Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды»
учебно-методический материал (5 класс) на тему
Цели:
· Познакомить учащихся со свойствами воды.
· Учить наблюдать явления и давать им объяснение.
· Формировать умение проводить эксперимент.
· Развивать познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй» Тема «Свойства воды» | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов
«Наблюдай и исследуй»
Тема «Свойства воды»
Цели:
- Познакомить учащихся со свойствами воды.
- Учить наблюдать явления и давать им объяснение.
- Формировать умение проводить эксперимент.
- Развивать познавательный интерес.
Ход занятия
Сегодня мы будем говорить о воде. Каждый день мы встречаемся с ней. Вода – одно из самых распространённых веществ на планете. Посмотрите на глобус. Вода занимает 2/3 (70%) поверхности Земли и лишь 1/3 (30%) приходится на сушу. Вода окружает нас и в нас же находится. Тело человека почти на 70% состоит из воды, а кровь человека – на 90%. С её участием протекает множество процессов в живой и неживой природе. Вода доставляет питательные вещества к клеткам живых организмов и растений. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Вода обладает удивительными свойствами.
В: в каком состоянии находится вода при комнатной температуре?
- при комнатной температуре вода – жидкость.
Исследуем свойства жидкой воды.
Опыт 1.
В стакан налейте воду и поставьте его на газету. Можно ли различить буквы в тексте сквозь толщу воды? Опусти в стакан ложку. Видна ли ложка в воде?
Вывод: жидкая вода прозрачная.
Опыт 2.
Определите цвет воды. Для определения цвета воспользуйтесь полосками цветной бумаги. Совпадает ли цвет воды с цветом полосок.
Вывод: жидкая вода бесцветная.
Опыт 3.
Стакан с водой поднесите к носу и определите запах воды. Для сравнения определите запах кофе, лимона, одеколона. Определяется ли запах воды.
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4.
Определите вкус воды, для этого наберите немного воды в рот и подержите её во рту, не глотая. Для сравнения попробуйте на вкус лимон и сахар.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 5.
Небольшое количество воды налейте на поверхность подноса. Что происходит с водой?
- Вода растекается
Вывод: жидкая вода текуча.
Опыт 6.
Определите, какую форму имеет вода. Для этого перелейте воду в разные сосуды. Что наблюдаете?
- Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Вывод: жидкая вода не сохраняет форму.
Опыт 7.
Насыпьте в стакан с водой ложку сахара и хорошо перемешайте. Что произошло?
Все ли вещества растворяет вода? Насыпьте в стакан с водой песок. Что происходит?
Вывод: вода – растворитель. Но не все вещества растворяются в воде.
При растворении веществ в воде образуются растворы.
Опыт 8.
Загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр. Что происходит?
- Нерастворимые вещества остаются на фильтре, а вода проходит через фильтр.
Опыт 9.
Давайте выясним, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.
В две колбы наполним подкрашенной водой. Закроем их пробками, в которые вставлены стеклянные трубки. Часть воды находится в трубках над пробками. Отметим уровень воды в трубках. Одну колбу поместим в ёмкость с горячей водой, а вторую в ёмкость со снегом. Что происходит?
- В сосуде с горячей водой вода в трубке поднимается.
- В сосуде с холодной водой вода в трубке опускается.
О чём говорят проведённые исследования?
Вывод: при нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается.
Закрепление
О каких свойствах воды вы узнали сегодня на уроке?
Вывод: вода – прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, текуча, не сохраняет объём. Вода – растворитель, но не все вещества растворяются в ней. Загрязнённую воду можно очистить с помощью фильтра.
Домашнее задание
Проведите эксперимент:
- В два блюдца налейте небольшое количество воды. Одно блюдце поставьте на подоконник, а другое в морозильную камеру. Проведите наблюдение за содержимым блюдца из холодильника в течение 15 минут. Запиши в тетрадь наблюдения. За водой в блюдце наблюдай в течение нескольких дней. Что произошло с водой. Запиши в тетрадь наблюдения.
- В пластиковую бутылку набери немного воды. Маркером отметь её уровень. Бутылку поставь на сутки в морозильную камеру. Достань бутылку. Что произошло с водой? Изменился ли её уровень? Запиши в тетрадь наблюдения.
Следующее занятие начинается с обсуждения домашнего эксперимента:
Что произойдёт с водой при очень низкой температуре.
- при низкой температуре вода превратится лёд.
Лёд – это твёрдое состояние воды. В твёрдое состояние вода переходит при температуре ниже 0°C. Как изменится объём воды при замерзании? Расскажите о проведённом домашнем опыте.
- если стакан с водой поставить в холод, то через некоторое время она замёрзнет и превратится в лёд. Объём её при этом увеличится.
Почему при замерзании, объём воды увеличивается?
- превращаясь в лёд, вода расширяется.
Летом многие садоводы и огородники набирают воду для полива в бочки, а с наступлением холодов сливают её. Зачем?
- Замерзая, вода расширяется и с силой давит на дно и стенки бочек. От этого может произойти деформация.
Почему на зиму нужно утеплять водопроводные трубы?
- Если вода замёрзнет в трубах, то может произойти их разрыв.
Что произойдёт со льдом, если его занести в тёплое помещение.
- Лёд растает. Вода из твёрдого состояния перейдёт в жидкое.
Что произойдёт с водой, если оставить её на подоконнике в течение нескольких дней?
- Вода испарится.
Что такое пар?
- Пар – это газообразное состояние воды.
Можем ли мы увидеть водяной пар?
- Нет, водяной пар – это прозрачный, бесцветный, невидимый газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.
Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода, применения опорного конспекта, сопровождается презе...
Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста. Тема «Ознакомление со свойствами воды»
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Задачи:1. Расширять представления детей о неживой природе.2....
Занятие кружка для учащихся 5 – 6 классов «Наблюдай и исследуй». Тема «Воздух – невидимка»
Цели: · Познакомить учащихся со свойствами воздуха.· Учить наблюдать явления и давать им объяснение.·...
Отчёт об исследованиях на занятиях кружка "Я- исследователь". "Волшебные свойства воды"
В отчёте отражена экспериментальная деятельность учеников начальных классов, посещающих занятия кружка "Я - исследователь"....
Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"
Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...
Свойства воды открытое занятие
Конспект и презентация заняти по свойствам воды, показанное на городском семинаре....
Программа занятия кружка для учащихся 5 классов
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение основ журналистики является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать н...