Рабочая программа по природоведению
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ. В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии. Они являются необязательными, но перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий. Данная программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, тематическое планирование по разделам курса с перечнем демонстраций, и ученических практических работ. Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_prirodovedenie_5_kl.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Куртамышская кадетская школа-интернат
Природоведение
5 класс
2008 год
Составитель:
Мизеева Анна Германовна
Учитель географии
II квалификационная категория
Рецензия:
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, рекомендует минимальный набор демонстраций, лабораторных и практических работ. В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии. Они являются необязательными, но перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий. Данная программа по природоведению включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, тематическое планирование по разделам курса с перечнем демонстраций, и ученических практических работ. Требования к уровню подготовки учащихся заканчивающих 5 класс.
Общая характеристика учебного предмета
«Природоведение»- интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии. Данная программа также как и стандарты по природоведению, включает три основных содержательных раздела: «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явление природы» и «Здоровье человека и безопасность жизни». В рамках первого раздела на базе материала начальной школы закладываются основные представления об эмпирическом уровне научного познания: расширяются представления учащихся, о наблюдениях опытах и измерениях и их взаимосвязи при изучении объектов природы. Второй раздел углубляет и систематизирует знания учащихся о природных объектах, затрагивая вопросы связи мира живой и неживой природы. Учебный материал третьего раздела включен в данную программу в соответствии с требованиями современной жизни и построением базисного учебного плана. Приоритетной является практическая деятельность учащихся по природоведению. Проведение наблюдений, постановка опытов, учёт природных объектов, описание экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Большое внимание уделяется также работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связей мира живой и неживой природы, изменения природной среды под воздействием человека.
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремление действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчёта 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв учебного времени в объёме 10 часов для реализации различных педагогических технологий и учёта местных условий. Предмет природоведения продолжает естественно научную составляющую предмета окружающий мир начальной школы и является пропедефтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета природоведения являются:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам, выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях, использование дополнительных источников информации при решении учебных задач, работа с текстами естественнонаучного характера – пересказ, анализ текста, описание наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц.
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления. Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.
- оценка собственного вклада в деятельности группы сотрудничества, самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Результаты обучения
Обязательные результаты обучения курса природоведения приведены в разделе требования к уровню подготовки учащихся, который полностью соответствует стандарту. Требования ориентированы на овладение наиболее значимыми для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук элементами знаний, приёмами практической и интеллектуальной деятельности. Рубрика «Знать, понимать» включает требования которые нацелены главным образом на усвоение и воспроизведение содержания предмета. Рубрика «Уметь» включает требования к формированию общих для всех естественных наук приёмов исследовательской деятельности (описание наблюдений и опытов, сравнение природных объектов, использование измерительных приборов).
Основное содержание
Первый раздел программы направлен на изучение методов изучения природы. Знакомство с учёными естествоиспытателями. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Конструирования простейших измерительных приборов.
Второй раздел программы направлен на изучение многообразия тел, веществ и явлений природы. Большое место отводится практической деятельности учащихся. Проведение опытов, наблюдений, исследований. Наблюдение за погодой, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения.
Третий раздел программы предусматривает изучение здоровья человека, его зависимости от образа жизни и окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности
Уметь:
- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений; явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Основное содержание.
- Как человек изучает природу.(12 часов)
Знать\понимать. Наблюдение, опыты и измерения как методы изучения природы.
Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановки опытов.
Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов (демонстрация).
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования (практическая работа).
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Конструирование простейших измерительных приборов.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.
- Многообразие тел, веществ и явлений природы.(40часов) Знать\понимать. Звёздное небо: основные созвездия, суточное движение звёзд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Планеты, астероиды , метеоры, метеориты, кометы..
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры явлений превращения веществ.
