправления и редактирования материалов, включаемых в ЭУ.

Включение ссылок на Интернет обеспечивает постоянный доступ к самой свежей информации по различным проблемам.

7. Из чего должен состоять электронный учебник?

Помимо компонентов обычного учебника, а также иллюстраций и мультимедиа, электронный учебник должен включать вариативную и инвариантную часть.

К инвариантной части относят фундаментальные образовательные объекты и косвенно - основные технологии деятельности, которыми должны овладевать ученики в ходе работы с ЭУ. Фундаментальные образовательные объекты - это реальные и идеальные сущности, концентрирующие в себе познавательную и образовательную область (в определенной мере это основы образовательных стандартов, установленных на научно-педагогической основе). Технологии деятельности обычно выражают структурой учебного материала, предлагаемыми в ЭУ формами и видами деятельности учащихся, особенностями предлагаемых заданий, гипертекстовыми возможностями связанных между собой страниц и т.п.

Вариативная часть ЭУ - это конструируемое педагогом, администратором, образовательным учреждением, учащимися или иными субъектами обучения содержание этого учебника. Например, в качестве технологической основы вариативной части ЭУ может быть определенным образом структурируемая база данных. К вариативной части относится также индивидуально создаваемая учащимися образовательная продукция.

8. Означает ли это, что один и тот же учебник будет иметь две версии - для преподавателя и для студента?

Действительно, один и тот же электронный учебник имеет различные версии - для преподавателя (учебного заведения) и для обучающихся. С точки зрения преподавателя электронный учебник по определённому предмету в течение 2-3 лет постоянно дополняется новыми текстами студентов и специалистов в виде дополнительных приложений. Учебник "растёт" в объёме в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.

Для студента его учебник дополняется личными работами, работами его сокурсников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остаётся в архиве студента и сопровождает его личное образование на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого студента создаётся личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на дисках CD-ROM.

9. Какой должна быть форма электронного учебника?

Форма электронного учебника - блочная. Это означает, что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от "бумажных" учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию.

10. Какой должна быть структура электронного учебника?

Содержание каждого отдельного блока электронного учебника включает в себя:

  1. раздел или тему, содержащую учебный материал, сгруппированный вокруг фундаментальных образовательных объектов;
  2. набор ключевых проблем по данной теме разного типа и назначения: научные решённые и нерешённые проблемы, учебные, организационные, технические и иные проблемы;
  3. лучшие работы студентов прошлых лет вместе с текстами-первоисточниками учёных и специалистов на эти же темы;
  4. новые работы студентов, лучшие из которых отбираются и включаются в виде отдельных частей изучаемого блока;
  5. задания и упражнения для студентов следующих типов:
  • предваряющие изучение раздела, вводящие в круг вопросов;
  • по составлению индивидуальной программы занятий по разделу;
  • направленные на создание личных творческих результатов по ключевым проблемам;
  • на сопоставление своих работ с аналогами;
  • на усвоение образовательных стандартов;
  • обеспечивающие необходимый тренинг и закрепление материала;
  • на выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
  • на осознание, анализ деятельности и полученных результатов;
  • на самооценку работы.

11. Где взять материалы для его наполнения?

Накопление материалов для наполнения электронного учебника по полноценному учебному курсу может продолжаться годами. Прежде всего, это электронные тексты преподавателя, создаваемые им при подготовке к занятиям. Затем - отсканированные материалы из различных изданий, используемых в учебном процессе. Наконец, материалы, почерпнутые из Интернета. К этому добавляются индивидуальные работы студентов, которые наполняют ЭУ уже в процессе его использования в учебном процессе.

12. Если все эти материалы передать программисту и дизайнеру, то после их доработки электронный учебник будет готов?

К сожалению, в преподавательской среде существует широко распространенное заблуждение в том, что стоит передать программисту учебный материал традиционного курса лекций или наборы традиционных учебных заданий, как все перечисленные выше преимущества ЭУ проявятся сами собой. Такое представление ошибочно. Нужна целенаправленная деятельность разработчиков для того, чтобы высокие потенциальные педагогические возможности ЭУ стали реальностью.

13. Как лучше организовать работу по созданию и внедрению электронного курса?

Лучше всего такого рода работу осуществлять в виде проекта. Типичный проект по созданию электронного учебника может включать следующих исполнителей:

  • менеджер проекта (МП)
  • автор курса (АК)
  • программист (ПК)
  • методист (МК)
  • дизайнер (ДК)

После того как электронный учебник вводится в учебный процесс и проходит апробацию на завершающей стадии проекта в нем участвуют куратор (КК) и преподаватель (ТК). Работа по осуществлению проекта может быть представлена следующей таблицей:

Таблица. Работы по проекту и распределение человеческих ресурсов

Предшествующая работа

Содержание данной работы и очередность выполнения

Продолжительность, дн.

