внеурочная деятельность
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
рабочая программа по внеурочной деятельности Топонимика Ульяновской области.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost1.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №82
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/______________ Протокол № _____ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска _________/______________ «____» ____________2013 г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска _____________Чекарев Г.А. Приказ № __________ от «____» ___________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
научно-познавательного направления
ТОПОНИМИКА
1 год обучения, 6 класс
Учитель географии:
Лазарева Светлана Александровна
Ульяновск– 2013 г.
Образовательная программа: («Топонимика», рабочая программа для внеурочной деятельности, научно-познавательное направление, 1 год обучения, обучающиеся 6 классов)
Автор программы: учитель МБОУ СОШ № 82 г. Ульяновска
- Лазарева Светлана Александровна, 2013 г.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «____» _____________ 2013 г., протокол № ______
Председатель _______________ _____________________________
подпись Ф.И.О.
Пояснительная записка
- Рабочая программа «Топонимика» предназначена для внеурочной деятельности, научно-познавательное направление в 6 классах общеобразовательных школ, 1 год обучения. Данная программа реализуется на основе начального курса физической географии, географии материков и океанов и физической географии России
Цель программы:
вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий Ульяновской области, названий улиц города Ульяновска, представление о собственных именах и фамилиях;;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Курс «Топонимика» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий.
Курс «Топонимика» имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- интерпретация результаты исследований
- подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Формы подведения итогов и реализации программы «Топонимика»
-тестирование обучающихся по материалам программы;
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
-индивидуальное моделирование и конструирование;
-анализ источников информации
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества по предмету;
- участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы
3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии.
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Сроки реализации программы:
Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
Учебно-тематический план
Содержание | Форма проведения | Результаты работы |
1. Введение в курс (3 часа) | Лекция с элементами беседы (1 час) Практическая работа Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами (2 часа) | Распределение индивидуальных заданий |
2. Топонимика и русский язык (2 часа) | Лекция с элементами беседы. (1 час) Практическая работа (1 час) | Составление карты (по заданию с использованием справочника и атласа) |
3. Топонимика на физико-географической карте (3 часа) | Лекция с элементами беседы(1 час) Практическое занятие (2 час) | Работа с физической картой мира Составление презентаций |
4. Топонимика и история географических открытий (3 часа) | Лекция с элементами беседы (1 час) Практическая работа (1час) Тестирование (1час) | Создание карты. Проверка знаний по заданной теме |
5.Топонимика на политической карте мира (4 часа) | Лекция с элементами беседы (1 час) Практическая работа (3 часа) | Работа с политической картой мира. Эссе по теме |
6. Топонимия России (5 часов) | Лекция с элементами беседы (1 час) Практическая работа (2 часа) Семинар (1 час) Тестирование (1 час) | Работа с физической и экономической картой России Доклады учащихся Проверка знаний по заданной теме |
7. Урбанимика (2 часа) | Лекция с элементами беседы (1час) Самостоятельная работа (1час) | Совершенствование умений работы со специальной литературой |
8. Топонимия Ульяновской области (2 часа) | Лекция с элементами беседы (1час) Практическая работа (1час) | Создание карты |
9. Ойконимия Ульяновской области (3 часа) | Лекция с элементами беседы (1 час) Практическая работа (1 час) Тестирование (1 час) | Создание карты |
10.Годонимия г. Ульяновска(3 часа) | Лекция с элементами беседы (1час) Практическая работа (1 час) Семинар (1час) | Доклады учащихся |
11. Ономастика (2 часа) | Лекция с элементами беседы (1час) Семинар (1час) | Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка реферата, развитие умений защищать свою позицию |
12. Работа над творческими проектами (2 часа) | Практическое занятие (2 часа) | Просмотр и обсуждение творческих проектов |
13. Итоговое занятие (1 час) | Практическая работа (1 час) | Подведение итогов работы за год. |
Итого: 34 часа, в т. ч.: лекций – 11 практических работ – 14 семинаров- 3 контроль – 4 эссе – 1 презентация -1 Резервное время: 1 час |
Содержание
1.Введение (3 часа)
Лекция с элементами беседы (1 час) Определение понятий «топоним», «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии
Практическая работа (2 часа) Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами
2. Топонимика и русский язык (2 часа)
Лекция с элементами беседы. Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества.
Практическая работа: Составление карты «Зона преобладания суффиксов (-ск), (-горск) на территории России.
3. Топонимика и физико-географическая карта (3 часа)
Лекция с элементами беседы. Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты), оронимов (формы рельефа).
