Занятие кружка «Чистая вода – существует ли она в природе?»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Занятие кружка «Чистая вода – существует ли она в природе?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kruzhka_.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка
«Чистая вода – существует ли она в природе?»
Цели занятия:
1.Опытным путем установить некоторые свойства для ряда образцов воды, исходя из полученных результатов, сделать выводы о чистоте воды в изучаемых водных объектах;
2.Способствовать развитию логического мышления учащихся, практических навыков в результате выполнения работы
3. Способствовать воспитанию природоохранного поведения и любви к окружающей природе.
- Вступление (организационный момент)
Около 4,5 миллиардов лет назад на планете Земля появилась жизнь. Согласно теории Дарвина это произошло в безмолвном, таинственном Океане, покрывавшем тогда всю поверхность планеты. Представьте себе, насколько это был чудесный, полный загадок процесс.
Первыми появились одноклеточные бактерии и водоросли. Они развивались, в течение длительного времени совершенствовали свое строение и дали начало простейшим растениям и животным… Прошло много миллионов лет, пока на Земле появился человек. Со временем он понял, что наличие разума отличает его от других обитателей планеты и начал покорять и подчинять себе все, что было на его пути. С тех пор прошло огромное количество времени, и только теперь человек стал понимать, насколько бесценно и уникально все то, что находится вокруг нас. Однако, определенное воздействие на природу уже было совершено, и, к сожалению, продолжается и сейчас.
Итак, ребята, мы продолжаем работать, по нашему проекту.
Вспомните, а над каким проектом мы с вами работаем?
Ответ детей: Можно ли купаться в нашей речке?
«Чистая вода – существует ли она в природе?» - это тема нашего
сегодняшнего занятия.
Чтобы настроиться на рабочий лад, давайте вспомним чем мы с вами
занимались на прошлом занятии?
Ответ: Определяли наличие примесей в воде из речки Гильчин
К какому выводу пришли?
Ответ: В воде был обнаружен свинец.
Как он мог попасть в нашу речку?
Ответ: Рядом проходит трасса. Часто около воды стоят машины рыбаков.
Вспомните: что это за метод биоиндикации?
У вас на столах таблички , внимательно рассмотрите их, вспомните, что мы видели под микроскопом, у вас на столах образцы, при помощи этого метода определите к какому типу мы отнесём нашу речку?
Обитатели чистых вод | Организмы средней степени чувствительности | Обитатели загрязненных водоемов |
Личинки веснянок Личинки поденок Личинки ручейников Личинки вислокрылок Двустворчатые моллюски | Бокоплав Речной рак Личинки стрекоз Личинки комаров - долгоножек Моллюски-катушки, моллюски-живородки | Личинки комаров-звонцов Пиявки Водяной ослик Прудовики Личинки мошки Малощетинковые черви |
По данной таблице видно, что наша речка относится к загрязнённым водоемам.
Сегодня мы с вами будем изучать некоторые свойства ряда образцов воды: водопроводной, колодезной, воды из реки Гильчин и талой воды и вода из водопровода школы. У вас на столах находится оборудование, при помощи которого мы будем проводить исследование, но прежде вспомним о правилах техники безопасности:
(слайд)
- В работе применяются стеклянные пробирки, обращаться с которыми нужно аккуратно.
- В пробирках находятся химические вещества, поэтому необходимо работать осторожно, не мешая и не отвлекая друг друга.
- Проводить опыты необходимо над партой, а не над собой.
- Все действия производить только с команды учителя. Все работаем одновременно, не забегая вперед и не отставая.
- Если случается непредвиденная ситуация – поднимаете руку – подзываете учителя.
Результаты работы мы заносим в таблицу, которая лежит у вас на столе.. Таблицу заполняем последовательно, по столбцам: запах, наличие осадка, наличие соединений хлора. После заполнения каждого столбца будем делать небольшие выводы.
Помните: научным фактом считаются только те данные, которые записаны в дневник наблюдений. Поэтому тщательно записывайте все то, что делаете и видите.
Первый этап работы: «Определение запаха»
В штативах помещены пронумерованные пробирки – каждый образец воды имеет свой номер:
- водопроводная
- колодезная
- вода из р.Гильчин
- талая вода
- вода водопровода школы
Скажите, должна ли иметь запах обычная чистая вода?
— Нет.
Запомните это и приступайте к работе. Если данный образец воды имеет запах в таблицу ставьте знак «+», если не имеет, то знак «-».
Определение запаха у каждого из образцов воды производится осторожным помахиванием кисти руки.
(показывается слайд видов запаха)
Образец воды | Наличие запаха |
1. Водопроводная | |
2. Колодезная | |
3. Вода из р. Гильчин | |
4. Талая вода | |
5 вода школы |
Итак, под категорию «чистая вода» на данном этапе подходят какие образцы воды?
Второй этап работы: «Определение наличия осадка».
Что такое осадок?
— Осадок представляет собой посторонние частицы, которые со временем оседают на дно сосуда.
На этом этапе работы нам помогут черные и белые листы бумаги, лежащие у каждого на столе. Поочередно мы будем помещать на их фон образцы воды, отмечать наличие или отсутствие осадка и заносить при помощи «+» и «-» результаты в таблицу.
Определение наличия или отсутствия осадка поочередно для каждого из образцов воды.
Образец воды | Наличие запаха | Наличие осадка |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
О чем говорит наличие осадка в воде?
— Присутствие осадка свидетельствует о наличии в воде посторонних веществ биологического или химического происхождения. На данном этапе под категорию «чистая вода» подходит только первый образец воды.
Третий этап работы: «Определение наличия соединений хлора».
Вы знаете, что хлор и его соединения – одни из самых опасных веществ для всей окружающей среды. Попробуем определить соединения хлора в наших образцах воды при помощи нитрата серебра.
Доказательством служит появление интенсивного белого осадка, хорошо заметного на черном фоне. Появление белого осадка будет свидетельствовать о наличии соединений хлора в воде.
Определение соединений хлора в каждом из образцов воды при помощи нитрата серебра.
Образец воды | PH | Наличие запаха | Наличие осадка | Наличие соединений хлора | |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|
Итак, к какому выводу мы пришли?
Какая вода больше подходит под эталон чистой воды?
А существует ли чистая вода в природе?
Ребята с учителем делают выводы и определяют задачи на следующее занятие.
Районное методическое объединение учителей географии
Выполнила: Семилетова З.А.-
учитель географии
МОУ Тамбовская СОШ
2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по географии 6-7 класс "Чистые берега, чистая вода"
Проект "Чистые берега, чистая водв" 14.11.2013.МБОУ "Астрахановская ООШ"Главная цель нашего проекта -Привлечение учащихся школы и членов их семей бережному отношению к природе....
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»
Цели:· Познакомить учащихся со свойствами воды.· Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...
Внеурочное занятие по программе "Чистая вода"для 5 класса
В данной работе представлены материалы к внеурочному занятию по программе "Чистая вода" для учащихся 5 класса по теме "Молекула воды - какая ты?", а именно:пояснительная записка;технологич...
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
Презентация по химии на тему: "Вода существует везде".
Данная презентация отражает в себе: водные ресурсы земного шара, физические и химичес кие свойства воды, значение воды в природе и в практической деятельности человека....
Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"
Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...
"Урок чистой воды" для 7 класса (Классный час или занятие внеурочной деятельности с использованием заданий, направленных на формирование глобальных компетенций.)
Урок направлен на решение глобальной экологической проблемы - сохранение чистой воды. В содержание урока включены задания, направленные на формирование глобальных компетенций....