Задания для оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс: 7
тест по географии (7 класс)
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Вода на Земле. Класс:7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_eng_voda_na_zemle._7_klass.docx | 97.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Халхарова Н.Д., учитель географии
МБОУ «Сосново – Озерская СОШ№2»
ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
«ВОДЫ СУШИ»
Прочитайте внимательно текст 1 и выполните задание. На выполнение работы отводится 10 минут.
Текст 1.
Гидроэлектростанция
Гидроэнергетика считается экологически чистым способом получения электроэнергии. Это универсальная, гибкая отрасль, которая в самом малом размере может питать один дом, а в самом большом –– снабжать промышленность и население возобновляемой электроэнергией. Гидроэлектростанции (ГЭС) строят на реках, сооружая высокую плотину и создавая большие водохранилища.
Чтобы производить гидроэлектричество, необходимо наличие трёх компонентов: движущейся воды, турбины и генератора. ГЭС –– это заводы, которые преобразуют энергию падающей воды в электричество. Плотина строится через реку, чтобы поднять уровень воды, с которого может осуществляться её падение, необходимое для развития движущей силы. Проточная вода поворачивает колесо турбины, которое соединено с генератором. Генератор имеет ротор, который вращает турбина. При повороте ротора генератора производится электричество.
Причина, по которой выработка электроэнергии ГЭС составляет лишь около 20% мирового производства электричества, заключается в необратимом влиянии на экосистему по всему руслу реки и ирригацию прилегающих территорий. Размеры всего гидроузла, включая водохранилище, достигают сотен тысяч гектаров.
Задание. Прочтите текст и выполните задания
1. Почему гидроэлектростанции относят к экологически чистым и возобновляемым источникам электроэнергии? | |
2. В процессе выработки электроэнергии на ГЭС происходят преобразования одних видов энергии в другие. Установите последовательность преобразования видов энергии при работе ГЭС. 3. ГЭС на реке Янцзы имеет бетонную плотину длиной 2309 м и высотой 185 м. Почему для мощных ГЭС важна высота плотины? |
5. У ГЭС, как и у любых других электростанций, есть недостатки и преимущества. Выберите среди предложенных утверждений те, которые относятся к экологическим недостаткам работы ГЭС.
1) В процессе работы практически не тратятся природные ресурсы.
2) Электроэнергия производится постоянно, есть возможность регулировки производимой мощности.
3) При строительстве водохранилища затапливаются большие территории.
4) Плотина мешает естественной миграции рыбы в реке.
5) Водохранилище ГЭС решает проблему водоснабжения прилегающих районов.
6) Сброс воды при работе электростанции производит сильный шум.
Текст 2.
Прочитайте внимательно текст 2 и выполните задание. На выполнение работы отводится 10 минут
Артезианская скважина
Артезианской называют буровую скважину, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод. Артезианские воды есть на всей территории России, но на значительной глубине. Например, в Московской области она может быть от 35 до 250 м.
Артезианские водоносные горизонты залегают между двумя водоупорными слоями и надёжно защищены от поверхностного загрязнения. В отличие от грунтовых вод они часто имеют отдалённую область питания –– за несколько километров и даже за десятки и сотни километров. При вскрытии скважины уровень артезианской воды всегда устанавливается выше водоупорного слоя водоносного горизонта, а иногда артезианская вода сама изливается из скважины (фонтанирует).
| ||||||||||||
|
2. На каком из уровней (А, В, С или D) находится поверхность области питания артезианских вод для скважины, показанной на рисунке?
3. При каком условии вода будет фонтанировать из артезианской скважины? Ответ поясните.
Критерии оценивания
Текст 1
1.
Возможный ответ | |
Ответ: к экологически чистым ГЭС относят потому, что отсутствуют выбросы в атмосферу продуктов сгорания топлива, в том числе парниковых газов. К возобновляемым источникам – поскольку используется энергия рек, которая возобновляема | |
Приведено верное объяснение для двух элементов | 1 балл |
Другие варианты ответа или ответ отсутствует | 0 баллов |
2.
Ответ: 23514 | |
Указан верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
3.
Возможный ответ | |
Ответ: чем больше высота плотины, тем с большей скоростью вода подаётся на турбины, поскольку идёт превращение потенциальной энергии воды в её кинетическую энергию | |
Приведено верное объяснение с указанием на зависимость потенциальной энергии воды от высоты прилива | 1 балл |
Другие варианты ответа или ответ отсутствует | 0 баллов |
Текст 2
1.
Ответ: 3 | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
2.
Ответ: В | |
Выбран верный ответ | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
3
Возможный ответ | |
Ответ: 1) Если часть жилы с артезианскими водами находится выше поверхности земли, где бурят артезианскую скважину, то вода будет фонтанировать из артезианской скважины. 2) Это связано с тем, что скважина и жила с артезианскими водами являются сообщающимися сосудами, поэтому поверхность однородной жидкости во всех коленах должна устанавливаться на одном уровне, а так как артезианская скважина будет ниже некоторых частей жилы с артезианской водой, то вода из скважины будет выливаться | |
Приведён ответ и дано правильное объяснение | 2 балла |
Приведён только правильный ответ, а объяснение неправильное или отсутствует. ИЛИ Приведено правильное объяснение, но ответ не сформулирован | 1 балл |
Другие ответы или ответ отсутствует | 0 баллов |
Источник: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей
Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей...
задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...
Задания, развивающие естественнонаучную грамотность на уроках географии
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественнонаучными ...
Задания для оценки естественнонаучной грамотности. Тема: Атмосфера, 7 класс
Задания для оценки функционалной грамотности на уроках географии. Тема: Атмосфера.Класс: 7....
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7
Задания для оценки функциональной грамотности на уроках географии. Тема: Мировой океан. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Географическая оболочка. Класс: 7...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...