Конспект урока на тему "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_voda_na_zemle.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

 

Конспект урока на тему «Вода на Земле»

Учитель географии

Пастухова И.В.

2021

Велиж

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

   Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как  оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.

   Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической

картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами, создать условия для совершения учащимися «малых открытий»,

привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала  делать обобщения и выводы.

   Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитии коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Личностныеосознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

   Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная .

   Оборудование для учителя: 

- мультимедийная презентация;

- видеофильм « Гидросфера Земли»;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

- физическая карта полушарий;

- глобус, вода в стакане.

   Оборудование для учеников: компьютер; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, 2012г.; оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, кусочек сахара-рафинада, столовые ложки, тарелки.

   Используемая методическая литература: 

1.Поурочные разработки по географии.Никитина Н.А.

2. Уроки географии с применением информационных технологий. Долгорукова С.В. Кугут И.А.

Предмет исследования: вода – источник жизни;

Краткое описание: 

Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека

Как Тема: Вода на Земле

Структура  и ход  урока:

 1.Мобилизующий этап

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Организационный момент.

Итак, мы начинаем самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня мы узнаем много интересного, так как будем говорить о самом удивительном и загадочном веществе на земле. А вот что это за вещество мы узнаем, отгадав загадку…

Я и туча, и туман,

И ручей и океан,

И летаю и бегу

И стеклянной быть могу. Слайд

- Да, верно,  сегодня на уроке речь пойдет о воде. Сегодня мы поговорим с вами о её, величестве ВОДЕ. Объявляю тему урока Слайд

(.Фильм о воде)

Откройте тетрадь и запишите, пожалуйста, в тетради число. Ну что же пора действовать, а чтобы действовать, необходимо поставить цель

Давайте определим цели нашего урока.

Называют цель урока ( Получить знания о воде)

К нашей цели мы будем идти поэтапно, решая несколько задач, давайте их определим.

-Чтобы вы хотели узнать о воде?

- Какая она вода? Какую роль выполняет вода? Для чего нужна вода? Почему она не заканчивается и хватит ли воды всем людям? Слайд

Сегодня на уроке мы должны:

1  этап

Слайд Вода! …..Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете»

Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Какую роль выполняет вода?

Давайте послушаем информацию наших исследователей о роли воды. ( выступление учащихся роли воды)

Ученик 1. Жизнь на земле зародилась именно в водной среде. Все организмы более чем на 60% состоят из воды, растение на 75-95%, рыбы примерно на 70%, животные более чем на 60%, организм человека содержит около 65% воды. В организме человека вода:

- увлажняет кислород для дыхания;

- регулирует температуру тела;

- помогает организму усваивать питательные вещества;

- защищает жизненно важные органы;

- смазывает суставы;

- выводит различные отходы из организма.

Человек начинает испытывать жажду, когда количество воды в его теле уменьшается на 1-2%

Потеря 10% влаги от веса тела может привести к необратимым изменениям в организме, а потеря 20% (7 - 8л) уже смертельна.

  В сутки нужно употреблять от 2 до 3 литра воды . СЛАЙД

Ученик 2. Все растения могут потреблять питательные вещества, которые содержатся в почве только с водой. Если бы не приток воды из почвы в растения, все травы, даже растущие на самых богатых почвах погибли бы от голода. Некоторые растения могут долгое время обходится без воды, например саксаул, растущий в пустыне, а другие такие как эвкалипты, растущие в Австралии выпивают до 400л. воды и их называют естественными насосами. Воду называют кровью Земли, она как и кровь снабжает питательными веществами обитателей рек,озер, морей. Слайд (картинка эвкалипта и саксаула)

Учитель: А как люди используют воду(Ответы детей).

- Для чего нужна вода?

Учитель: Вода нужна нам не только для питья. Без нее не умоешься и не постираешь. - Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам ходит огромное множество рыболовных судов. Вода вырабатывает электрический ток, работая на электростанциях. А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью ходят суда, везут различные грузы, пассажиров. Значит, вода для человека-это…помощник

Много ли воды необходимо человеку?