Исполнители

-

А. Выбор целевой группы обучающихся

2

МП, АК, МК

А

Б. Анализ образовательных потребностей

5

МП, АК, МК

Б

В. Составление профилей и определение компетенций обучающихся

2

МП, МК

В

Г. Составление технического задания на разработку курса

3

МП, АК, МК

Г

Д. Поиск готового курса

4

МК, ТК

Г

Е. Подбор команды разработчиков курса

5

МП

Д

Ж. Адаптация (доработка) курса

5

МП, АК, МК, ТК

Г

З. Разработка курса (электронного учебника)

9

АК, ПК, МК, ДК

Ж, З

И. Экспертиза курса

2

МП, МК, ТК

И

К. Набор группы обучающихся

4

МП, МК

К

Л. Проведение обучения по курсу

7

МК, КК, ТК

Л

М. Анализ результатов обучения

2

МП, АК, КК, МК, ТК

14. А из каких этапов состоит работа над электронным учебником?

Основные этапы следующие:

  • Выбор источников
  • Заключение договоров с авторами о праве на переработку
  • Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)
  • Переработка текстов в модули по разделам и создание Help
  • Реализация гипертекста в электронной форме
  • Разработка компьютерной поддержки
  • Отбор материала для мультимедийного воплощения
  • Разработка звукового сопровождения
  • Реализация звукового сопровождения
  • Подготовка материала для визуализации
  • Визуализация материала

ЛИТЕРАТУРА

  1. 1. Дробахина, А. Н., Можаров, М. С. Структурирование содержания профессиональной подготовки учителя информатики средствами современного гипертекста/А. Н. Дробахина, М. С. Можаров. – Новокузнецк, 2003.
  2. Дистанционный курс ЦДО "Эйдос" "Электронный учебник: педагогические основы разработки". Ведущий: Андрианова Г. А., канд. пед. наук, ст. научн. сотрудник ИСМО РАО, г. Москва
  3. А.В.Хуторской. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века").
  4. А.В.Хуторской. Электронный учебник / Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. - М: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
  5. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинар (7 сентября 2000 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 140 с.
  6. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин)": Монография. - Астрахань: Изд-во "ЦНТЭП", 1999. - 364 с.
  7. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Гипертекстовый школьный учебник: польза или вред? / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинара (7 сентября 2000 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 140 с.
  8. Зуев Д.Л. Учебник // Российская педагогическая энциклопедия. - Т.2 / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С.480-482.
  9. Гогохия Х.Н. Электронные средства, представляющие информационно-методическое обеспечение образовательного процесса. / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинар (7 сентября 2000 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 140 с.
  10. Журавлев В.А., Юсупов И.З., Каминский М.К., Савтнский С.С., Щеглов А.П. Особенности гипертекстового электронного учебно-методического или учебного материала. / Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании // Тезисы докладов семинара (7 сентября 2000 года, г.Москва). - М.: Издательство МЭСИ, 2000. - 140 с.
  11. Гречихин А.А., Древс Ю.Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос, 2000.
  12. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. кандидата пед. наук М.В.Моисеевой. - М.: Издательский дом "Камерон", 2004. - 216 с.
  13. Зимина О.В., Кириллов А.И. Рекомендации по созданию электронного учебника.// http://www.academiaxxi.ru/Methodics.html.
  14. Киселев Б.Г. Архитектура электронного учебника. // http://education.kudits.ru/homeandschool/Papers/Kiselev2.htm.

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  1. Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" - http://www.eidos.ru/dist_teacher/
  2. Дистанционные педагогические конференции и семинары - http://www.eidos.ru/conf/
  3. Список дистанционных эвристических олимпиад - http://www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm
  4. Выездные очные семинары и конференции - http://www.eidos.ru/services/seminars.htm
  5. Интернет-журнал "Эйдос" - http://www.eidos.ru/journal/
  6. Дистанционное обучение. Информационный порта - http://www.distance-learning.ru
  7. Журнал Мир Электронного Обучения (e-Learning World) -. http://www.e-learnworld.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Из опыта применения электронных учебников на уроках истории"

Изложен опыт использования на уроках истории России, Древнего мира электронных учебников издательство "Просвещения" К учебникам Данилова...

Использование электронных учебников на уроках

В статье рассказывается об актуальности использования электронных учебников...

Использование электронного учебника на уроке географии в 10 классе при изучении темы "Размещение населения и миграции"

Урок построен с использованием электронного учебника серии «Образовательная коллекция». Диск допущен Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Мультимедиа-курс р...

Использование электронных учебников для развития деятельностных способностей учащихся на уроках физики при введении ФГОС.

Особенности работы с электронными учебниками. Выступление на городской конференции.18-19 декабря 2013 год....

Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника

Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...

Доклад: Из опыта работы: применение электронного учебника на уроках бурятского языка.

Использование электронного учебника «Буряад хэлэн» помогает мне организовать работу с одаренными детьми при самостоятельном изучении языка, в подготовке к олимпиадам по предмету, а также д...

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ"

Информационные технологии уверенно внедряются в школьную жизнь. Современному педагогу все сложнее без помощи компьютера и электронных средств обучения реализовать задачи, поставленные современными реа...