Урок по теме Вода на Земле 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Кожевникова Светлана Александровна

Авторы,  разработчики:

 

Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ «СОШ 30» , Петропавловск – Камчатского городского округа

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Гидросфера

Тема урока

Вода на Земле

Цель

Сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторы,  разработчики:

Учитель географии Кожевникова Светлана Александровна МАОУ «СОШ 30» , Петропавловск – Камчатского городского округа

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема

Гидросфера

Тема урока

Вода на Земле

Цель

Сформировать представление о составе гидросферы и значении Мирового круговорота воды в природе

Задачи

Общеобразовательная:. доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

Развивающая: развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. развивать наблюдательность, память, логическое мышление), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала; развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения; создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

воспитывать информационную культуру;

воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения.

Основные термины, понятия

Гидросфера, Мировой океан, Мировой круговорот воды  в природе.

Планируемый результат

Предметные умения

 Личностные УУД

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные УУД:

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;  

 - проговаривать последовательность действий на уроке;  

- работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

ПознавательныеУУД

 формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Организация пространства

Формы работы  

Ресурсы:

Рабочая тетрадь, учебник, атлас, презентация.

Технические средства обучения:

Компьютер

Медиапроектор

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Установить тематическую рамку («могу»)

Организовать мотивирование ученика к учебной деятельности через актуализацию знаний («надо»)

Создать условия для включения в учебную деятельность («хочу»)

Осмысление

Мотивировать учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному выполнению

Создать условия для решения типовых заданий с применением алгоритма

Соотнесение своих действий с алгоритмом, ключом, понятиями

Научить фиксировать индивидуальные затруднения, определять способы устранения ошибки

Рефлексия

Создать условия для соотнесения полученного результата  и эталона

Формировать адекватную оценку правильности результатов действия

Создать  ситуацию успеха для мотивации познавательной деятельности

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мобилизующий этап

 Вызов

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- публично защищать свою позицию

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географичес- ких знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные результаты:

- актуализация и систематизация знаний о гидросфере.

Приветствие учащихся

Что бы сформулировать тему нашего сегодняшнего исследования вы должны послушать и отгадать загадки

- Много меня - пропал бы мир,

Мало меня - пропал бы мир.

- Книзу летит капельками,

А кверху – невидимкой,

- Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода)

Подводящий диалог

Есть ли на других планетах Солнечной системы вода?

Взаимные добрые пожелания в освоении новых знаний.

Комментируют и объясняют , почему слово «вода» является отгадкой. Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Открытие нового знания

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале,

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

 - осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

–анализ объектов с целью выделения признаков,

-определение основной и второстепенной информации

-проводить синтез (восстановление целого из частей)

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные УУД:

- учет разных мнений,

- планирование работы учебного сотрудничества,

- управление поведение партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД:

- учебно-познавательный интерес,

- самоопределение, самосознание.

Предметные результаты:

 - развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание.

1.Целепологание

Подводящий диалог для формулирования учениками цели урока

Корректирует, направляет

2.Затруднение

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).   Что бы ответить на этот вопрос Вы  посмотрите видео фрагмент.   Демонстрируется вода в трех агрегатных состояниях.

3. Открытие нового знания. Введение понятия «гидросфера».

Ребята скажите на латыни  водная оболочка.

Формирует понятие «гидросфера». Работа со схемой  «Состав гидросферы»

Сверяют с образцом на слайде

4. Затруднение

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется  одноцветным  – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Ребята, а много ли воды на Земле?  И  какая часть гидросферы занимает больший объём?

5. Открытие нового знания

Работа со схемой в учебнике «Объем воды на Земле»

Итак 2 % все воды на Земли составляет пресная вода. Именно эту воду использует человечество для своих нужд. С каждым годом потребление воды растет.

6. Затруднение

Почему же мы  не беспокоимся о том , что вода на Земле может закончиться?  Почему не иссекают воды на суше и в  океанах?

7. открытие нового знания

Зачитывает стихотворение И. Якимова.

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо...

Не абсурдно ли это стихотворение? Как вода Волги может течь и в Ниле, и в Ниагаре, и в Лимпопо? Как вы думаете возможно ли это?

8. затруднение

Какие свойства воды позволили капле так путешествовать?