Ученица: Я узнала сколько и для чего моя семья ( в моей семье 4 человека)  использует воды в день:
 - приготовление пищи  = 10-15 литров

  - мытье посуды = 20-30 литров

  - стирка = 100-120 литров

  - чистка зубов = 1-2 литра на человека  ( 1*4=4 литра)

  - принятие душа = 35-50 литров (35*4=140)

  - уборка квартиры, полив цветов = 5 - 8 литров
Значит, моей семье в день требуется 280-300 литров. В месяц примерно   8300 литров, а в год – 99 600 литров. А еще воду используют предприятие, сельское хозяйство, воду пьют животные

Ученик 4

Вы, слыхали, о воде? Слайд(картинки с водой)

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить

Учитель Ребята, так можно, сказать, что вода действительно главное богатство на Земле? ( ответы учащихся)

« ВОЗНИЦА Природы» так называл воду Леонардо да Винчи

« Вода краса всей природы» сказал однажды русский писатель Аксаков

2этап

- Какие сведения о воде Вам уже известны?

Посмотрите внимательно на воду. ( показываю стакан с водой)

-Какая она?

  • (Прозрачная, жидкая.)
    Имеет ли чистая вода запах? (Нет.)
  • Имеет ли вода цвет? (Нет).
  • Имеет ли вкус?
  • Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется).
  • Если переливать воду в другой стакан – она течёт

Подведём итог: вода какая?

Слайд .

Читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, вкуса растворитель, обладает текучестью

- Существует мнение что Вода – самая загадочная жидкость на Земле?»

Как вы думаете. Почему воду так называют? (выслушиваются мнения учащихся).

Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла.

- Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

- А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

- Значит, какой вывод можно сделать о состоянии воды?

Вода на нашей планете находится в трех состояниях : жидком, твердом и газообразном. .) Вода - уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое.

Слайд

Заполните схему в тетради стр.63.зад.2 и постарайтесь самостоятельно привести примерыгде можно наблюдать воду в твердом состоянии? (Лед,град, снег) В жидком состоянии?( Дождь,роса, река, ручеек) В газообразном? (Пар, туман).

- Давайте проверим, как вы справились с заданием

Слайд

Слайд

  • Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при температуре +4°С вода самая «тяжёлая»; опускаясь на дно рек, озёр, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Как видите у воды много удивительных свойств, которые делают её непохожей на другие вещества. Но среди них есть одно, самое необычное

- Как вы думаете, что это за свойство? Это её бессмертие.

3 этап

Вода образует водную оболочку? Вы, знаете, как она называется?

-Давайте обратимся к учебнику стр.113 Вы сейчас найдете, в тексте, как называется водная оболочка Земли. И из каких частей она состоит.

Самост. работа с учебником  параграф 23, пункт 1).

Дополните схему в тетради стр. 63, зад.3

Итак, мы с вами решили еще одну задачу. Какую?

Мы выяснили, что водную оболочку называют «Гидросфера» и что она состоит из трех частей

- Каких? (дети отвечают) Слайд

4этап

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? Хватит ли её всем жителям планеты? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь - кто считает - Много. И Вы – правы!)

Слайд

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется  одноцветным  – голубым.

- Почему?

- Что изображают на глобусе голубым цветом? (Ответы детей Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока

Воды так много что, ее вес измеряют не в кг., или тоннах, а в км. куб.

Вес 1км. куб. равен 1млрд. тонн. На каждого человека приходится 250млн. тонн. Пей, не хочу! Но, к, сожалению, все не так просто.

В чем тут проблема? К решению этой проблемы мы вернемся после минутки отдыха.

Слайд

Минутка отдыха

Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, 
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.

Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься

Итак, в чем же тут проблема?

