Урок по теме Вода на Земле 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме
Авторы, разработчики:
| Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ «СОШ 30» , Петропавловск – Камчатского городского округа |
Предмет | География |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема | Гидросфера |
Тема урока | Вода на Земле |
Цель | Сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии 5 класс "Вода на Земле" | 97.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы, разработчики: | Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ «СОШ 30» , Петропавловск – Камчатского городского округа |
Предмет | География |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема | Гидросфера |
Тема урока | Вода на Земле |
Цель | Сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе |
Задачи | Общеобразовательная:. доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой; Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. развивать наблюдательность, память, логическое мышление), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала; развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения; создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру; воспитывать информационную культуру; воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке; развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения. |
Основные термины, понятия | Гидросфера, Мировой океан, Мировой круговорот воды в природе. |
Планируемый результат | |
Предметные умения | Личностные УУД - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - проговаривать последовательность действий на уроке; - работать по плану, инструкции; осуществлять самоконтроль. ПознавательныеУУД формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы: |
Рабочая тетрадь, учебник, атлас, презентация. Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Вызов | Установить тематическую рамку («могу») Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо») Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу») |
Осмысление | Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки |
Рефлексия | Создать условия для соотнесения полученного результата и эталона Формировать адекватную оценку правильности результатов действия Создать ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мобилизующий этап Вызов | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - определять степень успешности выполнения работы Познавательные УУД: -формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; -умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - публично защищать свою позицию ЛичностныеУУД: -осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. Предметные результаты: - актуализация и систематизация знаний о гидросфере. | Приветствие учащихся Что бы сформулировать тему нашего сегодняшнего исследования вы должны послушать и отгадать загадки - Много меня - пропал бы мир, Мало меня - пропал бы мир. - Книзу летит капельками, А кверху – невидимкой, - Мы говорим: она течёт; Мы говорим: она играет; Она бежит всегда вперёд, Но никуда не убегает. (Вода) Есть ли на других планетах Солнечной системы вода? | Взаимные добрые пожелания в освоении новых знаний. Комментируют и объясняют , почему слово «вода» является отгадкой. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь. |
Открытие нового знания | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале, - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: –анализ объектов с целью выделения признаков, -определение основной и второстепенной информации -проводить синтез (восстановление целого из частей) -анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: - учет разных мнений, - планирование работы учебного сотрудничества, - управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. ЛичностныеУУД: - учебно-познавательный интерес, - самоопределение, самосознание. Предметные результаты: - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание. | 1.Целепологание Подводящий диалог для формулирования учениками цели урока Корректирует, направляет 2.Затруднение Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся). Что бы ответить на этот вопрос Вы посмотрите видео фрагмент. Демонстрируется вода в трех агрегатных состояниях. 3. Открытие нового знания. Введение понятия «гидросфера». Ребята скажите на латыни водная оболочка. Формирует понятие «гидросфера». Работа со схемой «Состав гидросферы» Сверяют с образцом на слайде 4. Затруднение Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода). -Ребята, а много ли воды на Земле? И какая часть гидросферы занимает больший объём? 5. Открытие нового знания Работа со схемой в учебнике «Объем воды на Земле» Итак 2 % все воды на Земли составляет пресная вода. Именно эту воду использует человечество для своих нужд. С каждым годом потребление воды растет. 6. Затруднение Почему же мы не беспокоимся о том , что вода на Земле может закончиться? Почему не иссекают воды на суше и в океанах? 7. открытие нового знания Зачитывает стихотворение И. Якимова. «Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо... Не абсурдно ли это стихотворение? Как вода Волги может течь и в Ниле, и в Ниагаре, и в Лимпопо? Как вы думаете возможно ли это? 8. затруднение Какие свойства воды позволили капле так путешествовать? Какие явления позволяют воде совершать круговорот? Учитель систематизирует и обобщает. Подводящий диалог с опорой на открытые знания. 9. Систематизация изученного материала Рассмотрите схему «Мировой круговорот воды в природе» и ответьте на вопросы- Чем отличается малый круговорот воды от большого? - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан? - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны | Цель проговаривается осознается. Цель дублируется на слайде. Определяют каких знаний им не хватает. Составляют план урока по аналогии с планом изучения других оболочек. Записывают в тетрадь Просматривают видео фрагмент и называют основные свойства воды. Записывают в тетрадь. Проговаривают разные версии, используя уже знакомое понятие «литосфера». Произносят термин «гидросфера». Записывают в тетрадь. Пробуют, используя карты, определить части гидросферы и заполнить схему. Записывают в тетрадь Гидросфера Рисуют в тетради окружность и делят ее на8 частей и 5 закрашивают. Это объем вод Мирового океана. Остальное вода суши и атмосферы. Высказывают предположения.
Да, это явление Мирового круговорота воды в природе. Работают в парах, рассказывают друг – другу о своих путешествиях Взоимопроверка Используя схему «Мировой круговорот воды в природе» совершают кругосветное путешествие вместе с каплей. Называют свойства. Высказывают предположения. Записывают 1.Испарение 2.Конденсация 3. Таяние 4. Замерзание |
Рефлексия (осмысление) | Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий. Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Предметные результаты: - называть методы изучения Земли; - объяснять значение понятий: «
| 1.Организует рефлексию Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-». Утверждения: 1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы. 2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу. 3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды. 4. Испарившаяся вода поступает в облака уже пресная. 5. Испарение это процесс перехода воды из пара в жидкое состояние. 6.Соленной воды на Земле больше. 2. Самооценка - самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3» 4 – балл – «4» 5 – балл – «5» Сектор 3
Сектор 4
вода на суше ……………. …………….
Суша – океан океан - атмосфера суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)
Сектор 5
суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан
Ученики ставят отметки. 3.Саморефлексия У каждого на парте по 3 листика означающие: Зеленый- было интересно на уроке, я все понял. Коричневый - урок понравился, но некоторые моменты были трудными. Красный – мне на уроке было скучно. Сейчас я вас попрошу повесить на дерево один из листочков. Учитель анализирует. Что нового узнали на уроке? Что удивило? Все ли цели достигнуты? Все задачи разрешены? Сдают оценочные листы. 4.Домашнее задание. А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. | Выполняют тест Отвечают, затем обмениваются работами для взаимопроверки по образцу. Выставляют отметку. (-,+,-,+,-+) Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму Выходят к доске и клеят листочки на дерево. .Домашнее задание. Повторить материал темы «Вода на Земле» Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Вода на Земле» Пример синквейна с урока: Урок географии Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по географии в 6 классе по теме "Вода на Земле"
Урок разработан по учебнику 6 классф «География. Начальный курс» Авторы: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2011....
План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.
План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...
Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс УМК "Вентана-Граф".
Технологическая карта к уроку по теме "Вода на Земле" 5 класс....
Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"
Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"...
Конспект урока по географии 5 класс. Тема: "Вода на Земле"
План – конспект урока по географииТема урока: «Вода на Земле» Класс: 5Цель урока: Углубление знаний о понятии гидросфера, роли гидросферы в природе. Для достижения д...
Конспект урока на тему "Вода на Земле"
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТДидактическая цель: создать условия для первичного ус...
Задания для оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс: 7
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс:7...