Какие явления позволяют воде совершать круговорот?

Учитель систематизирует и обобщает. Подводящий диалог с опорой на открытые знания.

9. Систематизация изученного материала

Рассмотрите схему «Мировой круговорот воды в природе» и ответьте на вопросы- Чем отличается  малый  круговорот воды  от большого?

        - Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

                - Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны

Цель проговаривается осознается. Цель дублируется на слайде.

Определяют каких знаний им не хватает.

Составляют план урока по аналогии с планом изучения других оболочек. Записывают в тетрадь

Просматривают видео фрагмент и называют основные свойства воды. Записывают в тетрадь.

Проговаривают разные версии, используя уже знакомое понятие «литосфера». Произносят термин «гидросфера». Записывают в тетрадь.

Пробуют, используя карты, определить части гидросферы и заполнить схему. Записывают в тетрадь

Гидросфера

Рисуют в тетради окружность и делят ее на8 частей и 5 закрашивают. Это объем вод Мирового океана. Остальное вода суши и атмосферы.  

Высказывают предположения.

 

Да, это явление Мирового круговорота воды в природе.

Работают в парах, рассказывают друг – другу о своих путешествиях

Взоимопроверка

Используя схему «Мировой круговорот воды в природе» совершают кругосветное путешествие вместе с каплей.

Называют свойства.

Высказывают предположения.

Записывают

1.Испарение

2.Конденсация

3. Таяние

4. Замерзание

Рефлексия (осмысление)

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- называть методы изучения Земли;

- объяснять значение понятий: «

 

 

1.Организует рефлексию

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю –  не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно,  на листочках-шаблонах  напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

        Утверждения:

1.        Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.

2.        Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

3.        В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

4. Испарившаяся вода поступает в облака уже пресная.

5. Испарение это процесс перехода воды из пара в жидкое состояние.

6.Соленной воды на Земле больше.

2. Самооценка

- самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3»

                                                     4 – балл – «4»

                                                     5 – балл – «5»

Сектор 3

  • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .
  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).
  • Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

     Сектор 4

  • Завершите перечень: в гидросферу входит:

вода на суше

…………….

…………….

  • В малом круговороте участвуют:

Суша – океан

океан - атмосфера

               суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

  • В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

        Сектор 5

  • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.
  • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)
  • В большом круговороте воды участвуют:

суша – океан- атмосфера;

суша – океан;

атмосфера – океан

 

Ученики ставят отметки.

3.Саморефлексия

          У каждого на парте по 3 листика  означающие:

Зеленый-  было интересно на уроке, я все понял.

Коричневый - урок  понравился, но некоторые моменты  были трудными.

Красный –  мне на уроке было скучно.

Сейчас я вас попрошу  повесить на дерево один из листочков.

Учитель анализирует.

Что нового узнали на уроке?

Что удивило?

Все ли цели достигнуты?

Все задачи разрешены?

Сдают оценочные листы.

4.Домашнее задание.

А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Выполняют тест

Отвечают, затем обмениваются работами для взаимопроверки по образцу. Выставляют отметку.

(-,+,-,+,-+)

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму

Выходят к доске и клеят листочки на дерево.

.Домашнее задание.

Повторить материал темы «Вода на Земле»

Творческое задание: сочинить,сказку, нарисовать плакат или рисунок по теме сегодняшнего урока «Вода на Земле» 

Пример синквейна с урока:

Урок географии

Интересный, познавательный

Путешествовали, искали, узнавали

Быстро прошел урок.

Здорово!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по географии в 6 классе по теме "Вода на Земле"

Урок разработан по учебнику 6 классф «География. Начальный курс» Авторы: Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2011....

План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.

План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"...

Технологическая карта урока по теме "Вода на Земле" 5 класс УМК "Вентана-Граф".

Технологическая карта к уроку по теме "Вода на Земле" 5 класс....

Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"

Урок географии в 5 классе по теме "Вода на Земле"...

Конспект урока по географии 5 класс. Тема: "Вода на Земле"

План – конспект урока по географииТема урока: «Вода на Земле» Класс:  5Цель урока: Углубление знаний о понятии гидросфера, роли гидросферы в природе. Для  достижения д...

Конспект урока на тему "Вода на Земле"

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТДидактическая цель: создать условия для первичного ус...

Задания для оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс: 7

Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс:7...