Практическая работа. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы
Отчет групп по темам. Составление презентаций
4.Топонимика и история географических открытий (3 часа)
Лекция с элементами беседы. Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы, появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.
Практическая работа. Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира»
Тест: «Имена исследователей и путешественников в топонимике»
5. Топонимика на политической карте мира (4 часа)
Лекция с элементами беседы. Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.
Практическая работа: Составление карты «Колониальное прошлое стран мира».
Практическая работа: Работа в группах «Историческое формирование названий стран мира»
Отчет групп по темам. Написание эссе по теме
6. Топонимия Росси и (5 часов)
Лекция с элементами беседы. О чем говорят названия на карте России? Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.
Практическая работа: «Имена землепроходцев на карте России»
Практическая работа: « Изменение названий географических объектов на карте России»
Семинар. «Изменение названий географических объектов на карте России»
Тест. «Названия географических объектов на карте России»
7. Урбанимика (2 часа)
Лекция с элементами беседы. Урбанимия - наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.
Самостоятельная работа. Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.
8. Топонимия Ульяновской области (2 часа)
Лекция с элементами беседы. Формирование географических названий на карте Ульяновской области. Факторы, повлиявшие на образование названий на карте Ульяновской области
Практическая работа: Влияние географического положения на топонимы Ульяновской области. Составление карты.
9. Ойконимия Ульяновской области (3 часа)
Лекция с элементами беседы. Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Ульяновской области
Практическая работа. Рассмотреть название городов, сел и поселков Ульяновской области. Создание карты
Тест. «Ойконимия Ульяновской области»
10. Годонимы г. Ульяновска (3 часа)
Лекция с элементами беседы. Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров. и др. Рассмотреть названия улиц г. Ульяновска, связанные с именами политических деятелей, ученых, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами.
Практическая работа «История возникновения названий улиц города Ульяновска»
Семинар. Подготовка сообщений учащихся по теме
11. Ономастика (2 часа)
Лекция. Ономастика - наука о собственных именах. Развитие ономастики; использование имен собственных в географических объектах. Люди стали пользоваться именами около 7 тыс. лет назад. Сначала - это названия стихий, идей, каких-либо человеческих качеств, они стали именами собственными, которыми начали наделять людей.
Семинар. «Что в имени твоём...»
12. Работа над творческими проектами (2 часа)
Практическая работа Содержание и структура исследовательской работы. Оформление исследовательской работы
Практическая работа Творческий отчет учащихся
13. Итоговое занятие (1 час)
Итоговое занятие. Представление и защита самостоятельных (как индивидуальных, так и коллективных работ) учащихся, выполненных за время изучения элективного курса «Топонимика». Подведение итогов курса.
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
При изучении тем курса первое занятие – лекция, потом – практическая или самостоятельная работа, затем – семинар.
На вводном занятии следует ознакомить учащихся с общей структурой и содержанием курса, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ.
Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса, является разработка критериев оценивания учебных работ обучающихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы, по итогам изучения курса в целом. По итогам рейтинга участия учащимся будет выставлена итоговая оценка.
Желательно, чтобы результаты по изучению каждой темы курса были известны учащимся.
На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценивания.
Больше внимание следует уделять работе над терминами и понятиями, работе с литературными источниками, с картами.
Творческие работы учащихся должны содержать не более 10 страниц текста (оптимально 5 – 7 страниц).
На семинарских занятиях планируется не только заслушивать оценивать работы учащихся, но и анализировать их.
Рекомендуется проводить обязательные промежуточные тестирования. По итогам тестов выставляются оценки и определяется материал, плохо усвоенный учащимися для устранения пробелов.
На заключительном занятии допустим вариант, при котором итоговую творческую работу учащиеся выполняют по пожеланию, но это отражается на их итоговом рейтинге.
Литература
1. Географические атласы для средней школы.
2. Географическое краеведение Ульяновской области: Учеб. пособие. 2008.
4. Горбачёв С.К. Русские географические названия. Л.: Наука, 1965
5. Исторические атласы для средней школы.
6. Мурзаев Э.М. Слово на карте. М.: Армада-пресс, 2001
7. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966
8 .Прохоров В.А. Надпись на карте. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.
10. Русская ономастика и ономастика России. Словарь, М.: Школа-пресс,1994
11. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Рассказы о географических названиях. М.: Армада-пресс, 2001
12. Страны мира. Статистический справочник ООН. - М. Весь мир. 2001. 2002 гг.
13. Успенский Л.В. Имя дома твоего. Л.,1967
14. Цымбалова Л.Н. 100 имён - 100 судеб. Как назвать вашего ребёнка. Ростов н/Д: Феникс, 2005
15. Ресурсы Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...