Обобщающий урок- остановка с презентацией по теме "План и карта"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Полякова Елена Ивановна

Важную роль в усвоении системы знаний и совершенствовании компетенций играет такой этап, как повторение и обобщение. Поэтому очень важно использовать на обобщающих уроках разнообразные формы и методы работы, что позволяет повторить оптимальный объем материала по теме. При этом очень важно предусмотреть элементы новизны ,что требует переосмысления уже полученных знаний. Использование нестандартных форм урока, проблемных вопросов, занимательных заданий, загадок, шарад и т.д. повышает интерес к предмету. В данной разработке использованы авторские игры «Зажги звезду на географическом небосклоне», «Озвучь цифры», «Передай эстафету», головоломки и стихи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация: Важную роль в усвоении системы знаний и совершенствовании компетенций играет такой этап, как повторение и обобщение. Поэтому очень важно использовать на обобщающих уроках разнообразные формы и методы работы, что позволяет повторить оптимальный объем материала по теме. При этом очень важно предусмотреть элементы новизны ,что требует переосмысления уже полученных знаний. Использование нестандартных форм урока, проблемных вопросов, занимательных заданий, загадок, шарад и т.д. повышает интерес к предмету. В данной разработке использованы авторские игры «Зажги звезду на географическом небосклоне», «Озвучь цифры», «Передай эстафету», головоломки и стихи.

6  класс  

Обобщающий урок- остановка

                                                         по теме «План и карта»

Цели:   1.Обобщение  и систематизация знаний по теме «План и карта».

              2. Совершенствование  компетенций:

            А) познавательных: умения определять сущностные характеристики изученных объектов  и   причинно-следственных связей для их анализа.

            Б)  информационно - коммуникативных: перевод информации из одной знаковой системы в другую, умение развернуто обосновывать и аргументировать свои суждения.

            В) личностных:   объективное оценивание   и коррекция своих учебных достижений, собственного поведения в практической деятельности.

             3.Развитие интереса к предмету.

Оборудование: план местности  в учебнике, атласы, ПК, презентация к уроку.

Ход урока

«Прозвенел звонок,

И вошла я в класс.

Начала урок в новом для себя,

Классе 6 «А».

Пять десятков глаз

Смотрят на меня.

В них немой вопрос:

«Чем нас удивишь?»

«Любопытство наше, чем ты утолишь?»

Начала я «гонку», начала я «кросс»,

Интерес к урокам вроде бы возрос.

Изучили карту, изучили план.

И известны стали оболочки нам.

Вроде бы неплохо так себе идем,

От программы , кстати, мы не отстаем.

Не дает покоя только мне вопрос:

«Всем ли по плечу этот быстрый «кросс?»

Значит остановку сделаем в пути

Надо ж нам итоги с вами подвести.

Пусть сегодня каждый подведет итог:

Что усвоить четко на уроке смог,

Ну, а где сработал может  и слабо.

К этому вернуться значит суждено ».

Ребята, в жизни каждого человека есть моменты, когда нужно остановиться, оглянуться назад, проанализировать свое прошлое и ответить на вопросы: «А все ли ты делаешь так? В чем смысл твоей жизни? Какую пользу ты приносишь обществу, людям своим близким? Относишься ли ты к ним так , как хотел бы , чтобы они относились к тебе?»И сделав выводы, внести коррективы в свою дальнейшую жизнь. Вот и я сегодня предлагаю нам с вами сделать «остановку» и подвести итоги нашей с вами работы по теме «План и карта». Выполняя предложенные задания, вы должны будете ответить для себя на вопрос «Что я усвоил хорошо, а что мне надо бы разобрать еще раз на дополнительных занятиях».

И так  остановка первая

1. Ребята, отгадайте загадку «Дома есть, а людей - нет, реки есть, воды - нет, сады есть, а деревьев – нет?» Правильно ,это план местности.

2. Дайте определение плану местности. Назовите алгоритм действий по определению расстояний по плану местности. Определите расстояние на плане местности  между :

1вариант: озером и болотом

2 вариант  садом и сараем

(Для слабых учащихся алгоритм  на слайде)

Остановка  вторая

« В пути, в неведомом краю,

  Он - лучший друг.

  Одной заглавной буквой «Ю»,

  На нем отмечен ЮГ.

  А стрелка легкая магнит,

  На север кончиком глядит.