- Здоровье человека и безопасность жизни.(16 часов)
Знать\понимать Земля, гипотезы возникновения Земли. Внутренне строение Земли. Явления природы. Землетрясения, вулканы, горы, материки: Евразия , Африка, Северная Австралия, Антарктида, растения и животные Земли. Атмосфера, ураганы, смерчи, гидросфера, распределение воды на Земле, океаны Земли, уникальность планеты Земля.
Знать\понимать . Как развивалась жизнь на земле. Жизнь в каменноугольном периоде, эпоха динозавров, живые клетки , виды клеток, царства живой природы, одноклеточные и многоклеточные организмы, среды обитания живых организмов, природные зоны Земли, жизнь в морях и океанах.
Знать\понимать Как человек появился на Земле, Австралопитек, неандерталец и кроманьонец, как человек открывал Землю, открытие америки, Австралии, Антарктиды, как человек изменил Землю, экологические проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, опасные животные и растения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ Урока | ТЕМА | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
1раздел | Как человек изучает природу. | 12 | 2 |
1-2 урок | Наблюдение, опыты и измерения как методы изучения природы. | 2 | . Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов. |
3-4 урок | . Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений и постановки опытов. | 2 | |
5-6 | . Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов | 2 | |
7-8 | Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов. | 2 | Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. Конструирование простейших измерительных приборов. |
9-10 | 14. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. | 2 | |
11-12 | Обобщение и контроль по теме. | 2 | |
2 раздел 13-14 | Многообразие тел , веществ, явлений природы. | 40 2 | |
15-16 | Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. | 2 | |
17-18 | Строение солнечной системы, солнце. | 2 | |
19-20 | Планеты земной группы. | 2 | |
21-22 | Планеты-гиганты. | 2 | |
23-24 | Вещества в окружающем мире, и их использование человеком. Примеры явлений и превращений веществ. | 2 | П/Р Примеры явлений и превращений веществ. |
25-26 | Физические явления: световые, тепловые, механические. | 2 | |
27-28 | Погодные явления. | 2 | |
29-30 | Земля. Гипотезы возникновения Земли. |
2 | |
31-32 | Что у Земли внутри. | 2 | |
33-34 | Землетрясения и вулканы. | 2 | |
35-36 | Суша. Материки и части света. | 2 | Работа с картой мира. |
37-38 | Атмосфера-воздушная одежда Земли. | 2 | |
39-40 | Вода на Земле. Гидросфера. | 2 | |
41 | Неповтаримая планета. | 1 | |
Жизнь на Земле. Как развивалась жизнь. | |||
42 | Каменноугольный период. Динозавры. | 1 | |
43 | Живые клетки. | 1 | |
44 | Разнообразие живого. | 1 | |
45 | Среда обитания. | 1 | |
46-47 | Жизнь на разных материках. | 2 | |
48-49 50 | Природные зоны Земли. | 3 | Работа с картой природных зон. |
51-52 | Жизнь в морях и океанах. | 2 | |
Здоровье человека и безопасность жизни. | 16 | ||
53-54 | Как человек появился на Земле. | 2 | |
55-56-57-58 | Как человек открывал Землю. | 4 | |
59-60 | Как человек изменил Землю. | 2 | |
61-62 | Жизнь под угрозой. | 2 | Изготовление поделок из бытового мусора. |
63-64 | Не станет ли земля пустыней. | 2 | |
65-66 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 2 | |
67-68 | Обобщение и контроль. | 2 |
Учебно-тематический план.
Тема | Количество часов всего | В том числе на практические работы. | |
1 | Как человек изучает природу. | 12 | 4 |
2 | Многообразие тел, веществ и явлений природы. | 40 | 10 |
3 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 16 | 4 |
4 | итого | 68 | 18 |
Литература.
1А.А. Плешаков.Н.И. Сонин. Природоведение.
2 Энциклопедия для детей География.
3 Энциклопедия для детей «Что есть что?»
4Т.Ф. Олейник «Великие приодные катастрофы»
5 Все о чудесах природы .Атлас- справочник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...