- Откройте учебник стр.114, рис 137. Посмотрите, как распределяется вода на Земле

Больше всего воды приходится на Мировой океан. – 96%

Материки и острова делят М.О. на 4 океана. Обратимся к карте стр.116 найдем их на карте.

Слайд

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный океан, водное пространство, окружающее Антарктиду.

Но вода в океане - какая?

Стр. 115, 4абзац

- Её можно использовать для питья?

- В промышленности?

И остается всего лишь 4% полезной воды, воды, которую можно использовать. Много это или мало? А вспомните, сколько литров воды в сутки расходует каждый житель планеты, а еще с/х,

А вода не заканчивается, реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой.

Как вы думаете, над какой проблемой мы сейчас будем работать?

- Мы должны сейчас выяснить, почему вода на Земле не заканчивается?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

Длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Слайд 30. Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

1. Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу.

Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

-А вода испаряется только с поверхности океана?

2. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь.

- Дождевая вода пресная или соленая? ( пресная)

-А куда же соль девалась?

3. Выпавшая на землю вода стекает в океан, моря, реки, часть воды просачивается в землю в подземные воды.

4. Ветер переносит облака.( Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

5. Вода обратно возвращается в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

Теперь вы сможете ответить на вопрос:-

- Почему вода на Земле не заканчивается? Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а океан не переполняются водой?

  Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

   Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

4.Закрепление нового материала:

Слайд

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля -71% воды, суши-29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в нашем городе множество киосков по продаже питьевой воды. Почему? Слайд

Учитель. Конечно, людям требуется только чистая вода, которой с каждым годом становится меньше.

А кто загрязняет воду?

(заводы и фабрики потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными продуктами отходов. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества.)

Учитель. Как вы думаете, что происходит в грязной воде с организмами? (Ответы детей). В воде гибнет жизнь. Рыбы, раки, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источниками тяжелых заболеваний. Река болеет, ее воды не могут быть использованы человеком.

- Что же нужно сделать, чтобы защитить воду от загрязнений? (Ответы детей). 
Учитель. Чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязненная вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют.

-Ребята, а как человек должен беречь воду? (Ответы детей)..

Учитель Воду необходимо экономить и бережно использовать. Когда вода понапрасну течет из крана, его надо закрыть. Но бывает, мы зря расходуем много воды, даже не замечая этого. К примеру:
Ты моешь руки, умываешься под сильной струей, прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
Научись чистить зубы так, ч.б. не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды ты сбережешь!
Учитель . -Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла вода. Берегите воду! Слайд

5.Рефлексия.  

Слайд 33

Учитель  Давайте подведём итоги нашего урока.

- Достигли ли мы цели урока

Слайд 33

  • Сегодня я узнал (а) ….
  • Я знаю, что….
  • Мне было трудно….
  • Меня удивило……
  • Я сегодня понял, что…..

-Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

-На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

-Я предложила вам тест разной сложности 1 уровень более легкий, а 2 уровень более сложный.

- Определите сами задание, какого уровня вы будете выполнять.

Слайд Домашнее задание

У вас на столе лежат капельки веселые и хмурые

Я вас прошу:  Уходя с урока сдать мне Ваши тесты и прикрепить к доске

- веселую капельку к облаку, если на уроке Вам было интересно, и Вы всё поняли,

- хмурую, если урок Вам не понравился было скучно.

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

ΙΙ. Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали со схемами.

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

* Отметить учеников, которые хорошо приводили аргументы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "День Земли"

Урок-экологическая конференция в 5 классе...

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект уроки природоведения "Формы поверхности Земли"

Урок природоведения в коррекционной школе 8 вида....

Конспект урока "Путешествие к центру Земли"

Конспект урока по природоведению (естествознанию) в 5 классе "Путешествие к центру Земли"...

Конспект урока географии "Вода на Земле." 5 класс

Урок географии в 5 классе по ФГОС ООО...

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

Конспект урока "Родимая моя - Российская земля!"

В работе приводится развернутый план-конспект урока....