Занятие кружка «Чистая вода – существует ли она в природе?»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Семилетова Зинаида Алексеевна

Занятие кружка  «Чистая вода – существует ли она в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kruzhka_.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка

 «Чистая вода – существует ли она в природе

Цели занятия:

1.Опытным путем установить некоторые свойства для ряда образцов воды, исходя из полученных результатов, сделать выводы о чистоте воды в изучаемых водных объектах;

2.Способствовать развитию логического мышления учащихся, практических навыков в результате выполнения работы

3. Способствовать воспитанию природоохранного поведения и любви к окружающей природе.

  1. Вступление (организационный момент)

Около 4,5 миллиардов лет назад на планете Земля появилась жизнь. Согласно теории Дарвина это произошло в безмолвном, таинственном Океане, покрывавшем тогда всю поверхность планеты. Представьте себе, насколько это был чудесный, полный загадок процесс.

Первыми появились одноклеточные бактерии и водоросли. Они развивались, в течение длительного времени совершенствовали свое строение и дали начало простейшим растениям и животным… Прошло много миллионов лет, пока на Земле появился человек. Со временем он понял, что наличие разума отличает его от других обитателей планеты и начал покорять и подчинять себе все, что было на его пути. С тех пор прошло огромное количество времени, и только теперь человек стал понимать, насколько бесценно и уникально все то, что находится вокруг нас. Однако, определенное воздействие на природу уже было совершено, и, к сожалению, продолжается и сейчас.

Итак, ребята, мы продолжаем работать,  по нашему проекту.

Вспомните, а над каким проектом мы с вами работаем?

Ответ детей: Можно ли купаться в нашей речке?

«Чистая вода – существует ли она в природе?» - это тема нашего  

   сегодняшнего занятия.

Чтобы настроиться на рабочий лад, давайте вспомним  чем мы с вами  

 занимались на прошлом занятии?

Ответ: Определяли наличие примесей в  воде  из речки Гильчин

К какому выводу пришли?

Ответ: В воде был обнаружен свинец.

Как он мог попасть в нашу речку?

Ответ: Рядом проходит трасса. Часто около воды стоят машины рыбаков.

Вспомните:  что это за метод биоиндикации?

У вас на столах таблички , внимательно рассмотрите их, вспомните, что мы видели под микроскопом, у вас на столах образцы, при помощи этого метода определите к какому типу мы отнесём нашу речку?

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоемов

Личинки веснянок

Личинки поденок

Личинки ручейников

Личинки вислокрылок

Двустворчатые моллюски

Бокоплав 

Речной рак

Личинки стрекоз 

Личинки комаров - долгоножек 

Моллюски-катушки,

моллюски-живородки

Личинки комаров-звонцов

Пиявки

Водяной ослик 

Прудовики

Личинки мошки 

Малощетинковые черви

По данной таблице видно, что наша речка относится к загрязнённым водоемам.

Сегодня мы с вами будем изучать некоторые свойства ряда образцов воды: водопроводной, колодезной, воды из реки Гильчин и талой воды и вода из водопровода школы. У вас на столах находится оборудование, при помощи которого мы будем проводить исследование, но прежде вспомним о правилах техники безопасности:

(слайд)

  1. В работе применяются стеклянные пробирки, обращаться с которыми нужно аккуратно.
  2. В пробирках находятся химические вещества, поэтому необходимо работать осторожно, не мешая и не отвлекая друг друга.
  3. Проводить опыты необходимо над партой, а не над собой.
  4. Все действия производить только с команды учителя. Все работаем одновременно, не забегая вперед и не отставая.
  5. Если случается непредвиденная ситуация – поднимаете руку – подзываете учителя.

                Результаты работы мы заносим в таблицу, которая лежит у вас  на столе.. Таблицу заполняем последовательно, по столбцам: запах, наличие осадка, наличие соединений хлора. После заполнения каждого столбца будем делать небольшие выводы.

Помните: научным фактом считаются только те данные, которые записаны в дневник наблюдений. Поэтому тщательно записывайте все то, что делаете и видите.

                Первый этап работы: «Определение запаха»

                В штативах помещены пронумерованные пробирки – каждый образец воды имеет свой номер:

  1. водопроводная
  2. колодезная
  3. вода из р.Гильчин
  4. талая вода
  5. вода водопровода школы

 

                                  Скажите, должна ли иметь запах обычная чистая вода?

                 — Нет.

                Запомните это и приступайте к работе. Если данный образец воды имеет запах в таблицу ставьте знак «+», если не имеет, то знак «-».

                Определение запаха у каждого из образцов воды производится осторожным помахиванием кисти руки.

(показывается слайд  видов запаха)

Образец воды

Наличие запаха

1. Водопроводная

2. Колодезная

3. Вода из р. Гильчин

4. Талая вода

5 вода  школы

Итак, под категорию «чистая вода» на данном этапе подходят какие образцы воды?

Второй этап работы: «Определение наличия осадка».

  Что такое осадок?

— Осадок представляет собой посторонние частицы, которые со временем оседают на дно сосуда.

                На этом этапе работы нам помогут черные и белые листы бумаги, лежащие у каждого на столе. Поочередно мы будем помещать на их фон образцы воды, отмечать наличие или отсутствие осадка и заносить при помощи «+» и «-» результаты в таблицу.

Определение наличия или отсутствия осадка поочередно для каждого из образцов воды.

Образец воды

Наличие запаха

Наличие осадка

  1. Водопроводная

  1. Колодезная

  1. Вода из р.Гильчин

  1. Талая вода

  1. Вода школы

   О чем говорит наличие осадка в воде?

—  Присутствие осадка свидетельствует о наличии в воде посторонних веществ биологического или химического происхождения. На данном этапе под категорию «чистая вода» подходит только первый образец воды.

        

Третий этап работы: «Определение наличия соединений хлора».

Вы знаете, что хлор и его соединения – одни из самых опасных веществ для всей окружающей среды. Попробуем определить соединения хлора в наших образцах воды при помощи нитрата серебра.

Доказательством служит появление интенсивного белого осадка, хорошо заметного на черном фоне. Появление белого осадка будет свидетельствовать о наличии соединений хлора в воде.

Определение соединений хлора в каждом из образцов воды при помощи нитрата серебра.

Образец воды

PH

Наличие запаха

Наличие осадка

Наличие соединений

хлора

  1. Водопроводная

  1. Колодезная

  1. Вода из р. Гильчин

  1. Талая вода

  1. Школа

Итак, к какому выводу  мы пришли?

Какая вода больше подходит под эталон чистой воды?

А существует ли чистая вода в природе?

Ребята с учителем делают выводы и определяют задачи на следующее занятие.

Районное методическое объединение учителей географии

Выполнила: Семилетова З.А.-

                                                                     учитель географии

  МОУ Тамбовская СОШ

2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"

Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы  и членов их семей  бережному отношению к природе....

Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»

Цели:·        Познакомить учащихся со свойствами воды.·        Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...

Внеурочное занятие по программе "Чистая вода"для 5 класса

В данной работе представлены материалы к внеурочному занятию по программе "Чистая вода" для учащихся 5 класса по  теме  "Молекула воды - какая ты?", а именно:пояснительная записка;технологич...

Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"

Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...

Презентация по химии на тему: "Вода существует везде".

Данная презентация отражает в себе: водные ресурсы земного шара, физические и химичес кие свойства воды, значение воды в природе и в практической деятельности человека....

Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"

Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...

"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)

Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций....