План-конспект урока на тему:"Вода на Земле" - 5 класс.
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

План-конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: "Изучение нового материала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 5 классе.

Автор: Федотова Е.Н.

Место работы: МБОУ Олсуфьевская основная общеобразовательная школа Жуковский район Брянская область.

Должность: учитель географии и биологии

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: Вода на Земле.

План – конспект урока

Тема: Вода на Земле.

Цель урока:

            - познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.

- развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно  в парах.

- воспитывать рациональное правильное отношение к использованию воды.

Задачи:

   - обучающие:

               

                    - сформировать общие представления о водной оболочке Земли –гидросфере,

                       ее составе и строении, о Мировом круговороте воды.                    

                   - доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей

                      и гидросферой.

 

- развивающие:

                     - развивать память, мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы          

                       на основании  изучаемого материала.

                     - развивать познавательный интерес, самостоятельность, осознанное  отноше-

                       ние к предмету путем использования элементов проблемного обучения.

                     - развивать навыки  работы с учебником, картами, построения схем.

- воспитательные:

                     - Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, окружающему миру.

                     - воспитывать  интерес к собственным открытиям на уроке.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа.

Техническое оборудование: учебник, физическая карта полушарий, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

  1. Мобилизующий, (организационный  этап. (2 мин.)

( приветствие учителя, друг друга, проверка готовности к уроку).

Учитель: Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                 Настройтесь на урок,  раскрепоститесь.

                Урок начнем мы, как всегда,

                С вопроса: Все готовы?

  Ученики: Да!

Учитель: Я вас приветствую на самом загадочном и интересном уроке – уроке географии.

2.Определение темы урока. (самоопределение)

Отгадывание загадок (слайд №1)

Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою.

Мы говорим: она течет, мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперед, но никуда не убегает.

С горы сбегая без труда, она гремит, как гром!

В морозный день она тверда – руби хоть топором.

Нагрей ее -  к небесам она взлетит!

Посмотрите на глобус. Если его быстро вращать, то он покажется голубым, одноцветным. На карте этим цветом изображается вода. Сегодня на уроке речь пойдет о воде.

(Открываем тетради, записываем тему урока).

Эпиграфом нашего урока будут слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. (Печатный текст на доске).

«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете.»

Что вы знаете о воде? А что бы вы хотели узнать? (Слайд 2)

Почему глобус при быстром вращении становится голубым цветом?

Чтобы ответить на этот вопрос вы должны построить схему в тетради.

 Нарисуйте в тетради схему Земли (круг). Закрасьте поверхность суши зеленым  или коричневым цветом, а воду – голубым. Если мы знаем, что соотношение суши и воды 1/4 (25%). Ответить на поставленный вопрос.

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе?)

Чтобы найти ответ обратимся к учебнику.

Работа в парах по карточкам. Задания распечатаны на листках на каждую пару.

Карточкам №1.

Найдите ответы на вопросы в тексте учебника параграфа 23, стр. 113 п.1

1.Как называется водная оболочка Земли? Выписать определение.

Вспомните, в каких трех состояниях встречается вода в природе? Вспомните, как в календаре погоды обозначают три состояния воды?

1.-------------- 2--------------3--------------.

Назовите три составные части  гидросферы. Зарисуйте в виде схемы.

   Состав гидросферы Земли

_____________________________

  /                      /                        /        

Актуализация знаний.

Постановка проблемы. Все части гидросферы связаны между собой. Как это происходит?

                                        Почему вода на Земле никогда не кончается?

С.П.Щипачев

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

Длинный, по широтам  меридианам,

Стать сгустившимися облаками
Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля  на сады. (Слайд №3)

 О каком процессе здесь идет речь? Как он называется?

Ответить на вопросы на стр.113 учебника, рис. 136. посмотреть материал на интерактивном пособии.

Сделайте вывод о круговороте воды в природе.

Благодаря каким свойствам воды возможен этот процесс?

Состояния воды

____________________

  /            /               /

Заполнить схему в тетради.

Ребята, обратите внимание на таблицу рекордов по обмену воды (Слайд № 4)

Человек -2-3 часа

Воздух -8 суток

Река – 14 суток

Озеро – 7-300лет

Океан – 3000 лет

Подземные воды – 5000 лет

Ледники – 8000 лет

 Мировой океан. ( слайд №4)

Самостоятельно изучить материал на стр 115, Мировой океан

На физической карте полушарий покажите океаны Земли в порядке уменьшения их площади.Что называют морями? Назовите крупные моря планеты.

Каков состав морской воды?

Воды суши.

Инструктивная карточка №2

1.Заполните схему:

Воды суши

___________________

/        /         /          /

  1. Что бы это значило?

0,02% ------------_________________

\2%  _________________________

  1. Записать определения новым понятиям в тетрадь:

Ледники, айсберги, подземные воды, источник (родники)

(Слайды №5, №6, №7, №8).

4.Почему вода в атмосфере всегда пресная?

5.Как человек использует воду?

6. Нужно ли беречь воду?

 Сообщение учащегося : «Об охране вод»

Закрепление нового материала:

Возвращаемся к началу нашего урока. (Слайд №2) Удалось ли нам получить ответы на все ваши вопросы?

Отвечаем на вопросы.

Выставление оценок и комментарий ответов учащихся. (2-3 минуты)

Домашнее задание:

     Выучить параграф  23 учебника.

     Нанести на контурную карту все географические объекты, встретившиеся в параграфе.

 « Путешествие капельки воды.» (творческое задание по выбору, рассказ, рисунок или презентация).

Рефлексия  «2 -3 минуты»

Охарактеризуйте свою деятельность на уроке  степень усвоения материала:

У каждого на парте 3 листика означающие:

Зеленый – было интересно, я все понял.

Коричневый – урок понравился, но некоторые моменты я не усвоил.

Красный – мне на уроке было скучно.

Выберите одну из фраз для соседа по парте:

- Ты молодец

- Я доволен твоей помощью

- Ты мог бы работать лучше

Итог учителя. (Я довольна. Рада буду вас видеть на следующем уроке!).

Список литературы и  интернет – ресурсов.

Учебник. География. Начальный курс. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.

Издательство «Дрофа» Вертикаль.2012г.

Физическая карта полушарий.

Атлас и контурные карты. География 5 класс. ФГОС «Дрофа»

Geo.1 september. ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме:"Волейбол". Юноши 11 класс

Задачи урока: 1) Совершенствование приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу; 2) совершенствование прямого нападающего удара; 3) развитие быстроты реакции и координационных способностей...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

План конспект открытого урока по теме "Christmas"в 4 классе

План конпект урок по теме "Рождество" в 4 классе ....

Развёрнутый план-конспект открытого урока на тему «Гигиена дыхания» 8 класс 1 час Технология: критического мышления, ИКТ

Урок на тему «Гигиена дыхания»Цели урока:выяснить,  какие факторы негативно влияют на дыхательную систему;сформировать представление о заболеваниях верхних дыхательных путей;раскрыть меры профила...

План-конспект открытого урока по теме "Еда" для 6 класса Spotlight.

План-конспект открытого урока по теме "Еда" по ФГОС....

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс

План-конспект открытого урока по теме "Тепловые явления" 8 класс (уч. "Физика. 8 класс" А.В.Перышкин)...

План-конспект открытого урока по теме "Animals" в 5 классе

Конспект урока английского языка по ФГОСУчитель английского языка: Батырова А.В.Дата проведения: Учебный предмет: английский языкКласс: 5-4УМК: Английский язык: 1-й год обучения. 5 кл.: учебник /...