   Довольно север мне найти ,

   И я в короткий срок

  Определить могу в пути,

   Где  запад, юг, восток ». (Компас)

Дайте определение понятию «ориентирование». Очень важно, чтобы каждый человек умел ориентироваться на местности. Дома вы выполняли опережающее задание: составляли памятку для заблудившихся в лесу «Как себя вести в экстримальных ситуациях». Давайте обсудим результаты вашей  работы.

Определите по плану местности в каком направлении нужно двигаться, чтобы  попасть:

1.1вариант: - из Елагино в ольховую рощу

2 вариант: - от отдельно стоящего дерева к реке Нара

2.А для того, чтобы повторить другие понятия, связанные с планом местности, предлагаю  электронную  игру «Передай эстафету» (Соревнуются два ряда, по очереди уч-ся отвечают на вопросы и передают эстафету следующему, задача каждого ряда правильно ответить на вопросы и вывести  свою Мальвину из  географического леса.3-й ряд –« помощь зала» . Каждый  ряд отвечает на 4 вопроса и учитель по щелчку мышкой выводит по очереди Мальвину из леса.)

3.А теперь практическое задание: «Нарисуй и определи относительную высоту»:

1вариант:   нарисуй холм высотой 27 метров, горизонтали проведи через 9метров, западный склон крутой, определи относительную высоту холма.

2 вариант: нарисуй впадину глубиной 30м, горизонтали  проведи через 10м ,восточный склон крутой , определи относительную высоту впадины.

                               

Остановка третья

 «На ноге стоит одной,

  Крутит - вертит головой.

  Если знаешь предмет,

   То покажешь весь свет». (Глобус)

Глобус – это? (модель Земли). Чтобы повторить данные о форме и размерах Земли, сыграем с вами в игру «Озвучь цифры». Перед вами безмолвный ряд цифр. Я предлагаю вам выступить в роли звукорежиссера и расставить точки так, чтобы они заговорили, т.е. чтобы получились числа , дающие нам точную и важную информацию о форме и размерах Земли.

                                    510000000400002263786356

(510000000.40000.22.6378.6356)

Остановка  четвертая

Про нее одни говорят, что это уникальное изобретение человечества, другие - что она второй язык географии. (Географическая карта)

1.И снова у нас электронная игра «Зажги звезду на географическом небосклоне» (на правильный ответ учитель делает щелчок мышкой  и появляется звезда на небосклоне)

2.Расскажите алгоритм определения координат точки и определения точки по ее координатам. За хороший ответ вам небольшой  подарок – видеосюжет(о Токио) . Ребята вам понравился этот город, его достопримечательности? А вам интересно как называется этот замечательный город и где он находится? Тогда я называю его координаты, а вы находите его на политической карте мира.

3.И еще одна игра «Отгадай и определи» (Отгадывают название города и определяют его координаты ).

                      (видео)                                     (жир)                                (Мех)                             (ток)

      Монте     . . . . .    ролик                Ал      . . .      аф                        С  . . .     ико              по     . . .    ио

(Алгоритм на слайде).

Остановка пятая

 «Мне понравился урок

 Все успела с вами в срок.

 Повторить и поиграть,

 И хочу сейчас узнать

 Как себя вы оценили.

 Темы ль вы определили,

 Сделать где не все сумели,

 К  ним вернуться б вы хотели?»

Рефлексия

Ребята, интересно ли было вам  на уроке? Комфортно? Какую оценку вы поставили себе за урок? Что  удалось хорошо? Какие задания вызвали затруднения? К  каким вопросам вы бы хотели вернуться на дополнительных занятиях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к обобщающему уроку по теме "Россия на карте мира"

Презентация к обобщающему уроку по теме "Россия на карте мира". Учащиеся делятся на 4 группы. По очереди выполняются задания: сначала задания поля №1, потом группы меняются карточками и с помощью...

Конспект обобщающего урока и презентация по теме "Атмосфера"

Обобщающий урок в интетесной форме позволяет повысить интерес к изучению предмета, обобщить и систематизировать знания учащихся....

технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)

технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....

Технологическая карта урока физики по ФГОС, обобщающий урок по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел »

  На данном уроке повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся по теме «Давление твёрдых, жидких и газообразных тел». Осуществляется поиск необходимой информации для выполне...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА к уроку физики 7 класса «Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа»

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Кратковременная контрольная работа. Тип урока: комбинированный Цель урока: организация усвоения и закрепления осно...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....